Математика

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Управление образования Администрации городского округа Сухой Лог
МБОУ СОШ №3

Принято на педагогическом совете
протокол № 1 от « 29 »августа 2024 г.

Утвержден
Приказом директоа МБОУ СОШ №3
№ 84/1-ОД от «29» августа 2024 г.

Адаптированная рабочая программа
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету
«Математика» (1-4 классы)

п. Алтынай 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на
основе

Федеральной

адаптированной

основной

общеобразовательной

программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утверждена приказом
Министерства

просвещения

России

от

24.11.2022

г.

№

1026

(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их
особых

образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных

особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Математика» относится к предметной области
«Математика»

и

является

обязательной

частью

учебного

плана.

В

соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Математика» в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели и составляет 99
часов в год (3 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
определяет цель и задачи учебного предмета «Математика».
Цель обучения – подготовка обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) к жизни в современном обществе и
овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.
Задачи обучения:
 формирование доступных обучающимся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) математических

знаний

и умений,

необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических,
житейских

и

профессиональных

задач;

развитие

способности

их

использования при решении соответствующих возрасту задач;
 коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных
качеств

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными
2

нарушениями)

средствами

математики

с

учетом

их

индивидуальных

возможностей;
 формирование

положительных

качеств

личности,

в

частности

аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости,
любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое
дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 1 классе
определяет следующие задачи:
 формирование умения выделять свойства предметов, такие как цвет,
форма, размер и сравнивать их по свойствам предметов;
 формирование умения определять положения предметов относительно
себя, друг друга, показывать на себе положение частей тела, определять
положение предметов на плоскости и в пространстве;
 формирование умения образовывать числа первого десятка, писать
цифры, обозначающие числа первого десятка, их сравнение, выполнять
арифметические действия (сложение и вычитание) с ними;
 формирование умения решать простые арифметические задачи на
нахождение суммы и остатка;
 формирование

первоначальных

представлений

о

геометрических

фигурах.

3

I.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Обучение математике в 1 классе носит практическую направленность и
тесно

связано

обучающихся
навыками,

с
к

другими
овладению

учебными

предметами,

жизнью,

профессионально-трудовыми

учит использованию математических знаний

готовит

знаниями

и

в различных

ситуациях.
Программа обучения в 1 классе предусматривает значительный
подготовительный (пропедевтический) период. Задача подготовительного
периода — выявление количественных, пространственных, временных
представлений обучающихся, представлений о размерах, форме предметов,
установление потенциальных возможностей детей в усвоении математических
знаний и подготовка их к усвоению систематического курса математики и
элементов наглядной геометрии, формирование общеучебных умений и
навыков.
В пропедевтический период уточняются и формируются у обучающихся
понятия

о

размерах

предметов,

пространственные

представления,

количественные представления, временные понятия и представления.
После пропедевтического периода излагается содержание разделов
математики: знакомство с числами первого десятка, цифрами для записи этих
чисел, действиями сложения и вычитания; одновременно обучающиеся
знакомятся с единицами измерения стоимости — копейкой, рублем, монетами
достоинством в 50 копеек, 1 руб., 2 руб., 5 р., 10 р., обучение решению
арифметических задач.
Выбор
содержанием

методов
изучаемого

обучения

обусловливается

материала,

возрастом

и

рядом
уровнем

факторов:
развития

обучающихся, а также уровнем готовности их к овладению учебным
материалом. На выбор методов обучения оказывает влияние коррекционная
направленность обучения, а также решение задач социальной адаптации.
4

На уроках математики широкое применение находят дидактические
игры. Известно, что если ребенок заинтересован работой, положительно
эмоционально настроен, то эффективность занятий заметно возрастает.
Выработка любых умений и навыков у умственно отсталых школьников
требует не только больших усилий, длительного времени, но и однотипных
упражнений. Дидактические игры позволяют однообразный материал сделать
интересным

для

обучающихся,

придать

ему

занимательную

форму.

Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют
деятельность ребенка, развивают его произвольное внимание, память.
На всех этапах процесса обучения математике необходимо широко
использовать предметно-практическую деятельность обучающихся. При этом
учитывается накопление не только математических знаний, но и навыков
учебной деятельности.
Программа обучения во 2 классе направлена на изучение нумерации и
двух арифметических действий (сложение и вычитание) в пределах 20.
Обучающиеся

знакомятся

с

названием

чисел

11—20

(перед

ними

раскрывается позиционный принцип записи чисел второго десятка; единицы
записываются в числе на первом месте справа, десятки — на втором).
Обучающиеся знакомятся с единицами измерения длины — сантиметром,
дециметром, мерой емкости — литром, единицами измерения времени —
неделей, сутками, часом, определением времени по часам, учатся измерять и
чертить отрезки в сантиметрах и дециметрах, работать с монетами.
В зависимости от формы организации совместной деятельности учителя
и обучающихся выделяются следующие методы обучения: изложение знаний,
беседа, самостоятельная работа. В зависимости от источника знаний
используются словесные методы (рассказ или изложение знаний, беседа,
работа по учебнику или другим печатным материалам), наглядные методы
(наблюдение, демонстрация предметов или их изображений), практические
5

методы (измерение, вычерчивание геометрических фигур, лепка, аппликация,
моделирование, нахождение значений числовых выражений и т. д).
Программа обучения в 3 классе направлена на изучение нумерации и
четырех арифметических действий в пределах 100: обучающиеся знакомятся с
названием чисел, с новыми арифметическими действиями — умножением и
делением. Обучающиеся получают понятия о единицах измерения длины
(метре), стоимости (копейке, рубле), массы (килограмме), времени (годе,
месяце), знакомятся с соотношением единиц измерения.
В зависимости от формы организации совместной деятельности учителя
и обучающихся выделяются следующие методы обучения: изложение знаний,
беседа, самостоятельная работа. В зависимости от источника знаний
используются словесные методы (рассказ или изложение знаний, беседа,
работа по учебнику или другим печатным материалам), наглядные методы
(наблюдение, демонстрация предметов или их изображений), практические
методы (измерение, вычерчивание геометрических фигур, лепка, аппликация,
моделирование, нахождение значений числовых выражений и т. д).
Программа обучения в 4 классе направлена на изучение нумерации
чисел в пределах 100: раскрывается понятие разряда, обучающиеся знакомятся
со сложением и вычитанием двузначных чисел, приемами устных и
письменных вычислений. Завершается изучение табличного умножения и
деления,

ознакомление

с

вне

табличным

умножением

и

делением.

Продолжается изучение величин и единиц их измерения. Обучающиеся
продолжают изучать единицы измерения длины, стоимости, массы, времени,
соотношение единиц измерения.
В зависимости от формы организации совместной деятельности учителя
и обучающихся выделяются следующие методы обучения: изложение знаний,
беседа, самостоятельная работа. В зависимости от источника знаний
используются словесные методы (рассказ или изложение знаний, беседа,
работа по учебнику или другим печатным материалам), наглядные методы
6

(наблюдение, демонстрация предметов или их изображений), практические
методы (измерение, вычерчивание геометрических фигур, лепка, аппликация,
моделирование, нахождение значений числовых выражений
Содержание разделов
1 класс
№

Название раздела, темы

Количество

п/п

часов

1.

Подготовка к изучению математики

22

2.

Первый десяток

74

3.

Итоговое повторение

3
Итого:

Контрольные
работы

99

2 класс
№

Название раздела, темы

п/п
1.
2.

3.

4.

5.
6.

