Умелые ручки 1-4 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Управление образования Администрации городского округа Сухой Лог
МБОУ СОШ №3

Принято на педагогическом совете
протокол № 1 от « 29 »августа 2024 г.

Утвержден
Приказом директоа МБОУ СОШ №3
№ 84/1-ОД от «29» августа 2024 г.

Адаптированная рабочая программа
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) по учебному курсу
«Умелые ручки» (1 - 4 классы)

Алтынай 2024

I. Пояснительная записка.
Декоративное
творчество
является
составной
частью
художественно- эстетического образования федеральных образовательных
стандартов.
Курс «Умелые ручки» реализует общекультурное направление во
внеурочной деятельности в 5 классах в рамках федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования второго поколения.
Содержание программы «Умелые руки» является продолжением
изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства,
технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства.
Программа учит детей работать с различным материалом (бросовый
материал, бумага, тесто, пластилин, нитки, ткань и т.д.). Дети знакомятся с
различными техниками выполнения работ (аппликация, лепка, шитье,
вязание и т.д.). Все виды искусства готовят обучающихся к пониманию
художественных образов, знакомят их с различными средствами выражения.
На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся
складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Актуальность программы заключается в том, что она способствует
изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту
интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами в
предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в
ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная
активность. Освоение множества технологических приёмов при работе с
разнообразными материалами в условиях простора для свободного
творчества помогает детям познать и развить собственные способности и
возможности,
создаёт
условия
для
развития
инициативности,
изобретательности, гибкости мышления.
Программа способствует:
• развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и
характера;
• помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению
в жизни - формированию понятия о роли и месте декоративно - прикладного
искусства в жизни;
• освоению современных видов декоративно - прикладного искусства;
• обучению практическим навыкам художественно - творческой
деятельности, пониманию связи художественно - образных задач с идеей и

замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом
возможных художественных средств;
• созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе
взаимопонимания коллективной работы;
• знакомству с историей пластилина, бумагопластики, народными
традициями и праздниками в России.
Цель программы:
• развитие творческих способностей, мелкой моторики рук,
пространственного воображения, логического мышления, глазомера;
способностей ориентироваться в информации;
• овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми
умениями и навыками, опытом практической деятельности; способами
планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки
своей работы;
• воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и
результатам их труда; практическое применение правил сотрудничества в
коллективной деятельности.
2. Планируемые результаты изучения курса
Основные задачи программы:
• Расширить представления о многообразии видов декоративно прикладного искусства.
• Познакомить обучающихся с разными видами искусства, с
различными техниками выполнения работ.
•
Формировать
эстетическое
отношение
к
окружающей
действительности на основе с декоративно - прикладным искусством.
• Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать
необходимые практические умения и навыки;
• Реализовать духовные, эстетические и творческие способности
воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное
мышление;
• Воспитывать художественно - эстетический вкус, трудолюбие,
аккуратность.
Предметные результаты:
•
Изучение детьми различных видов народных промыслов;
•
Понимание художественных свойств различных материалов,
красоты формы изделий, ее украшения;
•
Оценка технологических свойств материалов и областей их
применения;

•
Владение приемами и техникой изготовления вышивки,
лоскутной пластики, ткачества, низания бисера, методами художественного
конструирования из бумаги;
•
Применение различных технологий в создании изделий
материальной культуры.
•
Развитие пространственного художественного воображения,
чувства цвета, гармонии, композиционного мышления.
Метапредметные результаты:
•
Планирование процесса познавательной деятельности;
•
Развитие творческих способностей у детей;
•
Развитие художественного вкуса, внимания, памяти, образного
мышления;
•
Развитие графических и конструктивных навыков и умений;
•
Развитие способности к самостоятельной работе и анализу
проделанной работы;
•
Соблюдение безопасных приемов познавательно-трудовой
деятельности.
Личностные результаты:
•
Бережное отношение к своему труду;
•
Развитие трудолюбия и усидчивости;
•
Овладение способностью самим создавать композиции работ;
•
Воспитание умения прислушиваться к мнению других, уважения
к их точке зрения;
•
Проявление технологического мышления при организации своей
деятельности;
•
Самооценка своих способностей для труда в различных сферах с
позиции будущей социализации.
3. Отличительные особенности программы:
Данная
программа
имеет
художественно-эстетическую
направленность. Базируется на идеях педагогики сотрудничества, личностноориентированного обучения и проектной деятельности, самостоятельного
выполнения работ от эскиза до воплощения замысла в материале.
Программа рассчитана на период обучения – 1 год.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована
программа курса внеурочной деятельности:
Программа рассчитана на детей 8-10 лет.
Занятия проводятся в свободное от учебы время 1 раз в неделю.
Режим занятий:
• общее количество часов в год – 34ч.;

