Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» Приложение № 15 к ООП НОО МБОУ СОШ № 3, утвержденной Приказом МБОУ СОШ № 3 от 10.07.2023 г. № 127/1 Шевченко М. В. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» НАПРАВЛЕНИЕ «УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ!» НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Алтынай 2023 г. Подписан цифровой подписью: Шевченко М. В. DN: C=RU, OU=директор, O=МБОУ СОШ № 3, CN=Шевченко М. В., E= sloghkola3@yandex.ru Основание: Я являюсь автором этого документа Содержание 1. 2. 3. 3 Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности……………………………………………………………………………………………. 4 Тематическое планирование…………………………………………………………………………. 6 1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» Планируемые личностные результаты Освоение курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального общего образования, а именно: формирует - становление ценностного отношения к своей Родине - России; - первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. - признание индивидуальности каждого человека; - проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; - неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. - первоначальные представления о научной картине мира; - познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Планируемые метапредметные результаты Изучение курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как: 1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы; 2) базовые исследовательские действия: определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; 3) работа с информацией: выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки; соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. 2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1) общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления; 2) совместная деятельность: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. 3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; 2) самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Планируемые предметные результаты 1) закрепить сформированность вычислительных навыков, умений выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, решать текстовые задачи, оценивать полученный результат по критериям: достоверность/реальность, соответствие правилу/алгоритму; 2) развитие пространственного мышления; 3) развитие логического и алгоритмического мышления; 4) совершенствовать овладение элементами математической речи: умения формулировать утверждение (вывод, правило), строить логические рассуждения 5) приобретение опыта работы с информацией, представленной в графической форме (простейшие таблицы, схемы, столбчатые диаграммы) и текстовой форме: умения извлекать, анализировать, использовать информацию и делать выводы, заполнять готовые формы данными; 6) использование начальных математических знаний при решении учебных и практических задач и в повседневных ситуациях. 2. Содержание курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» с указанием форм организации и видов деятельности Основное содержание курса представлено следующими разделами: Числа. Арифметические действия. Величины; Мир занимательных задач; Геометрическая мозаика. 1 год 2 год 3 год 4 год № Разделы обучения обучения обучения обучения 1. Числа. Арифметические 14 12 14 10 действия. Величины 2. Мир занимательных задач 6 10 14 18 3. Геометрическая мозаика 13 12 8 6 Итого 33 34 34 34 № п/п 1. Содержание 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Числа. Арифметичес кие действия. Величины Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками дей ствия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. 2. Мир занимательных задач Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.Ориентировка в тексте задачи, выделение условия ивопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи напереливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. 3. Геометрическая мозаика Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указы-вающие направление движения. Проведение линии позаданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталейв соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.). Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах1000. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаковосимволических средствдля моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры наравные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по об-разцу, по собственному замыслу). Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Решение олимпиадных задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения. Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр(по выбору учащихся). Формы организации и виды деятельности внеурочной деятельности «Занимательная математика» № Виды деятельности Формы организации обучающихся. п/п 1 Познавательная Беседы, дискуссии, соревнования 3. Игровая 4. Социальное творчество Математические (логические) игры, задачи, упражнения, Социальные акции, конкурсы 3. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» 1 КЛАСС Тема № Кол-во часов 1 Математика — это интересно. Математика - царица наук. 1 2 Танграм: древняя китайская головоломка 1 3 Путешествие точки. 1 4 Игры с кубиками. "Спичечный" конструктор. 1 5 Танграм: древняя китайская головоломка 1 6 Волшебная линейка 1 7 Праздник числа 10 1 8 Конструирование многоугольников из деталей танграма 1 9 Игра-соревнование «Весёлый счёт» 1 10 Игры с кубиками 1 11-12 Конструкторы 2 13 Весёлая геометрия 1 14 Математические игры 1 15-16 «Спичечный» конструктор 2 17 Задачи-смекалки 1 18 Прятки с фигурами 1 19 Математические игры 1 20 Числовые головоломки 1 21-22 Математическая карусель 2 23 Уголки 1 24 Игра в магазин. Монеты 1 25 Конструирование фигур из деталей танграма 1 26 Игры с кубиками 1 27 Математическое путешествие 1 28 Математические игры 1 29 Секреты задач 1 30 Математическая карусель 1 31 Числовые головоломки 1 32 Математические игры 1 33 КВН 1 2 КЛАСС № 1 2 3 Тема «Удивительная снежинка» Крестики-нолики Математические игры Кол-во часов 1 1 1 4 5 6-7 8 9 10 11 12 13 14 15 16-17 18 19 20 21 22 23 24 25 26-27 28 29 30 31-32 33 34 Прятки с фигурами Секреты задач «Спичечный» конструктор Геометрический калейдоскоп Числовые головоломки «Шаг в будущее» Геометрия вокруг нас Путешествие точки «Шаг в будущее» Тайны окружности Математическое путешествие «Новогодний серпантин» Математические игры «Часы нас будят по утрам…» Геометрический калейдоскоп Головоломки Секреты задач «Что скрывает сорока?» Интеллектуальная разминка Дважды два — четыре Дважды два — четыре В царстве смекалки Интеллектуальная разминка Составь квадрат Мир занимательных задач Математические фокусы Математическая эстафета 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 Итого: 34 ч № 1 2 3 4 5-6 7 8-9 10 11-12 13 14 15 16 17 18 19 3 КЛАСС Тема Интеллектуальная разминка «Числовой» конструктор Геометрия вокруг нас Волшебные переливания В царстве смекалки «Шаг в будущее» «Спичечный» конструктор Числовые головоломки Интеллектуальная разминка Математические фокусы Математические игры Секреты чисел Математическая копилка Математическое путешествие Выбери маршрут Числовые головоломки Кол-во часов 1 1 1 1 2 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 20-21 22 23 24 25 26-27 28 29 30 31 32-33 34 В царстве смекалки Мир занимательных задач Геометрический калейдоскоп Интеллектуальная разминка Разверни листок От секунды до столетия Числовые головоломки Конкурс смекалки Это было в старину Математические фокусы Энциклопедия математических развлечений Математический лабиринт 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 1 Итого: 34 ч № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10-11 12 13 14 15-17 18 19 20 21 22-23 24 25-26 27 28-29 30 31 32 33 34 4 КЛАСС Тема Интеллектуальная разминка Числа-великаны Мир занимательных задач Кто что увидит? Римские цифры Числовые головоломки Секреты задач В царстве смекалки Математический марафон «Спичечный» конструктор Выбери маршрут Интеллектуальная разминка Математические фокусы Занимательное моделирование Математическая копилка Какие слова спрятаны в таблице? «Математика — наш друг!» Решай, отгадывай, считай В царстве смекалки Числовые головоломки Мир занимательных задач Математические фокусы Интеллектуальная разминка Блиц-турнир по решению задач Математическая копилка Геометрические фигуры вокруг нас Математический лабиринт Математический праздник Кол--во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 3 1 1 1 1 2 1 2 1 2 1 1 1 1 1 Итого: 34 ч