Мир природы и человека

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Управление образования Администрации городского округа Сухой Лог
МБОУ СОШ №3

Принято на педагогическом совете
протокол № 1 от « 29 »августа 2024 г.

Утвержден
Приказом директоа МБОУ СОШ №3
№ 84/1-ОД от «29» августа 2024 г.

Адаптированная рабочая программа
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету
«Мир природы и человека» (1 - 4 классы)

п. Алтынай 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека»
составлена

на

основе

Федеральной

адаптированной

основной

общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными

нарушениями),

далее

ФАООП

УО

(вариант

1),

утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. №
1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их
особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей
и возможностей.
Учебный предмет «Мир природы и человека»» относится к предметной
области «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана. В
соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Мир природы и человека» в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели и
составляет 66 часов в год (2 часа в неделю). Федеральная адаптированная
основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного
предмета «Мир природы и человека».
Цель обучения – ознакомление обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с первоначальными представлениями о
живой

и

неживой

природе;

понимание

простейших

взаимосвязей,

существующих между миром природы и человека.
Задачи обучения:
 ознакомление с объектами изучения через практическое взаимодействие с
предметами познания, по возможности, в натуральном виде и естественных
условиях;

2

 накопление первоначальных преставлений об объектах и явлениях
окружающего

мира

через

взаимодействие

с

различными

носителями

информации;
 первоначальное

накопление

опыта

взаимодействия

с

предметами

познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности.
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в 1
классе определяет следующие задачи:
 ознакомление с элементарными представлениями об окружающем мире;
 ознакомление с первоначальными представлениями о взаимосвязи живой
и неживой природы;
 ознакомление с первоначальными представлениями о Солнце как
источнике света и тепла на Земле, его значении в жизни живой природы, смене
времен года;
 понимание простейших взаимосвязей человека и природы;
 воспитание

положительного

отношения

к

окружающей

действительности.

3

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Обучение учебному предмету «Мир природы и человека» в 1 классе
носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными
предметами.
Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» в 1 классе
предусматривает первоначальное знакомство с объектами и явлениями
окружающего мира и дает возможность наблюдать связь между природными
явлениями и жизнью человека.
Повышение эффективности усвоения учебного содержания в 1 классе
требует

организации

большого

количества

наблюдений,

упражнений,

практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта
первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями живой и
неживой природы.
Сознательному

усвоению

учебного

материала

способствует

использование активных методов обучения – проблемных и частичнопоисковых.

Следует

использовать

различные

игровые

ситуации.

Для

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
важно, чтобы обучение носило практический характер.
Обучение учебному предмету «Мир природы и человека» во 2 классе
носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными
предметами. При подборе учебного материала используется разноуровневый
подход к учебным возможностям обучающихся, способствующий наилучшей
социальной адаптации обучающихся в обществе.
Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» во 2 классе
предусматривает изучение объектов и явлений окружающего мира через
взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным
словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения

4

учебно-познавательных задач и дает возможность наблюдать связь между
природными явлениями и жизнью человека.
Повышению эффективности усвоения учебного содержания во 2 классе
способствует использование наблюдений, упражнений, практических работ,
игр, экскурсий для расширения и накопления опыта

взаимодействия

обучающихся с изучаемыми объектами и явлениями живой и неживой
природы.
С целью повышения эффективности занятий, а также сознательного
усвоения знаний учителям рекомендовано использовать активные методы
обучения: проблемные и частично-поисковые, с помощью которых возможно
активизировать обучающихся. В процессе обучения необходимо использовать
различные игровые ситуации.
Обучение предмету «Мир природы и человека» носит практический
характер и тесно связано с другими учебными предметами. При подборе
учебного материала используется дифференцированный подход к учебным
возможностям

обучающихся,

способствующий

наилучшей

социальной

адаптации их в обществе.
Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» в 3 классе
предусматривает

расширенное

знакомство

с

объектами

и

явлениями

окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинноследственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
Необходимо максимально активизировать деятельность обучающихся на
уроке, побуждать их к поиску ответов на вопросы, рассуждать, высказывать
свое мнение, доказывать свою точку зрения, используя свой жизненный опыт.
Усвоению содержания учебного предмета в 3 классе способствует
использование методов наблюдения, разнообразных упражнений, практических
работ, игр, экскурсий. Практические наблюдения необходимо дополнить
наблюдениями во время экскурсий. Данные методы в комплексном и
5