Первый десяток. Повторение

Кол-во

Контрольные

часов

работы

15

Второй десяток. Нумерация. Увеличение,
уменьшение числа на несколько единиц
Второй десяток. Сложение и вычитание чисел
без перехода через десяток
Второй десяток. Сложение с переходом через
десяток
Второй десяток. Вычитание с переходом через
десяток
Повторение

27

41

1

14

30

1

9
Итого:

136

2

3 класс
№

Название раздела

Кол-во

Контрольные
7

п/п

часов

работы
(количество)

1.

Второй десяток. Нумерация (повторение)

11

2.

Сложение и вычитание чисел второго десятка.

28

3.

Умножение и деление чисел второго десятка.

34

4.

Сотня. Нумерация.

15

5.

Сотня. Сложение и вычитание чисел.

36

6.

Сотня. Умножение и деление чисел.

8

7.

Повторение.

4
Итого

136

1

1

2

4 класс
№

Название раздела

п/п
1.

Кол-во

Контрольные

часов

работы

Повторение. Нумерация. Сложение и вычитание
чисел без перехода через разряд. Умножение

26

числа 2, деление на 2
2.

Сложение и вычитание чисел с переходом через
разряд

3.

Умножение и деление чисел в пределах 100

4.

Сложение и вычитание чисел (письменные
вычисления)

15
63
21

5.

Умножение и деление с числами 0, 10

7

6.

Повторение

4
Итого

1

136

1

2

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
 принятие и частичное освоение социальной роли обучающегося;
 позитивное отношение к изучению математики, желание выполнить
учебное задание хорошо (правильно);
8

 начальные

навыки

применения

математических

знаний

в

самообслуживании и доступных видах хозяйственно-бытового труда.
Предметные:
Минимальный уровень:
 различать 2 предмета по цвету, величине, размеру, массе;
 сравнивать предметы по одному признаку;
 определять положение предметов на плоскости;
 определять положение предметов в пространстве относительно себя;
 образовывать, читать и записывать числа первого десятка;
 считать в прямом и обратном порядке по единице в пределах 10;
 сравнивать группы предметов;
 решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10 с помощью
счётного и дидактического материала;
 пользоваться таблицей состава чисел (из двух чисел), таблицей
сложения и вычитания в пределах 10;
 решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и
остатка, записывать решение в виде арифметического примера (с помощью
учителя);
 строить прямую линию с помощью линейки, проводить кривую линию;
 обводить геометрические фигуры по трафарету;
 иметь представления о временах года, о частях суток, порядке их
следования; о смене дней: вчера, сегодня, завтра; о днях недели (7 дней).
Достаточный уровень:
 сравнивать по цвету, величине, размеру, массе, форме 2—4 предмета; по
одному и нескольким признакам;

9

 показывать на себе положение частей тела, называть положение
предметов относительно себя, друг друга, называть положение предметов на
плоскости и в пространстве;
 образовывать, читать и записывать числа 0, 1-10;
 считать в прямом и обратном порядке в пределах 10
 оперировать количественными и порядковыми числительными

в

пределах первого десятка;
 заменять 10 единиц 1 десятком (1 дес. = 10 ед.);
 сравнивать числа и предметные совокупности, добавлять недостающие,
убирать лишние предметы;
 решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10;
 пользоваться переместительным свойством сложения;
 пользоваться таблицей состава чисел первого десятка из двух
слагаемых;
 пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10;
 решать простые текстовые арифметические задачи на нахождение
суммы и остатка, записывать решение в виде арифметического примера;
 отображать точку на листе бумаги, на классной доске;
 строить прямую линию с помощью линейки, проводить кривую линию;
 проводить прямую линию через одну и две точки;
 обводить геометрические фигуры по контуру, шаблону и трафарету;
 иметь представления о временах года, о частях суток, порядке их
следования; о смене дней: вчера, сегодня, завтра; о днях недели (7 дней).
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
10

 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов во время обучения в первом классе не
проводится. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется
на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня
формирования учебных навыков, речи.
Работа обучающихся поощряется и стимулируется использованием
качественной оценки: «верно», «частично верно», «неверно»
Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые
обучающимися:
 «верно» - задание выполнено на 70 – 100 %;
 «частично верно» - задание выполнено на 30 -70%;
 «неверно» - задание выполнено менее чем на 30 %.
2 класс
Личностные:
 начальные проявления мотивов учебной деятельности на уроках
математики;
 умение корригировать свою деятельность при выполнении учебного
задания в соответствии с мнением (замечанием), высказанным учителем или
одноклассниками, а также с учетом помощи, оказанной обучающемуся при
необходимости;
 умение
производить
элементарную
самооценку
результатов
выполненной практической деятельности на основе соотнесения с образцом
выполнения;
 начальные умения использования математических знаний при
ориентировке в ближайшем социальном и предметном окружении, доступных
видах хозяйственно-бытового труда.
Предметные:
Минимальный уровень:
 образовывать, читать, записывать, откладывать на счетах числа второго
десятка;
 считать по единице и равными числовыми группами (по 2, по 5) в
пределах 20 в прямом и обратном порядке;
 сравнивать числа в пределах 20 (использовать при сравнении чисел
знаки не обязательно; при сравнении двузначных чисел с двузначными
возможна помощь учителя);
 пользоваться таблицей состава чисел второго десятка из десятков и
единиц;
11

 записывать числа, выраженные одной единицей измерения (стоимости,
длины, времени);
 определять время по часам с точностью до часа;
 складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через разряд (в
одно действие, возможно с помощью счетного материала);
 решать простые примеры с числами, выраженными одной единицей
измерения (длины, стоимости, времени);
 решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и остатка (с
помощью учителя);
 решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на
несколько единиц (с помощью учителя);
 показывать стороны, углы, вершины в треугольнике, квадрате,
прямоугольнике;
 измерять отрезки и строить отрезок заданной длины;
 строить луч, произвольные углы, прямой угол с помощью чертёжного
треугольника (возможна помощь учителя);
 строить треугольники, квадраты, прямоугольники по точкам (вершинам)
с помощью учителя.
Достаточный уровень:
 образовывать, читать, записывать, откладывать на счетах числа второго
десятка;
 считать по единице и равными числовыми группами (по 2, по 5, по 3, по
4) в пределах 20 в прямом и обратном порядке;
 сравнивать числа в пределах 20 (однозначные с двузначными,
двузначные с двузначными);
 использовать при сравнении чисел знаки: больше, меньше, равно;
 пользоваться таблицей состава чисел второго десятка из десятков и
единиц;
 записывать числа, выраженные одной единицей измерения (стоимости,
длины, времени);
 определять время по часам с точностью до часа;
 складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через разряд (в
том числе и в два действия);
 решать простые примеры с числами, выраженными одной единицей
измерения (длины, стоимости, времени);
 решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на
несколько единиц;
 показывать, называть стороны, углы, вершины в треугольнике, квадрате,
прямоугольнике;
 измерять отрезки и строить отрезок заданной длины;
12

 стоить луч, произвольные углы, прямой угол с помощью чертёжного
треугольника;
 строить треугольники, квадраты, прямоугольники по точкам
(вершинам).
Система оценки достижений

