География

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»

Принято на педагогическом совете
Протокол №14 от «05» июля 2023 г.

Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №3
___________М. В. Шевченко
Приказ № 127/1 от «10» июля 2023

Шевченко М. В.

Подписан цифровой подписью:
Шевченко М. В.
DN: C=RU, OU=директор, O=МБОУ СОШ
№ 3, CN=Шевченко М. В., E=sloghkola3@
yandex.ru
Основание: Я подтверждаю этот
документ своей удостоверяющей
подписью

Адаптированная рабочая программа обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету:
География (6 - 9 класс)

п. Алтынай, 2023 г

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................................................... 3

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ .................................................... Error! Bookmark not defined.

III.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ....................................... Error! Bookmark not defined.

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена на основе Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной
приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026
(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их
особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «География» относится к предметной области «Естествознание» и является
обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «География» в 6
– 9 классах рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «География».
Цель обучения - сформировать у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и умения в
повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социально-экономических
и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения
безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Задачи обучения: формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных
и социально-экономических процессов и их взаимосвязей;
− формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;
− формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических
объектов и явлений;
− формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной жизни для
объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер
безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;
− овладение основами катастрофической грамотности и использование элементарных практических
умений и приемов использования географической карты для получения географической информации;
− формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической
среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий.
Рабочая программа по учебному предмету «География» в 6 - 9 классе определяет следующие
задачи:
− формирование у обучающихся представлений о географии как науке; − обучение ориентированию
по Солнцу, признакам погоды, Полярной звезде;
− формирование представлений об опасных природных явлениях,
− формирование географических представлений о рельефе и водоемах нашей планеты; формирование
умения работать с географической картой, графической наглядностью;
− воспитание патриотических чувств, видение красоты природы, бережного отношения к природе,
ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
− формирование умения применять полученные знания в повседневной жизни.
1.
Планируемые результаты освоения предмета «География» \
В результате изучения учебного предмета «География» обучающиеся:

Учащиеся должны знать

Учащиеся должны уметь
6 класс

•
что изучает география;
•
горизонт, линию и стороны горизонта;
•
основные формы земной поверхности;
•
виды водоемов, их различия;
•
меры по охране воды от загрязнения;
•
правила поведения в природе;
•
отличие плана от рисунка и географической
карты;
•
основные направления на плане,
географической карте;
•
условные цвета и основные знаки
географической карты;
•
распределение суши и воды на Земле;
•
материки и океаны, их расположение на
глобусе и карте полушарий;
•
Солнце как ближайшую к Земле звезду и его
значение для жизни на Земле;
•
кругосветные путешествия, доказывающие
шарообразность Земли;
•
значение запусков в космос искусственных
спутников Земли и полетов людей в космос, имена
первых космонавтов; .
•
различия в нагревании и освещении земной
поверхности Солнцем;
•
географическое положение нашей страны на
физической карте России и карте полушарий;
•
названия географических объектов,
обозначенных в программе по теме «Карта России» (по
атласу, специально разработанному для
коррекционных школ VIII вида).

•
определять стороны горизонта,
ориентироваться по Солнцу, компасу и местным
признакам природы;
•
выявлять на местности особенности
рельефа, водоемов;
•
делать схематические
зарисовки
изучаемых форм земной поверхности;
•
читать географическую
карту
(условные цвета и основные знаки) по атласамприложениям к учебнику;
•
составлять
описания
изучаемых
объектов с опорой на карту и картины; •

показывать на карте объекты, указанные в
программе, обозначать их при помощи учителя
на контурной карте из рабочей тетради на
печатной основе;
- показывать на карте объекты, указанные в
программе, обозначать их при помощи учителя
на контурной карте.