системном применении необходимы для углубления и накопления опыта
взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями живой и неживой
природы.
Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» в 4 классе
предусматривает практическое взаимодействие обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по
возможности, в натуральном виде и естественных условиях или в виде макетов
и специально созданных учебных ситуациях. Накопление представлений об
объектах и явлениях окружающего мира происходит через взаимодействие с
различными

источниками

информации:

устным

и

печатным

словом,

иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебнопознавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе
решения проблемных ситуаций.
Практическая направленность учебного предмета реализуется через
развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об
особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и
самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.
Например, для изучения почвы необходимо использовать наглядный материал
(песок, глину и т.д.). Обучающиеся должны видеть, осязать изучаемые объекты.
При изучении нового материала желательно проводить простейшие опыты.
В процессе обучения необходимо использовать игровые ситуации,
занимательные вопросы и задания. Следует прямо связать состояние природы и
здоровье человека, показать важность этого направления деятельности людей,
обратить внимание на то, что сами обучающиеся могут сделать для сохранения
чистоты природы.

6

III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:
 развитие

этических

чувств,

проявление

доброжелательности,

эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи;
 проявление сопереживания к чувствам других людей, сопереживания к
животным.
Предметные:
Минимальный уровень:
 иметь первоначальные представления об объектах изучения;
 узнавать изученные объекты живой и неживой природы в натуральном
виде, в естественных условиях, на иллюстрациях;
 относить изученные объекты к определенным группам;
 прививать первоначальные представления об элементарных правилах
безопасного поведения в природе и обществе;
 приобщать к кормлению зимующих птиц;
 знать основные требования к режиму дня и понимать необходимость его
выполнения;
 знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной
жизни;
 освоить адекватное поведение в классе и образовательной организации.
Достаточный уровень:
 иметь первоначальное представление о взаимосвязях между изученными
объектами, их месте в окружающем мире;
 узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в
естественных условиях, на иллюстрациях, фотографиях;

7

 относить изученные объекты к определенным группам с учетом
оснований для классификации;
 называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;
 знать основные правила гигиены органов чувств;
 иметь первоначальные знания о некоторых правилах безопасного
поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
 уметь соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения

обучающегося

в

овладении

социальными

(жизненными)

компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов во время обучения в первом классе не
проводится. Оценка успеваемости складывается из показателей: отношение
обучающегося к уроку, степень овладения физическими упражнениями,
качество выполнения упражнений.
Работа

обучающихся

поощряется

и

стимулируется

использованием

качественной оценки: «удовлетворительно», «хорошо», «очень хорошо».
Соотнесение

результатов

оценочной

деятельности,

демонстрируемые

обучающимися:
 «удовлетворительно» (зачет) - задание выполнено от 35% до 50 %;
 «хорошо» - задание выполнено от 51% до 65%;
 «очень хорошо» (отлично) - задание выполнено свыше 65 %.

8

2 класс
Личностные:
 развитие этических чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей, сопереживания к животным;
 воспитание эстетических потребностей видеть красоту природы,
ценностей и чувства любви к природе.
Предметные:
Минимальный уровень:
 узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в
естественных условиях, на иллюстрациях;
 правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и
неживой природы;
 называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой
группе;
 иметь представление об элементарных правилах безопасного поведения в
природе и обществе;
 знать основные требования к режиму дня обучающегося и понимать
необходимости его выполнения;
 знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной
жизни;
 уметь ухаживать за комнатными растениями, кормить зимующих птиц.
Достаточный уровень:

9

 узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в
естественных условиях, на иллюстрациях, фотографиях;
 иметь представление о взаимосвязях между изученными объектами, их
месте в окружающем мире;
 относить изученные объекты к определенным группам с учетом
оснований для классификации;
 давать краткую характеристику своего отношения к изученным объектам;
 правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
 знать правила гигиены частей тела;
 знать отличительные существенные признаки групп объектов;
 знать о некоторых правилах безопасного поведения в природе и обществе
с учетом возрастных особенностей;
 отвечать на вопросы и ставить вопросы по содержанию изученного,
проявлять желание рассказать о предмете изучения;
 уметь соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы;
 проявлять активность в организации совместной деятельности и
ситуативном общении с обучающимися.

Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения

обучающегося

в

овладении

социальными

(жизненными)

компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
10

 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.

