Развитие психомоторики и сенсорных процессов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»

Принято на педагогическом совете

Утверждаю

Протокол №14 от «05» июля 2023 г.

Директор МБОУ СОШ №3
___________М. В. Шевченко
Приказ № 127/1 от «10» июля 2023

Шевченко М. В.

Развитие психомоторики сенсорных процессов 5-9 класса
2023-2024 учебный год

п. Алтынай, 2023 г

Подписан цифровой подписью: Шевченко М.
В.
DN: C=RU, OU=директор, O=МБОУ СОШ № 3,
CN=Шевченко М. В., E=sloghkola3@yandex.ru
Основание: Я подтверждаю этот документ
своей удостоверяющей подписью

Пояснительная записка
Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа составлена в соответствии с нормативными
документами:

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г.
№ 1599)

3. Учебный план государственного общеобразовательного казенного учреждения Иркутской области «Специальная (коррекционная)
школа № 1 г. Усолье – Сибирское»
Цель программы: применение разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление
проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся; формирование навыков
адекватного поведения.
Задачи программы:

•
•
•
•
•

Развитие познавательной сферы, формирование учебной мотивации
Активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности
Развитие эмоционально-личностной сферы
Развитие коммуникативной сферы
Формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими.

Общая характеристика программы курса
Коррекционно-развивающая программа для детей с легкой и умеренной степенью умственной отсталости посвящена проблеме
личностного развития и развития коммуникативных умений и навыков детей данного вида дизонтогенеза. Данная программа содержит
практические методы психолого – педагогического воздействия по созданию условий для личностного развития детей с умственной
отсталостью, как залога успешной социальной адаптации в дальнейшем.
Место курса в учебном плане:
Программа «развитие психомоторики и сенсорных процессов» включена в раздел коррекционного курса в 5-9 классах с обучающихся с ЛУО.
Результаты освоения курса
Данная программа позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):
1.
Личностные учебные действия

•
•
•
•
•

испытывать чувство гордости за свою страну;
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; •
социальную деятельность;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
2.
Коммуникативные учебные действия

активно включаться в общеполезную

•

вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
обращаться за помощью и принимать помощь;
• слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно
значимых задач;

• использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях
взаимодействия с окружающими
3.
Регулятивные учебные действия

• принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств
их осуществления;
• осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
• осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе
деятельности;
• адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом
предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов 4. Познавательные учебные действия

•
•

Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление
аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической
деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
•
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
•
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание,
элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях)
•
использовать в жизни и деятельности некоторые меж предметные знания, отражающие несложные,
доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные

результаты

Учащиеся

должны уметь:
- группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом;
- проводить зрительный анализ наглядного материала, находить нереальные элементы «нелепых» картинок;
- определять противоположные качества и свойства предметов смешивать цвета, называть их;

- самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам;
- моделировать расположение предметов в заданном пространстве; - пользоваться календарём;
- адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и
некоторых оттенков цвета;

- выполнять простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале, группировать и составлять
сериационные ряды предметов по заданным признакам формы, величины или цвета, обозначение их словом;
- осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами, пересказывать содержания прочитанного текста по
вопросам, выделять из текста предложений на заданную тему;
- участвовать в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему, в коллективной работе по оценке поступков героев и
событий;
- составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план;
- понимать проявление основных эмоций;
участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
формулировать просьбы и желания с использованием этикетных слов и выражений;
участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
участвовать в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка, отвечать на вопросы учителя по содержанию прослушанных
и/или просмотренных радио- и телепередач.

-

- знать правила организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера
выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на
рабочем месте);

- целенаправленно выполнять действия по инструкции;
- иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
- читать текст после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова — по слогам)
с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
- отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту; определять основную мысль текста после предварительного его
анализа;
- выделять тему текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;

- понимать содержание небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
- составление повествовательного или описательного рассказа из 5-10 предложений об изученных объектах по предложенному
плану;

- активно участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;

-

в общении с окружающими проявлять дружелюбие, согласовывать свои действия с товарищем;

знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;
различение чисел, полученных при счете и измерении, запись числа, полученного при измерении двумя мерами;
решение, составление, иллюстрирование изученных простых арифметических задач;
понимать проявление основных эмоций, оказывать помощь и участие друг другу, с помощью педагога анализировать свои
поступки и поступки других детей
- осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
- устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;7

- выполнять поручения по уборке класса после урока;
- выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей
работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
- проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное
взаимодействие с объектами окружающего мира;
- соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
- готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебнотрудовых задач в
объеме программы.
Содержание психокоррекционной программы:
Индивидуальные и групповые формы работы с целью развития познавательной сферы, развития эмоционально личностной сферы,
развитие коммуникативной сферы, формирования продуктивных видов взаимодействия с окружающими.

