Функциональная грамотность

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Управление образования Администрации городского округа Сухой Лог
МБОУ СОШ № 3

Принято на педагогическом совете
протокол № 1 от « 30 »августа 2023 г.

Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №3
__________М. В. Шевченко
Приказ № 147/4-ОД от «31» августа 2023 г.

Шевченко М. В.

Подписан цифровой подписью: Шевченко
М. В.
DN: C=RU, OU=директор, O=МБОУ СОШ №
3, CN=Шевченко М. В., E=sloghkola3@
yandex.ru
Основание: Я подтверждаю этот документ
своей удостоверяющей подписью

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета «Функциональная грамотность»
Для обучающихся 1 класса

Алтынай, 2023

Пояснительная записка
Нормативно-правовую основу настоящей программы по учебному курсу
«Функциональная грамотность» составляют следующие документы:
1. Федеральный закон 371- ФЗ от 21 сентября 2022 года «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1
Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».
2. Приказ Минпросвещения России от 16 ноября 2022года № 992 «Об
утверждении

федеральной

образовательной

программы

начального

общего

образования»
3. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в
рамках реализации обновленных ФГОС (письмо Министерства просвещения РФ от
05.07.2022№ ТВ-1290/03
4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и
планом мероприятий по ее реализации
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N
61573).

2

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
ГРАМОТНОСТЬ»

Программа учебного курса «Функциональная грамотность в начальной
школе»
Цель изучения учебного курса «Функциональная грамотность в начальной
школе»
Цель: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа

разбита

на

четыре

блока:

«Математическая

грамотность»,

«Читательская грамотность», «Естественно – научная грамотность», «Финансовая
грамотность»
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них,
использования их содержания для достижения собственных целей. Развитие знаний и
возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника
чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст,
использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование
у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в
котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и
использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем
потребности,

присущие

созидательному,

заинтересованному

и

мыслящему

гражданину.
Целью

изучения

блока

«Финансовая

грамотность»

является

развитие

экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного
поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта
применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в
области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно – научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные
знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть
исследованы и решены с помощью научных методов, получения выводов,
3

основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для
понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность
человека, а также для принятия соответствующих решений.
Место учебного предмета. Программа по курсу функциональная грамотность
в начальной школе составлена на основе требований к предметным результатам
освоения начальной НОО программы. Рассчитана на 33 часа, для учащихся 1 класса.
Один учебный год, 33 учебных недели. Период обучения: с 1 сентября по 26 мая.
Общая характеристика учебного курса «Функциональная грамотность в
начальной школе»
Функциональная грамотность- способность человека вступать в отношения с
внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать с ней. В
отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать,
составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические
действия, функциональная грамотность- уровень знаний, умений и навыков,
обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных
отношений, который считается минимально необходимым для осуществления
жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Новизной настоящей программы является: Низкий уровень функциональной
грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в
социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане,
способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и
профессиональной деятельности, и тем самым

принести пользу обществу,

способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития
функциональной грамотности у школьников на уровне общества. Любой школьник
хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень
благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому развитие функциональной
грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса
заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся,
чему способствует их функциональная грамотность.
Отечественные исследователи выделяют следующие отличительные черты
функциональной грамотности:
4

1. Направленность на решение бытовых проблем;
2. Является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает
себя в конкретных социальных обстоятельствах;
3. Связь с решением стандартных, стереотипных задач;
4. Это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и
письма.
Для достижения поставленных целей учителя используют следующие
педагогические технологии:
-проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;
-технология формирования типа правильной читательской деятельности;
-технология исследовательской деятельности;
-обучение на основе «учебных ситуаций»;
-уровневая дифференциация обучения;
-информационные и коммуникационные технологии;
Особенности организации образовательного процесса.
Формы реализации образовательной программы: традиционная. Занятия
проводятся очно в учебном кабинете педагогом школы
Формы

и

методы,

которые

способствуют

развитию

функциональной

грамотности:
-Групповая форма работы
-Игровая форма работы
-Творческие задания
-Тестовые задания
-Практическая работа
-Ролевые и деловые игры
-Исследовательская деятельность
Требования к результатам освоения учебного курса «Функциональная
грамотность в начальной школе»
Прогнозируемый

результат:

программа

обеспечивает

первоклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.
5

достижение

Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в
обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;
-овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений6
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных
финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Регулятивные:
-проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу;
- планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить свои коррективы в их
выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
- оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка.
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера:
работа над проектами и исследования;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже знакомого;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
6

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- учиться выполнять различные роли в группе.
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- представление о роли денег в семье и обществе;
- умение характеризовать виды и функции денег;
7

- знание источников доходов и направлений расходов семьи;
- умение рассчитывать доходы и расходы и сопоставлять простой семейный
бюджет;
-определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их
решения;
-проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные

результаты

изучения

блока

«Естественно-научная

грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных

явлений

и

формулирования

основанных

на

научных

доказательствах выводов;
-способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
Оценка достижения планируемых результатов
Для

оценки

эффективности

занятий

можно

использовать

следующие

показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении
заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов,
при