7 класс
•
положение России на физической карте, карте
полушарий и глобусе;
•
пояса освещенности, в которых расположена
наша страна;
•
природные зоны России;
•
природные
условия
и
богатства
России, возможности использования их
человеком;
•
типичных
представителей
растительного и животного мира в каждой
природной зоне;
•
хозяйство, основное население, его занятия и
крупные города в каждой природной зоне;
•
экологические
проблемы
и
основные
мероприятия по охране природы в России;
•
правила поведения в природе;
•
названия
географических
объектов
на
территории России

•

показывать
границы
России
на глобусе,
карте полушарий,
физической карте и карте природных зон
России, давать элементарное описание природы по
зонам, пользуясь картинами и картами;
•
показывать по картам (физической и
природных зон России) из приложения к учебнику
географические объекты,
указанные в программе;
•
устанавливать взаимосвязь между климатом,
растительным и животным
миром, природными условиями и
2 занятиями населения;
•
делать несложные макеты
изучаемых природных зон;
•
принимать участие в мероприятиях по охране
окружающей среды; правильно
вести себя в природе;

8 класс
•
Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий,
Индийский океаны.
Географическое положение и их хозяйственное
значение;
•
особенности
географического
положения,
очертания берегов и природные условия каждого
материка, население и особенности размещения;
•
названия
изученных
географических
объектов.

•
показывать на географической карте из
приложения к учебнику океаны, давать им
характеристику;
•
определять
на
карте
полушарий
географическое положение и очертания берегов
каждого материка;
•
давать элементарное описание природных
условий всех материков, опираясь на карту и
картины;
•
находить в периодической печати сведения
об изученных государствах и показывать их на
политической карте;
9 класс
•
географическое
положение,
столицы
и •
находить на политической карте Евразии
характерные особенности изучаемых государств
изучаемые государства и их столицы;
•
показывать Россию на политических картах
Евразии;
мира
и
Евразии;
•
границы, государственный строй и символику
•
находить
свою местность на карте России
России;
(политико-административной,
физической и
•
особенности географического положения своей
карте
природных
зон);
местности, типичных представителей растительного и
давать
несложную
характеристику
животного мира, основные мероприятия по охране •
природных условий и хозяйственных ресурсов
природы в своей области, правила поведения в
своей местности, давать краткую историческую
природе,
меры безопасности при
справку о прошлом своего края;
стихийных бедствиях;
называть и показывать на иллюстрациях
•
медицинские учреждения и отделы социальной •
изученные
культурные и исторические памятники
защиты своей местности.
своей области;
•
правильно вести себя в природе;

2.

Содержание учебного предмета «География»

6 класс:

География – наука о природе Земли, население и его хозяйственная деятельность. Наблюдения за
изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты природы: температура, облачность, давление
воздуха, ветер, атмосферные осадки. Опасные природные явления в атмосфере, меры
предосторожности. Географические сведения о своей местности и труде населения. Ориентирование
на местности. Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им.
Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, звездам, местным признакам и
природным объектам. Формы поверхности Земли. Рельеф местности, его основные формы. Равнины
(плоские и холмистые), холмы. Горы. Понятия о землетрясениях и извержениях вулканов. Вода на
Земле. Значение воды для жизни на Земле. Круговорот воды в природе. Родник, его образование.
Колодец. Водопровод. Реки, ее части. Горные и равнинные реки. Использование рек. Озера,
водохранилища, пруды. Разведение рыб,
3 птиц. Болота, их осушение. Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами. Острова
и полуострова. Водоемы в нашей местности. Охрана вод от загрязнения. План и карта. Рисунок и
план предмета. Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу.
Использование плана в практической деятельности человека. План класса. План школьного
участка.
Условные
знаки плана местности. План и географическая карта.
Основные направления на карте. Масштаб карты. Условные цвета физической карты. Условные
знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.). Физическая карта России.
Значение географической карты в жизни и деятельности людей. Земной шар. Краткие сведения о
Земле, Солнце, Луне. Планеты. Земля – планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение
космоса. Глобус – модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения
суши и воды на глобусе. Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле.
Океаны на глобусе и карте полушарий. Материки на глобусе и карте полушарий (Евразия, Африка,

Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида). Первые кругосветные путешествия
(Магеллан, Крузенштерн, Лисянский). Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении
и нагревании Солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи).
Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса освещенности: жаркий,
умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий. Природа тропического пояса.
Природа умеренных и полярных поясов. Карта России. Положение России на глобусе, карте
полушарий, физической карте нашей страны. Столица России – Москва. Границы России.
Сухопутные границы на западе и юге. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России.
Моря Северного Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического океанов. Острова и полуострова
России. Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Горы: Урал, Северный
Кавказ, Алтай, Саяны. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти,
железной и медной руд, природного газа). Река Волга. Реки: Дон, Днепр, Урал. Реки Сибири: Обь,
Енисей. Лена и Амур. Озера Ладожское, Онежское, Байкал, Каспийское море. Крупные города
России. Наш край на физической карте России.
7 класс:
Особенности природы и хозяйства России. Географическое положение России на карте мира.
Европейская и азиатская часть России. Административное деление. России. Разнообразие рельефа.
Полезные ископаемые, их основные месторождения. Климат России. Водные ресурсы, их
использование. Население, народы России. Промышленность – основа хозяйства, ее отрасли. Сельское
хозяйства, ее отрасли. Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России.
Природные зоны России. Размещение природных зон на территории России. Карта природных зон
России.
Зона арктических пустынь. Положение на карте. Климат. Растительный и животный мир. Население и
его основные занятия. Северный морской путь. Зона тундры. Положение на карте. Рельеф. Полезные
ископаемые. Климат. Водоемы тундры. Растительный мир. Животный мир. Хозяйство. Население и
его основные занятия. Города: Мурманск, Нарьян – Мар, Воркута, Норильск, Анадырь. Экологические
проблемы Севера. Охрана природы тундры. Лесная зона. Положение на карте. Рельеф и полезные
ископаемые. Климат. Реки, озера, каналы. Растительный мир. Хвойные леса (тайга). Смешанные и
лиственные леса. Животный мир. Пушные звери. Значение леса. Промышленность и сельское
хозяйство лесной зоны Промышленность и сельское хозяйство Центральной России. Города
Центральной России. Особенности развития хозяйства Северо – Западной России. Города Северо –
Западной России: Санкт – Петербург, Архангельск, Новгород, Псков, Калининград. Западная Сибирь.
Восточная Сибирь. Дальний Восток. Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. Зона степей.
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Реки. Растительный мир. Животный мир.
Хозяйство. Население и его основные занятия. Города лесостепной и степной зоны: Воронеж, Курск,
Оренбург, Омск. Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград, Ростов – на – Дону, 4 Ставрополь,
Краснодар. Охрана природы зоны степей. Зона полупустынь и пустынь. Положение на карте. Рельеф.
Полезные ископаемые. Климат. Реки. Растительный мир. Животный мир. Хозяйство. Население и его
основные занятия. Города зоны полупустынь и пустынь. Зона субтропиков. Положение на карте.
Курортное хозяйство. Население и его основные занятия. Города – курорты (Сочи, Туапсе, Анапа,
Геленджик). Город Новороссийск.
Высотная поясность в горах. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат.
Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. Города и экологические проблемы Урала.
Алтайские горы. Особенности природы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города. Горы
Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. 8 класс.
Введение. Что изучают в курсе географии материков и океанов. Материки и части света на глобусе и
карте. Мировой океан. Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океан. Современное
изучение океанов. Материки части света. Африка. Географическое положение. Разнообразие рельефа,
климат, реки и озера. Природные зоны. Растительный мир тропических лесов. Животный мир
тропических лесов. Растительный мир саванн. Животный мир саванн. Растительный и животный мир
пустынь. Население. Государства: Египет, Эфиопия, Танзания, Демократическая республика Конго
(ДР Конго), Нигерия, Южно – Африканская республика (ЮАР). Австралия. Географическое
положение. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.
Растительный мир. Животный мир. Население. Австралийский Союз. Океания. Остров Новая Гвинея.
Антарктида. Географическое положение. Антарктида. Открытие Антарктиды русскими
мореплавателями. Разнообразие рельефа, климат. Растительный и животный мир Антарктиды. Охрана
природы. Современные исследования Антарктиды. Америка. Открытие Америки. Северная Америка.
Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат. Реки и озера. Растительный и животный