№

Тематический план 5 класс
Название раздела, темы

Кол-во часов

п/п
Раздел 1.
Входная диагностика познавательных процессов

4

1

Исследование восприятия пространства, времени, цвета, формы. (Упр. «Поиск по признакам»,
«Назови такой же»)

1

2

Исследование устойчивости внимания. (Методика «Знаковый тест»)

1

3

Исследование зрительной, слуховой, логической памяти. (Методика «Запомни слова», «Запомни
числа»).

1

4

Исследование словесно – логического, наглядно – действенного мышления. (Методика «Четвертый
лишний», «Найди лишнее слово»).

1

Раздел 2.
Коррекция, развитие и диагностика познавательных процессов.

17

Восприятие пространства. Формирование пространственных представлений. (Упр. «Развиваем
глазомер», «Измеряем на глазок», «Что за картинка», «Определи размер на ощупь»).
Развитие восприятия времени. (Упр. «Кто старше?», «Назови месяц дальше», заучивание
скороговорок).

1

7

Развитие восприятия формы и цвета, величины и веса. (Упр. «Какой цвет пропал?», «Построй
башню», методики «Вес предмета», «Кто больше весит?»)

1

8

Диагностика развития восприятия.
Развитие устойчивости внимания. (Упр. «Найди 5 отличий», «Исключение лишнего»)
Развитие умения распределять внимание. (Упр. «Корректурная проба», «Графический диктант»)

1

Развитие концентрации и устойчивости внимания. (Упр. «В магазине зеркал»,
«Исключение лишнего», «Найди отличие»)
Развитие произвольного внимания. (упр. «Лото», «Найди двух одинаковых животных»,
«Воспроизведение геометрических фигур»).

1

13
14

Диагностика развития внимания.
Развитие зрительной памяти. (Упр. «Чей это дом?», «Ярмарка автомобилей», «Разрезанная
картинка»)

1
1

15

Развитие слуховой памяти. (Упр. «Маленький рассказ», «Стихи и образы», «Назови идею», «Учимся 1
запоминать надолго»)

5
6

9
10
11
12

1

1
1

1

16
17-18-19-20

Диагностика развития памяти.
Развитие словесно – логического мышления:

1
4

•
•
•
•

21

22
23

Развитие умения узнавать предметы по заданным признакам;
Формирование способности выделять существенные признаки предметов;
Развитие умений классифицировать;
Развитие умений выбирать основание для классификации.
Диагностика развития мышления.
Раздел 3.
Диагностика моторной деятельности.
Исследование развития движений пальцев и рук, пластичности.
Оценка способности отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. (Упр.
«Радость», «Печаль»)

1
2
1
1

Раздел 4.
Коррекция, развитие и диагностика моторной деятельности
Расслабление по контрасту с напряжением. (Упр. «Расслабление и напряжение»)
Развитие пластичности и выразительности движений пальцев рук. (Методика «Теневой театр»,
«Составь и вырежи»).

5

26

Развитие тонких тактильных ощущений. (Упр. «Кусочки ткани», «Узнай предмет на ощупь»).

1

27

Отображение эмоциональных состояний с помощью мимики, жестов, прикосновений, движений
тела. (Упр. «Радость», «Печаль», гимнастика для глаз.)

1

28

Диагностика моторной деятельности.

1
6

29-30

Раздел 5.
Заключительная диагностика.
Диагностика восприятия. Диагностика внимания.

31-32

Диагностика памяти.

2

24
25

1
1

2

33-34

Диагностика мышления.