При оценке результатов освоения образовательной программы
учитываются индивидуальные особенности интеллектуального развития
обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Обучающемуся с
низким уровнем потенциальных возможностей можно предлагать более
лёгкие варианты заданий. При оценке письменных работ обучающихся,
страдающих глубоким расстройством моторики, не следует снижать оценку за
плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей и чертежей. К
ученикам с нарушением эмоционально-волевой сферы рекомендуется
применять дополнительные стимулирующие приемы (давать задания
поэтапно, поощрять и одобрять обучающихся в ходе выполнения работы и
т.п.)
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется по
трёхбалльной системе:
«5» - отлично,
«4» - хорошо,
«3» - удовлетворительно.
Устный опрос является одним из методов учёта достижений
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
при освоении образовательной программы. При оценивании устных ответов
по учебным предметам образовательного цикла принимается во внимание:
 правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об
осознанности усвоения изученного материала; полнота ответа;
 умение практически применять свои знания;
 последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Критерии для оценивания устных ответов являются общими для всех
предметов.
13

Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает понимание
пройденного материала. Самостоятельно или с помощью учителя может
сформулировать и обосновать ответ, привести необходимые примеры
полученных знаний в практике, в жизни. Допускает незначительные
неточности (оговорки), не влияющие на правильность понятий, которые
исправляет сам или с помощью учителя. Ученик в основном, последователен в
изложении учебного материала.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом
соответствующий требованиям
оценки «5»,
но затрудняется
в
формулировании отдельных понятий и определений. Исправляет их с
помощью учителя. Делает ошибки по практическому применению отдельных
положений изучаемых предметов в повседневной жизни. Исправляет их с
помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и
понимание основных положений данной темы, но излагает материал (вопрос)
недостаточно полно и последовательно, с большими затруднениями.
Допускает ошибки в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила
примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи
учителя. Делает ошибки, вызванные недопониманием учебного материала.
Достижения
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету «Математика»
оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса
обучающихся, текущих и итоговых письменных работ. При оценке
письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных
работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика,
особенности его развития.
При оценке письменных работ обучающихся по математике грубыми
ошибками следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие
неточного применения алгоритма, неправильное решение задачи, неумение
правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур по
образцу.
Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе
списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических
действий, нарушение формулировки вопроса (ответа) задачи, правильности
расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и
черчении.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе.
Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний,
которые широко используются на уроках математики (названия компонентов
и результатов действий, величин и др.).
При оценке комбинированных работ:
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок.
Оценка «4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки.
14

Оценка «3» ставится, если задача решена с помощью и правильно
выполнена часть других заданий.
При решении работ, состоящих из примеров и других заданий, в
которых не предусматривается решение задач:
Оценка «5» ставится, если все задания выполнено правильно.
Оценка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4
негрубые.
Оценка «2» не ставится.
3 класс
Личностные:
 начальные
навыки
самостоятельности
в
выполнении
математических учебных заданий; понимание личной ответственности
за выполнение заданий;
 умение корригировать собственную деятельность в соответствии с
высказанным замечанием, оказанной помощью, элементарной
самооценкой результатов выполнения учебного задания;
 элементарное понимание (на практическом уровне) связи
математических знаний с некоторыми жизненными ситуациями, умение
применять математические знания для решения отдельных жизненных
задач (расчет общей стоимости покупки, сдачи, определение времени по
часам, умение пользоваться календарем и пр.)
Предметные:
Минимальный уровень:

знать числовой ряд 1—100 в прямом порядке и откладывать,
используя счетный материал, любые числа в пределах 100;

знать названия компонентов сложения, вычитания,
умножения, деления;

понимать смысл арифметических действий сложения и
вычитания, умножения и деления (на равные части).

знать таблицу умножения однозначных чисел до 6; понимать
связь таблиц умножения и деления, пользоваться таблицами умножения
на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного;

знать порядок действий в примерах в два арифметических
действия; знать и применять переместительное свойство сложения и
умножения; выполнять устные и письменные действия сложения и
вычитания чисел в пределах 100;
 знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени и
их соотношения;
15

 различать числа, полученные при счете и измерении, записывать числа,
полученные при измерении двумя мерами;
 пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году,
количества суток в месяцах;
 определять время по часам (одним способом); решать, составлять,
иллюстрировать изученные простые арифметические задачи;
 решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью
учителя);
 различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять
длину ломаной;
 узнавать, называть, моделировать взаимное положение двух прямых,
кривых линий, фигур, находить точки пересечения без вычерчивания;
 знать названия элементов четырехугольников, чертить прямоугольник
(квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с
помощью учителя);
 различать окружность и круг, чертить окружности разных радиусов.
Достаточный уровень:
 знать числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке, считать,
присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5,
4, в пределах 100; откладывать, используя счетный материал, любые числа в
пределах 100;
 знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
 понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания,
умножения и деления (на равные части и по содержанию), различать два вида
деления на уровне практических действий, знать способы чтения и записи
каждого вида деления;
 знать таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10, правило
умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;
 понимать связь таблиц умножения и деления, пользоваться таблицами
умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и
частного;
 знать порядок действий в примерах в 2-3 арифметических действия;
знать и применять переместительное свойство сложения и умножения;
 выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел
в пределах 100;
 знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени и
их соотношения;
 различать числа, полученные при счете и измерении, записывать числа,
полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких
мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см;

16

 знать порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года, уметь
пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году,
количества суток в месяцах;
 определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин;
решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические
задачи;
 кратко записывать, моделировать содержание, решать составные
арифметические задачи в два действия;
 различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять
длину ломаной;
 узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух
прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки
пересечения;
 знать названия элементов четырехугольников, чертить прямоугольник
(квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге;
 чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.
Система оценки достижений
При оценке результатов освоения содержания образовательной программы
учитываются индивидуальные особенности интеллектуального развития
обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Обучающемуся с
низким уровнем потенциальных возможностей можно предлагать более
лёгкие варианты заданий. При оценке письменных работ обучающихся,
страдающих глубоким расстройством моторики, не следует снижать оценку за
плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей и чертежей. К
ученикам с нарушением эмоционально-волевой сферы рекомендуется
применять дополнительные стимулирующие приемы (давать задания
поэтапно, поощрять и одобрять обучающихся в ходе выполнения работы и
т.п.).
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
2-4-х
классов
образовательной
17

организации по всем учебным предметам, за исключением коррекционного
блока, осуществляется по трёхбалльной системе по каждому предмету:
«5» - отлично,
«4» - хорошо,
«3» - удовлетворительно.
Устный опрос является одним из методов учёта достижений обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при освоении
образовательной программы. При оценивании устных ответов по учебным
предметам образовательного цикла принимается во внимание:
правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности
усвоения изученного материала; полнота ответа;
умение практически применять свои знания;
последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Критерии для оценивания устных ответов являются общими для всех
предметов.
Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает понимание
пройденного материала. Самостоятельно или с помощью учителя может
сформулировать и обосновать ответ, привести необходимые примеры
полученных знаний в практике, в жизни. Допускает незначительные
неточности (оговорки), не влияющие на правильность понятий, которые
исправляет сам или с помощью учителя. Ученик в основном, последователен в
изложении учебного материала.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий
требованиям оценки «5», но затрудняется в формулировании отдельных
понятий и определений. Исправляет их с помощью учителя. Делает ошибки по
практическому применению отдельных положений изучаемых предметов в
повседневной жизни. Исправляет их с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание
основных положений данной темы, но излагает материал (вопрос)
недостаточно полно и последовательно, с большими затруднениями.
Допускает ошибки в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила
примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи
учителя. Делает ошибки, вызванные недопониманием учебного материала.
Достижения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) по учебному предмету «Математика» оцениваются по
18

