Рисование (изобразительное искусство)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Управление образования Администрации городского округа Сухой Лог
МБОУ СОШ №3

Принято на педагогическом совете
протокол № 1 от « 29 »августа 2024 г.

Утвержден
Приказом директоа МБОУ СОШ №3
№ 84/1-ОД от «29» августа 2024 г.

Адаптированная рабочая программа
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету
«Рисование»
(Изобразительное искусство) (1-4 классы)

п. Алтынай 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное
искусство)» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными

нарушениями)

далее

ФАООП

УО

(вариант

1),

утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. №
1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их
особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей
и возможностей.
Учебный предмет «Рисование (изобразительное искусство)» относится к
предметной области «Искусство» и является обязательной частью учебного
плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Рисование (изобразительное искусство)» в 1 классе рассчитана на 33
учебные недели и составляет 1 час в неделю, 33 часа в год (1 час в неделю)
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
определяет цель и задачи учебного предмета «Рисование (изобразительное
искусство)».
Основная цель обучения предмету заключается во всестороннем развитии
личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и
обучении умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании
элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных
умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке,
аппликации),

развитии

зрительного

восприятия

формы,

величины,

конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также

2

адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитии умения
пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Задачи обучения:
−

воспитание интереса к изобразительному искусству;

−

раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;

−

воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты

окружающего мира, художественного вкуса;
−

формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного

искусства.
−

расширение художественно-эстетического кругозора;

−

развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения

анализировать их содержание и формулировать свое мнение о них;
−

формирование знаний элементарных основ рисунка;

−

обучение изобразительным техникам и приемам с использованием

различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе работа в
нетрадиционных техниках;
−

обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию,

лепке, аппликации)
−

обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построениям

орнамента и др., применяемым в разных видах изобразительной деятельности;
−

формирование умения создавать простейшие художественные образы с

натуры и по образцу, памяти, представлению и воображению;
−

воспитание умения согласованно и продуктивно работать в группах,

выполняя определенный этап работы, для получения результата общей
изобразительной

деятельности

(коллективное

рисование,

коллективная

аппликация).
Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное
искусство)» в 1 классе определяет следующие задачи:

3

−

формирование

навыков

и

приемов

работы

в

разных

видах

изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация);
−

формирование

у

обучающихся

зрительно-графических

умений

и

навыков, изобразительным техникам и приёмам с использованием различных
материалов, инструментов и приспособлений, в том числе и работе в
нетрадиционных техниках;
−

обучение нахождению в изображаемом существенных признаков,

установлению сходства и различия, ориентировке на плоскости листа бумаги
(слева, справа, верх, низ, середина; последовательности выполнения рисунка;
−

корригирование недостатков познавательной деятельности обучающихся

путем систематического и целенаправленного развития у них правильного
восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в
пространстве;
−

развитие мелкой моторики рук, правильное удержание карандаша и

кисточки, формирование навыков произвольной регуляции нажима и темпа
движения (его замедления и ускорения), прекращения движения в нужной
точке; сохранение направления движения;
−

развитие речи обучающихся и обогащение словарного запаса за счет

введения новых слов, обозначающих художественные материалы, их свойства и
качества. изобразительных средств (точка, линия, контур, штриховка и т.д.);
−

обогащение, уточнение и закрепление

представлений о предметах и

явлениях окружающего мира;
−

воспитание интереса к изобразительной деятельности, эстетических

чувств и понимание красоты окружающего мира;
−

воспитание

адекватного

отношения

к

результатам

собственной

деятельности и деятельности других, формирование основы самооценки.

4

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

II.

