МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Администрации городского округа Сухой Лог МБОУ СОШ № 3 Принято на педагогическом совете протокол № 14 от « 05 »июля 2023 г. Утверждено Приказом МБОУ СОШ № 3 № 127/1 от «10» июля 2023 г. Шевченко М. В. Подписан цифровой подписью: Шевченко М. В. DN: C=RU, OU=директор, O= МБОУ СОШ № 3, CN=Шевченко М. В., E=sloghkola3@yandex.ru Основание: Я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Адаптированная рабочая программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) учебного предмета «Занимательная математика 4 класса Алтынай 2023 г. Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Занимательная математика» разработана на основе Адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Программа является формирующей частью учебного плана предметной области «Математика». Предназначена для учащихся 2-4 класса с интеллектуальными нарушениями. Программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций, общему интеллектуальному развитию, умению самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников с интеллектуальными нарушениями и предоставляет им возможность работать с интересом на доступном уровне, развивая учебную мотивацию, вводит в мир элементарной математики, расширяет и углубляет математические знания, способствует активизации интеллектуальной деятельности, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике. Программа по предмету «Занимательная математика» направлена на развитие у детей математического образа мышления: четкости речи, правильному применению математической терминологии, созданию комфортных условий для развития ребенка, развитию мотивации , укреплению психического здоровья. Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения. Программа отражает: − принципы обучения (индивидуальность, доступность, научность, преемственность, результативность); − владение методами контроля. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задании, логическом упражнении, развлечении, будь то ребус или самая элементарная задача. Обучающиеся на опытно-наглядной основе знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных. Программа «Занимательная математика» рассчитана на 3 учебных года (102 часа) 2 класс-34 часа, 3 класс-34 часа, 4класс-34 часа; 1 урок в неделю. Основной целью обучения по программе «Занимательная математика» является подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками. Исходя из основной цели, задачами обучения по предмету «Занимательная математика» являются: • формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач; • коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей; • формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль. Программа по предмету «Занимательная математика», направлена на формирование у обучающихся с ОВЗ базовых учебных действий: Личностные учебные действия: • Формировать осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; • формировать самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; Коммуникативные учебные действия: учить обучающихся: • обращаться за помощью и принимать помощь; • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию; • сотрудничать с взрослыми сверстниками в разных социальных ситуациях; • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; • договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства • договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. Регулятивные учебные действия: учить обучающихся: • входить и выходить из учебного помещения со звонком; • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения. • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные учебные действия: • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; • устанавливать видородовые отношения предметов • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале • пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями; • читать; • писать; • наблюдать; • выполнять арифметические действия; • работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях) Принципы реализации программы: Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к изучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся. Научность. «Занимательная математика» – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения. Практическая направленность. Содержание уроков направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей изучении математики, на решение занимательных задач, в том числе бытового характера, с целью применения в жизни. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий учащиеся учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу –это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ. Программа по предмету «Занимательная математика» учитывает возрастные и интеллектуальные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). В программе выдержан принцип перемещения по классу, работа в парах постоянного и сменного состава, работа в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований. Предлагаемый программа предназначена для развития математических способностей учащихся с ОВЗ, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации урока и использованием современных средств обучения. Создание на уроках ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Эффективность задач логического, поискового, познавательного характера обосновывается следующими доводами: ✓ развитие личности ученика, его творческого потенциала; ✓ развитие интеллекта, исследовательского начала, развитие познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, припоминанием уже знакомого, запоминанием посредством мнемонических действий, умений классифицировать посредством осмысления и сознательности и кончая оперированием логического и творческого мышления. Основные методы 1.Словесный метод: Приёмы -Анализ синтез. -Рассказ (специфика деятельности учёных -Сравнение. математиков), беседа, обсуждение Основные виды деятельности учащихся: и -решение занимательных задач (информационных источников, готовых сборников); -словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы). 2.Метод наглядности: Классификация. -Аналогия. -Обобщение. Наглядные пособия и иллюстрации. 3.Практический метод: Тренировочные упражнения; практические работы. 4.Объяснительно-иллюстративный: Сообщение готовой информации. 5.Частично-поисковый метод: Выполнение частичных заданий для достижения главной цели. -оформление математических газет -знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой -проектная деятельность -самостоятельная работа -работа в парах, в группах -творческие работы СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ. Содержание курса отвечает требованию к организации учебной деятельности: соответствует предмету «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению. Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. № 1. 2. 3. Разделы РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ 2год 3 год обучения обучения Числа. Арифметические действия. Величины Мир занимательных задач Геометрическая мозаика Итого 4 год обучения 12 14 10 10 12 34 14 8 34 18 6 34 СОДЕРЖАНИЕ программы «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» 2 КЛАСС Наименование раздела Содержание раздела № 1 Числа. Арифметические История математики. Названия и последовательность чисел от действия. Величины. 1 до 20. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Решение примеров удобным способом. Игровые задания на поиск пропавшего числа. занимательных Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с 2 Мир недостаточными, некорректными данными, с избыточным задач. составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Геометрическая мозаика. Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», 3 «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС Тема № 1 Математика — это интересно. История математики. Колво часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Треугольное царство. 2 Путешествие точки. Графический диктант. 2 Пропавшее число. Танграм: древняя китайская головоломка Волшебная линейка. Счёт на рыбалке. Чем знаменит квадрат. Игра-соревнование «Весёлый счёт» Занимательные задачи. Математические превращения чисел. Весёлая геометрия «Что нам стоит дом построить» Большое и маленькое число. Цветная геометрия 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 Задачи-смекалки 2 Прятки с цифрами Занимательные задачи Числовые головоломки Математическая карусель 1 1 1 2 Уголки 1 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Сколько стоит покупка? 2 Конструирование из геометрических фигур 2 Примеры с секретом 2 Контрольная работа по итогам года Работа над ошибками. Викторина «Занимательная математика» Итого: 34 ч 1 1 1 СОДЕРЖАНИЕ программы «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» 3 КЛАСС № Наименование раздела Содержание раздела 1 Числа. Арифметические Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица действия. Величины. умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. 