11

Критерии оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов во время обучения в первом и втором
триместре второго классе не проводится. Результат продвижения обучающихся
второго класса в развитии определяется на основе анализа их продуктивной
деятельности:

поделок,

рисунков,

уровня

формирования

учебных

и

коммуникативных навыков, речи.
Работа обучающихся поощряется и стимулируется использованием
качественной оценки: «верно», «частично верно», «неверно».
Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые
обучающимися:
 «верно» - задание выполнено на 70 – 100 %;
 «частично верно» - задание выполнено на 30-70%;
 «неверно» - задание выполнено менее, чем 30 %.
При оценке предметных результатов необходимо принимать во внимание
индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся,
состояние их эмоционально-волевой сферы. Предметные результаты в третьем
триместре второго класса выявляются в ходе выполнения обучающимися
разных видов заданий, требующих верного решения: чем больше верно
выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности
полученных

результатов,

что

дает

основание

оценивать

их

как

«удовлетворительные», «хорошие», «отличные».
С

третьего

триместра

2-го

класса

оценивание

проводится

по

пятибалльной шкале.
В

оценочной

деятельности

результаты,

продемонстрированные

обучающимся в ходе выполнения творческих, самостоятельных, практических
работ и тестах, соотносятся с оценками:
 «отлично», если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;
 «хорошо» - от 51% до 65% заданий;
12

 «удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.
Оценка «5» - ставится обучающемуся, если он дает правильный,
логически законченный

ответ с опорой на непосредственные наблюдения в

природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет
применять свои знания на практике.
Оценка «4» - ставится, если ответ обучающегося в основном
соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но он допускает
отдельные

неточности в изложении

фактического материала,

неполно

раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на
практике.
Оценка «3» - ставится, если обучающийся излагает материал с помощью
наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в
природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением
фактического материала и не может применять самостоятельно знания на
практике.
Оценка «2» - не ставится.
3 класс
Личностные:
 развитие

этических

эмоционально-нравственной

чувств,

проявление

отзывчивости

и

доброжелательности,

взаимопомощи,

проявление

сопереживания к чувствам других людей, сопереживания к животным;
 воспитание

эстетических

потребностей

видеть

красоту

природы,

ценностей и чувства любви к природе;
 овладение

социально-бытовыми

навыками,

используемыми

в

повседневной жизни и при взаимодействии с живой и неживой природой.
Предметные:
Минимальный уровень:
 узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;
13

 правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и
неживой природы;
 называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой
группе;
 иметь представление об элементарных правилах безопасного поведения в
природе и обществе;
 знать основные требования к режиму дня обучающегося и понимать
необходимость его выполнения;
 знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной
жизни;
 ухаживать за комнатными растениями, кормить зимующих птиц;
 составлять

описательный

или

повествовательный

рассказ

из

3-5

предложений об изученных объектах по предложенному плану.

14

Достаточный уровень:
 узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в
естественных условиях;
 иметь представление о взаимосвязях между изученными объектами, их
месте в окружающем мире;
 относить изученные объекты к определенным группам с учетом
оснований для классификации;
 давать краткую характеристику своего отношения к изученным объектам;
 правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
 знать правила гигиены частей тела;
 знать отличительные существенные признаки групп объектов;
 знать о некоторых правилах безопасного поведения в природе и обществе
с учетом возрастных особенностей;
 отвечать на вопросы и ставить вопросы по содержанию изученного,
проявлять желание рассказать о предмете изучения;
 уметь соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы;
 выполнять доступные природоохранительные действия;
 проявлять активность в организации совместной деятельности и
ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами
окружающего мира;
 использовать сформированные умения при решении учебных, учебнобытовых и учебно-трудовых задач.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения

обучающегося

в

овладении

социальными

(жизненными)

компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
15

 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Оценка

достижений

обучающимися

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на
принципах индивидуального и дифференцированного подходов.
обучающимися
содержанию

даже

знания

незначительные
и

умения

по

объёму

выполняют

и

Усвоенные

элементарные

по

коррекционно-развивающую

функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности
обучающегося и овладении им социальным опытом.
В 3 классе осуществляется текущий, тематический и итоговый
(промежуточный) контроль знаний, умений и навыков обучающихся с
фиксированием отметки в журнале.
Текущий контроль
Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала,
обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к
устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости.
Текущая проверка по предмету «Мир природы и человека» проводится в
следующих формах:
 устный опрос;
 творческие и практические работы;
 самостоятельные работы.
Тематический контроль осуществляется в соответствии с календарно –
тематическим планированием в конце изучения темы и раздела в форме
творческой работы или теста.
Итоговый контроль проводится в конце года в рамках промежуточной
аттестации в форме теста.
При оценке предметных результатов необходимо принимать во внимание
16

индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся,
состояние

их

эмоционально-волевой

сферы.