выполнении

которых

выявляется,

справляются

ли

ученики

с

ними

самостоятельно.
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение
качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру,
литературному чтению.
Содержание учебного курса «Функциональная грамотность в начальной
школе»
«Читательская грамотность» (9ч)
Темы занятий:
8

«Лис и мышонок», «Мороз и заяц, «Живые грибы», «Петушок и солнышко»,
«Урок дружбы» ,«Лев и заяц» ,«Как лиса училась летать» , «Четыре брата».
Применяемые формы: решение проблемных ситуаций; подбор информации
просмотр мультфильмов; построение речевых высказываний; отзыв на произведение
Математическая грамотность (9ч)
Темы занятий:
«Про курочку Рябу, золотые и простые яйца», «Про козу, козлят и капусту»,
«Про петушка и жерновцы», «Как петушок и курочка делили бобовые зёрнышки»,
«Про наливные яблочки», «Про Машу и трёх медведей», «Про старика, старуху,
волка и лисичку» «Про медведя, лису и Мишкин мёд».
Применяемые формы: решение проблемных ситуаций; подбор информации,
практические занятия; определять истинность/ложность высказываний
Финансовая грамотность (9ч)
Темы занятий:
«За покупками», «Находчивый Колобок», «День рождения Мухи-Цокотухи»,
«Буратино и карманные деньги», «Кот Василий продаёт молоко», «Лесной банк»,
«Как мужик и медведь прибыль делили», «Как мужик золото менял»
Применяемые формы: просмотр фильма, практическая работа, работа в парах,
проводить оценку и коррекцию своим действиям, анализировать информацию и
делать соответствующие выводы.
Естественно-научная грамотность (9ч)
Темы занятий:
«Как Иванушка хотел попить водицы», «Пятачок, Винни-Пух и воздушный
шарик»,
«Про репку и другие корнеплоды», «Плывёт, плывёт кораблик», «Про
Снегурочку и превращения воды», «Как делили апельсин», «Крошка Енот и тот, Кто
сидит в пруду»,
«Иванова соль», «Яблоко».
Применяемые формы: практическая работа, работа в парах, просмотр научных
фильмов, проводить несложные опыты, представлять результаты исследовательской
деятельности в различных формах.
9

Календарно-тематическое планирование
Учебный план
№ п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

тема

кол-во
теория
часов
Читательская грамотность (9ч)
«Лис и мышонок» Виталий Бианки
1
0.5
«Мороз и заяц» русская народная сказка
1
0.5
«Живые грибы» Владимир Сутеев
1
0.5
«Петушок и солнышко» Геннадий
1
0.5
Цыферов
«Урок дружбы» Михаил Пляцковский
1
0.5
«Лев и заяц» грузинская сказка
1
0.5
«Как лиса училась летать»
1
0.5
русская народная сказка
«Четыре брата» Евгений Пермяк
1
0.5
Путешествие по стране сказок
1
0.5
Математическая грамотность (9ч)
Про курочку Рябу, золотые и простые
1
0.5
яйца.
Про козу, козлят и капусты.
1
0.5
Про петушка и жерновцы.
1
0.5
Как петушок и курочка делили бобовые
1
0.5
зёрнышки.
Про наливные яблочки.
1
0.5
Про Машу и трёх медведей.
1
0.5
Про старика, старуху, волка и лисичку.
1
0.5
Про медведя, лису и мишкин мёд.
1
0.5
Математическая викторина
1
0.5
Финансовая грамотность (9ч)
За покупками.
1
0.5
Находчивый Колобок
1
0.5
День рождения Мухи-Цокотухи.
1
0.5
Буратино и карманные деньги.
1
0.5
Кот Василий продаёт молоко.
1
0.5
Лесной банк.
1
0.5
Как мужик и медведь прибыль делили.
1
0.5
Как мужик золото менял.
1
0.5
Ролевая игра «Черная пятница»
1
0.5
Естественно-научная грамотность (6ч)
Как Иванушка хотел попить водицы.
1
0.5
Пятачок, Винни-Пух и воздушный
1
0.5
шарик.
Про репку и другие корнеплоды.
1
0.5
Плывёт, плывёт кораблик.
1
0.5
Про Снегурочку и превращения воды.
1
0.5
Как делили апельсин.
1
0.5
итого
33
16,5

10

практика

форма
аттестации
рисунок

0.5
0.5
0.5
0.5

ролевая игра
ролевая игра

0.5
0.5
0.5

инсценирование
рисунок
викторина

0.5
0.5

рисунок
викторина

0.5

ролевая игра

0.5
0.5
0.5

тест
ролевая игра
тест

0.5
0.5
0.5
0.5
0.5

тест
тест
тест
тест

0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5

ролевая игра

0.5
0.5

рисунок
наблюдение

0.5
0.5
0.5
0.5
16,5

ролевая игра
наблюдение
тест
наблюдение

рисунок

ролевая игра
ролевая игра
ролевая игра
тест
ролевая игра
ролевая игра
игра

№
п/п

Дата

Форма

1

беседа

2

беседа

Тема урока

Предмет
Формируемые
изучения
умения
Блок «Читательская грамотность» 9ч
«Лис и
Содержание
- определять
мышонок» сказки.
жанр
Виталий
Качество:
произведения;
Бианки
осторожность - называть героев
предусмотрит сказки;
ельность.
- дополнять
предложения,
пользуясь
информацией из
текста;
давать
характеристику
героям;
- определять
последовательнос
ть событий и
рассказывать
сказку; составлять из
частей
пословицы и
определять их
соответствие
произведению;
- различать
научнопознавательный
текст и
художественный;
- определять,
чему учит сказка.
«Мороз и
Содержание
- определять
заяц»
сказки.
национальную
русская
Качество:
принадлежность
народная
выносливость сказки по
сказка
, упорство.
информации в
заголовке сказки;
- отвечать на
вопросы по
содержанию
сказки без опоры
на текст;
- давать
характеристику
героям;
- делить текст на
части в
соответствии с
предложенным
планом;
объяснять
значение
11

