ИЗО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»

Принято на педагогическом совете
протокол № 14 от « 05 »июля 2023 г.

Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №3
__________М. В. Шевченко
Приказ № 127/1 от «10» июля
2023 г.

Шевченко М. В.

Подписан цифровой подписью:
Шевченко М. В.
DN: C=RU, OU=директор, O=МБОУ
СОШ № 3, CN=Шевченко М. В., E=
sloghkola3@yandex.ru
Основание: Я подтверждаю этот
документ своей удостоверяющей
подписью

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(приложение к адаптированной основной образовательной программе
общего образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями))
по предмету «ИЗО (рисование)»
наименование предмета, курса

5 класс

уровень (класс)

Разработчик:
Ившина Елена Викторовна,
учитель технологии

п. Алтынай 2023 г

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство
(рисование)» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 Рабочая
программа по курсу «Изобразительное искусство» 5 класс составлена на
основе адаптированной основной общеобразовательной программы
основного общего образования МБОУ СОШ № 3, в соответствии с
требованиями освоения ФГОС
Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем
развитии
личности
обучающегося
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к
художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и
искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном
искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной
деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного
восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в
пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации,
лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками
в повседневной жизни.
Основные задачи изучения предмета:
•
Воспитание интереса к изобразительному искусству;
•
Раскрытие
значения изобразительного искусства в жизни
человека;
•
Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты
окружающего мира, художественного вкуса;
•
Формирование элементарных знаний о видах и жанрах
изобразительного искусства искусствах. Расширение художественноэстетического кругозора;
•
Развитие эмоционального восприятия произведений искусства,
умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них.
•
Формирование знаний элементарных основ реалистического
рисунка.
•
Обучение
изобразительным
техникам
и
приёмам
с
использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в
том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.
•
Обучение разным видам изобразительной деятельности
(рисованию, аппликации, лепке).
•
Обучение правилам
и законам композиции, цветоведения,
построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной
деятельности.
•
Формирование умения создавать простейшие художественные
образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению.
•
Развитие умения выполнять тематические и декоративные
композиции.

•
Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно
работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения
результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование»,
«коллективная аппликация»).
Адаптированная рабочая программа предназначена для учащихся с
умственной отсталостью и составлена с учётом возрастных и
психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и
умений.
Коррекция недостатков психического и физического развития
обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в
следующем:
― коррекции познавательной деятельности учащихся путем
систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у
них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов,
их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте
существенные признаки, устанавливать сходство и различие между
предметами;
― развитии аналитических способностей, умений сравнивать,
обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать
художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию,
лепку предмета; контролировать свои действия;
― коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной
координации путем использования вариативных и многократно
повторяющихся действий с применением разнообразных технических
приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.
― развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности,
образного мышления, представления и воображения.
Общая характеристика учебного предмета.
Изобразительное искусство, как школьный учебный предмет имеет
важное коррекционно - развивающее значение. Уроки изобразительного
искусства при правильной их постановке оказывают существенное
воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы,
способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка,
воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Данный курс «Изобразительное искусство» создан с учетом
личностного,
деятельного,
дифференцированного, компетентного и
культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ
и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе
полной
реализации
возрастных
возможностей
и
резервов
(реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой
математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для
решения практических жизненных задач.
Обучение
изобразительному
искусству
носит
практическую
направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью,
является одним из средств социальной адаптации в условиях современного
общества.
В основу программы по изобразительному искусству взят традиционный
тематический принцип группировки материала.