Предметные

результаты

выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий,
требующих верного решения: чем больше верно выполненных заданий к
общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что
дает

основание

оценивать

их

как

«удовлетворительные»,

«хорошие»,

«отличные».
В

оценочной

деятельности

результаты,

продемонстрированные

обучающимся в ходе выполнения творческих, самостоятельных, практических
работ и тестах, соотносятся с оценками:
 «отлично», если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;
 «хорошо» - от 51% до 65% заданий;
 «удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.
Устный

опрос

является

одним

из

методов

учёта

достижений

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
при освоении образовательной программы. При оценивании устных ответов по
учебному предмету «Мир природы и человека» принимается во внимание:
 правильность

ответа

по

содержанию,

свидетельствующая

об

осознанности усвоения изученного материала;
 полнота ответа;
 умение практически применять свои знания;
 последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Критерии для оценивания устных ответов:
Оценка «5» - ставится обучающемуся, если он дает правильный,
логически законченный

ответ с опорой на непосредственные наблюдения в

природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет
применять свои знания на практике.
Оценка «4» - ставится, если ответ обучающегося в основном
17

соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но он допускает
отдельные

неточности в изложении

фактического материала,

неполно

раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на
практике.
Оценка «3» - ставится, если обучающийся излагает материал с помощью
наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в
природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением
фактического материала и не может применять самостоятельно знания на
практике.
Оценка «2» - не ставится.
4 класс
Личностные:
 развитие этических чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей, сопереживания к животным;
 воспитание эстетических потребностей видеть красоту природы,
ценностей и чувства любви к природе;
 овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни и при взаимодействии с живой и неживой природой;
 осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости
за свою Родину, любви к родной природе;
 овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными компетенциями, использование доступных
информационных технологий для коммуникации.
Предметные:
Минимальный уровень:
 иметь представления о назначении объектов изучения;
18

 узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в
естественных условиях, на иллюстрациях, фотографиях;
 относить изученные объекты к определенным группам (видо-родовые
понятия);
 называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой
группе;
 иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в
природе и обществе;
 знать требования к режиму дня школьника и понимание необходимости
его выполнения;
 знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной
жизни;
 ухаживать за комнатными растениями; кормить зимующих птиц;
 составлять

повествовательный

или

описательный

рассказ

из

3-5

предложений об изученных объектах по предложенному плану;
 адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего
мира в учебных ситуациях; соблюдать правила поведения в классе, в школе, на
улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
 узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;
 иметь представление о взаимосвязях между изученными объектами, их
месте в окружающем мире;
 относить изученные объекты к определенным группам с учетом
оснований для классификации;
 давать развернутую характеристику своего отношения к изученным
объектам;
 знать правила гигиены тела;
19

 знать отличительные существенные признаки групп объектов;
 знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с
учетом возрастных особенностей;
 отвечать на вопросы и ставить вопросы по содержанию изученного,
проявлять желание рассказать о предмете изучения или наблюдения;
 соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы;
 выполнять доступные природоохранительные действия;
 проявлять активность в организации совместной деятельности и
ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами
окружающего мира;
 проявлять готовность к использованию сформированных умений при
решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач;
 выполнять задания без текущего контроля учителя (при наличии
предваряющего

и

итогового

контроля),

оценивать

свою

работу

и

одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания,
адекватное воспринимать похвалу.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Оценка достижений
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на
принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные
обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по
содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую
функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности
обучающегося и овладении им социальным опытом.

20

В 4 классе осуществляется текущий, тематический и итоговый
(промежуточный) контроль знаний, умений и навыков обучающихся с
фиксированием отметки в журнале.
Текущий контроль
Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала,
обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к
устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости.
Текущая проверка по предмету «Мир природы и человека» проводится в
следующих формах:
 устный опрос;
 творческие и практические работы;
 самостоятельные работы.
Тематический контроль осуществляется в соответствии с календарно –
тематическим планированием в конце изучения темы и раздела в форме
творческой работы или теста.
Итоговый контроль проводится в конце года в рамках промежуточной
аттестации в форме теста.
При оценке предметных результатов необходимо принимать во внимание
индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся,
состояние их эмоционально-волевой сферы. Предметные результаты
выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий,
требующих верного решения: чем больше верно выполненных заданий к
общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что
дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие»,
«отличные».
В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные
обучающимся в ходе выполнения творческих, самостоятельных, практических
работ и тестах, соотносятся с оценками:
 «отлично», если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;
 «хорошо» - от 51% до 65% заданий;
 «удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.
Устный опрос является одним из методов учёта достижений
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
при освоении образовательной программы. При оценивании устных ответов по
учебному предмету «Мир природы и человека» принимается во внимание:
 правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об
осознанности усвоения изученного материала;
 полнота ответа;
21