результатам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, текущих
и итоговых письменных работ. При оценке письменных работ используются
нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень
самостоятельности ученика, особенности его развития.
При оценке письменных работ обучающихся по математике грубыми
ошибками следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие
неточного применения алгоритма, неправильное решение задачи, неумение
правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур по
образцу.
Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе
списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических
действий, нарушение формулировки вопроса (ответа) задачи, правильности
расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и
черчении.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе.
Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний,
которые широко используются на уроках математики (названия компонентов
и результатов действий, величин и др.).
При оценке комбинированных работ:
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок.
Оценка «4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если задача решена с помощью и правильно выполнена
часть других заданий.
При решении работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не
предусматривается решение задач:
Оценка «5» ставится, если все задания выполнено правильно.
Оценка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 негрубые.
Оценка «2» не ставится.
4 класс
Личностные:
самостоятельность
в
выполнении
учебных
заданий,
поручений,
договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на
19

основе представлений об этических нормах и правилах поведения в
современном обществе;
проявление мотивации при выполнении отдельных видов деятельности на
уроке
математики
и
при
выполнении
домашнего
задания;
- начальные умения производить самооценку выполненной практической
деятельности, в том числе на основе знания способов проверки правильности
вычислений, измерений, построений, и при необходимости осуществлять
необходимые исправления неверно выполненного задания;
элементарное понимание связи математических знаний с некоторыми
жизненными ситуациями, умение применять математические знания для
решения отдельных жизненных задач.
Предметные:
Минимальный уровень:
знать числовой ряд 1—100 в прямом порядке и откладывать, используя
счетный материал, любые числа в пределах 100;
знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения
и деления (на равные части);
знать таблицу умножения однозначных чисел до 6; понимать связь таблиц
умножения и деления, пользоваться таблицами умножения на печатной
основе, как для нахождения произведения, так и частного;
знать порядок действий в примерах в два арифметических действия; знать и
применять переместительное свойство сложения и умножения; выполнять
устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100;
знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени и их
соотношения;
различать числа, полученные при счете и измерении, записывать числа,
полученные при измерении двумя мерами;
пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году,
количества суток в месяцах;
определять время по часам хотя бы одним способом; решать, составлять,
иллюстрировать изученные простые арифметические задачи;
решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью
учителя);
20

различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять длину
ломаной;
узнавать, называть, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых
линий, фигур, находить точки пересечения без вычерчивания;
знать названия элементов четырехугольников, чертить прямоугольник
(квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с
помощью учителя);
различать окружность и круг, чертить окружности разных радиусов.
Достаточный уровень:
знать числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке, считать,
присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5,
4, в пределах 100; откладывать, используя счетный материал, любые числа в
пределах 100;
знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения
и деления (на равные части и по содержанию), различать два вида деления на
уровне практических действий, знать способы чтения и записи каждого вида
деления;
знать таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10, правило
умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;
понимать связь таблиц умножения и деления, пользоваться таблицами
умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и
частного;
знать порядок действий в примерах в 2-3 арифметических действия; знать и
применять переместительное свойство сложения и умножения;
выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в
пределах 100;
знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени и их
соотношения;
различать числа, полученные при счете и измерении, записывать числа,
полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких
мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см;

21

знать порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года, уметь
пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году,
количества суток в месяцах;
определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин; решать,
составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи;
кратко записывать, моделировать
арифметические задачи в два действия;

содержание,

решать

составные

различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять длину
ломаной;
узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых,
кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;
знать названия элементов четырехугольников, чертить прямоугольник
(квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге;
чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.
Система оценки достижений
При оценке результатов освоения образовательной программы
учитываются индивидуальные особенности интеллектуального развития
обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Обучающемуся с
низким уровнем потенциальных возможностей можно предлагать более
лёгкие варианты заданий. При оценке письменных работ обучающихся,
страдающих глубоким расстройством моторики, не следует снижать оценку за
плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей и чертежей. К
ученикам с нарушением эмоционально-волевой сферы рекомендуется
применять дополнительные стимулирующие приемы (давать задания
поэтапно, поощрять и одобрять обучающихся в ходе выполнения работы и
т.п.).
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика
 3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
2-4-х
классов
образовательной организации по всем учебным предметам, за исключением
22

коррекционного блока, осуществляется по трёхбалльной системе по каждому
предмету:
«5» - отлично,
«4» - хорошо,
«3» - удовлетворительно.
Устный опрос является одним из методов учёта достижений
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
при освоении образовательной программы. При оценивании устных ответов
по учебным предметам образовательного цикла принимается во внимание:
 правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об
осознанности усвоения изученного материала; полнота ответа;
 умение практически применять свои знания;
 последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Критерии для оценивания устных ответов являются общими для всех
предметов.
Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает понимание
пройденного материала. Самостоятельно или с помощью учителя может
сформулировать и обосновать ответ, привести необходимые примеры
полученных знаний в практике, в жизни. Допускает незначительные
неточности (оговорки), не влияющие на правильность понятий, которые
исправляет сам или с помощью учителя. Ученик в основном, последователен в
изложении учебного материала.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом
соответствующий требованиям
оценки «5»,
но затрудняется
в
формулировании отдельных понятий и определений. Исправляет их с
помощью учителя. Делает ошибки по практическому применению отдельных
положений изучаемых предметов в повседневной жизни. Исправляет их с
помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и
понимание основных положений данной темы, но излагает материал (вопрос)
недостаточно полно и последовательно, с большими затруднениями.
Допускает ошибки в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила
примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи
учителя. Делает ошибки, вызванные недопониманием учебного материала.
Достижения
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету «математика»
оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса
обучающихся, текущих и итоговых письменных работ. При оценке
письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных
работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика,
особенности его развития.
23

При оценке письменных работ обучающихся по математике грубыми
ошибками следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие
неточного применения алгоритма, неправильное решение задачи, неумение
правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур по
образцу.
Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе
списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических
действий, нарушение формулировки вопроса (ответа) задачи, правильности
расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и
черчении.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе.
Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний,
которые широко используются на уроках математики (названия компонентов
и результатов действий, величин и др.).
При оценке комбинированных работ:
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок.
Оценка «4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если задача решена с помощью и правильно
выполнена часть других заданий.
При решении работ, состоящих из примеров и других заданий, в
которых не предусматривается решение задач:
Оценка «5» ставится, если все задания выполнено правильно.
Оценка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4
негрубые.
Оценка «2» не ставится.

