Рисование 1-4 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Управление образования Администрации городского округа Сухой Лог
МБОУ СОШ №3

Принято на педагогическом совете
протокол № 1 от « 29 »августа 2024 г.

Утвержден
Приказом директоа МБОУ СОШ №3
№ 84/1-ОД от «29» августа 2024 г.

Адаптированная рабочая программа
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) по учебному курсу
«Рисование» (1 - 4 классы)

п. Алтынай 2024

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Рисование» составлена на
основе

Федеральной

адаптированной

основной

общеобразовательной

программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства

просвещения

России

от

24.11.2022г.

№

1026

(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их
особых

образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных

особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Рисование» относится к предметной области
«Искусство»

и

является

формируемой

частью

учебного

плана.

В

соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Рисование в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели и составляет 1 час в
неделю, 33 часа в год (1 час в неделю), 2- 4 классы 34 часа в год.
Федеральная

адаптированная

основная

общеобразовательная

программа определяет цель и задачи учебного предмета «Рисование
(изобразительное искусство)».
Цель программы - раскрытие творческого потенциала ребёнка
художественно – изобразительными средствами.
Задачи программы:
-воспитательная – формировать эмоционально-ценностное отношение
к окружающему миру через художественное творчество, восприятие
духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта
и самосозидания;
-художественно-творческая – развивать творческие способности,
фантазию и воображение, образное мышление, используя игру цвета и
фактуры, нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей;

Содержание обучения.
Программа внеурочной деятельности предполагает в большом объёме
творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни.
Занятия

художественно-

практической

деятельностью,

знакомство

с

произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только
частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные –
развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая
деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста
художественными средствами своего видения окружающего мира.
Основными видами художественной деятельности учащихся являются:
- художественное восприятие,
- информационное ознакомление,
- изобразительная деятельность,
- художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор
литературных

произведений,

исполнение

поэтических

произведений,

тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание

и

исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма
художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского
языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного
труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.
- выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор
цветов,

элементов

украшений.

1-й класс «Радужный мир»
Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого
возраста органичны занятия изобразительным искусством.
Программа состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть:
-Знакомство с различными художественными материалами, приёмами
работы с ними.
-Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные
цвета.

-Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно,
штрих, мазок.
-Беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной
форме
-Онлайн экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и
мира.
-Знакомство с творчеством лучших художников нашей страны и мира.
2-й класс «Мы учимся быть художниками»
На этом этапе формируется художественно- эстетическое и духовнонравственное развитие ребенка, качества, отвечающие представлениям об
истинной человечности, о доброте и культурной полноценности восприятия
мира.
Теоретическая часть:
-Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель,
гуашь.
-Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета.
Основные сочетания в природе.
-Основы

рисунка.

Роль

рисунка

в

творческой

деятельности.

Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык
рисунка: линия, штрих, пятно, точка.
-Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры
несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей,
животных.
-Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия»,
«уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
-Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование
литературных произведений.
-Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные
зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия
3-й класс «Мы - художники»
Изобразительное

искусство

–

наиболее

применимая

область

эмоциональной сферы ребёнка. На этом этапе он исследует форму,

экспериментирует с изобразительными материалами, знакомится с мировой
культурой.

Более свободное

владение различными художественными

средствами позволяют ребёнку самовыразиться.
1. Основы художественной грамоты.
Теоретическая часть.
-Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель,
гуашь.
-Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета.
Основные сочетания в природе.
-Основы

рисунка.

Роль

рисунка

в

творческой

деятельности.

Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык
рисунка: линия, штрих, пятно, точка.
-Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры
несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей,
животных.
-Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия»,
«уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
-Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование
литературных произведений.
-Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные
зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия.
4 -й класс «Рисуем и исследуем»
На данном этапе важной становится цель – научить детей вести
исследование доступных им проблем. Развить их способность ставить перед
собой задачу и осуществить её выполнение. 5 знания и умения, полученные
за годы обучения, применяются в создании творческих работ.
1. Основы изобразительной грамоты.
Теоретическая часть.
-Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь – свободное
владение ими.
-Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения
набросочного характера.