 умение практически применять свои знания;
 последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Критерии для оценивания устных ответов:
Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает понимание
пройденного материала. Самостоятельно или с помощью учителя может
сформулировать и обосновать ответ, привести необходимые примеры
полученных знаний в практике, в жизни. Допускает незначительные
неточности (оговорки), не влияющие на правильность понятий, которые
исправляет сам или с помощью учителя. Ученик в основном, последователен в
изложении учебного материала.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом
соответствующий требованиям оценки «5», но затрудняется в формулировании
отдельных понятий и определений. Исправляет их с помощью учителя. Делает
ошибки по практическому применению отдельных положений изучаемых
предметов в повседневной жизни. Исправляет их с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и
понимание основных положений данной темы, но излагает материал (вопрос)
недостаточно полно и последовательно, с большими затруднениями. Допускает
ошибки в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами
и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Делает ошибки, вызванные недопониманием учебного материала.
Оценка «2» - не ставится.
Тематическое планирование
№
п/п

Название раздела,темы

Количество

Контрольные

часов

работы

1.

Неживая природа

12

-

2.

Времена года. Осень

6

-

3.

Живая природа. Растения

12

-

4.

Времена года. Зима

6

-

5.

Живая природа. Животные

8

-

6.

Времена года. Весна

6

-

7.

Живая природа. Человек

11

-

8.

Времена года. Лето

5

-

66

-

Итого:

22

2 класс
№
п/п

Название раздела, темы

Количество

Контрольные

часов

работы

1.

Неживая природа. Долгота дня

4

2.

Времена года. Осень

4

3.

Неживая природа. Вода

4

4.

Времена года. Зима

4

5.

Живая природа. Растения

3

6.

Живая природа. Животные

3

7.

Времена года. Весна

4

8.

Живая природа. Человек

4

9.

Времена года. Лето

4

Итого:

34

3 класс
№
п/п

Название раздела

Количество

Контрольные

часов

работы

1.

Неживая природа

4

2.

Времена года. Осень

3

3.

Живая природа. Растения

7

4.

Времена года. Зима

3

5.

Живая природа. Животные

7

6.

Времена года. Весна

3

7.

Живая природа. Человек

5

8.

Времена года. Лето

2
Итого:

34

4 класс
№
п\п
1.

Времена года. Осень

3

2.

Живая природа. Растения

7

Название раздела

Количество часов

Контрольные
работы

23

3.

Времена года. Зима

3

4.

Неживая природа

4

5.

Живая природа. Животные

5

6.

Времена года. Весна

3

7.

Живая природа. Человек

4

8.

Безопасное поведение

2

9.

Времена года. Лето

3
Итого:

34

-

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Тема урока
Живая и неживая природа
Земля и Солнце
Небо днем и ночью
Сутки Занятие людей в
течение суток
Значение Солнца в жизни
человека
Времена года
Осень Признаки осени
Занятия и одежда людей
осенью
Осень Урожай Грибы
Растения Части растений
Семена растений
Плоды Овощи
Плоды Фрукты
Уход за растениями
Растения (обобщающий
урок)
Зима Признаки зимы
Зимующие птицы
Зимняя одежда и обувь
Занятия людей зимой
Животные: звери, птицы,
рыбы, насекомые
Сходство и различие
животных

Количество часов

1
1
1
1

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
-

1

-

1
1
1

-

1
1
1
1
1
1
1

-

1
1
1

-

1

-

1

24

Домашние животные
Дикие животные
Животные (обобщающий
урок)
24
Весна Признаки весны
25
Перелётные птицы
26
Животные весной
27
Весенняя одежда и обувь.
Занятия людей весной
28
Гигиенические навыки
29
Кожа Орган осязания
30
Признаки лета Летние
месяцы
31
Животные и растения летом
32
Лето Признаки лета
33
Занятия людей летом
Безопасные летние каникулы
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
33
ПО ПРОГРАММЕ
21
22
23