2

ИТОГО:

34

6 класс
№

Название раздела, темы

Кол-во часов

п/п
Раздел 1.
Входная диагностика познавательных процессов

9

1

Исследование зрительного и слухового восприятия (Методика «Узнавание недорисованных,
зашумленных, неправильно нарисованных предметов», уровень сложности 2)

1

2

Оценка восприятия пространства и времени (Методики «Далеко - близко», «Слева – справа»,
уровень сложности 2)

1

3

Исследование концентрации, устойчивости, объема и переключения внимания. (Корректурная
проба Бурдона, уровень сложности 2)

1

4

Исследование переключения, распределения внимания. (Методики «Красно – черная таблица»,
«Найди ошибки», уровень сложности 2)

1

5

Оценка зрительной и слуховой памяти. (Методика «Узнавание фигур», «Запомни фигуры»,
«Заучивание 10 слов Лурия», уровень сложности 2)

1

6

Диагностика смысловой памяти. (Воспроизведение рассказа, методика «Изучение уровня развития
краткосрочной смысловой памяти»)

1

7

Диагностика наглядно – действенного, наглядно – образного мышления. (Методики «Разрезные
картинки», «Цветные матрицы», «Почини коврик», уровень сложности 2)

1

8

Исследование словесно – логического мышления, обобщения, абстрагирования. (Методики
«Простые аналогии», «Исключение лишнего», «четвертый лишний», уровень сложности 2).

1

Диагностика учебно – логических умений: анализ, синтез, сравнение, обобщение. (Методики
«Сравнение и различие понятий», «Классификация предметов»).

1

Раздел 2.
Коррекция, развитие и диагностика познавательных процессов.
Коррекция и развитие восприятия пространства. (Программа по коррекции пространственной
ориентации).

17

11

Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов. (Методика
«Дорисуй предмет», «Сложи рисунки из фигур»)

1

12

Коррекция и развитие восприятия времени. (Игры «Времена года», «Быстро - долго», «Кто
старше?»)

1

13

Диагностика развития восприятия.

1

14

Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания. Методики
«Корректурная проба (буквенный вариант)»; «Перепутанные линии», «Счет по 1, 3, 10, 20»)
Коррекция и развитие концентрации слухового внимания. (Методики «Запомни слово», «Решение
задач устно», игры «Что лишнее?», «Опиши предмет»)

1

Коррекция и развитие переключения внимания. (Игры «Хлопни - встань», «Не пропусти
профессию», методики «Внимание», «Красно – черная таблица» (1-12, 118); «Красно – черные пары
1- 14, 15 - 1», «Устный счет», «два дела одновременно»).

2

18

Коррекция и развитие распределения внимания (Методика «Знаковый тест», «Грамматический
анализ текста», «Найди и подчеркни»)

1

19

Диагностика развития внимания.
Развитие способности к воссозданию мыслительных образов. (упр. 33, 34,35, 36 из №1)

1

21

Коррекция и развитие словесно – логической памяти. (Методика «Запомни пару 1», упр.43, 44, 46,
из №1).

1

22

Коррекция и развитие зрительной памяти, объема кратковременной зрительной памяти. (Методики
«Фигуры», «Осознание словесного материала», игры «Бусы», «Расставь точки»).

1

9

10

15
16-17

20

1

1

1

23

Коррекция и развитие слуховой памяти, объема кратковременной слуховой памяти. (Методика
«Запоминание чисел», «Осознание словесного материала», игры «Слушай внимательно»,
«Запоминание слов»).

1

24

Коррекция и развитие наглядно – образного мышления. (Методики «Лабиринт, «На что это
похоже?», «Продолжи узор», «Платочек», «Составь фигуру»).

1

25

Коррекция и развитие наглядно – действенного мышления. (Методики «Составь фигуру», «сложи
фигуры», «Пройди через лабиринт», «Воспроизведи рисунок», игра
«Муха»)

1

26

Коррекция и развитие словесно – логического мышления. (Методики
«Систематизация», «Раздели на группы», «Подбери слова», «Найди общее слово»,
«Задачи на сравнение»)

1

Раздел 3.
Заключительная диагностика.
27-28
29-30
31-32
33-34

Диагностика восприятия.
Диагностика внимания.
Диагностика памяти.
Диагностика мышления.