мир. Население и государства. Соединенные Штаты Америки. Канада. Мексика. Куба. Южная
Америка. Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат. Реки и озера. Растительный мир
тропических лесов. Животный мир тропических лесов. Растительный мир саванн, степей, пустынь и
горных районов. Животный мир саванн, степей, полупустынь, гор. Население. Государства: Бразилия,
Аргентина, Перу. Евразия. Географическое положение. Очертания берегов Евразии. Моря Северного
Ледовитого и Атлантического океанов. Острова и полуострова. Разнообразие рельефа. Полезные
ископаемые Европы. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии. Климат Евразии. Реки и
озера Европы, Азии. Растительный и животный мир Европы и Азии. Население Евразии. Культура и
быт народов Европы и Азии.
9 класс.
Политическая карта Евразии. Европа. Западная Европа. Великобритания (Соединенное Королевство
Великобритании и Северной Ирландии). Франция (Французская Республика). Германия
(Федеративная Республика Германия). Австрия (Австрийская Республика). Швейцария (Швейцарская
Конфедерация). Южная Европа. Испания. Португалия (Португальская Республика). Италия
(Итальянская Республика). Греция (Греческая Республика). Северная Европа. Норвегия (Королевство
Норвегия). Швеция (Королевство Швеция). Финляндия (Финляндская Республика). Восточная
Европа. Польша (Республика Польша). Чехия (Чешская Республика). Словакия
(Словацкая Республика). Венгрия (Венгерская Республика). Румыния (Республика
Румыния). Болгария (Республика Болгария). Сербия. Черногория. Эстония (Эстонская Республика).
Латвия (Литовская Республика). Литва (Литовская Республика). Белоруссия (Республика Белорусь).
Украина. Молдавия (Республика Молдова). Азия. Центральная. Казахстан (Республика Казахстан).
Узбекистан (Республика Узбекистан). Туркмения (Туркменистан). Киргизия (Кыргызская
Республика). Таджикистан (Республика Таджикистан). Юго – Западная Азия. Грузия Азербайджан 5(
Азербайджанская Республика). Армения (Республика Армения). Турция (Турецкая Республика). Ирак
(Республика Ирак). Иран (Исламская Республика Иран). Афганистан (Исламская Республика
Афганистан). Южная Азия. Индия (Республика Индия). Восточная Азия
Китай (Китайская Народная Республика). Монголия. Корея (Корейская НародноДемократическая Республика и Республика Корея). Япония. Юго – Восточная Азия.
Таиланд (Королевство Таиланд). Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам). Индонезия
(Республика Индонезия). Россия. Границы России. Россия (Российская Федерация) – крупнейшее
государство Евразии. Административное деление России. Столица, крупные города России. Свой
край. История возникновения нашего края. Географическое положение. Границы. Рельеф. Климат.
Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы. Полезные ископаемые и почвы.
Реки, пруды, озера, каналы. Водоснабжение питьевой водой. Охрана водоемов. Растительный мир
(деревья, кустарники, травы, цветочно – декоративные растения, грибы, орехи, ягоды, лекарственные
растения). Красная книга. Охрана растительного мира. Животный мир нашей местности. (Хищные и
травоядные, дикие и сельскохозяйственные животные, птицы, рыбы, земноводные, насекомые). Вред
природе, наносимый браконьерами. Красная книга. Охрана животных. Помощь зимующим птицам.
Заповедники, заказники. Население нашего края (области). Национальный состав. Обычаи, традиции,
костюмы, фольклорные песни и танцы, национальная кухня. Промышленность. Ближайшие
промышленные предприятия, где могут работать выпускники школы. Сельское хозяйство
(специализация: растениеводство, животноводство, бахчеводство и т. п.). Транспорт (наземный,
железнодорожный, авиационный, речной). Архитектурно – исторические и культурные памятники
нашего края. Наш город (поселок, деревня).