Личностные:
− осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к
обучению;
− сформированность адекватных представлений о собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
− способность к осмыслению картины мира, ее временнопространственной организации; формирование целостного, социально
ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и
социальной частей;
− воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
− развитие эстетических чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
− формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные:
Минимальный уровень:
− знать названия художественных инструментов и приспособлений, их
свойства, назначение, правила обращения и санитарно-гигиенических
требований при работе с ними;
− знать элементарные правила композиции, цветоведения, передачи
формы предмета;
− знать некоторые выразительные средства изобразительного искусства:
«точка», «линия», «штриховка», «пятно»; - пользование материалами для
рисования;
− уметь пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки;
− знать название предметов, подлежащих рисованию, лепке и
аппликации;
− уметь организовывать рабочее место в зависимости от характера
выполняемой работы;
− следовать при выполнении работы инструкциям учителя;
− владеть приемами некоторыми приемами лепки (раскатывание,
сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
− рисовать по образцу предметы несложной формы и конструкции;
− применять приемы работы с карандашом, гуашью, акварельными
красками с целью передачи фактуры предмета;
− ориентироваться в пространстве листа;
− размещать изображения одного или группы предметов в соответствии с
параметрами изобразительной поверхности;
− адекватно передавать цвета изображаемого объекта, определение
насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков
цвета.
Достаточный уровень
− знать названия жанров изобразительного искусства;
− знать названий некоторых народных и национальных промыслов
(Дымково, Гжель, Хохлома и др.);

− знать основных особенностей некоторых материалов, используемых в

рисовании, лепке и аппликации;
− знать и применять выразительные средства изобразительного
искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка»,
«контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
− знать правила цветоведения, светотени, перспективы; построения
орнамента, стилизации формы предмета и др.;
− знать виды аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
− знать
способы
лепки
(конструктивный,
пластический,
комбинированный);
− находить необходимую для выполнения работы информацию в
материалах учебника, рабочей тетради;
− следовать при выполнении работы инструкциям учителя или
инструкциям, представленным в других информационных источниках;
− оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и
одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
− использовать разнообразные технологические способы выполнения
аппликации;
− применять разные способы лепки;
− рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений,
передавать все признаки и свойства изображаемого объекта; рисовать по
воображению;
− различать и передавать в рисунке эмоциональное состояние и свое
отношение к природе, человеку, семье и обществу;
− различать произведения живописи, графики, скульптуры, архитектуры
и декоративно-прикладного искусства;
− различать жанры
изобразительного искусства: пейзаж, портрет,
натюрморт, сюжетное изображение.
Место учебного предмета
На изучение предмета «ИЗО (рисование)» отводится:
5класс -2часа в неделю-68часов;
Содержание учебного предмета.
В 5 классе обучение строится по четырем направлениям работы, в
соответствии с которыми у обучающихся развиваются умения анализировать
форму, строение (конструктивные особенности) объекта наблюдения,
выделять в нем части, определять пропорции и видеть объект целостно, а
затем изображать его, передавая относительно сходство; восприятие цвета
предметов и явлений окружающей среды и умение изображать полученные
при наблюдении впечатления красками (акварель и гуашью) разными
способами (по сухой и мокрой бумаге); умение работать над композицией в
практической деятельности; более углубленное восприятие некоторых
произведений изобразительного искусства.
Содержание разделов
№
п/п
1.

Название раздела, темы
«Обучение композиционной деятельности»

Количество

Контрольные

часов

работы

22

-

«Развитие у обучающихся умений
воспринимать и изображать форму
предметов, пропорции и конструкцию»
«Обучение восприятию произведений
искусства»
«Развитие у обучающихся восприятия цвета,
предметов и формирование умений
переливать его в живописи»
Итого:

2.

3.
4.

17

-

12

-

17

-

68

-

№

Тема предмета

Кол-во
часов

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1.

Здравствуй осень!
Рисование веточки деревьев с листьями, семенами и плодами

1

2.

Здравствуй осень!
Рисование веточки деревьев с листьями, семенами и плодами
Здравствуй осень!
Рисование веточки деревьев с листьями, семенами и плодами
Художники пейзажисты.
Рисование осеннего пейзажа

1

5.

Художники пейзажисты.
Рисование осеннего пейзажа

1

6.

Художники пейзажисты.
Рисование осеннего пейзажа

1

7.

Сосуды: ваза,
кувшин, тарелка. Рисование. Украшение сосудов орнаментом
(узором)

1

8.

1

9.