24

Поурочное планирование
1 класс
№
п/п
1

2
3

4

5
6

7

8

9

10

11

12

13

Тема урока
Цвет. Классификация
предметов по цвету.
Назначение предметов
Выделение предметов,
обладающих формой круга
Большой – маленький.
Различение предметов по
размерам. Сравнение
предметов по размерам
Выделение направлений:
слева, справа, в середине,
между
Выделение предметов,
имеющих форму квадрата
Пространственные
представления. Выделение
положений: вверху, внизу,
верхний, нижний, на, над,
под
Длинный – короткий.
Сравнение предметов по
длине. Определение
пространственного
положения: внутри,
снаружи, в, около, рядом
Выделение предметов,
имеющих форму
треугольника
Широкий – узкий.
Сравнение предметов по
ширине
Положения: далеко – близко,
дальше – ближе, к, от.
Сравнение предметов по
удалённости
Выделение предметов,
имеющих форму
прямоугольника
Высокий – низкий.
Различение, сравнение
предметов по высоте
Глубокий – мелкий.
Различение, сравнение
предметов по глубине

Количество часов

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

25

14

15

16

17

18

19

20

21

22
23
24

25
26

Отношения порядка
следования: впереди, сзади,
перед, за, первый,
последний, крайний, после,
следом, следующий за
Толстый – тонкий.
Сравнение предметов по
толщине
Временные представления:
сутки (утро, день, вечер,
ночь), рано, поздно, сегодня,
завтра, вчера, на следующий
день
Быстро – медленно.
Сравнение предметов по
скорости движения
предметов
Тяжёлый – лёгкий.
Сравнение предметов по
массе (весу)
Сравнение предметных
совокупностей по
количеству предметов их
составляющих: много, мало,
несколько, один, ни одного
Временные представления:
давно, недавно, молодой,
старый
Сравнение предметных
совокупностей по
количеству предметов их
составляющих: больше,
меньше, столько же,
одинаковое количество,
лишние, недостающие
предметы
Сравнение объёмов
жидкостей, сыпучих веществ
Количество и счет. Число и
цифра 1
Число и цифра 2.
Образование числа 2 путем
присчитывания единицы.
Пара
Число и цифра 2 Сложение и
вычитание в пределах 2
Простые арифметические
задачи на сложение и
вычитание.

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

26

27
28

29

30

31

32
33

34

35

36
37
38
39
40
41

42

43
44

Шар
Число и цифра 3.
Образование, счет в
пределах 3
Число и цифра 3. Сравнение
предметных множеств и
чисел в пределах 3.
Получение числа 2 путем
отсчитывания единицы
Сложение и вычитание в
пределах 3Решение простых
задач на нахождение суммы
Состав числа 3. Решение
примеров на сложение и
вычитание
Решение задач
Куб
Число и цифра 4.
Образование числа 4. Счет
до 4
Число и цифра 4. Сравнение
предметных множеств и
чисел в пределах 4.
Получение числа 3 путем
отсчитывания единицы
Числовой ряд 1-4. Сравнение
чисел, запись и решение
примеров в пределах 4
Решение простых задач на
нахождение суммы
Состав числа 4. Решение
примеров на сложение и
вычитание.
Решение задач на
нахождение остатка
Брус
Число и цифра 5.
Образование, счет в
пределах 5
Число и цифра 5. Сравнение
предметных множеств в
пределах 5. Получение числа
4 путем отсчитывания
единицы
Числовой ряд 1-5. Сравнение
чисел, запись и решение
примеров в пределах 5
Решение простых задач на
нахождение суммы, остатка

1
1

-

1

-

1

-

1

-

1
1
1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1
1

-

1

-

1

-

1

27

45
46
47
48
49
50
51
52

53
54
55
56
57
58
59
60

61
62
63
64
65
66
67
68
69
70

Состав числа 5. Сравнение,
запись и решение примеров
в пределах 5. Решение задач
Числа и цифры от 1 до 5
Повторение
Точка, линии
Числа и цифры от 1 до 5.
Овал
Число и цифра 0
Число и цифра 0
Число и цифра .
Образование, счет в
пределах 6
Число и цифра 6. Сравнение
предметных множеств и
чисел в пределах 6
Получение числа 5 путем
отсчитывания единицы
Числовой ряд 1-6
Сравнение предметных
множеств и чисел, запись и
решение примеров в
пределах 6
Решение задач
Решение задач
Построение прямой линии
через одну точку, две точки
Число и цифра 7.
Образование, счёт в
пределах 7
Число и цифра 7. Сравнение
предметных множеств и
чисел в пределах 7
Запись и решение примеров
в пределах 7
Получение числа 6 путем
отсчитывания единицы
Числовой ряд 1-7
Сравнение чисел, запись и
решение примеров в
пределах 7
Решение задач
Сутки, неделя
Отрезок
Число и цифра 8.
Образование, счёт в
пределах 8
Число и цифра 8. Сравнение
предметных множеств и

1

-

1
1
1
1

-

1
1
1

-

1

-

1

-

1
1

-

1
1
1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1
1

-

1
1
1
1

-

1

28

71
72
73

74
75
76
77

78

79
80
81

82
83
84
85
86
87
88

89
90

чисел в пределах 8. Запись и
решение примеров в
пределах 8
Получение числа 7 путем
отсчитывания единицы.
Построение треугольника
Числовой ряд 1-8
Сравнение, запись и
решение примеров в
пределах 8
Сравнение, запись и
решение примеров в
пределах 8
Решение задач
Построение квадрата
Число и цифра 9.
Образование, счёт в
пределах 9. Построение
прямоугольника
Число и цифра 9. Сравнение
предметных множеств и
чисел в пределах 9 Запись и
решение примеров в
пределах 9
Получение числа 8 путем
отсчитывания единицы
Числовой ряд 1-9
Сравнение, запись и
решение примеров в
пределах 9
Сравнение, запись и
решение примеров в
пределах 9
Решение задач
Мера длины – сантиметр
Число 10. Образование, счёт
в пределах 10
Число 10. Сравнение
предметных множеств в
пределах 10
Запись и решение примеров
в пределах 10
Получение числа 9 путем
отсчитывания единицы
Числовой ряд 1-10.
Сравнение чисел, запись и
решение примеров в
пределах 10
Решение задач

1

-

1
1

-

1

-

1
1
1

-

1

-

1

-

1
1

-

1

-

1
1
1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

29

91

92

93
94
95
96
97
98
99

Решение примеров, задач на
сложение и вычитание в
пределах 10
Решение примеров, задач на
сложение и вычитание в
пределах 10
Решение примеров, задач на
сложение и вычитание в
пределах 10
Меры стоимости
Мера массы – килограмм
Мера ёмкости – литр
Повторение
Повторение
Повторение

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

-

1

-

1

-

1
1
1
1
1
1

-

99

2 класс
№
п/п
1
2

3

4

5

6
7

8

Тема урока
Счёт предметов. Названия,
обозначение чисел от 1до 10
Количественные,
порядковые числительные.
Единицы времени
Состав числа 5 из двух
слагаемых
Построение треугольников,
квадратов, прямоугольников
по точкам (вершинам)
Состав числа 5 из двух
слагаемых. Построение
треугольников, квадратов,
прямоугольников по точкам
(вершинам)
Составление и решение
задач. Сложение и
вычитание в пределах 10
Состав числа 6 из двух
слагаемых. Линии. Отрезок
Состав числа 7 из двух
слагаемых. Составление и
решение задач
Состав числа 8 из двух

Количество часов

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

30

9

10

11
12
13

14
15

16
17
18

19
20
21
22
23
24
25

26
27

28

29
30
31

слагаемых. Счет равными
группами по 2
Состав числа 9 из двух
слагаемых. Счет равными
группами по 3
Состав числа 10 из двух
слагаемых. Сложение и
вычитание в пределах 10
Число и цифра 0. Сложение
и вычитание в пределах 10
Сравнение чисел
Понятия: поровну, столько
же, одинаково, больше,
меньше, равно
«Первый десяток.
Повторение»
Отрезок. Построение
отрезка. Действия с числами
первого десятка
Числа 11-13. Десятичный
состав чисел 11,12,13
Сравнение чисел
Числовой ряд 1-13. Длина
отрезка. Сравнение длин
отрезка
Числа 14- 16. Десятичный
состав чисел 14,15,16
Числовой ряд чисел 1-16
Сравнение чисел
Сравнение чисел и отрезков
Числа 17 – 19. Десятичный
состав чисел 17, 18, 19
Числовой ряд 1-19.
Сравнение чисел
Сравнение чисел от 1 до 19.
Задачи на нахождение
суммы
Число 20
Числовой ряд 1-20.
Однозначные и двузначные
числа
Решение примеров на
сложение (18+1), на
вычитание (18-1)
Решение примеров на
вычитание (11-1, 12-2)
Задачи на нахождение
остатка
Числовой ряд 1-20.