3. Тематическое планирование.
6 класс
№
Тема урока
1.
География – наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности

1

2.

Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Признаки времён года.

3.

Компоненты погоды: осадки, ветер, облачность, температура. Явления природы. 1
Меры предосторожности.

1

4.

Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия.

1

5.

Горизонт. Линия горизонта.

1

6.

Стороны горизонта.

1

7.

Компас и правила пользования им.

1

8.
9.

Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, 1
местным признакам и природным объектам.
Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и основных направлениях.
1

10.

Ознакомление с формами рельефа своей местности.

1

11.

Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы.

1

12.

Овраги, их образование.

1

13.

Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.

1

14.

Работа с контурными картами

1

15.

Вода на Земле.

1

16.

Родник, его образование.

1

17.

Колодец. Водопровод.

1

18.

Контрольная работа за четверть

1

19.

Река, её части. Горные и равнинные реки.

20.

Как люди используют реки.

1

21.

Озёра, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.

1

22.

Болота, их осушение.

1

23.

Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы.

1

24.

Острова и полуострова.

1

25.

Водоёмы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.

1

26.

Рисунок и план предмета.

1

6

1

1

28.

Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу.
Использование плана в практической деятельности человека.
План класса.

29.

План школьного участка.

1

30.

Условные знаки плана местности.

1

31.

План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты.

1

32.

Контрольная работа за четверть

1

33.

Условные цвета физической карты.

1

34.

Условные знаки физической карты.

1

35.
36.

Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности 1
людей.
Планеты.
1

37.

3емля – планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса.

1

38.

1

39.

Глобус- модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности
изображения суши и воды на глобусе.
Физическая карта полушарий.

40.

Распределение воды и суши на Земле.

1

41.

Океаны на глобусе и карте полушарий.

1

42.

1

43.

Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка, Северная Америка,
Южная Америка, Австралия, Антарктида.
Первые кругосветные путешествия.

44.

Работа с контурными картами

1

45.

Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании
солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные
лучи).
Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.

1

27.

46.

1

1

1

1

48.

Пояса освещённости: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и 1
карте полушарий.
Природа тропического пояса.
1

49.

Природа умеренных и полярных поясов.

47.

1

1

51.

Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица
России- Москва.
Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.

52.

Контрольная работа за четверть

1

53.
54.

Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного 1
Ледовитого океана.
Моря Тихого и Атлантического океанов.
1

55.

Острова и полуострова России.

1

56.

Работа с контурными картами.

1

57.

Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья.

1

58.

Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны.

1

59.

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти,
железной и медной руд, природного газа).

1

60.

Работа с контурными картами.

1

61.

Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС.

1

62.

Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС.

1

63.

Реки Сибири: Обь с Иртышём, Енисей с Ангарой. ГЭС.

1

64.

Реки: Лена, Амур.

1

65.

Озёра Ладожское и Онежское, Байкал. Работа с контурными картами

1

66.

Наш край на карте России.

1

67.

Повторение начального курса физической географии.

1

68.

Контрольная работа за год.

1

50.

1

7

7 класс
№

1

Тема урока.

Колво
часов
Географическое положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы. 1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39

Европейская и Азиатская части России.
Административное деление России. Федеральные округа.
Разнообразие рельефа. Острова и полуострова России.
Полезные
ископаемые, их
основные
месторождения.
Пути
рационального использования.
Типы климата. Сравнительная характеристика климатических условий,
жизнедеятельности людей в разных частях России.
Водные (гидроэнергетические) ресурсы России, их использование. Экологические
проблемы.
Численность населения России. Размещение по территории России. Народы России.