Место
проведения

Контроль

учебный
кабинет

рисунок

учебный
кабине

рисунок

3

беседа

«Живые
грибы»
Владимир
Сутеев

Содержание
сказки.
Качество:
трудолюбие.

4

беседа

«Петушок
и
солнышко»
Геннадий
Цыферов

Содержание
сказки.
Качество:
вежливость,
умение
признавать
свои ошибки.

12

устойчивых
выражений
(фразеологизмов)
;
устанавливать
истинность и
ложность
высказываний;
- подбирать из
текста слова на
заданную тему;
- определять,
чему нужно
учиться у героев
сказки;
- строить связное
речевое
высказывание в
соответствии с
учебной задачей.
- давать
характеристику
героям;
- дополнять
предложения,
пользуясь
информацией из
текста;
- определять
последовательнос
ть событий и
рассказывать
сказку;
- составлять
вопросы по
содержанию
сказки;
- на основе
научнопознавательного
текста выбирать
верные
высказывания.
- определять вид
сказки;
- назвать героев
сказки, находить
среди них
главного героя;
- определять
принадлежность
реплик
персонажей

учебный
кабинет

ролевая
игра

учебный
кабинет

ролевая
игра

5

игрова
я

«Урок
дружбы»
Михаил
Пляцковск
ий

6

беседа

«Лев и
заяц»
грузинская
сказка

сказки (без
опоры на текст);
- определять
последовательнос
ть событий
сказки;
- объяснять
смысл пословиц,
соотносить
пословицы с
прочитанной
сказкой;
- находить
необходимую
информацию в
тексте;
- определять,
чему учит сказка.
Содержание
- определять
сказки.
жанр
Качество:
произведения;
дружба,
- называть героев
жадность
сказки;
- определять по
рисунку
содержание
отрывка из
текста;
- отвечать на
вопросы по
содержанию
сказки;
- фантазировать
и придумывать
продолжение
сказки.
Содержание
- определять
сказки.
жанр
Качество:
произведения;
смекалка,
- называть героев
находчивость, сказки;
хитрость,
- выбрать
глупость.
изображение,
подходящее для
иллюстрации
героя сказки; давать
характеристику
персонажам
сказки;
- отвечать на
вопросы по
содержанию
13

учебный
кабинет

инсценир
ование

учебный
кабинет

рисунок

7

игрова
я

«Как лиса
училась
летать»
русская
народная
сказка

8

беседа

«Четыре
брата»
Евгений
Пермяк

сказки;
- строить связное
речевое устное
или письменное
высказывание в
соответствии с
учебной задачей;
- объяснять
смысл пословиц,
соотносить
пословицы с
прочитанной
сказкой.
Содержание
- давать
сказки.
характеристики
Качество:
героям;
смекалка,
- определять по
находчивость, рисунку
хитрость,
содержание
глупость.
отрывка из
текста;
- соединять части
предложений;
- задавать
вопросы к тексту
сказки; объяснять
главную мысль
сказки;
- дополнять
отзыв на
прочитанное
произведение.
Содержание
- определять
сказки.
жанр
Семейные
произведения;
ценности.
- называть героев
сказки;
- находить в
тексте образные
сравнения;
- отвечать на
вопросы по
содержанию
сказки;
- рассказать, что
понравилось/не
понравилось в
сказке и почему;
- объяснять
смысл пословиц,
соотносить
пословицы с
прочитанной
14

учебный
кабинет

викторин
а

учебный
кабинет

рисунок

9

практи
ка

10

практи
ка

11

практи
ка

сказкой.
Путешеств Содержание
называть героев
ие по
сказок
сказки;
стране
- находить в
сказок
тексте образные
сравнения;
- отвечать на
вопросы по
содержанию
сказки;
- дополнять
отзыв на
прочитанное
произведение
Блок «Математическая грамотность» 8ч
Про
Счёт
- определять
курочку
предметов,
количество
Рябу,
составление и предметов при
золотые и
решение
счёте;
простые
выражений,
- составлять и
яйца.
задач.
решать
Многоугольн выражения с
ики.
ответом 5;
- решать задачи
на уменьшение
числа на
несколько
единиц;
- соединять с
помощью
линейки точки и
называть
многоугольники;
- решать задачу в
два действия.
Про козу,
Счёт
- определять
козлят и
предметов,
количество
капусты.
составление и предметов при
решение
счёте;
выражений,
- образовывать
задач.
число 8;
Ломаная.
- решать задачу в
два действия;
- составлять и
решать
выражения с
ответом 9;
- находить
остаток числа;
- соединять с
помощью
линейки точки и
называть
15

учебный
кабинет

викторин
а

учебный
кабинет

ролевая
игра

учебный
кабинет

тест

12

практи
ка

Про
петушка и
жерновцы

Состав числа
9, анализ
данных и
ответы на
вопросы.

