Азбука здоровья

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Администрации городского округа Сухой Лог
МБОУ СОШ № 3
Приложение № 20 к ООП НОО
МБОУ СОШ № 3, утвержденной
Приказом МБОУ СОШ № 3
от 10.07.2023 г. № 127/1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности «Азбука здоровья»
Направление « Спортивно-оздоровительная деятельность»
Начальное общее образование

п. Алтынай, 2024г

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья» включает в
себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, которые
обеспечивают сохранение и укрепление физического и психического
здоровья. Она является комплексной программой по формированию культуры
здоровья учащихся, способствующая познавательному и эмоциональному
развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования.
Цель программы.
Формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа
жизни, развитие творческой самостоятельности посредством развития
здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды, направленных на
сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного
процесса.
Задачи:
1. формировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки по
здоровому образу жизни;
2.формировать у учащихся мотивационную сферу гигиенического
поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
3.обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
4.научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
5.добиться
потребности
выполнения
элементарных
правил
здоровьесбережения.
Цели и задачи программы внеурочной деятельности «Азбука здоровья»
соответствуют целям и задачам основной образовательной программы,
реализуемой в школе.
Целью реализации основной образовательной программы начального
общего образования является обеспечение планируемых результатов по
достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых
установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых
личностными,
семейными,
общественными,
государственными
потребностями и возможностями ребѐнка младшего школьного возраста,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
В процессе обучения ученик начальной школы постоянно изменяется,
самосовершенствуется, получает новые знания. А значит, образ выпускника это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый
уровень, развитию и становлению которого должна максимально
способствовать школа.

Выпускник начальной школы, должен иметь устойчивый интерес к
учению, наблюдательность, осведомленность, применять знания на практике,
быть
исполнительным,
уверенным,
добросовестным,
заботливым,
аккуратным, правдивым, инициативным, чувствовать доброту, иметь
привычку к режиму, навыки гигиены, уметь согласовывать личное и
общественное, иметь навыки самоорганизации, открытый внешнему миру.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному
направлению «Азбука здоровья» предназначена для обучающихся 1-4 классов.
Все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков
основного расписания.
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса
предполагает использование форм и методов обучения, адекватных
возрастным возможностям младшего школьника.
Количество часов программы внеурочной деятельности и их место
в учебном плане.
Программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья» предназначена
для обучающихся 1-4 классов, с учѐтом реализации еѐ учителями начальных
классов, занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с
детьми в возрасте от 6 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии
с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1
часа в неделю:
1 класс — 31 час в год, (1 занятие - 35 мин.);
2, 3, 4 классы -33 часа в год (1 занятие – 40-45 мин.).
Планируемые результаты освоения учащимися программы
внеурочной деятельности.
В процессе обучения и воспитания собственных установок,
потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового
образа жизни, культуры здоровья у школьников формируются
познавательные,
личностные,
регулятивные,
коммуникативные
универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает
достижение следующих результатов образования:
Личностные результаты — готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,
ценностно-смысловые
установки
выпускников
начальной
школы,
отражающие
их индивидуально-личностные
позиции,
социальные
компетентности, личностные качества; сформированность основ российской,
гражданской идентичности;
Метапредметные результаты — освоенные обучающимися
универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и
коммуникативные);

Предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения
учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области
деятельности по получению нового знания, его преобразованию и
применению, а также система основополагающих элементов научного знания,
лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности
«Азбука здоровья» является формирование следующих умений:
-Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и
общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические
нормы);
-В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при
поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» - является
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
1.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью
учителя.
2.Проговаривать последовательность действий на уроке.
3.Учить высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
4.Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности класса на уроке.
2. Познавательные УУД:
1.Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
2.Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,
свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
3.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
4.Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Средством
формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника,
ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
1.Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной
и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
2.Слушать и понимать речь других.
3.Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им.
4.Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
1. Осознание учащимися необходимости заботы о своѐм здоровье и выработки
форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья,

