Занимательная математика

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»

Приложение № 15 к АОП НОО
обучающихся с задержкой
психического развития МБОУ
СОШ № 3, утвержденной
Приказом МБОУ СОШ № 3 от
10.07.2023 г. № 127/1

Шевченко М. В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
НАПРАВЛЕНИЕ «УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ!»
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Алтынай 2023 г.

Подписан цифровой подписью:
Шевченко М. В.
DN: C=RU, OU=директор, O=МБОУ
СОШ № 3, CN=Шевченко М. В., E=
sloghkola3@yandex.ru
Основание: Я являюсь автором
этого документа

Содержание
1.
2.
3.

3
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности……………………………………………………………………………………………. 4
Тематическое планирование…………………………………………………………………………. 6

1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
Планируемые личностные результаты
Освоение курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» вносит существенный
вклад в достижение личностных результатов начального общего образования, а именно:
формирует
- становление ценностного отношения к своей Родине - России;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных
отношений.
- признание индивидуальности каждого человека;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям.
- первоначальные представления о научной картине мира;
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании.
Планируемые метапредметные результаты
Изучение курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» играет значительную
роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на
основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному
наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
2) базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных педагогическим работником вопросов;
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта,
ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе
предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей
объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного
наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях;
3) работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную
в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети
Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с
учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
2) совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования,
распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать
последовательность выбранных действий;
2) самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Планируемые предметные результаты
1) закрепить сформированность вычислительных навыков, умений выполнять устно и
письменно арифметические действия с числами, решать текстовые задачи, оценивать полученный
результат по критериям: достоверность/реальность, соответствие правилу/алгоритму;
2) развитие пространственного мышления;
3) развитие логического и алгоритмического мышления;
4) совершенствовать овладение элементами математической речи: умения формулировать
утверждение (вывод, правило), строить логические рассуждения
5) приобретение опыта работы с информацией, представленной в графической форме
(простейшие таблицы, схемы, столбчатые диаграммы) и текстовой форме: умения извлекать,
анализировать, использовать информацию и делать выводы, заполнять готовые формы данными;
6) использование начальных математических знаний при решении учебных и практических
задач и в повседневных ситуациях.

2. Содержание курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» с указанием форм
организации и видов деятельности
Основное содержание курса представлено следующими разделами: Числа. Арифметические
действия. Величины; Мир занимательных задач; Геометрическая мозаика.
1 год
2 год
3 год
4 год
№
Разделы
обучения
обучения
обучения
обучения
1.
Числа. Арифметические
14
12
14
10
действия. Величины
2.
Мир занимательных задач
6
10
14
18
3.
Геометрическая мозаика
13
12
8
6
Итого
33
34
34
34

№
п/п
1.

Содержание

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Числа.
Арифметичес
кие действия.
Величины

Названия и последовательность
чисел от 1 до 20. Числа от 1 до
100. Решение и составление
ребусов, содержащих числа

Сложение и вычитание чисел в
пределах 100. Таблица умножения
однозначных чисел и
соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки:
соединение чисел знаками дей
ствия так, чтобы в ответе
получилось заданное число, и др.

Числа от 1 до 1000. Сложение и
вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.).
Числовой палиндром: число, которое
читается одинаково слева направо и
справа налево. Поиск и чтение слов,
связанных с математикой (в таблице,
ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими
цифрами. Время. Единицы времени.
Масса. Единицы массы. Литр.

2.

Мир
занимательных
задач

Задачи, допускающие несколько
способов решения. Задачи с
недостаточными,
некорректными данными, с
избыточным составом условия.
Последовательность
«шагов» (алгоритм) решения
задачи. Задачи, имеющие
несколько решений. Обратные
задачи и задания.Ориентировка
в тексте задачи, выделение
условия ивопроса, данных и
искомых чисел (величин).

Выбор необходимой информации,
содержащейся в тексте задачи, на
рисунке или в таблице, для ответа
на заданные вопросы. Старинные
задачи. Логические задачи. Задачи
напереливание. Составление
аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи.

3.

Геометрическая
мозаика

Пространственные
представления. Понятия
«влево», «вправо», «вверх»,
«вниз». Маршрут
передвижения. Точка начала
движения; число, стрелки 1→
1↓, указы-вающие направление
движения. Проведение линии
позаданному маршруту
(алгоритму) — «путешествие
точки» (на листе в клетку).
Построение собственного
маршрута (рисунка) и его
описание.

Геометрические узоры.
Закономерности в узорах.
Симметрия. Фигуры, имеющие
одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в
исходной конструкции
(треугольники, уголки). Части
фигуры. Место заданной фигуры в
конструкции. Расположение
деталей. Выбор деталейв
соответствии с заданным контуром
конструкции. Поиск нескольких
возможных вариантов решения.
Составление и зарисовка фигур по
собственному замыслу.

Поиск нескольких решений.
Восстановление
примеров:
поиск цифры, которая скрыта.
Последовательное
выполнение арифметических
действий:
отгадывание
задуманных чисел.
Заполнение числовых
кроссвордов (судоку, какуро и
др.). Числа от 1 до 1000.
Сложение и вычитание чисел
в пределах1000.
Старинные задачи.
Логические задачи. Задачи на
переливание.
Составление аналогичных
задач и заданий.
Нестандартные задачи.
Использование знаковосимволических средствдля
моделирования ситуаций,
описанных в задачах. Задачи,
решаемые способом перебора.
«Открытые» задачи и
задания. Задачи и задания по
проверке готовых решений, в
том числе неверных.
Разрезание и составление
фигур. Деление заданной
фигуры наравные по площади
части. Поиск заданных фигур
в фигурах сложной
конфигурации. Решение
задач, формирующих
геометрическую
наблюдательность.
Распознавание (нахождение)
окружности на орнаменте.
Составление вычерчивание)
орнамента с использованием
циркуля (по об-разцу, по
собственному замыслу).