13

практи
ка

Как
петушок и
курочка
делили
бобовые
зёрнышки.

Разложение
числа 10 на
два или три
слагаемых.

14

беседа

Про
наливные
яблочки.

Увеличение
числа на
несколько
единиц,
сложение и
вычитание в
пределах 20

16

геометрическую
фигуру –
ломаную.
- раскладывать
число 9 на два
слагаемых;
- отвечать на
вопросы на
основе условия
задачи;
- анализировать
данные и
отвечать на
вопросы;
- анализировать
данные в таблице
и отвечать на
вопросы;
- работать в
группе.
- раскладывать
число 10 на два
слагаемых, когда
одно из
слагаемых
больше другого;
- раскладывать
число 10 на два
слагаемых, когда
слагаемые равны;
- раскладывать
число 10 на три
слагаемых;
- раскладывать
число 10 на три
чётных
слагаемых.
преобразовывать
текстовую
информацию в
табличную
форму;
- находить
недостающие
данные при
решении задач;
- складывать
одинаковые
слагаемые в
пределах 10;
- выражать
большие

учебный
кабинет

ролевая
игра

учебный
кабинет

тест

учебный
кабинет

тест

15

беседа

Про Машу
и трёх
медведей.

Состав чисел
9, 10, 11.
Задание на
нахождение
суммы.

16

практи
ка

Про
старика,
старуху,
волка и
лисичку.

Задачи на
нахождение
части
Состав числа
12.

17

единицы
измерения в
более мелких и
наоборот;
- определять
истинность/ложн
ость
высказываний.
- раскладывать
числа 9. 10, 11 на
три слагаемых;
- решать задачи
на нахождение
суммы;
- овладеть
практическими
навыками
деления числа на
части на
нагляднообразной основе;
- читать таблицы,
дополнять
недостающие в
таблице данные;
- устанавливать
закономерность.
- раскладывать
число 12 на
несколько
слагаемых;
- решать задачи
на нахождение
части числа;
- читать таблицы;
- заполнять
недостающие
данные в таблице
по
самостоятельно
выполненным
подсчётам;
- практически
работать с
круговыми
диаграммами,
сравнивать
сектора круговой
диаграммы;
- сравнивать
числовые
выражения,
составленные по

учебный
кабинет

тест

учебный
кабинет

тест

17

практи
ка

18

практи
ка

19

практи
ка

рисункам;
- находить
прямоугольники
на рисунке.
Про
Задачи на
- решать задачи
медведя,
нахождения
на нахождение
лису и
суммы.
суммы, на
мишкин
Состав чисел увеличение числа
мёд.
второго
на несколько
десятка.
единиц;
- читать таблицы;
- заполнять
недостающие
данные в таблице
по
самостоятельно
выполненным
подсчётам;
- раскладывать
числа первого и
второго десятка
на несколько
слагаемых;
- читать
простейшие
чертежи.
Математич Состав чисел. практически
еская
Увеличение,
работать с
викторина уменьшение
круговыми
числа.
диаграммами,
Нахождение
сравнивать
суммы и
сектора круговой
разности
диаграммы. чисел.
анализировать
данные и
отвечать на
вопросы;
- анализировать
данные в таблице
и отвечать на
вопросы;
- работать в
группе.
Блок «Финансовая грамотность»9ч
За
Цена,
- наблюдать над
покупками. товар, спрос.
понятиями: цена,
товар, спрос;
- анализировать
информацию и
объяснить, как
формируется
стоимость
товара, почему
18

учебный
кабинет

тест

учебный
кабинет

викторин
а

учебный
кабинет

ролевая
игра

20

практи
ка

Находчивы
й Колобок.

Деньги,
цена,
услуги, товар.

21

практи
ка

День
рождения
МухиЦокотухи.

Цена,
стоимость,
сдача,
сбережения.

22

практи
ка

Буратино и
карманные
деньги.

Карманные
деньги,
необходимая
покупка,
желаемая
покупка.

19

один и тот же
товар может быть
дешевле или
дороже;
- рассуждать об
умении экономно
тратить деньги.
- наблюдать над
понятиями: товар
и услуга;
- определять
необходимые
продукты и их
цены;
- строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленной
задачей;
- работать в
группе.
- наблюдать над
различием цены
и стоимости;
- определять,
какой товар
можно купить на
имеющиеся
деньги;
- определять
стоимость
покупки;
- анализировать
информацию и
делать
соответствующие
выводы;
- объяснять
смысл пословиц.
- наблюдать над
понятиями:
карманные
деньги,
необходимая
покупка,
желаемая
покупка;
- выбирать
подарки для
друзей на основе
предложенных
цен;
- анализировать

учебный
кабинет

ролевая
игра

учебный
кабинет

ролевая
игра

учебный
кабинет

ролевая
игра

23

практи
ка

Кот
Василий
продаёт
молоко.

24

практи
ка

Лесной
банк.

25

практи
ка

Как мужик
и медведь
прибыль
делили.

информацию и
делать
соответствующие
выводы;
- рассуждать о
правильности
принятого
решения.
Реклама.
- наблюдать над
понятием
«реклама»;
- строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленной
задачей;
- анализировать
представленную
информацию и
выбирать
надпись для
магазина;
- делать выбор на
основе
предложенной
информации;
- называть
различные виды
рекламы.
Банки,
- наблюдать над
финансы,
понятием «банк»;
банковские
- объяснить
услуги,
значение понятий
работники
на доступном для
банка.
первоклассника
уровне;
- анализировать
информацию,
представленную
в текстовом виде,
и на её основе
делать
соответствующие
выводы;
- строить речевое
высказывание в
соответствии с
учебной задачей.
Мошенник,
- наблюдать над
сделка, доход, понятием
выручка,
«сделка»;
прибыль,
- объяснять, что
продажа
такое доход,
20

учебный
кабинет

тест

учебный
кабинет

ролевая
игра

учебный
кабинет

ролевая
игра

оптом.

26

практи
ка

27

практи
кум

28

практи
кум

затраты и как
получать
прибыль;
- понимать,
почему оптом
можно купить
дешевле;
- выбрать товар
для покупки на
определённую
сумму;
- строить речевое
высказывание в
соответствии с
учебной задачей.
Как мужик Услуга,
- различать
золото
равноценный платную и
менял.
обмен,
бесплатную
бартер.
услугу;
- наблюдать над
понятие
«равноценный
обмен»;
- объяснять, что
такое бартер;
- формулировать
правила обмена;
- строить речевое
высказывание в
соответствии с
учебной задачей.
Ролевая
Реклама,
понимать,
игра
доход,
почему оптом
«Чёрная
выручка,
можно купить
пятница»
прибыль,
дешевле;
продажа
- выбрать товар
оптом
для покупки на
определённую
сумму;
- строить речевое
высказывание в
соответствии с
учебной задачей.
Блок «Естественно-научная грамотность»9ч
Как
Вода,
- наблюдать за
Иванушка
свойства
свойством воды –
хотел
воды.
прозрачность;
попить
- определять с
водицы.
помощью
вкусовых
анализаторов, в
каком стакане
вода с сахаром;
21

учебный
кабинет

ролевая
игра

учебный
кабинет

игра

учебный
кабинет

рисунок

29

практи
кум

Пятачок,
Винни-Пух
и
воздушный
шарик.

Воздух,
воздушный
шарик.

30

практи

Про репку

Корнеплоды.
22

- определять, как
уровень воды в
стакане влияет на
высоту звука;
- объяснять, как
плотность воды
влияет на
способность яйца
плавать;
- использовать
простейший
фильтр для
проверки
чистоты воды;
- определять, как
влияет вода на
движение листа
бумаги по
гладкой
поверхности;
- делать
самостоятельные
умозаключения
по результатам
опытов.
- доказать, что
внутри шарика
находиться
воздух, который
легче воды;
- показать, что
шарик можно
наполнять водой;
- объяснить, как
можно надуть
шарик с
помощью
лимонного сока и
соды;
- рассказать о
свойствах
шарике плавать
на поверхности
воды;
- объяснить,
почему шарик не
тонет в воде;
- делать
самостоятельные
умозаключения
по результатам
опытов.
- описывать и

учебный
кабинет

наблюден
ие

учебный

ролевая

кум

и другие
корнеплод
ы.

31

практи
кум

Плывёт,
плывёт
кораблик.

Плавучесть
предметов.

32

Беседа,
практи
кум

Про
Снегурочк
уи
превращен
ия воды.

Три
состояния
воды.

характеризовать
овощикорнеплоды,
называть их
существенные
признаки,
описывать
особенности
внешнего вида;
- осуществлять
поиск
необходимой
информации из
рассказа учителя,
из собственного
жизненного
опыта;
- контролировать
свою
деятельность по
ходу выполнения
задания.
- определять
плавучесть
металлических
предметов;
- объяснять,
плавучесть
предметов
зависит от
формы;
- понимать, что
внутри плавучих
предметов
находиться
воздух;
- объяснять,
почему
случаются
кораблекрушения
- объяснять, что
такое
ватерлиния;
- определять
направление
ветра.
- объяснять, что
такое снег и лёд;
- объяснять,
почему в
морозный день
снег под ногами
скрепит;
23

кабинет

игра

учебный
кабинет

наблюден
ие

учебный
кабинет

тест

33

практи
кум

Как делили
апельсин.

- наблюдать за
переходом воды
из одного
состояние в
другое;
- наблюдать над
формой и
строением
снежинок;
- составлять
кластер;
- проводить
несложные
опыты со снегом
и льдом и
объяснять
полученные
результаты
опытов;
- высказывать
предложения и
гипотезы о
причинах
наблюдаемых
явлений.
- объяснять,
учебный
почему лопается кабинет
надутый
воздушный
шарик при
воздействии на
него сока из
цедры апельсина;
- объяснять,
почему не тонет
кожура
апельсина;
- объяснять, как
узнать
количество долек
в неочищенном
апельсине;
- определять в
каком из
апельсинов
больше сока;
- познакомиться с
правилами
выращивания
цитрусовых из
косточек;
- проводить
несложные

Апельсин,
плавучесть,
эфирные
масла из
апельсина.