а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет
увеличение численности учащихся, посещающих спортивные секции и
спортивно- оздоровительные мероприятия;
2. Социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение
опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным
результатом
реализации
программы
внеурочной
деятельности будет сознательное отношение учащихся к собственному
здоровью.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Азбука здоровья» выпускник научится:
Понимать:
-основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных
заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
-особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего
школьника;
-особенности воздействия двигательной активности на организм
человека;
-основы рационального питания;
-правила оказания первой помощи;
-способы сохранения и укрепление здоровья;
-основы развития познавательной сферы;
-свои права и права других людей;
-соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях,
транспорте, общественных учреждениях;
-влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
-знания о полезных и вредных продуктах, значение режима питания.
Научиться:
-составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
-выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
-различать полезные и вредные продукты;
-определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
-заботиться о своем здоровье;
-находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя,
наркотиков, сигарет;
-применять коммуникативные и презентационные навыки;
-использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в
своей работе;
-оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении,
утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
-находить выход из стрессовых ситуаций;
-принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также
сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;

-адекватно оценивать своѐ поведение в жизненных ситуациях;
-отвечать за свои поступки;
-отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по
формированию культуры здоровья у учащихся развиваются группы качеств:
отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам,
отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной
программы раскрывает все стороны здоровья, учащиеся будут
демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к
старшим,
доброта,
честность,
трудолюбие,
бережливость,
дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к
прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов
для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной
деятельности.
Для учащихся начальных классов наиболее рациональным способом
подведения итогов будет игровая форма или организация коллективного
творческого дела.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения
программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания
изучаемого раздела.
Критерии оценки знаний, умений и навыков.
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической
информацией по темам курса, умение пользоваться литературой, участие в
организации выставок, элементарные представления об исследовательской
деятельности, пассивное участие в семинарах.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической
информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую
литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о
учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках,
организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по
курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований
и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить
учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в
мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
Программа построена на основании современных научных
представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого
возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и
социального здоровья.
В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на
протяжении четырех лет, что способствует обобщению, расширению и
систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой
модели поведения обучающихся. Подобное содержание отражает взаимосвязь
всех
компонентов
здоровья,
подчеркивает
взаимное
влияние

интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребность в
соблюдении личной гигиены, необходимость закаливания и правильного
питания, эмоционального отношения к деятельности, умение оказывать
первую доврачебную помощь на пропедевтическом уровне на общее
благополучие человека и его успешность в различного рода деятельности.
Программа внеурочной деятельности состоит из четырѐх частей:
1 класс «Первая ступенька к здоровью»: первичное ознакомление со
здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене,
ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими, выработка
первичных соревновательных навыков.
2 класс «Если хочешь быть здоров»: культура питания, понятие об
иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и
ядовитыми растениями нашего края, формирование у учащихся начальных
пониманий ответственности за свое здоровье.
3 класс «По дорожкам здоровья»: интеллектуальные способности,
личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их
профилактика, применение лекарственных растений в профилактических
целях. Выработка потребностей в здоровом образе жизни.
4 класс «Я, ты, он, она - мы здоровая семья»: формирование у учащихся
потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за свое
здоровье, профилактика вредных привычек.
Содержание программы внеурочной деятельности «Азбука здоровья»
отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику
здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности
соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной
школы.
Учебно- тематический план программы внеурочной деятельности
«Азбука здоровья»
1 класс
«Первая ступенька к здоровью»
Цель: первичное ознакомление со здоровым образом жизни,
формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и
продуктами их содержащими, выработка первичных соревновательных
навыков.
Срок обучения:1 год
Режим занятий: 1 час в неделю, 31 час в год
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№

Наименование разделов и тем

Часы

1

Тропинка к здоровью

1

2

Осенние дары. Витаминки в моей тарелке.

1

3

Красный! Жѐлтый! Зелѐный! (всѐ о фруктах)

1

4
5

Что значит режим дня?
На зарядку становись!

1
1

6

Экскурсия «Человек и природа»

1

7

Как обезопасить свою жизнь

1

8

В здоровом теле здоровый дух

1

9
10

До чего же я красива! До чего же я хорош!
Поговорим о зрении

1
1

11

Осанка – это красиво

1

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

Отдохнѐм на переменке
Здоровье и домашние задания.