Анализ и оценка готовых решений
задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например,
найти цифровое значение букв в
условной записи: СМЕХ + ГРОМ =
ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач.
Воспроизведение способа решения
задачи. Выбор наиболее
эффективных способов решения.

Объёмные фигуры: цилиндр, конус,
пирамида, шар, куб. Моделирование
из проволоки. Создание объёмных
фигур из развёрток: цилиндр, призма
шестиугольная, призма треугольная,
куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед,
усечённый конус, усечённая
пирамида, пятиугольная пирамида,
икосаэдр(по выбору учащихся).

Формы организации и виды деятельности внеурочной деятельности «Занимательная
математика»
№
Виды деятельности
Формы организации обучающихся.
п/п
1
Познавательная
Беседы, дискуссии, соревнования
3.

Игровая

4.

Социальное творчество

Математические (логические) игры, задачи,
упражнения,
Социальные акции, конкурсы

3. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»
1 КЛАСС
Тема
№
Кол-во часов
1
Математика — это интересно. Математика - царица наук.
1
2
Танграм: древняя китайская головоломка
1
3
Путешествие точки.
1
4
Игры с кубиками. "Спичечный" конструктор.
1
5
Танграм: древняя китайская головоломка
1
6
Волшебная линейка
1
7
Праздник числа 10
1
8
Конструирование многоугольников из деталей танграма
1
9
Игра-соревнование «Весёлый счёт»
1
10
Игры с кубиками
1
11-12
Конструкторы
2
13
Весёлая геометрия
1
14
Математические игры
1
15-16
«Спичечный» конструктор
2
17
Задачи-смекалки
1
18
Прятки с фигурами
1
19
Математические игры
1
20
Числовые головоломки
1
21-22
Математическая карусель
2
23
Уголки
1
24
Игра в магазин. Монеты
1
25
Конструирование фигур из деталей танграма
1
26
Игры с кубиками
1
27
Математическое путешествие
1
28
Математические игры
1
29
Секреты задач
1
30
Математическая карусель
1
31
Числовые головоломки
1
32
Математические игры
1
33
КВН
1

2 КЛАСС
№
1
2
3

Тема
«Удивительная снежинка»
Крестики-нолики
Математические игры

Кол-во часов
1
1
1

4
5
6-7
8
9
10
11
12
13
14
15
16-17
18
19
20
21
22
23
24
25
26-27
28
29
30
31-32
33
34

Прятки с фигурами
Секреты задач
«Спичечный» конструктор
Геометрический калейдоскоп
Числовые головоломки
«Шаг в будущее»
Геометрия вокруг нас
Путешествие точки
«Шаг в будущее»
Тайны окружности
Математическое путешествие
«Новогодний серпантин»
Математические игры
«Часы нас будят по утрам…»
Геометрический калейдоскоп
Головоломки
Секреты задач
«Что скрывает сорока?»
Интеллектуальная разминка
Дважды два — четыре
Дважды два — четыре
В царстве смекалки
Интеллектуальная разминка
Составь квадрат
Мир занимательных задач
Математические фокусы
Математическая эстафета

1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1
Итого: 34 ч

№
1
2
3
4
5-6
7
8-9
10
11-12
13
14
15
16
17
18
19

3 КЛАСС
Тема
Интеллектуальная разминка
«Числовой» конструктор
Геометрия вокруг нас
Волшебные переливания
В царстве смекалки
«Шаг в будущее»
«Спичечный» конструктор
Числовые головоломки
Интеллектуальная разминка
Математические фокусы
Математические игры
Секреты чисел
Математическая копилка
Математическое путешествие
Выбери маршрут
Числовые головоломки

Кол-во часов
1
1
1
1
2
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1

20-21
22
23
24
25
26-27
28
29
30
31
32-33
34

В царстве смекалки
Мир занимательных задач
Геометрический калейдоскоп
Интеллектуальная разминка
Разверни листок
От секунды до столетия
Числовые головоломки
Конкурс смекалки
Это было в старину
Математические фокусы
Энциклопедия математических развлечений
Математический лабиринт

2
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
1
Итого: 34 ч

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10-11
12
13
14
15-17
18
19
20
21
22-23
24
25-26
27
28-29
30
31
32
33
34

4 КЛАСС
Тема
Интеллектуальная разминка
Числа-великаны
Мир занимательных задач
Кто что увидит?
Римские цифры
Числовые головоломки
Секреты задач
В царстве смекалки
Математический марафон
«Спичечный» конструктор
Выбери маршрут
Интеллектуальная разминка
Математические фокусы
Занимательное моделирование
Математическая копилка
Какие слова спрятаны в таблице?
«Математика — наш друг!»
Решай, отгадывай, считай
В царстве смекалки
Числовые головоломки
Мир занимательных задач
Математические фокусы
Интеллектуальная разминка
Блиц-турнир по решению задач
Математическая копилка
Геометрические фигуры вокруг нас
Математический лабиринт
Математический праздник

Кол--во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
3
1
1
1
1
2
1
2
1
2
1
1
1
1
1
Итого: 34 ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».