3.Планируемые результаты освоения учебного курса
1-й класс
Личностные результаты:
-осознавать роль художественного искусства в жизни людей;
-эмоционально «проживать» красоту художественных произведений,
выражать свои эмоции;
-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
-высказывать своё отношение к художественным произведениям, к
творчеству своих товарищей, своему творчеству.
2-й класс
Личностные результаты:
-осознавать роль художественной культуры в жизни людей;
-эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать
свои эмоции;
3-4-й классы
Личностные результаты
-эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои
эмоции;
-эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;
сочувствовать другим людям, сопереживать;
-чувство

прекрасного

–

умение

чувствовать

красоту

и

выразительность речи, художекственных произведений, стремиться к
совершенствованию собственной художественной культуры;
-любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
-интерес к художественных произведений, к ведению диалога с
автором , посредством собственного мнения о конкретном произведении
художника;
-интерес к рисованию, к созданию собственных рисунков, к
художественной форме общения;
-интерес к изучению шедевров искусства великих художников;

IV.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ Наименование разделов
п/п
Радужный мир
Мы учимся быть
художниками
Мы - художники
Рисуем и исследуем

Количество часов

33
34
34
34

Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов: http://schoolcollektion.edu/ru
Коллекция «Мировая
художественная
культура»:
http://www.art.september.ru
Музыкальная коллекция
Российского
общеобразовательного
портала:
http://www.musik.edu.ru

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Тема урока
«Знакомство с королевой
Кисточкой».
«Знакомство с королевой
Кисточкой».
«Что могут краски?»
«Что могут краски?»
«Изображать можно пятном».
«Изображать можно пятном».
«Изображать можно пятном».
«Изображать можно пятном».
«Осень. Листопад».
«Осень. Листопад».
«Силуэт дерева
«Силуэт дерева
«Узоры снежинок».
«Узоры снежинок».
«Зимний лес».
«Зимний лес».
«Портрет Снегурочки».
«Портрет Снегурочки».
«Снежная птица зимы».
«Снежная птица зимы».
«Дом снежной птицы».
«Дом снежной птицы».
«Красивые рыбы».
«Красивые рыбы».
«Моя мама».
«Моя мама».

Количество часов
1

Электронные цифровые
образовательные ресурсы
-

1

-

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

-

«Цветы и травы»
«Цветы и травы»
«Цветы и бабочки».
«Цветы и бабочки».
«Орнамент из цветов, листьев
и бабочек для украшения
коврика».
32
«Орнамент из цветов, листьев
и бабочек для украшения
коврика».
33
«Моя семья»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
27
28
29
30
31

1
1
1
1
1

-

1

-

1

-

33

2 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

20

21
22
23
24
25

Тема урока
«Мои увлечения»
«Мои увлечения»
«Я и моя семья»
«Я и моя семья»
Портрет Зайчика –
огородника.
Портрет Зайчика –
огородника.
«Осенние сказки лесной феи»
«Осенние сказки лесной феи»
«Мои любимые сказки»
«Мои любимые сказки»
«Мамочка любимая моя»
«Мамочка любимая моя»
«Братья наши меньшие»
«Братья наши меньшие»
«Вселенная глазами детей».
«Вселенная глазами детей».
Изготовление новогодних
карнавальных масок.
Изготовление новогодних
карнавальных масок.
Иллюстрация к сказке
«Петушок – золотой
гребешок».
Иллюстрация к сказке
«Петушок – золотой
гребешок».
Былинные богатыри. Илья
Муромец.
Былинные богатыри. Илья
Муромец.
«Зимние забавы»
«Зимние забавы»
Конкурс рисунков «Слава
армии родной!».