8
2
2
2
2

ИТОГО

34

7 класс
№

Название раздела, темы

Кол-во часов

п/п
Раздел 1.
Входная диагностика познавательных процессов

9

Исследование зрительного и слухового восприятия (Методика «Узнавание недорисованных,
зашумленных, неправильно нарисованных предметов», уровень сложности 2)
Оценка восприятия пространства и времени (Методики «Далеко - близко», «Слева – справа»,
уровень сложности 2)

1

3

Исследование концентрации, устойчивости, объема и переключения внимания. (Корректурная
проба Бурдона, уровень сложности 2)

1

4

Исследование переключения, распределения внимания. (Методики «Красно – черная таблица»,
«Найди ошибки», уровень сложности 2)

1

5

Оценка зрительной и слуховой памяти. (Методика «Узнавание фигур», «Запомни фигуры»,
«Заучивание 10 слов Лурия», уровень сложности 2)

1

6

Диагностика смысловой памяти. (Воспроизведение рассказа, методика «Изучение уровня развития
краткосрочной смысловой памяти»)

1

1
2

7
8
9

10

Диагностика наглядно – действенного, наглядно – образного мышления. (Методики
«Разрезные картинки», «Цветные матрицы», «Почини коврик», уровень сложности 2)
Исследование словесно – логического мышления, обобщения, абстрагирования. (Методики
«Простые аналогии», «Исключение лишнего», «четвертый лишний», уровень сложности 2).
Диагностика учебно – логических умений: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
(Методики «Сравнение и различие понятий», «Классификация предметов»).
Раздел 2.
Коррекция, развитие и диагностика познавательных процессов.
Коррекция и развитие восприятия пространства. (Программа по коррекции пространственной
ориентации).

1

1
1
1
17
1

11

Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов. (Методика
«Дорисуй предмет», «Сложи рисунки из фигур»)

1

12

Коррекция и развитие восприятия времени. (Игры «Времена года», «Быстро - долго», «Кто
старше?»)

1

13

Диагностика развития восприятия.

1

14

Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания. Методики
«Корректурная проба (буквенный вариант)»; «Перепутанные линии», «Счет по 1, 3, 10, 20»,
«Синтез слов и звуков»)

1

15

Коррекция и развитие концентрации слухового внимания. (Методики «Запомни слово», «Решение
задач устно», игры «Что лишнее?», «Опиши предмет», арифметический диктант)
Коррекция и развитие переключения внимания. (Игры «Хлопни - встань», «Не пропусти
профессию», методики «Внимание», «Красно – черная таблица» (1-12, 118); «Красно – черные пары
1- 14, 15 - 1», «Устный счет», «два дела одновременно»).

1

17

Коррекция и развитие распределения внимания (Методика «Знаковый тест», «Грамматический
анализ текста», «Найди и подчеркни»)

1

18

Диагностика развития внимания.
Развитие способности к воссозданию мыслительных образов. (упр. 33, 34,35, 36 из №1)

1

20

Коррекция и развитие словесно – логической памяти. (Методика «Запомни пару 1», упр.43, 44, 46,
из №1).

1

21

Коррекция и развитие зрительной памяти, объема кратковременной зрительной памяти. (Методики
«Фигуры», «Осознание словесного материала», игры «Бусы»,

1

16

19

1

1

«Расставь точки», мысленные образы и эмоции).
22

Коррекция и развитие слуховой памяти, объема кратковременной слуховой памяти. (Методика
«Запоминание чисел», «Осознание словесного материала», игры «Слушай внимательно»,
«Запоминание слов», «Запоминание стихов»).

1

23

Коррекция и развитие наглядно – образного мышления. (Методики «Лабиринт, «На что это
похоже?», «Продолжи узор», «Платочек», «Составь фигуру»).

1

24

Коррекция и развитие наглядно – действенного мышления. (Методики «Составь фигуру», «сложи 1
фигуры», «Пройди через лабиринт», «Воспроизведи рисунок», игра
«Муха»)

25-26

Коррекция и развитие словесно – логического мышления. (Методики
«Систематизация», «Раздели на группы», «Подбери слова», «Найди общее слово», «Задачи на
сравнение», «Логические задачи»)
Раздел 3.
Заключительная диагностика.

2

8

27-28

Диагностика восприятия.

2

29-30

Диагностика внимания.

2

31-32

Диагностика памяти.

2

33-34

Диагностика мышления.