1

-

1

-

1

-

1
1

-

1

-

1

-

1

-

1
1

-

1

-

1
1
1
1

-

1

-

1

-

1
1

-

1

-

1

-

1

-

1

31

32
33

34
35
36
37
38

39
40
41
42
43
44
45
46

47

48
49
50
51
52
53

Присчитывание и
отсчитывание по 2,3
Решение задач и примеров
изученных видов
Проверочная работа по теме
«Числа от 10 до 20»
Мера длины – дециметр.
Действия с числами в
пределах 20
Увеличение числа на
несколько единиц
Простые арифметические
задачи на увеличение числа
на несколько единиц
Уменьшение числа на
несколько единиц
Простые арифметические
задания на уменьшение
числа на несколько единиц
Решение задач на
увеличение /уменьшение на
несколько единиц
Луч
Прямая
Отрезок
Название компонентов и
результата сложения
Решение примеров на
сложение (12+6)
Задачи на увеличение числа
на несколько единиц
Переместительное свойство
сложения
Сравнение чисел,
полученных при измерении.
Составление и решение
задач
Вычитание однозначного
числа из двухзначного числа.
Компоненты действия
вычитания
Решение задач и примеров
Решение задач и примеров
Увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц
Увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц
Проверочная работа по теме:
«Сложение двузначного

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1
1
1
1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1
1
1

-

1

-

1

32

54
55
56
57
58

59

60

61

62
63

64

65
66
67
68

69
70
71
72
73

числа с однозначным числом
и вычитание однозначного
числа из двузначного числа
без перехода через десяток»
Получение суммы 20
Решение задач и примеров
изученных видов
Вычитание из 20
Вычитание из 20
Сравнение чисел,
полученных при измерении
Решение примеров на
вычитание двузначного
числа из двузначного без
перехода через разряд
Решение примеров на
вычитание двузначного
числа из двузначного без
перехода через разряд
Решение примеров на
вычитание двузначного
числа из двузначного без
перехода через разряд
Решение задач и примеров
изученных видов
«Сложение и вычитание
чисел в пределах 20 без
перехода через десяток»
Сложение и вычитание
чисел в пределах 20 без
перехода через десяток.
Угол. Элементы угла:
вершина, стороны
Число 0, как компонент
сложения, как результат
вычитания
Сравнение с нулем.
Построение угла
Меры стоимости.
Сложение и вычитание
чисел, полученных при
измерении.
Меры длины. Сложение и
вычитание чисел,
полученных при измерении
Отрезок
Меры массы
Меры ёмкости
Меры времени: сутки,

1
1

-

1
1
1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1
1

-

1

-

1
1
1
1

33

74
75

76
77
78

79
80
81
82

83

84

85

86
87
88
89
90
91
92

93

неделя
Мера времени: час
Прибор для измерения
времени: часы
«Сложение и вычитание
чисел, полученных при
измерении величин в
пределах 20»
Прямой угол
Сложение и вычитание чисел
в пределах 20 без перехода
через десяток

1
1

-

1

-

1
1

-

Связь сложения и вычитания
Острый, тупой угол
Задачи на нахождение
суммы
Задачи на нахождение
остатка
Задачи на увеличение
(уменьшение) числа на
несколько единиц
Сложение и вычитание чисел
в пределах 20 без перехода
через десяток
Сложение однозначных
чисел с переходом через
десяток. Прибавление чисел
2,3,4
Прибавление числа 5.
Решение задач на
нахождение суммы
Четырехугольники: квадрат.
Свойства углов, сторон
квадрата
Прибавление числа 6
Прибавление числа 7
Четырехугольники:
прямоугольник
Свойства углов, сторон

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1
1

-

1

-

Прибавление числа 8
Прибавление числа 9
Таблица сложения
однозначных чисел с
переходом через десяток
Таблица сложения
однозначных чисел с
переходом через десяток

1
1
1

-

1

-

34

94

95

96

97

98

99

100
101
102

103

104
105
106
107
108
109
110

111

112

Таблица сложения
однозначных чисел с
переходом через десяток
Таблица сложения
однозначных чисел с
переходом через десяток
Повторение материала по
теме: «Сложение
однозначных чисел с
переходом через десяток»
Работа над ошибками,
допущенными в
контрольной работе
Вычитание чисел 2,3,4 из
двузначных чисел с
переходом через десяток
Вычитание чисел 2,3,4 из
двузначных чисел с
переходом через десяток
Вычитание чисел 5 из
двузначных чисел с
переходом через десяток
Вычитание числа 5
Вычитание числа 6 из
двузначных чисел с
переходом через десяток
Вычитание числа 6.
Треугольник: вершины,
углы, стороны
Вычитание числа 7 из
двузначных чисел с
переходом через десяток
Вычитание числа 7
Вычитание числа 8 из
двузначных чисел с
переходом через десяток
Вычитание числа 8
Вычитание числа 9 из
двузначных чисел с
переходом через десяток
Вычитание числа 9
Увеличение, уменьшение
числа на несколько единиц
Повторение пройденного
материала по теме
«Вычитание однозначных
чисел из двузначных с
переходом через десяток»
Вычитание однозначных

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1
1

-

1

-

1

-

1
1

-

1
1

-

1
1

-

1

-

1

35

113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123

124

125

126

127

128

129

130

131
132
133

чисел из двузначных с
переходом через десяток
Состав числа 11
Состав числа 12
Состав числа 13
Состав числа 14
Состав числа 15,16
Состав числа 15,16
Состав числа 17,18
Состав числа 17,18
Проверочная работа
«Сложение и вычитание
чисел с переходом через
десяток»
Работа над ошибками
Мера времени неделя.
Определение времени по
часам. Задачи на нахождение
времени (раньше, позже)
Часы, циферблат, стрелки.
Единица (мера) времени час.
Измерение времени в часах
Деление предметных
совокупностей на 2 равные
части (поровну)
Деление предметных
совокупностей на 2 равные
части (поровну)
Контрольная работа за год
по теме «Действия с числами
в пределах 20»
Повторение. Сложение чисел
в пределах 20. Работа над
ошибками. Углы
Повторение. Вычитание
чисел в пределах 20. Прямая,
луч, отрезок. Сравнение
отрезков
Повторение. Сложение
вычитание чисел,
полученных при измерении в
пределах 20
Повторение. Уменьшение
или увеличение числа на
несколько единиц
Повторение. Единицы
(меры) времени
Повторение. Сравнение
чисел в пределах 20

1
1
1
1
1
1
1
1
1

-

1
1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

36

Повторение. Сложение и
вычитание в пределах 20
Повторение. Сложение и
135 вычитание чисел в пределах
20. Геометрические фигуры
Повторение. Сложение и
136 вычитание чисел в пределах
20. Геометрические фигуры
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
134