1
1
1
1

Промышленность – основа хозяйства, её отрасли.
Особенности развития
сельского
хозяйства
и
транспорта.
Экологические проблемы
Уровни экономического развития Европейской и Азиатской частей России. Пути
решения Экологических проблем.
Природные зоны России. Значение зональных различий для специализации
сельского хозяйства и жизни людей.
Карта природных зон России.
Положение на карте. Моря и острова.
Климат. Особенности природы.
Растительный и животный мир. Охрана природы/
Население и его основные занятия.
Контрольная работа за четверть.
Северный морской путь.
Положение на карте. Острова и полуострова. Поверхность. Полезные ископаемые.

1
1

Климат. Водоёмы тундры.
Особенности природы. Растительный мир
Животные тундры.
Хозяйство. Население и его основные занятия.
Города: Мурманск, Архангельск.
Города: Нарьян–Мар, Норильск, Анадырь.
Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры. 8
Положение на
карте. Поверхность,
полезные
ископаемые.
Экологические проблемы.
Климат. Особенности природы.
Реки, озёра, каналы. Экологические проблемы водных ресурсов.
Природные богатства лесной зоны. Растительный мир. Хвойные леса
Контрольная работа за четверть.
Смешанные леса.
Лиственные леса.
Животный мир лесной зоны.
Пушные звери.
Какую пользу приносит лес. Лесной промысел. Охота.
Промышленность и сельское хозяйство Центральной России.
Города Центральной России.

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

40
41
42
43
44
45

Особенности развития хозяйства Северо–Западной России.
Города: Санкт – Петербург, Новгород, Псков, Калининград.
Западная Сибирь.
Восточная Сибирь
Дальний Восток.
Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. Правила поведения в лесу.

1
1
1
1
1
1

46
47

Обобщающий урок по лесной зоне
Положение на карте. Поверхность и полезные ископаемые. Климат. Реки. Проблема
водоснабжения.
Растения зоны степей.
Животный мир степей.
Хозяйство. Основные занятия населения.
Население и его основные занятия.
Контрольная работа за четверть.
Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград.
Города степной зоны: Ростов–на-Дону, Ставрополь, Краснодар.
Охрана природы зоны степей.
Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые
Климат. Реки. Охрана природы.
Растительный мир и его охрана.
Животный мир. Охрана животных
Хозяйство. Основные занятия населения.
Города зоны полупустынь и пустынь (Астрахань, Элиста).
Положение на карте. Поверхность. Климат. Растительный и животный мир влажных
субтропиков. Охрана природы.
Курортное хозяйство. Населения, его основные занятия. Города - курорты: Анапа,
Геленджик, Туапсе, Сочи.
Положение на карте (Северный Кавказ, Урал, Алтай, Саяны). Поверхность.
Полезные ископаемые. Климат.
Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. Города: Минеральные Воды,
Нальчик, Грозный и др.
Хозяйство, города, экологические проблемы Урала (Екатеринбург, Челябинск и др.)

1
1

48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Алтайские горы. Население. Хозяйство. Кузнецкий угольный бассейн. Города: 1
Барнаул, Кемерово, Горно-Алтайск и др.
Восточная Сибирь. Хозяйство Восточной Сибири. Население. Города. 9 Охрана 1
природы.

8 класс
№
п/п

1.

Четверть,
наименование раздела, темы
1 четверть (18 часов)
Введене (1ч)

Кол-во
часов

1

Что изучают в курсе географии материков и океанов. Материки и части света на
глобусе и карте.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Мировой океан (5 ч) Атлантический
океан.
Северный Ледовитый океан.
Тихий океан.
Индийский океан.
Современное изучение Мирового океана.
Африка (12 ч) Географическое положение.
Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.
Природные зоны. Раститель-ный мир тропических лесов
10. Животный мир тропических лесов.
11. Растительный мир саванн.
12. Животный мир саванн.
13. Растительный и животный мир пустынь.
14. Население.
15. Государства:
Египет, Эфиопия.
16. Танзания. Демократическая республика Конго (ДР Конго).
17. Нигерия, Южно-Африканская республика (ЮАР) или другие по выбору учителя.