2

ИТОГО

34

8 класс
№

Название раздела, темы

Кол-во часов

п/п
Раздел 1.
Входная диагностика познавательных процессов

9

1

Исследование зрительного и слухового восприятия (Методика «Узнавание
недорисованных, зашумленных, неправильно нарисованных предметов», уровень сложности 3)

2

Оценка восприятия пространства и времени (Методики «Далеко - близко», «Слева – справа»,
уровень сложности 3)

1

3

Исследование концентрации, устойчивости, объема и переключения внимания. (Корректурная
проба Бурдона, уровень сложности 3)

1

4

Исследование переключения, распределения внимания. (Методики «Красно – черная таблица»,
«Найди ошибки», уровень сложности 3)

1

1

5

Оценка зрительной и слуховой памяти. (Методика «Узнавание фигур», «Запомни фигуры»,
«Заучивание 10 слов Лурия», уровень сложности 3)

1

6

Диагностика смысловой памяти. (Воспроизведение рассказа, методика «Изучение уровня развития
краткосрочной смысловой памяти»)

1

7

Диагностика наглядно – действенного, наглядно – образного мышления. (Методики «Разрезные
картинки», «Цветные матрицы», «Почини коврик», уровень сложности 3)

1

8

Исследование словесно – логического мышления, обобщения, абстрагирования. (Методики
«Простые аналогии», «Исключение лишнего», «Четвертый лишний», уровень сложности 3).
3. Диагностика учебно – логических умений: анализ, синтез, сравнение, обобщение. (Методики
«Сравнение и различие понятий», «Классификация предметов»).

1

Раздел 2.
Коррекция, развитие и диагностика познавательных процессов.
Коррекция и развитие восприятия пространства. (Программа по коррекции пространственной
ориентации).

17

Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов. (Методика
«Таблицы геометрических фигур», «Таблицы графических изображений», «Назови предмет»).
Коррекция и развитие восприятия времени. (Игры «Времена года», «Быстро - долго», «Кто
старше?», «Вначале - потом»).

1

13

Диагностика развития восприятия.

1

14

Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания. Методики
«Корректурная проба (буквенный вариант)»; «Перепутанные линии», «Счет по 25, 30, 50»)
Коррекция и развитие концентрации слухового внимания. (Методики «Запомни слово», «Решение
задач устно», игры «Рассмотри и опиши, что изменилось», арифметический диктант)
Коррекция и развитие переключения внимания. (Игры «Хлопни - встань», «Не пропусти
профессию», методики «Мютерберга», «Красно – черные пары 1- 24», «Устный счет», «два дела
одновременно»).

1

Коррекция и развитие распределения внимания (Методика «Знаковый тест», «Грамматический
анализ текста», «Считай и двигайся»)

1

9

10
11
12

15
16

17

1

1

1

1
1

Диагностика развития внимания.
Развитие способности к воссозданию мыслительных образов. (упр. 33, 34,35, 36 из №1)

1

Коррекция и развитие словесно – логической памяти. (Методика «Запомни пару 1», упр.43, 44, 46,
из №1).
Коррекция и развитие зрительной памяти, объема кратковременной зрительной памяти. (Методики
«Фигуры и знаки», «Осознание словесного материала», «Запомни двухзначные числа»,
«Воспроизведи рассказ»).

1

22

Коррекция и развитие слуховой памяти, объема кратковременной слуховой памяти. (Методика
«Запоминание чисел», «Осознание словесного материала», игры «Запоминание стихов»,
«Запоминание слов»).

1

23

Диагностика развития памяти.
Коррекция и развитие наглядно – образного мышления. (Методики «Лабиринт, «На что это
похоже?», «Продолжи узор», «Платочек», «Составь фигуру»).

1

Коррекция и развитие наглядно – действенного мышления. (Методики «Составь фигуру», «сложи
фигуры», «Пройди через лабиринт», «Воспроизведи рисунок», игра
«Муха», «Составь из треугольников»)
Коррекция и развитие словесно – логического мышления. (Методики
«Систематизация», «Раздели на группы», «Подбери слова», «Найди общее слово»,
«Задачи на сравнение»)

1

18
19
20
21

24
25

26

Раздел 3.
Заключительная диагностика.

1

1

1

1

8

27-28

Диагностика восприятия.

2

29-30

Диагностика внимания.

2

31-32

Диагностика памяти.