Форма
организации
занятий
–
фронтальная,
групповая,
индивидуальная, коллективное творчество, экскурсии.
Методы обучения – словесный, объяснительно-иллюстративный,
наглядный,
проблемный,
частично-поисковый,
исследовательский,
репродуктивный, практический.
В течение учебного года дети будут принимать участие в
общешкольных и городских выставках декоративно-прикладного искусства.
В конце учебного года ими выполняется защита творческого проекта,
по качеству исполнения которого определяется успешность ребенка, уровень
приобретенных им умений и навыков.
Работа с бумагой.
Рассматриваются как разные виды бумаги, так и различные
способы ее обработки и использования. Аппликация выполняется из
вырезанных деталей, мозаика – из элементов, полученных путем обрывания.
Постепенно усложняется обрывная аппликация. Обрывание производится по
криволинейному контуру, выполненному от руки или перенесенному с
выкройки. Из вырезанных деталей дети выполняют уже не плоские, а
объемные аппликации.
Продолжается знакомство с искусством мозаики. При выполнении
сплошной мозаики из обрывных кусочков усиливается живописный эффект
поделки. Дети учатся получать полу объемную мозаику, изменяя форму
бумажных элементов. Ведь еще Сухомлинский В. А. сказал: «Истоки
творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От
пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник
творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской
ладошке, тем умнее ребенок».
Работа с пластилином.
При работе с пластилином дети учатся намазывать на основу тонкий
слой пластилина, на который потом наносят отпечатки стекой или другими
предметами, рисунки пластилиновыми жгутиками, элементы мозаики.
Пластилин так же предстает в качестве изобразительного средства для
создания аппликаций на картоне и стекле. По мере знакомства с этим видом
работы изменяется техника нанесения пластилинового фона: однотонный
фон становится разноцветным. Знакомый конструктивный способ лепки
усложняется нанесением на изделие налепленных украшений. Лепка
животных, людей, посуды выполняется из целого куска, а не из отдельных
частей. На заключительных занятиях дети должны объединить все изученные
способы в работе по собственному замыслу.

Работа с соленым тестом
Лепка из соленого теста является одним из древних видов
декоративно-прикладного искусства. Древние египтяне, греки и римляне
использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов. В
Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и
рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки,
кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям.
Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они
украшают, удачу и благополучие. В Греции и Испании во время праздника в
честь Богоматери на алтарь клали великолепные хлебные венки, украшенные
пышными орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных
промыслов делали изделия, раскрашенные яркими красками. У индейцев
такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический
смысл. В Китае 17 века делали марионетки из теста. В странах Восточной
Европы были популярны большие картины из теста. У славянских народов
такие картины не раскрашивались и имели обычный для выпечки цвет, что
считалось очень привлекательным. Тесто применялось для выполнения
фигурок в народных сказаниях.
Работа с тканью
Работа с
тканями в учебно-воспитательном процессе имеет
важное значение, так как способствует раннему выявлению творческих
наклонностей, способностей детей. Она интересна детям и доставляют им
огромное наслаждение; является не только увлекательным способом
проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в
частности
развития
мелкой
моторики,
что влияет
на общее
интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи.
Знакомство с различными видами ткани. Шитье мягкой игрушки.
Изготовление игрушек-сувениров.

Тематическое планирование
№

Тема

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Вводное занятие
Работа с бумагой и картоном
Работа с пластилином
Работа с цветными нитками
Работа с соленым тестом
Работа с тканью и мехом
Итого

Количество
часов
1
4
7
10
5
7
34

Темы

Теоритических

Практических

1
1

3
7
9
4
6

1
1
1
5

29

Количество часов по классам

Итого

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Вводное занятие

1

1

1

1

4

Работа с глиной и пластилином

6

8

10

8

32

6

4

-

-

10

12

11

11

7

41

Работа
с
текстильными
материалами
Работа
с
древесными
материалами
Работа с металлом