Сосуды: ваза,
кувшин, тарелка. Рисование. Украшение сосудов орнаментом
(узором)
Рисование постановочного натюрморта с драпировкой

10

Рисование постановочного натюрморта с драпировкой

1

11
12
13

Рисование постановочного натюрморта с драпировкой
Рисование постановочного натюрморта с драпировкой
Что изображают художники?
Как художник работает над портретом человека?
Беседа о художниках и их картинах

1
1
1

14

Что изображают художники?
Как художник работает над портретом человека?
Беседа о художниках и их картинах

1

1

Автопортрет.
Рисование

1

16

Автопортрет.
Рисование

1

3.
4.

1
1

1

17

Автопортрет.
Рисование

1

18

Беседа.
Народное искусство.
Гжель

1

19

1

21

Беседа.
Народное искусство.
Гжель
Беседа.
Народное искусство.
Гжель
Роспись гжельской посуды

22

Роспись гжельской посуды

1

23

Роспись гжельской посуды

1

24

Беседа.
Народное искусство.
Городец

1

25

Роспись разделочной доски «Городец»

1

26

Роспись разделочной доски «Городец»

1

27

Роспись разделочной доски «Городец»

1

28

Роспись разделочной доски «Городец»

1

29

Роспись разделочной доски «Городец»

1

30

Беседа. Народное искусство.
Хохлома

1

31

Беседа. Народное искусство.
Хохлома

1

32

Роспись посуды.
Хохлома

1

33

Роспись посуды.
Хохлома

1

34

Роспись посуды.
Хохлома
Роспись посуды.
Хохлома
Беседа.
Народное искусство.
Богородская игрушка

1

Беседа.
Народное искусство.
Богородская игрушка
Роспись Богородской игрушки

1

20

35
36

37

38

1

1

1
1

1

39

Роспись Богородской игрушки

1

40

Роспись Богородской игрушки

1

41
42

Роспись Богородской игрушки
Беседа.
Скульптура

1
1

43

Беседа.
Скульптура

1

44

Животные в скульптуре.
Лепка
Животные в скульптуре.
Лепка
Животные в скульптуре.
Лепка
Животные в скульптуре.
Лепка
Фигура человека.
Лепка

1

49

Фигура человека.
Лепка

1

50

Музеи России.

1

51

Рисование репродукции картин Музеев России по выбору

1

52

Рисование репродукции картин Музеев России по выбору

1

53

Музеи мира.
Рисование репродукции картин музеев мира по выбору

1

54

Музеи мира.
Рисование репродукции картин музеев мира по выбору

1

55

Музеи мира.
Рисование репродукции картин музеев мира по выбору

1

56

Книга.
Как построена книга.

1

57

Книга.
Как построена книга

1

58

1

59

Книга.
Как построена книга
Иллюстрации к книгам

60

Иллюстрации к книгам

1

61
62

Иллюстрации к книгам
Иллюстрации к книгам

1
1

63
64
65
66
67
68

Рисование плакатов
Рисование плакатов
Рисование плакатов
Рисование открыток
Рисование открыток
Рисование открыток

1
1
1
1
1
1

45
46
47
48

Система оценки достижений

1
1
1
1

1

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
−0 баллов - нет фиксируемой динамики;
−1 балл - минимальная динамика;
−2 балла - удовлетворительная динамика;
−3 балла - значительная динамика.
Оценка «5» — уровень выполнения требований высокий, отсутствуют
ошибки в разработке композиции, работа отличается грамотно продуманной
цветовой гаммой, все объекты связаны между собой, правильно переданы
пропорции и размеры, при этом использованы интегрированные знания из
различных разделов для решения поставленной задачи; правильно
применяются приемы и изученные техники рисования. Работа выполнена в
заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической
последовательности, качественно и творчески.
Оценка «4» — уровень выполнения требований достаточный при
выявлении
у обучающегося незначительных ошибок в разработке
композиции, нарушений в передаче пропорций и размеров; при этом
обучающийся после с небольшой подсказки учителя может самостоятельно
исправить ошибки. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.
Оценка «3» — уровень выполнения требований достаточный,
минимальный; допущены ошибки в разработке композиции, в передаче
пропорции и размеров; владеет знаниями из различных разделов, но
испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении
рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает
отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением
технологической последовательности
Оценка «2» - не ставится.
Описание материально – технического обеспечения образовательной
деятельности
Технические средства обучения.
Компьютер.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».