В результате обучения изобразительному искусству

в 1 классе у

обучающихся развивается цветовосприятие и умение изображать увиденное
цветными художественными материалами, формируется умение анализировать
форму, строение (конструкционные особенности) объекта наблюдения, умение
выделять в нем части, определять пропорции и видеть объект целостно, потом
изображать его, передавая основное сходство.
На уроках по изобразительному искусству осуществляется пропедевтика
обучения композиционной деятельности, проводится работа по восприятию
некоторых произведений искусства, сопутствующих теме определенного
занятия.
У обучающихся формируется база, основа для творческой деятельности:
опыт относительно полных и точных представлений о предметном мире и
явлениях

окружающей

действительности

и

зрительно-двигательные

представления – способы изображений увиденного.
На втором году обучения осуществляется закрепление полученных
знаний о художественных материалах и технических способах работы с ними.
В лепке закрепляется прием размазывания пластилина внутри силуэта
(низкий рельеф). В работе над аппликацией у обучающихся закрепляются
умения вырезать силуэт изображения по линии сложенного контура.
Изучаются приемы работы с акварельными красками – в сравнении с
приемами работы гуашью.
Особое место отведено способам выделения изображения из фона,
поскольку обучающимися эта задача самостоятельно не решается.
Обучение

изобразительному

дальнейшему

формированию

деятельности

(расширяется

у
опыт

искусству

в

обучающихся

3

классе

базы

относительных

для

полных

способствует
творческой
и

точных

представлений о предметном мире и явлениях окружающей действительности и
5

способов изображения увиденного): развивается способность изображать
предмет с натуры, выполнять задания декоративного характера или на заданные
темы, которые требуют привлечения определенных творческих усилий.
На четвертом году обучения продолжается работа по формированию у
обучающихся

интереса

к

изобразительному искусству,

потребности

к

изображению наблюдаемых и рассматриваемых объектов, формирование
различных способов воспроизведения предметов и объектов, воспринимаемых
с натуры.
В 4 классе в доступной форме, но более подробно, раскрываются приемы
работы мастеров

в различных видах жанров изобразительного искусства,

важность и особенности воспроизведение образов с натуры и по памяти.
Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного
искусства направлено на формирование у обучающихся интереса к данному
виду творчества, обусловленному потребностью украшать свою жизнь
необычными предметами, создаваемые руками мастеров.
III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:
− осознание себя как ученика, заинтересованного обучением;
− положительное отношение к окружающей действительности;
− эстетическое восприятие окружающей действительности;
− понимание красоты в окружающей действительности и возникновении
эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;
− умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой
творческой деятельности «нравится» или «не нравится».
Предметные:
Минимальный уровень:
− правильно располагать лист бумаги на парте, придерживая его рукой;

6

− правильно держать при рисовании карандаш, при рисовании красками
кисть;
− обводить карандашом шаблоны, пользоваться трафаретом;
− проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные линии, не
вращая при этом лист бумаги;
− различать цвета, которыми окрашены предметы или их изображения;
− узнавать,

геометрические

фигуры

(круг,

квадрат,

треугольник,

прямоугольник, овал);
− знать

названия

художественных

материалов,

инструментов

и

принадлежностей, используемых на уроках изобразительного искусства в 1
классе;
− уметь пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки;
− подготавливать к работе пластилин, использовать приемы лепки;
− использовать в аппликации приемы вырезания ножницами (резать по
прямой линии)
Достаточный уровень:
− знать

названия

художественных

материалов,

инструментов

и

принадлежностей , используемых на уроках изобразительного искусства в 1
классе;
− знать названия основных цветов солнечного спектра;
− знать названия изображаемых на уроках предметов, действий обьектов,
изобразительных действий;
− знать строение (конструкцию) изображаемых предметов: части тела
человека, части дерева, дома;
− знать основные особенности

материалов, используемых в рисовании,

лепке и аппликации;

7

− знать

выразительные

средства

изобразительного

искусства:

«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур»,
«пятно», «цвет».;
− находить

необходимую

для

выполнения

работы

информацию

в

материалах учебника;
− следовать

при

выполнении

работы

инструкциям

учителя

или

инструкциям, представленным в других информационных источниках;
− оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и
одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
− использовать разнообразные способы выполнения аппликации;
− применять разные способы лепки;
− рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений,
передавать все признаки и свойства изображаемого объекта; рисовать по
воображению;
− передавать в рисунках форму несложных плоскостных и объемных
объектов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с
помощью учителя;
− узнавать

и

различать

в

книжных

иллюстрациях,

репродукциях

изображенные предметы и действия; сравнивать их между собой по форме,
цвету, величине.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения

обучающегося

в

овладении

социальными

(жизненными)

компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.

8

Оценка достижений

предметных результатов основана на принципах

индивидуального и дифференцированного подходов к обучению и развитию
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Оценка предметных результатов во время обучения в первом классе не
проводится.

Целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу

обучающихся, используя только качественную оценку. Результат продвижения
первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной
деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков,
речи.
Работа обучающихся поощряется и стимулируется использованием
качественной оценки: «верно», «частично верно», «неверно».
Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые
обучающимися:
− «верно» - задание выполнено на 70 – 100 %;
− «частично верно» - задание выполнено на 30-70%;
− «неверно» - задание выполнено менее чем 30 %.
2 класс
Личностные:
− осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к
обучению;
− формирование

положительного

отношения

к

мнению

учителя,

сверстников;
− развитие способности оценивать результаты своей деятельности с
помощью педагога и самостоятельно;
− владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными

компетенциями,

использование

доступных

информационных технологий для коммуникации;

9

− формирование мотивации к творческому труду;
− формирование бережного отношения к материальным ценностям.
Предметные:
Минимальный уровень:
− использовать материалы для рисования, аппликации, лепки;
− рисовать предметы (с помощью опорных точек, по шаблону);
− рисовать простым карандашом различные виды линий;
− знать

названия

художественных

материалов,

инструментов

и

приспособлений; их назначения, правил обращения;
− организовывать рабочее место в зависимости от характера выполняемой
работы под контролем учителя;
− владеть некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание,
отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
− уметь правильно передавать цвет изображаемого объекта.

Достаточный уровень:
− знать о работе художника, ее особенностях;
− выполнять требования к композиции изображения на листе бумаги;
− рисовать предметы самостоятельно от руки;
− передавать основные смысловые связи в несложном рисунке;
− выполнять в технике аппликации узоры в полосе, достигая ритма
повторением и чередованием формы и цвета;
− знать названия некоторых народных и национальных промыслов
(Дымково);
− знать

выразительные

средства

изобразительного

искусства:

изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет и
др.;

10

− следовать при выполнении работы инструкциям учителя;
− применять приемы

работы карандашом, гуашью, акварельными

красками;
− рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений,
передача всех признаков и свойств изображаемого объекта;
− оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и
деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на
образец).
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения

обучающегося

в

овладении

социальными

(жизненными)

компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов во время обучения во 2 классе в 1 и 2
триместре не проводится. Результат продвижения второклассников в развитии
определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок,
рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи.
Работа обучающихся поощряется и стимулируется использованием
качественной оценки: «верно», «частично верно», «неверно».
Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые
обучающимися, следующее:
− «верно» - задание выполнено на 70 – 100 %;
− «частично верно» - задание выполнено на 30-70%;
− «неверно» - задание выполнено менее чем на 30 %.

11

Начиная

с

3

триместра

знания

и

умения обучающихся по

изобразительному искусству во 2 классе оцениваются

по результатам

выполнения практических заданий.
Оценка «5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение
работы.
Оценка «4» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение
работы, но обучающийся допускает неточности в выполнении работы.
Оценка

«3»

-

выставляется,

за

неточности

в

выполнении

работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов) и, если
работа требует корректировки со стороны учителя.
Оценка «2» - не ставится.
3 класс
Личностные:
− осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к
обучению;
− воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
− способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
− принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социальных мотивов учебной деятельности;
− воспитание эстетических потребностей, ценностей, чувств.
Предметные:
Минимальный уровень:
− использовать материалы для рисования, аппликации, лепки;
− рисовать предметы (с помощью опорных точек, по шаблону);
− рисовать простым карандашом различные виды линий;

12

− знать

названия

художественных

материалов,

инструментов

и

приспособлений; их назначения, правил обращения;
− организовывать рабочее место в зависимости от характера выполняемой
работы под контролем учителя;
− владеть некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание,
отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
− уметь правильно передавать цвет изображаемого объекта.
Достаточный уровень:
− знать о работе художника, ее особенностях;
− знать части конструкции изображаемого предмета;
− иметь представление о приемах передачи глубины пространства
(загораживании одних предметов другими, зрительном уменьшении их по
сравнению с расположенными вблизи);
− рассказывать, что изображено на картине, перечислять характерные
признаки изображаемого времени года
− выполнять требования к композиции изображения на листе бумаги;
− рисовать предметы самостоятельно от руки;
− передавать основные смысловые связи в несложном рисунке;
− выполнять в технике аппликации узоры в полосе, достигая ритма
повторением и чередованием формы и цвета;
− знать названия некоторых народных и национальных промыслов
(Каргополь);
− знать