24

наблюден
ие

опыты и
объяснять
полученные
результаты.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение
Для

проведения

теоретических

занятий

есть

учебный

кабинет,

соответствующий санитарно - гигиеническим нормам и требованиям.
Учебно-практическое оборудование.
− Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для
крепления демонстрационного материала.
− Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
− Стол учительский.
− Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и
прочего.
−

Стенды

для

вывешивания

иллюстративного

материала,

постановки

наглядных пособий.
Технические средства обучения
− Компьютер. Мультимедийный проектор. Экран проекционный. Принтер.
Учебные презентации, созданные самостоятельно для работы с интерактивной
доской

на

уроке.

CD/DVD-диски,

электронные

издания

Мультимедийные издания
Информационное обеспечение
Интернет – ресурсы
https://suvlesheniyemusheniye.jimdofree.com/
http://www.profkniga.ru - Издательский дом «1 сентября»
http://www.moi-universitet.ru/ образовательный портал «Мой университет»
http://www.your-mind.ru/lasta/uprazhnenie-pismo-samomu-sebe/

проект

«Твой

взгляд»
http://www.trepsy.net/razvit/stat.php?stat=392 Психологические упражнения для
тренингов
25

http//www.edu54.ru Вернер П.Г. Применение активных методов на уроках в
начальной школе.
http//www.openclass.ru Шевелева В.С. Активные методы обучения организации
самостоятельной работы над темой.
http//tatianakhromov.ucoz.ru Хромова Т.Н. Активные методы обучения
Таблицы:
Состав числа.
Живая и неживая природа
Фрукты и овощи
Сказки зарубежных писателей
Писатели в начальной школе
Оценочные материалы
1. Диагностическая карта наблюдения за развитием учебно-познавательного
интереса и регулятивных УУД (из методики Г.В. Репкиной, Е.В. Заика)
2. Кузнецова, М.И. Система контроля и оценки образовательных достижений
младших школьников в современной начальной школе: монография. / М.И.
Кузнецова. – М.: Вентана–Граф
Методические материалы
Для реализации программы необходимо иметь календарный план, календарноучебный график.
Методы обучения
Словесный - лекция, беседа, дискуссия, опрос, этическая беседа, инструкция,
объяснение.
Наглядный - демонстрация изучаемых действий.
Упражнения - систематическое выполнение и повторение изучаемых действий,
закрепление полученных умений, знаний и навыков.
Объяснительно-иллюстративный – работа с демонстрационными таблицами,
картами.
Поисковый – через постановку проблемы, вопроса на который нужно найти
ответ.
26

Игровой –через игры
Педагогические технологии
-проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;
-технология формирования типа правильной читательской деятельности;
-обучение на основе «учебных ситуаций»;
-уровневая дифференциация обучения;
-информационные и коммуникационные технологии;
-технология оценивания учебных достижений учащихся и др.
Дополнительные методические материалы содержатся в Приложении
2.5 Рабочая программа воспитания
Цель – Осознание и проявление положительного отношения к самому себе, к
другим людям, к миру вообще, труду (в том числе и учебному), к Отчизне. Но
образование, ориентированное на развитие личности, достигает цели в той степени, в
какой в учебном процессе востребована личность школьника
Задачи:
Первый этап Первоклассник приходит в школу и обычно хочет учиться, ждет
сотрудничества с новым в его жизни взрослым, сначала он осуществляет учебные
действия в сотрудничестве с учителем, при его непосредственном и пооперационном
руководстве.
Второй этап Усиление самостоятельности детей обеспечиваю за счет
опосредованного руководства с моей стороны учителя и организации учебного
сотрудничества детей в малых группах, через побуждение группы к инициативе в
постановке вопросов, адресованных учителю.
На третьем этапе процесса формирования школьник становится способным
максимально

самостоятельно

выполнять

учебную

деятельность,

в

случае

необходимости он может построить взаимодействие со сверстником и учителем для
преодоления своего незнания, проявляя индивидуальную учебную инициативу.
На четвертом этапе школьник осваивает позицию учителя (сначала более
младшего ученика, затем и самого себя). И этот этап имеет место выражению своего
27

отношения (радости, желания помочь, увлеченности, готовности к самоанализу,
предпочтения, ценит здоровье и др.) к явлениям окружающего мира, собственной
жизни, учению различными средствами, в том числе в форме художественных
образов и понятий. Т.е. в какой мере учебный процесс позволяет ему: проживать
ситуации выбора, поставить цели задания, урока; возможности сформулировать свой,
авторский, вопрос; побуждает выделять из жизненной ситуации те задачи, которые
ему важно или интересно решить; критически относиться к предлагаемым нормам
жизни, способу решения той или иной задачи; приобретать опыт при достижении
целей; осуществлять нравственный выбор поступка; аргументировано изменять свою
точку зрения; оценивать события урока и т. д.
Формы и содержание деятельности.
Воспитательная

компонента

данной

программы

осуществляется

как

непосредственно на занятиях, так и на внеаудиторных активностях. Человек должен
быть функционально грамотным.
Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и
навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе
социальных отношений. т.е. ее смысл состоит в приближении образовательной
деятельности

к

жизни.

Сущность

функциональной

грамотности

состоит

в

способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и
применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в
различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Планируемые результаты и формы их проявления
1.

Мыслить

критично,

ставить

под

сомнение

факты,

которые

не

проверены официальными данными или источниками
2. Развивать коммуникативные навыки, выступать перед публикой, делиться
своими идеями и выносить их на обсуждение
3.
образе

Расширять
жизни,

кругозор

влиянии

разбираться

науки

и

в

техники

можно больше читать книг, журналов

28

искусстве, экологии,
на

развитие

здоровом

общества.