2 3 № 1 2 3 4 5 6-7 8 9 10 11 12 13 Мир задач. занимательных Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Геометрическая мозаика. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС Тема «Удивительная снежинка» Крестики-нолики Математические игры Прятки с фигурами Секреты задач «Спичечный» конструктор Геометрический калейдоскоп Числовые головоломки «Шаг в будущее» Геометрия вокруг нас Путешествие точки «Шаг в будущее» Колво часов 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 14 Тайны окружности 15 Математическое путешествие 16-17 «Новогодний серпантин» 18 Математические игры 19 «Часы нас будят по утрам…» 20 Геометрический калейдоскоп 21 Головоломки 22 Секреты задач 23 «Что скрывает сорока?» 24 Интеллектуальная разминка 25 Дважды два — четыре 26-27 Дважды два — четыре 28 В царстве смекалки 29 Интеллектуальная разминка 30 Составь квадрат 31-32 Мир занимательных задач 33 Контрольная работа по итогам года. 34 Работа над ошибками Итого: 34 ч 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 СОДЕРЖАНИЕ программы «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» 4 КЛАСС № Наименование раздела Содержание раздела 1 Числа. Арифметические Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица действия. Величины. умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. 2 3 № 1 2 3 Мир задач. занимательных Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Геометрическая мозаика. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС Тема Кол-во часов «Удивительная снежинка» 1 Крестики-нолики 1 Математические игры 1 4 Прятки с фигурами 5 Секреты задач 6-7 «Спичечный» конструктор 8 Геометрический калейдоскоп 9 Числовые головоломки 10 «Шаг в будущее» 11 Геометрия вокруг нас 12 Путешествие точки 13 «Шаг в будущее» 14 Тайны окружности 15 Математическое путешествие 16-17 «Новогодний серпантин» 18 Математические игры 19 «Часы нас будят по утрам…» 20 Геометрический калейдоскоп 21 Головоломки 22 Секреты задач 23 «Что скрывает сорока?» 24 Интеллектуальная разминка 25 Дважды два — четыре 26-27 Дважды два — четыре 28 В царстве смекалки 29 Интеллектуальная разминка 30 Составь квадрат 31-32 Мир занимательных задач 33 Контрольная работа по итогам года. 34 Работа над ошибками Итого: 34 ч 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 К КОНЦУ обучения по программа УЧАЩИЕСЯ НАУЧАТСЯ: Раздел Числа. Арифметические действия. Величины: Общие результаты — сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; — моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы; — применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками; — анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами; — включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; —выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии; — аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; — сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; —контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Мир задач: занимательных — анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); — искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; —моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации; — конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи; — объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; —воспроизводить способ решения задачи; — сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; — анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи; — оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно); — участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи; — конструировать несложные задачи. Геометрическая мозаика —ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»; — ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения; —проводить линии по заданному маршруту (алгоритму); —выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже; —анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции; — составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции; —выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции; — сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; — объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии; — анализировать предложенные возможные варианты верного решения; —моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток; — осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом. ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ -Активное участие в «Неделе математики» в начальной школе. Используемая литература: 1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007 2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996 3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995 4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008. 5.Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. — 2009. — № 7. 6.Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000. 7. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001. 8.Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993. 9.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002 10 Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006. 11. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002 12. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004 13. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001. 14. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М. : АСТ, 2006. 15.Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе : пособие для учителей. — М. : Просвещение, 1975. 16. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004 17. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004 Интернет ресурсы: 1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир. 2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру». 3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы. 5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы. 6. http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – игры, презентации в начальной школе. 7. http://ru.wikipedia.org/w/index. - энциклопедия 8. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – единая коллекция цифровых образовательных ресурсы ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА № п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения 1.Используемая литература (книгопечатная продукция) 1. 2. 3 1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007 2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996 3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995 4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008. 5.Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. — 2009. — № 7. 6.Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000. 7. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001. 8.Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993. 9.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002 10 Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006. 11. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002 12. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004 13. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001. 14. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М. : АСТ, 2006. 15.Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе : пособие для учителей. — М. : Просвещение, 1975. 16. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004 17. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004 18. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006 19. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал. Игры и другие пособия 1. Кубики (игральные) с точками или цифрами. 2. Комплекты карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … , 90; 3. «Математический веер» с цифрами и знаками. 4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100). 5. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения). 6. Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки) для закрепления таблицы умножения и деления. Карточки двусторонние: на одной стороне — задание, на другой — ответ. 7. Часовой циферблат с подвижными стрелками. 8. Набор «Геометрические тела». 10. Математические настольные игры: математические пирамиды «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление» и др. 9. Палитра — основа с цветными фишками и комплект заданий к палитре по темам «Сложение и вычитание до 10; до 100; до 1000», «Умножение и деление» и др. 3 Технические средства обучения Ноутбук. 5. Интернет-ресурсы 1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир. 2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру». 3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы. 5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы. 6. http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – игры, презентации в начальной школе. 7. http://ru.wikipedia.org/w/index. - энциклопедия 8. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов