Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» Принято на педагогическом совете протокол № 14 от « 05 »июля 2023 г. Утверждаю Директор МБОУ СОШ №3 __________М. В. Шевченко Приказ № 127/1 от «10» июля 2023 г. Шевченко М. В. Подписан цифровой подписью: Шевченко М. В. DN: C=RU, OU=директор, O=МБОУ СОШ № 3, CN=Шевченко М. В., E= sloghkola3@yandex.ru Основание: Я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (приложение к адаптированной основной образовательной программе общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)) по предмету «ИЗО (рисование)» наименование предмета, курса 5 класс уровень (класс) Разработчик: Ившина Елена Викторовна, учитель технологии п. Алтынай 2023 г Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство (рисование)» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» 5 класс составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 3, в соответствии с требованиями освоения ФГОС Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни. Основные задачи изучения предмета: • Воспитание интереса к изобразительному искусству; • Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека; • Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса; • Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественноэстетического кругозора; • Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них. • Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка. • Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках. • Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке). • Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности. • Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению. • Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции. • Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»). Адаптированная рабочая программа предназначена для учащихся с умственной отсталостью и составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем: ― коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами; ― развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия; ― коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации. ― развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения. Общая характеристика учебного предмета. Изобразительное искусство, как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек. Данный курс «Изобразительное искусство» создан с учетом личностного, деятельного, дифференцированного, компетентного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач. Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества. В основу программы по изобразительному искусству взят традиционный тематический принцип группировки материала. Личностные: − осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к обучению; − сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; − способность к осмыслению картины мира, ее временнопространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; − воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; − развитие эстетических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; − формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Предметные: Минимальный уровень: − знать названия художественных инструментов и приспособлений, их свойства, назначение, правила обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними; − знать элементарные правила композиции, цветоведения, передачи формы предмета; − знать некоторые выразительные средства изобразительного искусства: «точка», «линия», «штриховка», «пятно»; - пользование материалами для рисования; − уметь пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки; − знать название предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации; − уметь организовывать рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы; − следовать при выполнении работы инструкциям учителя; − владеть приемами некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание); − рисовать по образцу предметы несложной формы и конструкции; − применять приемы работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета; − ориентироваться в пространстве листа; − размещать изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; − адекватно передавать цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета. Достаточный уровень − знать названия жанров изобразительного искусства; − знать названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Хохлома и др.); − знать основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации; − знать и применять выразительные средства изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.; − знать правила цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.; − знать виды аппликации (предметная, сюжетная, декоративная); − знать способы лепки (конструктивный, пластический, комбинированный); − находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради; − следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках; − оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); − использовать разнообразные технологические способы выполнения аппликации; − применять разные способы лепки; − рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта; рисовать по воображению; − различать и передавать в рисунке эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, семье и обществу; − различать произведения живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства; − различать жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение. Место учебного предмета На изучение предмета «ИЗО (рисование)» отводится: 5класс -2часа в неделю-68часов; Содержание учебного предмета. В 5 классе обучение строится по четырем направлениям работы, в соответствии с которыми у обучающихся развиваются умения анализировать форму, строение (конструктивные особенности) объекта наблюдения, выделять в нем части, определять пропорции и видеть объект целостно, а затем изображать его, передавая относительно сходство; восприятие цвета предметов и явлений окружающей среды и умение изображать полученные при наблюдении впечатления красками (акварель и гуашью) разными способами (по сухой и мокрой бумаге); умение работать над композицией в практической деятельности; более углубленное восприятие некоторых произведений изобразительного искусства. Содержание разделов № п/п 1. Название раздела, темы «Обучение композиционной деятельности» Количество Контрольные часов работы 22 - «Развитие у обучающихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию» «Обучение восприятию произведений искусства» «Развитие у обучающихся восприятия цвета, предметов и формирование умений переливать его в живописи» Итого: 2. 3. 4. 17 - 12 - 17 - 68 - № Тема предмета Кол-во часов ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1. Здравствуй осень! Рисование веточки деревьев с листьями, семенами и плодами 1 2. Здравствуй осень! Рисование веточки деревьев с листьями, семенами и плодами Здравствуй осень! Рисование веточки деревьев с листьями, семенами и плодами Художники пейзажисты. Рисование осеннего пейзажа 1 5. Художники пейзажисты. Рисование осеннего пейзажа 1 6. Художники пейзажисты. Рисование осеннего пейзажа 1 7. Сосуды: ваза, кувшин, тарелка. Рисование. Украшение сосудов орнаментом (узором) 1 8. 1 9. Сосуды: ваза, кувшин, тарелка. Рисование. Украшение сосудов орнаментом (узором) Рисование постановочного натюрморта с драпировкой 10 Рисование постановочного натюрморта с драпировкой 1 11 12 13 Рисование постановочного натюрморта с драпировкой Рисование постановочного натюрморта с драпировкой Что изображают художники? Как художник работает над портретом человека? Беседа о художниках и их картинах 1 1 1 14 Что изображают художники? Как художник работает над портретом человека? Беседа о художниках и их картинах 1 1 Автопортрет. Рисование 1 16 Автопортрет. Рисование 1 3. 4. 1 1 1 17 Автопортрет. Рисование 1 18 Беседа. Народное искусство. Гжель 1 19 1 21 Беседа. Народное искусство. Гжель Беседа. Народное искусство. Гжель Роспись гжельской посуды 22 Роспись гжельской посуды 1 23 Роспись гжельской посуды 1 24 Беседа. Народное искусство. Городец 1 25 Роспись разделочной доски «Городец» 1 26 Роспись разделочной доски «Городец» 1 27 Роспись разделочной доски «Городец» 1 28 Роспись разделочной доски «Городец» 1 29 Роспись разделочной доски «Городец» 1 30 Беседа. Народное искусство. Хохлома 1 31 Беседа. Народное искусство. Хохлома 1 32 Роспись посуды. Хохлома 1 33 Роспись посуды. Хохлома 1 34 Роспись посуды. Хохлома Роспись посуды. Хохлома Беседа. Народное искусство. Богородская игрушка 1 Беседа. Народное искусство. Богородская игрушка Роспись Богородской игрушки 1 20 35 36 37 38 1 1 1 1 1 39 Роспись Богородской игрушки 1 40 Роспись Богородской игрушки 1 41 42 Роспись Богородской игрушки Беседа. Скульптура 1 1 43 Беседа. Скульптура 1 44 Животные в скульптуре. Лепка Животные в скульптуре. Лепка Животные в скульптуре. Лепка Животные в скульптуре. Лепка Фигура человека. Лепка 1 49 Фигура человека. Лепка 1 50 Музеи России. 1 51 Рисование репродукции картин Музеев России по выбору 1 52 Рисование репродукции картин Музеев России по выбору 1 53 Музеи мира. Рисование репродукции картин музеев мира по выбору 1 54 Музеи мира. Рисование репродукции картин музеев мира по выбору 1 55 Музеи мира. Рисование репродукции картин музеев мира по выбору 1 56 Книга. Как построена книга. 1 57 Книга. Как построена книга 1 58 1 59 Книга. Как построена книга Иллюстрации к книгам 60 Иллюстрации к книгам 1 61 62 Иллюстрации к книгам Иллюстрации к книгам 1 1 63 64 65 66 67 68 Рисование плакатов Рисование плакатов Рисование плакатов Рисование открыток Рисование открыток Рисование открыток 1 1 1 1 1 1 45 46 47 48 Система оценки достижений 1 1 1 1 1 Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: −0 баллов - нет фиксируемой динамики; −1 балл - минимальная динамика; −2 балла - удовлетворительная динамика; −3 балла - значительная динамика. Оценка «5» — уровень выполнения требований высокий, отсутствуют ошибки в разработке композиции, работа отличается грамотно продуманной цветовой гаммой, все объекты связаны между собой, правильно переданы пропорции и размеры, при этом использованы интегрированные знания из различных разделов для решения поставленной задачи; правильно применяются приемы и изученные техники рисования. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески. Оценка «4» — уровень выполнения требований достаточный при выявлении у обучающегося незначительных ошибок в разработке композиции, нарушений в передаче пропорций и размеров; при этом обучающийся после с небольшой подсказки учителя может самостоятельно исправить ошибки. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно. Оценка «3» — уровень выполнения требований достаточный, минимальный; допущены ошибки в разработке композиции, в передаче пропорции и размеров; владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности Оценка «2» - не ставится. Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности Технические средства обучения. Компьютер.