МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Администрации городского округа Сухой Лог МБОУ СОШ № 3 Приложение № 20 к ООП НОО МБОУ СОШ № 3, утвержденной Приказом МБОУ СОШ № 3 от 10.07.2023 г. № 127/1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Азбука здоровья» Направление « Спортивно-оздоровительная деятельность» Начальное общее образование п. Алтынай, 2024г Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, которые обеспечивают сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Она является комплексной программой по формированию культуры здоровья учащихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Цель программы. Формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды, направленных на сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса. Задачи: 1. формировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни; 2.формировать у учащихся мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания; 3.обеспечить физическое и психическое саморазвитие; 4.научить использовать полученные знания в повседневной жизни; 5.добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Цели и задачи программы внеурочной деятельности «Азбука здоровья» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе. Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребѐнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. В процессе обучения ученик начальной школы постоянно изменяется, самосовершенствуется, получает новые знания. А значит, образ выпускника это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школа. Выпускник начальной школы, должен иметь устойчивый интерес к учению, наблюдательность, осведомленность, применять знания на практике, быть исполнительным, уверенным, добросовестным, заботливым, аккуратным, правдивым, инициативным, чувствовать доброту, иметь привычку к режиму, навыки гигиены, уметь согласовывать личное и общественное, иметь навыки самоорганизации, открытый внешнему миру. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника. Количество часов программы внеурочной деятельности и их место в учебном плане. Программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья» предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учѐтом реализации еѐ учителями начальных классов, занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 6 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 31 час в год, (1 занятие - 35 мин.); 2, 3, 4 классы -33 часа в год (1 занятие – 40-45 мин.). Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности. В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у школьников формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования: Личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; Метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); Предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Личностными результатами программы внеурочной деятельности «Азбука здоровья» является формирование следующих умений: -Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); -В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): 1. Регулятивные УУД: 1.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2.Проговаривать последовательность действий на уроке. 3.Учить высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану. 4.Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. 2. Познавательные УУД: 1.Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). 2.Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. 3.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. 4.Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета. 3. Коммуникативные УУД: 1.Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). 2.Слушать и понимать речь других. 3.Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. 4.Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности: 1. Осознание учащимися необходимости заботы о своѐм здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности учащихся, посещающих спортивные секции и спортивно- оздоровительные мероприятия; 2. Социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром. Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение учащихся к собственному здоровью. Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности. В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Азбука здоровья» выпускник научится: Понимать: -основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем; -особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника; -особенности воздействия двигательной активности на организм человека; -основы рационального питания; -правила оказания первой помощи; -способы сохранения и укрепление здоровья; -основы развития познавательной сферы; -свои права и права других людей; -соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях; -влияние здоровья на успешную учебную деятельность; -знания о полезных и вредных продуктах, значение режима питания. Научиться: -составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его; -выполнять физические упражнения для развития физических навыков; -различать полезные и вредные продукты; -определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье; -заботиться о своем здоровье; -находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет; -применять коммуникативные и презентационные навыки; -использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе; -оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах; -находить выход из стрессовых ситуаций; -принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания; -адекватно оценивать своѐ поведение в жизненных ситуациях; -отвечать за свои поступки; -отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора. В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у учащихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, учащиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким. Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности. Для учащихся начальных классов наиболее рациональным способом подведения итогов будет игровая форма или организация коллективного творческого дела. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Критерии оценки знаний, умений и навыков. Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах. Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий. Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья. В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырех лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся. Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивает взаимное влияние интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребность в соблюдении личной гигиены, необходимость закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности, умение оказывать первую доврачебную помощь на пропедевтическом уровне на общее благополучие человека и его успешность в различного рода деятельности. Программа внеурочной деятельности состоит из четырѐх частей: 1 класс «Первая ступенька к здоровью»: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими, выработка первичных соревновательных навыков. 2 класс «Если хочешь быть здоров»: культура питания, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края, формирование у учащихся начальных пониманий ответственности за свое здоровье. 3 класс «По дорожкам здоровья»: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применение лекарственных растений в профилактических целях. Выработка потребностей в здоровом образе жизни. 4 класс «Я, ты, он, она - мы здоровая семья»: формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за свое здоровье, профилактика вредных привычек. Содержание программы внеурочной деятельности «Азбука здоровья» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы. Учебно- тематический план программы внеурочной деятельности «Азбука здоровья» 1 класс «Первая ступенька к здоровью» Цель: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими, выработка первичных соревновательных навыков. Срок обучения:1 год Режим занятий: 1 час в неделю, 31 час в год ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № Наименование разделов и тем Часы 1 Тропинка к здоровью 1 2 Осенние дары. Витаминки в моей тарелке. 1 3 Красный! Жѐлтый! Зелѐный! (всѐ о фруктах) 1 4 5 Что значит режим дня? На зарядку становись! 1 1 6 Экскурсия «Человек и природа» 1 7 Как обезопасить свою жизнь 1 8 В здоровом теле здоровый дух 1 9 10 До чего же я красива! До чего же я хорош! Поговорим о зрении 1 1 11 Осанка – это красиво 1 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Отдохнѐм на переменке Здоровье и домашние задания. 1 1 1 Мы весѐлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим «Прыг-скок, прыг – скок» это первый шажок к олимпийским медалям. 1 «Солнце воздух и вода – наши лучшие друзья». 1 1 Почемучка на медицинском пункте. День здоровья. «Игра - игралка» 1 1 Спортивный час. «Снежный ком». День здоровья «В стране здоровейки» 1 1 Спортивный праздник «В гостях у Айболита» «Как хорошо здоровым быть» 1 1 День здоровья. «Вместе весело шагать». В стране «Спортландия». 1 Подвижные игры: « К своим флажкам», «Медведи пчѐлы», «Мы весѐлые ребята», 1 «Альпинисты» и др.. 26 Вредные и полезные привычки 1 27 Сдача норм комплекса «Прыг-скок, прыг – скок». 1 28 Школьные соревнования по лѐгкой атлетике, лыжам, шахматно- шашечный 1 турнир, весѐлые старты 29 Наша речка. 1 30 1 Подведение итогов комплекса «Прыг-скок, прыг – скок». 31 Чему мы научились за год. 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 31 2 класс «Если хочешь быть здоровым – будь им!» Цель: понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, спорт и его значение, двигательный режим и режим питания, формирование у учащихся начальных пониманий ответственности за свое здоровье. Срок обучения: 1 год Режим занятий: 1 час в неделю (33 часа) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС № Наименование разделов и тем 1 Что мы знаем о ЗОЖ 1 2 Берегите здоровье 1 3 Правильное питание – залог здоровья 1 4 5 Светофор здорового питания Сон и его значение для здоровья человека 1 1 6 «Если хочешь быть здоров –закаляйся!» 1 7 Режим дня и его соблюдение. 1 8 Иммунитет – сложная задача 1 9 10 «Нет вредным привычкам» Спорт в нашей жизни. 1 1 11 Двигательный режим дня. 1 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Почему устают глаза? Гигиена позвоночника. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Шалости и травмы. «Я сажусь за уроки (Переутомление и утомление) Я и опасность Умники и умницы. Презентация «Как развивать память» «О вредных привычках» День здоровья «Здоровье сгубишь – новое не купишь» Спортивный праздник «Формула здоровья» «Разговор о правильном питании» День здоровья «Сильные, смелые, умелые» Спортивный час «Снежный ком». Управляй эмоциями и чувствами. Часы 25 26 27 28 29 «Мы - олимпийцы». Оказание первой помощи при травмах. Подвижные игры: «Два мороза», «Салки с выручалками», эстафеты с мячами и другими снарядами. Сдача норм комплекса «Прыг- скок, прыг – скок». Школьные соревнования по лѐгкой атлетике, лыжам, подвижным играм, шахматно- шашечный турнир У леса на опушке. Весѐлые старты. 