8

10

12

18

48

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Работа с проволокой

-

-

-

-

-

Работа с металлоконструктором

-

-

-

-

-

33

34

34

34

135

Работа
с
природными
материалами
Работа с бумагой и картоном

Всего

Поурочное планирование
1 класс
№
п/п
1

2
3

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

19
20
21
22
23
24
25

Тема урока

Количество часов

Правила по технике
безопасности. Соблюдение
порядка на рабочем месте.
Беседа «История создания
бумаги». Изделие «Цыпленок»
Беседа « Как появились
ножницы». Объемная водяная
лилия.
Аппликация из
геометрических фигур.
Фантазии из «ладошек».
Продолжение работы.
Букет из роз.
Новогодний ангелок.
Цветочные фантазии.
Цветочные фантазии.
Продолжение работы.
Чудо-елочка.
Чудо-елочка. Продолжение
работы.
«Робот». Подготовка модулей.
«Робот». Сборка изделия.
Осенние фантазии из
природного материала.
Поделки из кленовых
«парашютиков».
Беседа «Флористика».
Картины из листьев.
Картины из листьев.
Продолжение работы.
Беседа: «Откуда ткани к нам
пришли?». «Веселые
зверюшки».
«Веселые зверюшки».
Продолжение работы.
Мягкая игрушка «Зайкахозяйка»
Мягкая игрушка «Зайкахозяйка»
Мягкая игрушка «Зайкахозяйка»
Рисование пластилином
Рисование пластилином
Разрезание смешанного
пластилина

1

Электронные цифровые
образовательные ресурсы
-

1

-

1

-

1

-

1

-

1
1
1
1

-

1
1

-

1
1
1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1
1
1

-

Рисование пластилином
Коллективная работа
«Корзина с цветами»
28
Лепка из солёного теста
29
Лепка из солёного теста
30
Куколка-оберег из ткани.
31
Аппликация из пуговиц и
ткани.
32
Аппликация из пуговиц и
ткани.
33
Итоговое занятие. Выставка
работ.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
26
27

1
1

-

1
1
1
1

-

1

-

1

-

33

2 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

8
9
10
11
12
13
14

15
16
17

Тема урока

Количество часов

Вводное занятие. Техника
безопасности на занятиях.
Осенние фантазии из
природного материала.
Беседа «Флористика».
Картины из листьев.
Картины из листьев.
Продолжение работы.
Поделки из кленовых
«парашютиков».
Беседа «История создания
бумаги». Изделие «Цыпленок»
Беседа « Как появились
ножницы». Объемная водяная
лилия.
Аппликация из
геометрических фигур.
Фантазии из «ладошек».
Объёмные фигуры на основе
формы «Водяная бомбочка».
Объёмное изделие «Сундучок
санбо».
Цветочные фантазии.
Симметричное вырезание.
«Наряд для баночки».
Симметричное вырезание.
«Наряд для баночки».
Продолжение работы.
Чудо-елочка.
Чудо-елочка. Продолжение
работы.
Рисование пластилином

1

Электронные цифровые
образовательные ресурсы
-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1
1

-

1

-

1
1

-

1

-

1
1

-

1

-

Рисование пластилином
Разрезание смешанного
пластилина
20
Разрезание смешанного
пластилина
21
«Расписной» пластилин,
полученный способом резания.
22
«Расписной» пластилин,
полученный способом
резания.
23
Лепка из солёного теста
24
Лепка из солёного теста.
Оформление работы.
25
Беседа: «Откуда ткани к нам
пришли?». Куколка-оберег из
ткани.
26
Пришивание пуговиц.
Аппликация из пуговиц и
ткани.
27
Аппликация из пуговиц и
ткани.
28
Аппликация из пуговиц и
ткани.
29
Аппликация «Матрешка».
30
Аппликация из жатой ткани.
«Грибы, деревья».
31
Аппликация из цельных
нитей. «Снежинка».
32
Аппликация из резаных нитей.
«Одуванчик».
33
Аппликация из скрученных
ниток. «Улитка».
34
Итоговое занятие. Выставка
работ.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
18
19

1
1

-

1

-

1

-

1

-

1
1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1
1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

34

3 класс
№
п/п
1

2

3
4
5

Тема урока

Количество часов

Правила по технике
безопасности. Соблюдение
порядка на рабочем месте.
Знакомство с различными
видами бумаги и картона и их
обработки.
Мой щенок. Обрывная
аппликация.
Парусник. Обрывная
аппликация.
Аппликация «Петушок и