1

18. Обобщающий урок.
2 четверть (14 часов)19. Австралия (8 часов)
Географическое положение.
20. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.
21. Растительный мир.
22. Животный мир.
23. Население. Австралийский Союз.
24. Океания. Остров Новая Гвинея.
25. Обобщающий урок.
26. Антарктида (6 ч)
Географическое положение. Антарктика.
27. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями.
28. Разнообразие рельефа, климат.
29. Растительный и животный мир Антарктиды.
30. Охрана природы.
31. Современные исследования Антарктиды.
32. Обобщающий урок.

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10

3 четверть (20 часов)
33. Америка (20 ч)
Открытие Америки
34. Северная Америка (8 ч) Географическое положение.
35. Разнообразие рельефа, климат.
36. Реки и озера
37. Растительный и животный мир.

1
1
1
1
1

38. Население и государства.
39. Соединенные Штаты Америки. Канада.
40. Мексика. Куба.
41. Обобщающий урок.
42. Южная Америка (11ч)
Географическое положение.
43. Разнообразие рельефа, климат.
44. Реки и озера.
45. Растительный мир тропических лесов.
46. Животный мир тропических лесов.
47. Растительный мир саванн, степей, пустынь и горных районов.
48. Животный мир саванн, степей, полупустынь, гор.
49. Население
50. Государства: Бразилия,
51. Аргентина, Перу или другие. по выбору учителя.
52. Обобщающий урок. Часть света — Америка.
4 четверть (14 часов)
53. Евразия (14 ч)
Географическое положение.
54. Очертания берегов Евразии Моря Северного Ледовитого
Атлантического океанов. Острова и полуострова.
55. Очертания берегов. Моря Тихого и Индийского океанов. Острова
полуострова.
56. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы.
57. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии.
58. Климат Евразии.
59. Реки и озера Европы.
60. Реки и озера Азии.
61. Растительный и животный мир Европы.
62. Растительный и животный мир Азии.
63. Население Евразии.
64. Культура и быт народов Европы.
65. Культура и быт народов Азии.
66. Обобщающий урок.
67. Итоговая контрольная работа
68. Географический КВН

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
и

1
и

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

9 класс
№
п/п

Тема

1

Европа

2

Западная Европа: Великобритания: географическое положение, природа,
экономика.

Колво
часов
2
2

4
5

Великобритания: население, культура, обычаи традиции. Франция: географическое 2
положение, природа, экономика.
Франция: население, культура, обычаи традиции, обычаи. Германия (ФРГ)
2
Австрия (Австрийская республика) Швейцария (Швейцарская Конфедерация)
2

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46

Южная Европа: Испания
Португалия (Португальская республика)
Италия: географическое положение, природа, экономика.
Италия: население, культура, обычаи, традиции.
Греция (Греческая республика)
Северная Европа: Норвегия (Королевство Норвегия)
Финляндия (Финляндская республика) Контрольная работа
Восточная Европа: Польша (Республика Польша)
Чехия (Чешская республика)
Словакия. Венгрия
Румыния
Болгария
Сербия и Черногория
Эстония
Латвия
Литва
Республика Белоруссия
Украина
Молдавия
Азия
Центральная Азия
Казахстан
Узбекистан
Туркмения Киргизия
Таджикистан
Контрольная работа
Юго – Западная Азия
Грузия
Азербайджан
Армения
Турция
Ирак
12
Иран (Исламская республика Иран)
Афганистан
Контрольная работа
Южная Азия
Индия географическое положение, природа, экономика
Индия географическое положение, природа, экономика
Индия: население, культура, обычаи и традиции
Восточная Азия: Китай географическое положение, природа, экономика
Китай: население, культура, обычаи и традиции

3

2
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

47
48
49
50
51
52
53
54
55
56

Корейская Народно – Демократическая Республика (КНДР) Республика
Корея
Япония: географическое положение, природа, экономика.
Япония: население, культура, обычаи и традиции
Юго – Восточная Азия: Таиланд
Вьетнам
Индонезия
Россия. Границы России
Россия (Российская Федерация) - крупнейшее государство Евразии.
Административное деление России Столица и крупные города России.
Контрольная работа

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».