Как

4.

Организовывать

разрабатывать

процесс

поэтапный

познания,

план,

ставить

искать

цели

и

нестандартные

задачи,
решения,

анализировать данные, делать выводы.
2.5 Календарный план воспитательной работы
п/п

Название мероприятия,

Форма проведения Сроки проведения

события
1Книжкин дом

Экскурсия в

сентябрь

школьную
библиотеку и ДК
2Неделя математики

Уроки,

октябрь

внеклассные
мероприятия
3Маленький Почемучка

Игровая

ноябрь

программа
4Цифровая грамотность

Беседа

декабрь

Экскурсия по

январь

(безопасный интернет)
5Финансовая грамотность

торговым точкам
6«Край в котором я живу»

Исследовательская февраль
работа

7Я познаю мир

Экскурсия

март

8«Во саду ли, в огороде…»

Практико-

апрель

исследовательская
работа
9По ступенькам знаний

Викторина

Оценочные материалы

29

май

Оценка эффективности реализации программы воспитания осуществляется на
основе обобщенных оценочных показателей, включающих целенаправленность
дополнительного образования в воспитании, его системный, содержательный и
организационный характер, использование современных технологий воспитательного
воздействия.
Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования,
поощрения ребенка за его труд, старание.
2.8 Список дополнительных учебных пособий (литературы):
-для учителя:
1. Виноградова Н.Ф. Десять советов учителю по формированию читательской
грамотности младших школьников//Начальное образование. 2017. №1 С. 3-8 (ВАК,
РИНЦ)

Кемельбекова

Г.

А.

Особенности

формирования

функциональной

грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла. Проблемы и перспективы
развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль
2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 6-9. — URL
2. Гузеев В.В., Дахин А.Н., Кульбеда Н.В., Новожилова Н.В. Образовательная
технология XXI века: деятельность, ценность, успех. - М.: Центр «Педагогический
поиск», 2004
3. Жидкова О.Н. Использование онлайн газет для развития коммуникативной и
межкультурной

компетенций//

Международный

журнал

прикладных

и

фундаментальных исследований. – 2013, – №10. – C. 125–126
4. Кузнецова, М.И. Система контроля и оценки образовательных достижений
младших школьников в современной начальной школе: монография. / М.И.
Кузнецова. – М.: Вентана–Граф, 2013. – 432 с.
5. Кузнецова, М.И. Система контроля и оценки образовательных достижений
младших школьников как фактор повышения качества образования: автореф. дис.
докт. педагогических наук/ М.И. Кузнецова. – Москва. – 2017.
-для учащихся:

30

1. Почемучка: Энциклопедия для любознательных/Сост. А.К. Дитрих, Г.А.
Юрмин; Худож. А. Гурьев и др.- М.: ООО «Издательство Астрель», ООО
«Издательство АСТ», 2004 - 335 с.: ил.
2. Пятиязычный наглядный словарь - Алматы:Алматыкiтап, 2007.- 400 с.: ил.
3. Русские народные загадки, пословицы, поговорки/Сост. Ю.Г. Круглов М.:Просвещение, 1990.- 335 с.:ил.-(Б-ка словесника)
4.

Функциональная

грамотность.

Тренажер

для

школьников

изд.

«Планета»2021г.
5. Сборник загадок: Пособие для учителя /Сост. М.Т. Карпенко М.:Просвещение,1988.-80 с.
6. Сергеев Б.Ф., Томилин А.Н. Большая энциклопедия начальной школы.
Вопрос – ответ - М.:ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2011.- 208 с.

31

Приложение 1
Методические материалы
Методические упражнения для формирования функциональной грамотности
младших школьников
Упражнение на формирование диалога:
1. «Цепляющиеся реплики»
- Петя: Один котенок спит, а другой?
- Оля: Один котенок спит, а другой играет.
Один котенок играет, а другой? ...
2. Упражнения, построенные на воображаемых ситуациях:
Правила этикета с людьми разного статуса:
• Ты ведешь беседу со случайным спутником;
• Поздравляешь бабушку (соседку, подругу мамы, приятеля) с Днем рождения;
• Приветствуешь: учителя, директора школы, одноклассника, друга.
3.Рассмотри

узелковое

письмо.

Постарайся

сложить

предложение

из

предложенных узелков.
Объясни выражения: «узелки на память», «говорить путано», «завязка»,
«развязка», «что знала, то сказала, на нитку навязала».
Упражнение 1. «Чтение наоборот»
Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача
ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он
остановился. По началу можно делать отметочки карандашиком, чтобы сильно в
тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги.
32