Количество часов
1
1
1
1
1

Электронные цифровые
образовательные ресурсы
-

1

-

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1
1
1

-

Конкурс рисунков «Слава
армии родной!».
27
Конкурс поздравительных
открыток «Милой мамочке!»
28
Конкурс поздравительных
открыток «Милой мамочке!»
29
Рисование на тему: « Красота
вокруг нас».
30
Рисование на тему: « Красота
вокруг нас».
31
Рисунок-декорация
«Сказочный домик»
32
Рисунок-декорация
«Сказочный домик»
33
«Любимые герои»
34
«Любимые герои»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
26

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1
1

-

34

3 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Тема урока

Количество часов

Вводное занятие..
Орнаментальная композиция.
Организация плоскости
Натюрморт из трёх предметов.
Натюрморт из трёх предметов.
Рисующий свет.
Рисующий свет.
Холодные цвета.
Стихия – вода.
Теплые цвета.
Стихия- огонь
Осенний натюрморт
Осенний натюрморт
Портрет мамы.
Портрет мамы.
«Цветы зимы».
«Цветы зимы».
Здравствуй ,праздник Новый
год!»
Здравствуй ,праздник Новый
год!»
«Листья и веточки».
«Листья и веточки».
«Зимние забавы»
«Зимние забавы»
Натюрморт
Натюрморт
Открытка – поздравление
«Защитникам Отечества»
Открытка – поздравление

1
1

Электронные цифровые
образовательные ресурсы
-

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

-

1

-

1
1
1
1
1
1
1

-

1

-

«Защитникам Отечества»
27
Открытка – поздравление «8
марта –мамин праздник»
28
Открытка – поздравление «8
марта –мамин праздник»
29
«Мир вокруг нас»
30
«Мир вокруг нас»
31
Рисование по теме: «Победа!»
32
Рисование по теме: «Победа!»
33
Выставка рисунков.
Подведение итогов.
34
Выставка рисунков.
Подведение итогов.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

-

1

-

1
1
1
1
1

-

1

-

34

4 класс
№
п/п
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Тема урока

Количество часов

Вводное занятие. Рисуноктест
«Впечатление о лете».
«Деревья».
Зарисовка растений с натуры в
цвете.
Натюрморт.
Осенний натюрморт
Осенний натюрморт
Небо в искусстве.
Небо в искусстве.
«Отражение в воде».
Монотипия.
«Зимние забавы».
«Зимние забавы».
Улицы моего посёлка».
Улицы моего посёлка».
Здравствуй праздник Новый
Год!
Здравствуй праздник Новый
Год!
Здравствуй праздник Новый
Год!
Здравствуй праздник Новый
Год!
Введение в тему.
ДПИ «Цветы».
«Цветы». Композиция в круге.
«Цветы». Композиция в круге.
«Цветы и травы».
«Цветы и травы».
Открытка-поздравление к 23
февраля.
Открытка-поздравление к 23

1

Электронные цифровые
образовательные ресурсы
-

1
1

-

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

-

1

-

1

-

1

-

1
1
1
1
1
1
1

-

1

-

февраля.
27
Открытка – поздравление к 8
марта.
28
Открытка – поздравление к 8
марта.
29
«День Победы»
30
«День Победы»
31
«Мир вокруг нас»
32
«Мир вокруг нас»
33
«Наша галерея».
34
«Наша галерея».
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

1

-

1

-

1
1
1
1
1
1

-

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
БРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Маршрутные карты 1-4 кл. «Дрофа».2004г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.

Энциклопедия мирового искусства «Шедевры русской

живописи». «Белый город». 2006г
2.

В.С. Бадаев «Русская кистевая роспись». М: «Владос». 2007г

3.

Межуева Ю.А. Сказочная гжель. – М.,2003г

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ
СЕТИ
1. Коллекция
«Мировая
http://www.art.september.ru

художественная

Культура»:


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».