1

Электронные цифровые
образовательные ресурсы
-

1

-

1

-

1

-

1

-

6

7

8
9
10
11
12
13

14
15
16
17
18
19
20
21
22

23

24
25
26
27
28

курочка»
Знакомство с материалом.
Знакомство с различными
техниками лепки.
Рельефное изображение
знаков зодиака. Коллективная
работа.
Панно «На даче»
Пластилиновый ёжик.
Пластилиновая аппликация на
стекле по замыслу учащихся.
Изготовление игрушек к
Новому году.
Фигурки из спичечных
коробков
Виды ниток
(хлопчатобумажные,
шерстяные, шелковые,
синтетические
Кукла из ниток.
«Мартинички»
Кукла из ниток. «Осьминог»
Игрушка из помпонов
«Цыплёнок»
Игрушка из помпонов
«Колобок»
Аппликация из нитяной
крошки. Панно «В деревне»
«Божья коровка». Аппликация
«Цветочные узоры». Панно
«Золотая рыбка».
Аппликация.
Композиция по сказке П.
Бажова «Серебряное
копытце».
Знакомство с новым
материалом для изготовления
поделок – соленое тесто, его
характерными особенностями
(мягкое, эластичное, прочное
при тепловой обработке).
Игрушка-сувенир «Змеиная
королева»
Игрушка-сувенир «Крокодил»
Игрушка-сувенир
«Гиппопотам»
Работа по замыслу учеников.
Знакомство с тканями
растительного происхождения
(хлопчатобумажные,
льняные), шелковыми и

1

-

1

-

1
1
1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1
1

-

1

-

1

-

1
1
1

-

1

-

1

-

1

-

1
1

-

1
1

-

шерстяными тканями;
нитками (Швейные,
штопальные, для вышивания,
толстые, тонкие) их
применением.
29
Изготовление игрушексувениров.
30
Шитье мягкой игрушки.
Мягкая игрушка
«Медвежонок»
31
Шитье мягкой игрушки.
Мягкая игрушка «Зайчонок»
32
Аппликация «Цветы в вазе»
33
Аппликация «Морской
пейзаж»
34
Шитьё коврика из лоскутков
различной ткани.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

-

1

-

1

-

1
1

-

1

-

34

4 класс
№
п/п
1
2
3
4
5

6

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Тема урока

Количество часов

Вводное занятие. Техника
безопасности на занятиях.
Разрезание смешанного
пластилина.
Разрезание смешанного
пластилина. Барельеф.
Разрезание смешанного
пластилина. Барельеф.
«Расписной» пластилин,
полученный способом
резания.
«Расписной» пластилин,
полученный способом
резания.
Торцевание на пластилине.
Пластилиновое рисование.
Пластилиновое рисование.
Объёмные аппликации из
гофрированной бумаги.
Объёмные аппликации из
гофрированной бумаги.
Объёмные аппликации из
гофрированной бумаги.
Треугольный модуль оригами.
Замыкание модулей в кольцо.
Объёмные фигуры на основе
формы «Водяная бомбочка».
Объёмное изделие «Сундучок

1

Электронные цифровые
образовательные ресурсы
-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1
1
1
1

-

1

-

1

-

1
1
1

-

1

-

санбо».
17
Симметричное вырезание.
«Наряд для баночки».
18
Аппликация из цельных
нитей. «Снежинка».
19
Аппликация из резаных нитей.
«Одуванчик».
20
Аппликация из резаных нитей.
«Африканская хижина».
21
Аппликация из скрученных
ниток. «Улитка».
22
Аппликация из жатой ткани.
«Грибы, деревья».
23
Шитьё медвежонка. Раскрой
деталей.
24
Сшивание деталей
медвежонка.
25
Сшивание деталей
медвежонка.
26
Оформление медвежонка:
пришивание пуговиц (глаз).
Набивание мягкой игрушки
мягким материалом.
27
Шитьё мягкой игрушки
«Кругляш».
28
Раскрой деталей «Кругляша».
29
Сшивание деталей мягкой
игрушки «Кругляш».
30
Вязание крючком прихватки
«Овечка».
31
Вязание крючком прихватки
«Овечка».
32
Вязание крючком прихватки
«Овечка».
33
Вязание крючком прихватки
«Овечка».
34
Итоговое занятие. Выставка
работ.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1
1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Список литературы для учащихся
1. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация
«Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
2. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия
развития, 2006.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация
«Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара:
Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! –
Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ
СЕТИ
-презентации по разделам программы
-коллекция видеорядов по технологии изготовления изделий.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».