Если школьник только в 1 классе, но с чтением пока совсем туго, то можно
читать не книгу с текстами, а короткие простые слова, напечатанные друг за другом
на бумаге.
Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте.
Сформируется эталон букв. И улучшится переработка информации мозгом.
Упражнение 2. «Эх, раз! Еще раз!»
Для этого упражнения нам потребуется секундомер и текст, который будем
читать.
Читаем в течение 1 минуты. Обращаем внимание на скорость чтения, а про
выразительность пока можно забыть. Готовы? Поехали!
Минута закончилась. Сделаем отметку, где остановились.
Немного отдохнем и прочитаем этот же текст еще разок. Через минуту делаем
засечку. Уже больше!
А что же будет в третий раз? А в третий раз будет еще лучше!
Что это нам дает? Увеличение скорости чтения. И мотивация ребенка. Он сам
увидит, что способен на большее.
Упражнение 3. Таблицы Шульте.
Одним из недостатков чтения может явиться малое поле зрения. Если угол
зрения мал, то в поле зрения такого читателя попадает меньше букв (частей строк),
чем вообще возможно.
И здесь изобретены приемы, помогающие расширить угол зрения:
Засеките время, ребенок начинает поиск цифр в таблице от 1 до 25, при этом
показывая их. При частом применении этих таблиц время сокращается, счет можно
вести в обратном порядке, т.е. от 25 до 1.
Упражнение 4. Чтение строчек наоборот по буквам. Написанное прочитывается
справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в
обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного
анализа каждого слова, создает в речедвигательной системе установку на
непривычные, неожиданные сочетания звуков и тормозит "всплывание" привычных
штампов, формирует произвольность регуляции движений глаз, а также создает
33

предпосылки для устранения достаточно распространенных ошибок "зеркального"
чтения.
Упражнение 5. «Концептуальная таблица» можно применить при сравнении
героев какого-либо рассказа. В середине по вертикали располагаются критерии, по
которым происходит сравнение.
Герой

Линия

Герой

сравнения
Характер
Речь
Поведение
Упражнение 6. «Драматизация».
Этот вид задания творческого характера является средством эстетического
воспитания и развития детей.
Формы драматизации: чтение по ролям, кукольный театр, музыкальные
инсценировки, пантомима, костюмированные представления.
Упражнение 7. «Составление синквейна». Синквейн учит находить и выделять
в большом объеме информации главную мысль.
Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по
определенным правилам.
Первая строка: записывается одно слово – существительное. Это тема.
Вторая строка: два прилагательных, раскрывающих тему.
Третья строка: три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.
Четвертая строка: фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых
ученик выражает свое отношение к теме. Это может быть пословица, поговорка или
крылатое выражение.
Пятая строка: слово-синоним, которое позволяет выразить личное отношение к
теме.

34

Все названные приемы помогают глубже проникнуть в произведение,
вызывают сочувствие героям, становятся средством выражения собственного
отношения к прочитанному.
Упражнение 8. Короткий пересказ.
Ученик должен рассказать, что он узнал, какая информация была главной в
тексте. Желательно использовать прочитанные слова, называть имена героев, их
действия.
Упражнение 9. Ответь на вопросы.
Учитель задает 1-3 простых вопроса по прочитанному материалу.
Если ученик не отвечает на них, нужно прочитать отрывок вместе, с
комментариями взрослого.
Упражнение 10. Нарисуй картинку.
Играем в иллюстраторов. Дети придумывают сюжетную картинку по
полученной из текста или стихотворения информации.
Упражнение 11. Предложите пофантазировать.
Придумать продолжение рассказа, что могло произойти с героями дальше.
Упражнение 12. Чтение текста с картинками и заданиями.
Простые тексты с картинками для чтения – это одна из методик по обучению
школьников чтению. Каждый из рассказов дополнен цветными маленькими
картинками, которые облегчают процесс чтения и делают его более интересным.
Упражнение 13. «Подбери синонимы». Заменить глаголы в тексте синонимами
(словами близкими по смыслу) так, чтобы не нарушить смысл текста. Вставить
пропущенные орфограммы, объяснить их.
Упражнение 14. Мнемотаблицы.
Это опорные схемы, которые помогают ребенку удерживать в памяти
последовательность изложения материала, который надо заучить наизусть или
пересказать.
Упражнение 15. Формирование интонационной выразительности речи.
Проговаривать небольшие стихи, скороговорки с различной

заданной

интонаций (грустно, радостно, удивленно, вопросительно), читаем с поочередным
ударением на каждое слово и т.д.).
35

Например:
1.СТЕША спешила рубашку шила,
Да поспешила - рукав не пришила.
2.Стеша СПЕШИЛА рубашку шила,
Да поспешила - рукав не пришила.
3.Стеша спешила РУБАШКУ шила,
Да поспешила - рукав не пришила?
4.Стеша спешила рубашку ШИЛА,
Да поспешила - рукав не пришила!
(ударение ставим на выделенные слова).
Прочитай текст, восстанавливая «поврежденные» слова
***
Из ле_ выш_ на берег ре_ медведи__ с дву_ медвеж__ . О_ схва__ од__
медвеж__ и стала окун__ его в ре_ . Медвеж__ визж_ и барах__ . Мать иску__ его.
Дру_ медвеж__ испу__ холо__ во_ и побе__ в ле_. Медвед__ догн__ его, надава_
шлеп_ и иску__ .
Довол__ купани_ медведи уш_ в ча_ ле_.
1. Озаглавьте текст.
2. Кто вышел на берег реки из леса?
З. Как медведица купала первого медвежонка?4. Почему побежал в лес дргой
медвежонок?
Упражнение «Подбери синонимы». Заменить глаголы в тексте синонимами
(словами близкими по смыслу) так, чтобы не нарушить смысл текста. Вставить
пропущенные орфограммы, объяснить их.

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».