1

-

1

-

1

-

136

3 класс
№
п/п
1
2

3
4
5
6

7
8

9
10
11
12
13
14

15

Тема урока
Числовой ряд от 1 до 20
Числовой ряд от 1 до 20.
Свойства чисел в числовом
ряду. Сложение и вычитание
чисел
Десятки, единицы. Состав
чисел от 11 до 20
Сложение и вычитание
чисел. Прямая линия
Сравнение чисел в пределах
20. Луч
Числа, полученные при
измерении величин.
Стоимость предметов
Числа, полученные при
измерении длины. Линии
Числа, полученные при
измерении массы. Угол.
Построение угла
Числа, полученные при
измерении времени
«Второй десяток Нумерация
(повторение)»
Пересечение линий
Сложение и вычитание в
пределах 20
Составные арифметические
задачи в два действия
Вычитание в пределах 20.
Составные арифметические
задачи в два действия
Сложение в пределах 20 .
Составные арифметические
задачи в два действия

Количество часов

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

1
1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1
1

-

1

-

1

-

1

-

37

16
17

18

19
20
21
22
23
24

25

26

27

28
29

30

31

32

33

34

Вычитание и прибавление 0
(нуля)
Сложение и вычитание
чисел без перехода через
десяток (все случаи).
Сложение и вычитание
чисел без перехода через
десяток (все случаи).
Точка пересечения линий
Сложение с переходом через
десяток
Сложение с переходом через
десяток
Составные арифметические
задачи в два действия
Составные арифметические
задачи в два действия
Таблица сложения
однозначных чисел с
переходом через десяток
Таблица сложения
однозначных чисел с
переходом через десяток
Таблица сложения
однозначных чисел с
переходом через десяток.
Углы
Вычитание чисел 2, 3, 4, 5.
Составные арифметические
задачи в два действия
Вычитание чисел 6, 7.
Четырёхугольники. Квадрат
Вычитание числа 8.
Составные арифметические
задачи в два действия
Вычитание числа 9.
Четырёхугольники.
Прямоугольник
Вычитание однозначных
чисел с переходом через
десяток
Вычитание однозначных
чисел с переходом через
десяток
Сложение и вычитание с
переходом через десяток (все
случаи)
«Сложение и вычитание с
переходом через десяток»

1

-

1

-

1

-

1
1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

38

35

36
37
38
39

40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64

Сложение и вычитание с
переходом через десяток (все
случаи). Составные
арифметические задачи в два
действия
Скобки. Порядок действий в
примерах со скобками
Составные арифметические
задачи в два действия
Меры времени – год, месяц
Составные арифметические
задачи в два действия.
Треугольники
Понятие об умножении как
сложении одинаковых
слагаемых. Знак умножения
Умножения с помощью
сложения
Умножения с помощью
сложения
Название компонентов и
результата умножения
Таблица умножения числа 2
Таблица умножения числа 2
Деление на равные части
Деление на равные части
Деление на 3, 4 равные части
Деление на 3, 4 равные части
Деление на 2.
Многоугольники
Деление на 2.
Многоугольники

1

-

1

-

1

-

1
1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1
1
1
1
1
1
1

-

1

-

Деление на 2.

1

-

1

-

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

-

1

-

Многоугольники
Контрольная работа по теме
«Умножение и деление
чисел второго десятка»
Умножение числа 3
Умножение числа 3
Таблица деления на 3
Таблица деления на 3
Таблица деления на 3
Умножение числа 4
Умножение числа 4
Таблица деления на 4
Таблица деления на 4
Таблицы умножения чисел 5
и6
Таблицы умножения чисел 5

39

65
66

67
68
69
70
71
72
73
74

75

76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91

и6
Таблицы деления чисел 5 и 6
Таблицы умножения чисел 2,
3, 4, 5, 6 и деления на числа
2, 3, 4, 5, 6
Таблицы умножения чисел 2,
3, 4, 5, 6 и деления на числа
2, 3, 4, 5, 6
Последовательность месяцев
в году
Табличные случаи
умножения и деления чисел
2, 3, 4, 5, 6
Решение простых задач
«Умножение и деление
чисел второго десятка»
Повторение пройденного
материала
Шар, круг, окружность.
Построение окружности
Нумерация. Получение
круглых десятков
Письменная нумерация в
пределах 100. Круглые
десятки. Составные
арифметические задачи в два
действия
Меры стоимости
Числа от 21 - 100
Числа от 21 - 100
Сложение вида 50+3,
47=40+7
Сложение вида 50+3,
47=40+7
Сложение вида 50+3,
47=40+7
Понятие разряда. Разрядная
таблица.
Сравнение чисел соседних
разрядов
Вычитание вида 25-20, 25-5
Вычитание вида 25-20, 25-5
«Сотня. Нумерация»
Меры длины – метр
Меры времени. Год.
Календарь
Сложение круглых десятков
Сложение круглых десятков
Сложение круглых десятков

1
1

-

1

-

1

-

1

-

1
1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1
1
1
1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1
1
1
1
1

-

1
1
1

40

92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116

117

118

119
120

Сложение вида 34+2, 2+34
Сложение вида 34+2, 2+34
Вычитание вида 25-2, 46-4
Вычитание вида 25-2, 46-4
Задачи (краткая запись)
Задачи (краткая запись)
Порядок действий
выражений без скобок
Центр, радиус окружности
круга
Сложение вида 43+20,
20+43, 43-20
Сложение вида 43+20,
20+43, 43-20
Сложение вида 43+20,
20+43, 43-20
Сложение вида 34+23
Сложение вида 34+23
Вычитание вида 45-31, 3525, 35-32
Вычитание вида 45-31, 3525, 35-32
Задачи (краткая запись)
«Сотня. Сложение и
вычитание чисел»
Сложение и вычитание
двузначных чисел
Сложение и вычитание
двузначных чисел
Числа, полученные при
измерении двумя мерами
Сложение вида: 27 + 3,
Сложение вида: 96+4
Сложение вида: 34+26,
Сложение вида: 68+32
Вычитание однозначного,
двузначного числа из
круглых десятков
Вычитание однозначного,
двузначного числа из
круглых десятков
Вычитание однозначного,
двузначного числа из
круглых десятков
Вычитание однозначного,
двузначного числа из
круглых десятков
Итоговая контрольная
работа

1
1
1
1
1
1
1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1
1
1

-

1

-

1
1

-

1

-

1

-

1

-

1
1
1
1
1

-

1

-

1

-

1

-

1

41

Простые арифметические
задачи на нахождение
произведения, частного
Простые арифметические
122 задачи на нахождение
произведения, частного
Меры времени - сутки,
123
минута
Меры времени - сутки,
124
минута
Таблица умножения и
125
деления на 2,3,4,5,6
Таблица умножения и
126
деления на 2,3,4,5,6
Таблица умножения и
127
деления на 2,3,4,5,6
128 Деление по содержанию
129 Деление по содержанию
130 Деление по содержанию
Порядок действий со
131
скобками
Порядок действий со
132
скобками
Сложение и вычитание
133
чисел в пределах 100
Сложение и вычитание
134
чисел в пределах 100
Умножение и деление чисел
135
в пределах 20
Умножение и деление чисел
136
в пределах 20
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1
1
1
1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

121

136

4 класс
№
п/п
1

2

3

Тема урока
Устная и письменная
нумерация в пределах 100.
Таблица разрядов (сотни,
десятки, единицы)
Сложение и вычитание в
пределах 100 без перехода
через разряд
Сложение и вычитание в

Количество часов

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

1

-

1

-

1

42

4

5

6
7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17
18

19
20

пределах 100 без перехода
через разряд
Сложение и вычитание в
пределах 20 с переходом
через разряд
Сложение и вычитание в
пределах 20 с переходом
через разряд
Проверочная работа
Меры стоимости: рубль,
копейка.. Соотношение 1р. =
100к.
Мера длины – миллиметр.
Меры длины: м, дм, см.
Построение отрезков
Сложение и вычитание в
пределах 100 без перехода
через разряд типа 30+40, 8060
Сложение и вычитание
чисел в пределах 100 без
перехода через разряд
Сложение и вычитание
чисел в пределах 100 без
перехода через разряд
Сложение и вычитание
чисел в пределах 100 без
перехода через разряд
Сложение и вычитание
чисел в пределах 100 без
перехода через разряд
Сложение и вычитание
чисел в пределах 100 без
перехода через разряд
Сложение и вычитание
чисел в пределах 100 без
перехода через разряд
Сложение и вычитание
чисел в пределах 100 без
перехода через разряд
Контрольная работа
Работа над ошибками
Сложение и вычитание
чисел в пределах 100 без
перехода через разряд
Меры времени
Сложение и вычитание
чисел в пределах 100 без
перехода через разряд.