2

33-34

Диагностика мышления.

2

ИТОГО

34

9 класс
№

Название раздела, темы

Кол-во часов

п/п
Раздел 1.
Входная диагностика познавательных процессов

9

1. Исследование зрительного и слухового восприятия (Методика «Узнавание недорисованных,
зашумленных, неправильно нарисованных предметов», уровень сложности 3)
2. Оценка восприятия пространства и времени (Методики «Далеко - близко», «Слева – справа»,
уровень сложности 3)

1

1. Исследование концентрации, устойчивости, объема и переключения внимания.
(Корректурная проба Бурдона, уровень сложности 3)
2. Исследование переключения, распределения внимания. (Методики «Красно – черная таблица»,
«Найди ошибки», уровень сложности 3)

1

5

1. Оценка зрительной и слуховой памяти. (Методика «Узнавание фигур», «Запомни фигуры»,
«Заучивание 10 слов Лурия», уровень сложности 3)

1

6

2. Диагностика смысловой памяти. (Воспроизведение рассказа, методика «Изучение уровня
развития краткосрочной смысловой памяти»)

1

7

1. Диагностика наглядно – действенного, наглядно – образного мышления.
(Методики «Разрезные картинки», «Цветные матрицы», «Почини коврик», уровень сложности 3)
2. Исследование словесно – логического мышления, обобщения, абстрагирования. (Методики
«Простые аналогии», «Исключение лишнего», «Четвертый лишний», уровень сложности 3 ).
3. Диагностика учебно – логических умений: анализ, синтез, сравнение, обобщение. (Методики
«Сравнение и различие понятий», «Классификация предметов», «Составь фигуру»).

1

1
2
3
4

8
9

1

1

1
1

10

17
Раздел 2.
Коррекция, развитие и диагностика познавательных процессов.
1. Коррекция и развитие восприятия пространства. (Программа по коррекции пространственной 1
ориентации).

11

2. Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов. (Методика
«Таблицы геометрических фигур», «Таблицы графических изображений», «Назови предмет»,
«Таблица букв»).

1

12

3. Коррекция и развитие восприятия времени. (Игры «Времена года», «Быстро - долго», «Кто
старше?», «Вначале - потом»).

1

13

4. Диагностика развития восприятия.

1

14

1. Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания. Методики
«Корректурная проба (буквенный вариант)»; «Перепутанные линии», «Счет по 25, 30,
50», «Синтез слов и звуков», «Посмотри, запомни, опиши», игра «слова - невидимки»)
2. Коррекция и развитие концентрации слухового внимания. (Методики «Запомни
слово», «Решение задач устно», игры «Рассмотри и опиши, что изменилось», арифметический
диктант, «Интеллектуальная лабильность»)
3. Коррекция и развитие переключения внимания. (Игры «Хлопни - встань», «Не пропусти
профессию», методики «Мютерберга», «Красно – черные пары 1- 24»,
«Устный счет», «Два дела одновременно»).
4. Коррекция и развитие распределения внимания (Методика «Знаковый тест»,
«Грамматический анализ текста», «Считай и двигайся», игра «Повторяем движения»,
«Проверка»)

1

18

5. Диагностика развития внимания.

1

19

1. Развитие способности к воссозданию мыслительных образов. (упр. 33, 34,35, 36 из №1)

1

20

2. Коррекция и развитие словесно – логической памяти. (Методика «Запомни пару 1», упр.43, 44, 46, 1
из №1).

15

16

17

1

1

1

21

3. Коррекция и развитие зрительной памяти, объема кратковременной зрительной памяти.
(Методики «Фигуры и знаки», «Осознание словесного материала», «Запомни двухзначные числа»,
«Воспроизведи рассказ», упражнение «Мысленные образы и эмоции»).

1

22

4. Коррекция и развитие слуховой памяти, объема кратковременной слуховой памяти. (Методика
«Запоминание чисел», «Осознание словесного материала», игры «Запоминание стихов»,
«Запоминание слов»).

1

23

5. Диагностика развития памяти.
1. Коррекция и развитие наглядно – образного мышления. (Методики «Лабиринт, «На что это
похоже?», «Продолжи узор», «Платочек», «Составь фигуру»).