1
1
1
Мы весѐлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим
«Прыг-скок, прыг – скок» это первый шажок к олимпийским медалям.
1
«Солнце воздух и вода – наши лучшие друзья».
1
1
Почемучка на медицинском пункте.
День здоровья. «Игра - игралка»
1
1
Спортивный час. «Снежный ком».
День здоровья «В стране здоровейки»
1
1
Спортивный праздник «В гостях у Айболита»
«Как хорошо здоровым быть»
1
1
День здоровья. «Вместе весело шагать».
В стране «Спортландия».
1
Подвижные игры: « К своим флажкам», «Медведи пчѐлы», «Мы весѐлые ребята», 1
«Альпинисты» и др..
26
Вредные и полезные привычки
1
27
Сдача норм комплекса «Прыг-скок, прыг – скок».
1
28
Школьные соревнования по лѐгкой атлетике, лыжам, шахматно- шашечный
1
турнир, весѐлые старты
29
Наша речка.
1
30
1
Подведение итогов комплекса «Прыг-скок, прыг – скок».
31
Чему мы научились за год.
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
31

2 класс
«Если хочешь быть здоровым – будь им!»
Цель: понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, спорт и его
значение, двигательный режим и режим питания, формирование у учащихся
начальных пониманий ответственности за свое здоровье.
Срок обучения: 1 год
Режим занятий: 1 час в неделю (33 часа)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№

Наименование разделов и тем

1

Что мы знаем о ЗОЖ

1

2

Берегите здоровье

1

3

Правильное питание – залог здоровья

1

4
5

Светофор здорового питания
Сон и его значение для здоровья человека

1
1

6

«Если хочешь быть здоров –закаляйся!»

1

7

Режим дня и его соблюдение.

1

8

Иммунитет – сложная задача

1

9
10

«Нет вредным привычкам»
Спорт в нашей жизни.

1
1

11

Двигательный режим дня.

1

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Почему устают глаза?
Гигиена позвоночника.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Шалости и травмы.
«Я сажусь за уроки (Переутомление и утомление)
Я и опасность
Умники и умницы. Презентация «Как развивать память»
«О вредных привычках»
День здоровья «Здоровье сгубишь – новое не купишь»
Спортивный праздник «Формула здоровья»
«Разговор о правильном питании»
День здоровья «Сильные, смелые, умелые»
Спортивный час «Снежный ком».
Управляй эмоциями и чувствами.

Часы

25
26
27
28
29

«Мы - олимпийцы».
Оказание первой помощи при травмах.
Подвижные игры: «Два мороза», «Салки с выручалками», эстафеты с мячами и
другими снарядами.
Сдача норм комплекса «Прыг- скок, прыг – скок».
Школьные соревнования по лѐгкой атлетике, лыжам, подвижным играм,
шахматно- шашечный турнир
У леса на опушке.
Весѐлые старты.

30
31
32
Подведение итогов сдачи комплекса «Прыг-скок, прыг – скок».
33
Наши успехи и достижения
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
1
1
1
1
1
1
1
1
33

3 класс
«По дорожкам здоровья»
Цель: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье,
понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применении
лекарственных растений в профилактических целях. Выработка
потребностей в здоровом образе жизни.
Срок обучения: 1 год
Режим занятий: 1 час в неделю (33 часа)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№

Наименование разделов и тем

Часы

1

«Здоровый образ жизни, что это?»

1

2

«Суд книжки над неряхой мальчишкой»

1

3

«Остров здоровья»

1

4
5
6

Игра «Смак»
Что значит правильное питание?
Ярмарка здоровой пищи

1
1
1

7

«Волшебный сундучок»

1

8

Занятие по гигиеническим навыкам

1

9
10

Устный журнал «Вредные микробы»
«Здоровье и труд рядом идут»

1
1

11
12

Своя игра «Человек и здоровье»
День здоровья «Спортивный аудит»