1

-

1

-

1
1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1
1

-

1
1

-

43

21

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

34

35

36
37
38
39

40

41

42
43
44
45

Замкнутые, незамкнутые
кривые линии
Сложение и вычитание
чисел в пределах 100 без
перехода через разряд.
Окружность, дуга
Умножение чисел
Таблица умножения числа 2
Деление чисел
Деление на 2
Деление на 2
Сложение двузначного числа
с однозначным
Сложение двузначного числа
с однозначным
Сложение двузначного числа
с однозначным
Сложение двузначных чисел
Сложение двузначных чисел
Сложение двузначных чисел
Сложение двузначных чисел
Сложение двузначных чисел:
все случаи
Сложение двузначных чисел:
все случаи
Ломаная линия. Угол.
Вершина. Отрезок
Вычитание однозначного
числа из двузначного числа
Вычитание двузначных
чисел
Ломаная линия
Контрольная работа
Работа над ошибками.
Сложение и вычитание
чисел с переходом через
разряд на основе приемов
устных вычислений
Сложение и вычитание
чисел с переходом через
разряд на основе приемов
устных вычислений.
Замкнутые, незамкнутые
ломаные линии.
Многоугольник
Таблица умножения числа 3
Таблица умножения числа 3
Таблица умножения числа 3
Деление на 3

1

-

1
1
1
1
1
1

-

1

-

1

-

1
1
1
1
1

-

1

-

1

-

1

-

1
1
1

-

1

-

1
1
1
1

44

46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76

77

Деление на 3 равные части
Деление на 3. Деление на 3
равные части
Таблица умножения числа 4
Таблица умножения числа 4
Таблица умножения числа 4
Деление на 4
Деление на 4 равные части
Деление на 4. Деление на 4
равные части
Деление на 4 равные части.
Длина ломаной линии
Таблица умножения числа 5
Таблица умножения числа 5
Таблица умножения числа 5
Деление на 5
Деление на 5 равных частей
Деление на 5. Деление на 5
равных частей
Контрольная работа
Работа над ошибками.
Двойное обозначение
времени
Таблица умножения числа 6
Таблица умножения числа 6
Таблица умножения числа 6
Решение задач на
нахождение стоимости
Деление на 6
Деление на 6 равных частей
Деление на 6. Деление на 6
равных частей
Решение задач на
нахождение цены
Решение задач на
нахождение стоимости,
цены. Прямоугольник
Таблица умножения числа 7
Таблица умножения числа 7
Решение задач на
нахождение количества
Увеличение числа в
несколько раз
Решение задач на
увеличение числа в
несколько раз
Увеличение числа в
несколько раз. Решение
задач на увеличение числа в

1
1

-

1
1
1
1
1
1

-

1

-

1
1
1
1
1
1

-

1
1

-

1
1
1
1

-

1
1
1

-

1

-

1

-

1
1
1

-

1

-

1

-

1

-

45

78
79
80
81
82

83

84

85

86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101

102

несколько раз
Деление на 7
Деление на 7 равных частей
Деление на 7. Деление на 7
равных частей
Уменьшение числа в
несколько раз
Решение задач на
уменьшение числа в
несколько раз
Уменьшение числа в
несколько раз. Решение
задач на уменьшение числа в
несколько раз
Решение задач на
нахождение цены,
количества, стоимости
Решение задач на
уменьшение числа в
несколько раз, на
уменьшение числа на
несколько единиц
Решение задач на
нахождение цены,
количества, стоимости.
Квадрат
Таблица умножения числа 8
Таблица умножения числа 8
Таблица умножения числа 8
Деление на 8
Деление на 8 равных частей
Деление на 8. Деление на 8
равных частей
Меры времени
Таблица умножения числа 9
Таблица умножения числа 9
Таблица умножения числа 9
Деление на 9
Деление на 9 равных частей
Деление на 9. Деление на 9
равных частей
Контрольная работа
Работа над ошибками.
Решение задач на
увеличение, уменьшение
числа в несколько раз
Решение задач на
увеличение, уменьшение
числа в несколько раз.

1
1
1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1
1
1
1
1
1

-

1
1
1
1
1
1
1

-

1
1

-

1

-

46

103
104
105

106

107

108

109
110
111
112
113
114
115

116

117
118
119
120
121
122

Пересечение фигур
Умножение 1 и на 1
Деление на 1
Сложение и вычитание
чисел (письменные
вычисления) без перехода
через разряд
Сложение и вычитание
чисел (письменные
вычисления) без перехода
через разряд
Сложение и вычитание
чисел (письменные
вычисления) без перехода
через разряд
Сложение и вычитание
чисел (письменные
вычисления) без перехода
через разряд
Сложение с переходом через
разряд
Сложение с переходом через
разряд
Сложение с переходом через
разряд
Сложение с переходом через
разряд
Сложение с переходом через
разряд
Сложение с переходом через
разряд
Сложение с переходом через
разряд
Решение задач на
увеличение, уменьшение
числа в несколько раз, на
несколько единиц
Вычитание с переходом
через разряд
Вычитание с переходом
через разряд
Вычитание с переходом
через разряд
Вычитание с переходом
через разряд
Вычитание с переходом
через разряд
Вычитание с переходом
через разряд

1
1
1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

47

Вычитание с переходом
через разряд
Итоговая контрольная
работа
Работа над ошибками.
Сложение и вычитание
чисел в пределах 100
Умножение 0 и на 0
Деление 0 на число
Умножение и деление числа
0. Взаимное положение
геометрических фигур
Умножение 10 и на 10
Деление на 10
Нахождение неизвестного
слагаемого
Нахождение неизвестного
слагаемого
Сложение и вычитание
чисел с переходом через
разряд
Сложение и вычитание
чисел с переходом через
разряд
Умножение и деление чисел
в пределах 100
Умножение и деление чисел
в пределах 100

123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133

134
135
136

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

1

-

1

-

1

-

1
1
1

-

1
1
1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

136

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Список литературы для учащихся
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ


Алышева Т.В. Математика. Методические рекомендации. 1–4 классы:
учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.
основные ощеобразоват. программы. – М.: Просвещение, 2017г.
48







Волина В.В. Праздник числа: Занимательная математика для детей. –
М., 1993.
Демидова М.Е. работа с геометрическим материалом в школе //
Дефектология. 2002 - № 1. – с. 51.
Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной
школе. – М.: Просвещение, 2007.
Кистенева Р.А. Мультимедийный курс «Знакомство с геометрическими
фигурами».- ИДО ТГУ. 2003 (www.ido.tsu.ru).
Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во
вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1992.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

49


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».