1

25

2. Коррекция и развитие наглядно – действенного мышления. (Методики «Составь фигуру», «сложи
фигуры», «Пройди через лабиринт», «Воспроизведи рисунок», игра «Муха», «Составь из
треугольников»)

1

26

3. Коррекция и развитие словесно – логического мышления. (Методики
«Систематизация», «Раздели на группы», «Подбери слова», «Найди общее слово»,
«Задачи на сравнение»)

1

24

Раздел 3.
Заключительная диагностика.
27-28
29-30
31-32
33-34

Диагностика восприятия.
Диагностика внимания.
Диагностика памяти.
Диагностика мышления.

1

8
2
2
2
2

ИТОГО

34

Материально-техническое обеспечение
Учебный класс, оборудованный компьютером. Комната психологической разгрузки. Разгадочный материал. Литература.
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития //Под ред. К.С. Лебединского. – М., 1982.
2. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе.- М.: Изд-во «Совершенство», 1998.

3. Бурлачук А.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989
4. Блонский П.П. Развитие мышления школьника // Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. / под ред. А.В.
Петровского, 1979.
5. Возможности практической психологии в образовании: Из опыта работы психологов УЦ «Перспектива». – Вып. 1 /Под ред. Бурлаковой Н.С.М.: «Перспектива», 1998.
6. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр. - СПб.: Детство-Пресс, 1999.
7. Горбикова
С.А.
Игры
и
упражнения
для
интеллектуального
развития
младших
школьников.
http://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2013/09/17/intellektualnoe-razvitie-mladshikh-shkolnikov-na-urokakh 8. Дети с задержкой психического
развития. // Под ред. Власовой Т. А., Лубовского В. И., Ципиной Н. А. М., 1984. 9. Дидактические игры и упражнения для формирования
навыков правильного употребления предлогов. http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/12/21/didakticheskie-igry-i-uprazhneniya-dlyaformirovaniya-navykov
10.Загребина Е.В., Запольских О.Л., Чадаева А.В., Олькова С.А. Проект«Содержание коррекционной работы с детьми с ОВЗ (ФФН, ЗПР)»
http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2012/03/04/korrektsionnaya-rabota-s-detmi-s-ovz
11.Игры на развитие памяти, внимания и сообразительностиhttp://poskladam.ru/memory.
12.Игра- головоломка «Танграм». http://www.babylessons.ru/igra-golovolomka-tangram/
13.Интеллектуальное упражнение "Все познается в сравнении" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [webсайт]. 16.01.2013. –
Режим доступа: http://azps.ru/training/intelligence/vsyo_poznaetsya_v_sravnenii.html (16.01.2013).
14.Как развить память у взрослых?http://moya-pamyat.ru/razvitie-pamyati/kak-razvit-pamyat-u-vzroslyx.html
15.Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры дошкольников с отклонениями в развитии. М., 2001
16.Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2002.
17.Локалова Н.П. Уроки психологического развития в средней школе (5-6 класс). – М.: издательство «Ось - 89», 2001.
18.Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. –
М.: Издательство «Гном и Д»,2007.

19.Мамайчук И.И., Ильина Н. М. Помощь психолога ребенку с ЗПР. – СПб.: Речь, 2004.
20.Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М. : «Просвещение», «Учебная литература», 1996.
21.Практическая психология в тестах, или кака научиться понимать себя и других. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.
22.Практическая психология образования. / под ред. И.В. Дубровиной. – М., Сфера 1997.

23.Перькова О.И., Сазанова Л.И. Интеллектуальный тренинг: учебно-методическое пособие для учителей и родителей. – СПб.: Речь, 2002.
24.Развитие памяти у детей, игры и упражнения http://zhurnal-razvitie.ru/psihologiya-vospitaniya/razvitie-pamyati-u-detej-igryi-uprazhneniya-edadlya-pamyati.html
25.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – Учебное пособие: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.
26.Тренировка памяти http://4brain.ru/memory/trenirovka-pamjati.php
27.Упражнения для развития мышления, воображения и памяти школьников: Учебно-методические материалы по возрастной и педагогической
психологии для студентов педагогических отделений ХГУ / Сост. Е.В.Заика. - Харьков: ХГУ, 1992. - 52 с

28.7 упражнений для развития зрительной памяти у детей. vse-pro-detey.ru
29.Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем. – СПб.: Издательство «Лань», 2001.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».