1
1
1

-

1
1
1
1

-

1
1
1

-

1
1
1

-

2 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

14
15
16
17

Тема урока
Влияние солнца на смену
времен года
Сутки
Долгота дня летом
Долгота дня зимой
Изменения в природе
осенью. Экскурсия
Растения осенью
Животные и птицы осенью
Перелётные птицы
Занятия людей осенью
Вода Свойства воды
Температура воды
Термометр
Вода в природе Водоемы
Значение воды
Время года: зима Признаки
зимы. Названия зимних
месяцев
Природа зимой Экскурсия
Растения и животные зимой
Занятия людей зимой
Растения Части растений

Количество часов

1

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
-

1
1
1
1

-

1
1

-

1
1
1

-

1
1
1

-

1
1
1
1

25

Жизнь растений. Комнатные
растения
19
Овощи Сад
20
Животные домашние и
дикие
21
Породы животных Сходство
и различия
22
Рыбы
23
Сезонные изменения в
природе весной
Экскурсия
24
Растения весной
25
Животные и птицы весной
26
Занятия людей весной
27
Гигиена тела человека.
Закаливание
28
Питание человека Органы
пищеварения
29
Пища человека Правильное
питание
30
Профилактика пищевых
отравлений
31
Изменения в природе летом
Экскурсия
32
Растения летом
33
Животные летом
34
Занятия людей летом.
Безопасные летние каникулы
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
34
ПО ПРОГРАММЕ
18

1

-

1
1

-

1

-

1
1

-

1
1
1
1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1
1
1

-

3 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Тема урока

Количество часов

Солнце Режим дня
Календарь
Воздух. Термометр
Ветер. Поведение человека
во время урагана
Осень Календарь
Растения и животные осенью
Занятия людей осенью
Сравнение растений
Части растений: корни,
стебли

1
1
1
1

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
-

1
1
1
1
1

26

Части растений: листья,
цветы
11
Растения сада
12
Лес. Растения леса
13
Плоды и семена. Лесные
ягоды
14
Грибы
15
Зима. Признаки зимы
16
Растения и животные зимой
17
Занятия людей зимой
18
Дикие животные
19
Домашние животные
20
Сравнение животных
21
Правила ухода за
домашними животными
22
Птицы
23
Перелетные, зимующие
птицы
24
Хищные, певчие птицы
25
Весна. Признаки весны
26
Растения и животные весной
27
Занятия людей весной
28
Человек. Дыхание человека
29
Профилактика простудных
заболеваний
30
Сердце Кровь Пульс
31
Окружающая среда и
здоровье человека
32
Питание человека
33
Изменения в природе летом
Экскурсия
34
Занятия людей лето
Безопасные летние каникулы
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
34
ПО ПРОГРАММЕ
10

1

-

1
1
1

-

1
1
1
1
1
1
1
1

-

1
1

-

1
1
1
1
1
1

-

1
1

-

1
1

-

1

-

4 класс
№
п/п
1
2
3
4
5

Тема урока

Количество часов

Сезонные изменения в
природе. Осень
Растения и животные осенью
Труд людей осенью. Огород
Растения Огород
Лес Сад

1

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
-

1
1
1
1

27

Растения культурные и
дикорастущие
7
Лекарственные растения
8
Красная книга
9
Парки
10
Растения поля
11
Зима Признаки зимы
12
Растения и животные зимой
13
Труд людей зимой
14
Неживая природа Почва
15
Песок, глина, перегной
16
Камни
17
Рельеф Горы и равнины
18
Домашние животные
19
Птицы
20
Дикие птицы
21
Весна
22
Растения весной
23
Животные весной
24
Животные весной
25
Труд людей весной
26
Человек Мозг человека
27
Режим дня
28
Охрана природы
29
Зоопарки
30
Безопасное поведение дома
и в школе
31
Правила дорожного
движения Транспорт
32
Лето Растения летом
33
Животные летом
34
Труд людей летом
Безопасные летние каникулы
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
34
ПО ПРОГРАММЕ
6

1

-

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

-

1

-

1
1
1

-

28

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

М ЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно –
методические материалы / Под ред. И.М. Бгажноковой.- М.: Владос, 2007
г.
2. Методические рекомендации. Живой мир. 1-4 кл. специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Матвеева Н. Б.,
Попова М. А.
3. Мир вокруг нас. С.А. Кузнецов, М.: АСТ, 1999.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ
СЕТИ
-презентации по разделам программы
-коллекция видеорядов по технологии изготовления изделий.

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».