выразительные

средства

изобразительного

искусства:

изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет и
др.;
− следовать при выполнении работы инструкциям учителя;
− применять приемы

работы карандашом, гуашью, акварельными

красками;

13

− рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений,
передавать все признаки и свойства изображаемого объекта;
− оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и
деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на
образец).
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения

обучающегося

в

овладении

социальными

(жизненными)

компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Оценка «5» — уровень выполнения требований высокий, отсутствуют
ошибки в разработке композиции, работа отличается грамотно продуманной
цветовой гаммой, все объекты связаны между собой, правильно переданы
пропорции и размеры, при этом использованы интегрированные знания из
различных

разделов

для

решения

поставленной

задачи;

правильно

применяются приемы и изученные техники рисования. Работа выполнена в
заданное

время,

самостоятельно,

с

соблюдением

технологической

последовательности, качественно и творчески.
Оценка «4» — уровень выполнения требований достаточный при
выявлении у обучающегося незначительных ошибок в разработке композиции,
нарушений в передаче пропорций и размеров; при этом обучающийся после с
небольшой подсказки учителя может самостоятельно исправить ошибки.
Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.
Оценка

«3» —

уровень

выполнения

требований

достаточный,

минимальный; допущены ошибки в разработке композиции, в передаче

14

пропорции и размеров; владеет знаниями из различных разделов, но
испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении
рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает
отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением
технологической последовательности.
Оценка «2» - не ставится.
4 класс
Личностные:
− осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к
обучению;
− воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
− способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
− принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социальных мотивов учебной деятельности;
− воспитание эстетических потребностей, ценностей, чувств;
− овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся
и развивающемся мире;
− овладение

социально-бытовыми

навыками,

используемыми

в

повседневной жизни;
− формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях.
Предметные:
Минимальный уровень:
− знать названия художественных инструментов и приспособлений, их
свойств назначения, обращения и санитарно-гигиенических требований при
работе с ними;
15

− знать элементарные правила композиции, цветоведения, передачи формы
предмета;
− знать некоторые выразительные средства изобразительного искусства:
«точка», «линия», «штриховка», «пятно»;
− уметь пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки;
− знать название предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
− уметь организовывать рабочее место в зависимости от характера
выполняемой работы;
− следовать

при

выполнении

работы

инструкциям

педагогического

работника;
− владеть некоторыми приемами

лепки (раскатывание, сплющивание,

отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
− рисовать по образцу предметы несложной формы и конструкции;
− применять приемы работы с карандашом, гуашью, акварельными
красками с целью передачи фактуры предмета;
− ориентироваться в пространстве листа;
− размещать изображения одного или группы предметов в соответствии с
параметрами изобразительной поверхности;
− адекватно

передавать

цвета

изображаемого

объекта,

определение

насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков
цвета.
Достаточный уровень
− знать названия жанров изобразительного искусства;
− знать названий некоторых народных и национальных промыслов
(Дымково, Гжель, Хохлома и др.);
− знать основных особенностей некоторых материалов, используемых в
рисовании, лепке и аппликации;

16

− знать и применять выразительные средств изобразительного искусства:
«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур»,
«пятно», «цвет», объем и др.;
− знать правила

цветоведения,

светотени,

перспективы; построения

орнамента, стилизации формы предмета и др.;
− знать виды аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
− знать

способы

лепки

(конструктивный,

пластический,

комбинированный);
− находить

необходимую

для

выполнения

работы

информацию

в

материалах учебника, рабочей тетради;
− следовать

при

выполнении

работы

инструкциям

учителя

или

инструкциям, представленным в других информационных источниках;
− оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и
одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
− использовать разнообразные технологические способы выполнения
аппликации;
− применять разные способы лепки;
− рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений,
передавать все признаки и свойства изображаемого объекта; рисовать по
воображению;
− различать и передавать в рисунке эмоциональное состояние и свое
отношение к природе, человеку, семье и обществу;
− различать произведения живописи, графики, скульптуры, архитектуры и
декоративно-прикладного искусства;
− различать жанры