30 31 32 Подведение итогов сдачи комплекса «Прыг-скок, прыг – скок». 33 Наши успехи и достижения ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 33 3 класс «По дорожкам здоровья» Цель: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применении лекарственных растений в профилактических целях. Выработка потребностей в здоровом образе жизни. Срок обучения: 1 год Режим занятий: 1 час в неделю (33 часа) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС № Наименование разделов и тем Часы 1 «Здоровый образ жизни, что это?» 1 2 «Суд книжки над неряхой мальчишкой» 1 3 «Остров здоровья» 1 4 5 6 Игра «Смак» Что значит правильное питание? Ярмарка здоровой пищи 1 1 1 7 «Волшебный сундучок» 1 8 Занятие по гигиеническим навыкам 1 9 10 Устный журнал «Вредные микробы» «Здоровье и труд рядом идут» 1 1 11 12 Своя игра «Человек и здоровье» День здоровья «Спортивный аудит» 1 1 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 «Шутка минутка, а заряжает на час» Заочное путешествие «Природа–источник здоровья» «Моѐ здоровье в моих руках» Мой внешний вид–залог здоровья Беседа врача «Клещ энцефалитный» День здоровья «Игровые забавы» «Бесценный дар-зрение». Гигиена правильной осанки «Скорая помощь» Спортивный праздник «Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья». В гостях у Мойдодыра Лесная аптека на службе человека «Питание и здоровье» Вкусные и полезные вкусности «Планета Здоровья». Игра День здоровья «Мы будущие олимпийцы» Школьные соревнования по лѐгкой атлетике, лыжам, подвижным играм, шахматно-шашечный турнир Спортивный час «Зимние забавы». Легенды о происхождении олимпиады. Игра «Мама, папа, Я – спортивная семья» И снова в дорогу 29 30 31 32 33 Чему мы научились и чего достигли ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 33 4 класс «Я, ты, он, она - мы здоровая семья» Цель: формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за свое здоровье, профилактика вредных привычек. Срок обучения: 1год Режим занятий: 1 час в неделю (33 часа) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС № Наименование разделов и тем Часы 1 «Здоровье и здоровый образ жизни» 1 2 Правила личной гигиены 1 3 Физическая активность и здоровье 1 4 5 Как познать себя Питание необходимое условие для жизни человека 1 1 6 Здоровая пища для всей семьи 1 7 Как питались в стародавние времена и питание нашего времени 1 8 Щи да каша – пища наша. (Секреты здорового питания). 1 9 10 «Богатырская силушка» Домашняя аптечка 1 1 11 «Мы за здоровый образ жизни» 12 Олимпийский марафон 13 «Береги зрение с молоду». 14 Как избежать искривления позвоночника? 15 Отдых для здоровья 16 «Моѐ здоровье в моих руках» 17 «Мы здоровьем дорожим – соблюдая свой режим» 18 «Класс не улица ребята И запомнить это надо!» 19 «Спеши делать добро» 20 «Мир вокруг нас» 21 «Экологическая тропа» 22 «Богатырские потешки» 23 Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься 24 День здоровья «Щит и меч» 25 «Вкусные и полезные вкусности» 26 Суд над вредными привычками 27 От Афин до Сочи 28 Спортивный час «Зимние забавы». 29 Олимпиада начинается в школе 30 Сдача нормативов спортивного комплекса «Кострома-спорт-здоровье» 31 Школьная спартакиада 32 Колесо истории 33 «Умеете ли мы вести здоровый образ жизни» ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 33 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Ковалько В.И «Здоровьесберегающие технологии». М. « Вако»,2004 г. Безруких М.М. Разговор о правильном питании. Методическое пособие для учителя. - Москва, Олма - Пресс, 2004г. Азбука здоровья. Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром. М. ООО «Маленький Гений – Пресс», 2010 – 33 с. Гречаная Т.Б. Полезные привычки. Методическое пособие для учителя. – Москва, Полимед, 2000 Зайцев Г.К. « Школьная валеология».С.- Петербург. « Акцидент», 1998г. Обухова Л.А. 135 уроков здоровья. Пособие для учителя. – Москва, Вако, 2004 Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. Пособие для детей. – Санкт-Петербург, Детство- Пресс, 2006 Ж. « Начальная школа», № 11, 2005 г. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов - http://schoolcollection.edu.ru/ Как правильно мыть руки http://yandex.ru/video/search?text=Как правильно мыть руки&path=wizard&parent-reqid=146513516978333115817974559042502388444758-man1-5622&filmId=wikRvEi8UXI Дорожные знаки для детей - http://gamejulia.ru/dorozhnie-znaki-dlyadetey.html Методическая разработка «С витаминами жить – здоровыми быть» http://www.maam.ru/detskijsad/-s-vitaminami-druzhit-zdorovym-byt-scenariirazvlechenija-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html Диагностика здорового образа жизни- http://nsportal.ru/shkola/klassnoerukovodstvo/library/2016/03/07/diagnostika-zdorovogo-obraza-zhizni Тестирование учащихся - http://nsportal.ru/nachalnayashkola/okruzhayushchii-mir/2012/03/13/test-zdorove-i-bezopasnost http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/10/20/test-zdorovyy-obrazzhizni https://infourok.ru/material.html?mid=8688