1
1

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

«Шутка минутка, а заряжает на час»
Заочное путешествие «Природа–источник здоровья»
«Моѐ здоровье в моих руках»
Мой внешний вид–залог здоровья
Беседа врача «Клещ энцефалитный»
День здоровья «Игровые забавы»
«Бесценный дар-зрение».
Гигиена правильной осанки
«Скорая помощь»
Спортивный праздник «Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья».
В гостях у Мойдодыра
Лесная аптека на службе человека
«Питание и здоровье» Вкусные и полезные вкусности
«Планета Здоровья». Игра
День здоровья «Мы будущие олимпийцы»
Школьные соревнования по лѐгкой атлетике, лыжам, подвижным играм,
шахматно-шашечный турнир
Спортивный час «Зимние забавы».
Легенды о происхождении олимпиады.
Игра «Мама, папа, Я – спортивная семья»
И снова в дорогу

29
30
31
32
33
Чему мы научились и чего достигли
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33

4 класс
«Я, ты, он, она - мы здоровая семья»
Цель: формирование у учащихся потребности в здоровом образе
жизни, чувства ответственности за свое здоровье, профилактика вредных
привычек.
Срок обучения: 1год
Режим занятий: 1 час в неделю (33 часа)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№

Наименование разделов и тем

Часы

1

«Здоровье и здоровый образ жизни»

1

2

Правила личной гигиены

1

3

Физическая активность и здоровье

1

4
5

Как познать себя
Питание необходимое условие для жизни человека

1
1

6

Здоровая пища для всей семьи

1

7

Как питались в стародавние времена и питание нашего времени

1

8

Щи да каша – пища наша. (Секреты здорового питания).

1

9
10

«Богатырская силушка»
Домашняя аптечка

1
1

11
«Мы за здоровый образ жизни»
12
Олимпийский марафон
13
«Береги зрение с молоду».
14
Как избежать искривления позвоночника?
15
Отдых для здоровья
16
«Моѐ здоровье в моих руках»
17
«Мы здоровьем дорожим – соблюдая свой режим»
18
«Класс не улица ребята И запомнить это надо!»
19
«Спеши делать добро»
20
«Мир вокруг нас»
21
«Экологическая тропа»
22
«Богатырские потешки»
23
Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься
24
День здоровья «Щит и меч»
25
«Вкусные и полезные вкусности»
26
Суд над вредными привычками
27
От Афин до Сочи
28
Спортивный час «Зимние забавы».
29
Олимпиада начинается в школе
30
Сдача нормативов спортивного комплекса «Кострома-спорт-здоровье»
31
Школьная спартакиада
32
Колесо истории
33
«Умеете ли мы вести здоровый образ жизни»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Ковалько В.И «Здоровьесберегающие технологии». М. « Вако»,2004 г.
Безруких М.М. Разговор о правильном питании. Методическое пособие
для учителя. - Москва, Олма - Пресс, 2004г.
Азбука здоровья. Дидактические карточки для ознакомления с
окружающим миром. М. ООО
«Маленький Гений – Пресс», 2010 – 33 с.
Гречаная Т.Б. Полезные привычки. Методическое пособие для учителя.
– Москва, Полимед, 2000
Зайцев Г.К. « Школьная валеология».С.- Петербург. « Акцидент»,
1998г.
Обухова Л.А. 135 уроков здоровья. Пособие для учителя. – Москва,
Вако, 2004
Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. Пособие для детей. – Санкт-Петербург,
Детство- Пресс, 2006
Ж. « Начальная школа», № 11, 2005 г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов - http://schoolcollection.edu.ru/
Как правильно мыть руки http://yandex.ru/video/search?text=Как правильно мыть
руки&path=wizard&parent-reqid=146513516978333115817974559042502388444758-man1-5622&filmId=wikRvEi8UXI
Дорожные знаки для детей - http://gamejulia.ru/dorozhnie-znaki-dlyadetey.html
Методическая разработка «С витаминами жить – здоровыми быть» http://www.maam.ru/detskijsad/-s-vitaminami-druzhit-zdorovym-byt-scenariirazvlechenija-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
Диагностика здорового образа жизни- http://nsportal.ru/shkola/klassnoerukovodstvo/library/2016/03/07/diagnostika-zdorovogo-obraza-zhizni
Тестирование учащихся - http://nsportal.ru/nachalnayashkola/okruzhayushchii-mir/2012/03/13/test-zdorove-i-bezopasnost
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/10/20/test-zdorovyy-obrazzhizni
https://infourok.ru/material.html?mid=8688


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».