изобразительного искусства: пейзаж, портрет,

натюрморт, сюжетное изображение.
Система оценки достижений

17

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Оценка «5» — уровень выполнения требований высокий, отсутствуют
ошибки в разработке композиции, работа отличается грамотно продуманной
цветовой гаммой, все объекты связаны между собой, правильно

переданы

пропорции и размеры, при этом использованы интегрированные знания из
различных

разделов

для

решения

поставленной

задачи;

правильно

применяются приемы и изученные техники рисования. Работа выполнена в
заданное

время,

самостоятельно,

с

соблюдением

технологической

последовательности, качественно и творчески.
Оценка «4» — уровень выполнения требований достаточный при
выявлении у обучающегося незначительных ошибок в разработке композиции,
нарушений в передаче пропорций и размеров; при этом обучающийся после с
небольшой подсказки учителя может самостоятельно исправить ошибки.
Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.
Оценка

«3» —

уровень

выполнения

требований

достаточный,

минимальный; допущены ошибки в разработке композиции, в передаче
пропорции и размеров; владеет знаниями из различных разделов, но
испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении
рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает
отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением
технологической последовательности
Оценка «2» - не ставится.

18

Тематическое планирование
Темы

Количество часов по классам

Подготовительный период
обучения
«Обучение
композиционной
деятельности»
«Развитие у обучающихся
умений воспринимать и
изображать
форму
предметов, пропорции и
конструкцию»
«Обучение
восприятию
произведений искусства»
«Развитие у обучающихся
восприятия
цвета
предметов и формирование
умений переливать его в
живописи»
Всего

Итого

1 класс

2 класс

3 класс

3

-

-

11

15

11

46

10

10

9

40

2

-

4

12

11

9

10

34

34

34

34

135

9

4 класс

3

11

6
4

33

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№
п/п
1

2
3
4
5
6
7

Тема урока

Количество часов

Вводный урок. Как
приготовить рабочее место.
Чем рисуют? На чем
рисуют?
Игровые упражнения на
различение цветов
Упражнения на развитие
моторики рук
Простые формы предметов.
Рисование
Сложные формы предметов.
Рисование
Сложные формы предметов.
Рисование

1

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

Знакомство с лепкой

1

-

19

Знакомство с лепкой
Лепка овощей и фруктов
Лепка овощей и фруктов
Знакомство с аппликацией
Аппликация «Осеннее
дерево»
13
Аппликация «Осеннее
дерево»
14
Игровые графические
упражнения.
Линии. Точки
15
Игровые графические
упражнения.
Линии. Точки
16
Украшение новогодней елки
разноцветными флажками.
Аппликация и рисунок
17
Украшение новогодней елки
разноцветными флажками.
Аппликация и рисунок
18
Зима. Аппликация
«Снеговик»
19
«Рыбки в аквариуме».
Аппликация и рисунок
20
«Рыбки в аквариуме».
Аппликация и рисунок
21
Изображение деревьев
22
Пирамидка, рыбка.
Рисование
23
Сказка «Колобок».
Рисование
24
Сказка «Колобок».
Рисование
25
Аппликация «Дом в городе»
26
Весна. Почки на деревьях.
Рисование
27
Рисование картины по
опорным точкам
«Кораблик»
28
Знакомство с гуашью
29
Рисование солнца на небе,
травки на земле
30
Рисование радуги
31
Аппликация «Коврик для
куклы»
32
Аппликация «Коврик для
куклы»
33
Нарисуй свою картину
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
8
9
10
11
12

1
1
1
1
1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1
1

-

1

-

1

-

1
1

-

1

-

1
1

-

1
1

-

1

-

1

-

33
20

ПО ПРОГРАММЕ

2 класс
№
п/п
1
2
3
4
5

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

23

24
25
26
27

Тема урока

Количество часов

Здравствуй, золотая осень!
Рисование
Рисование разных линий
Ветка с вишнями. Лепка
Грибы. Рисование
Форма и цвет разных
деревьев.
Аппликация
Деревья. Береза, елка осенью
Овощи и фрукты. Рисование
Смешивание красок. Гуашь
Белые уточки на реке.
Рисование
Акварельные краски
Рисование фона. Небо
Главные цвета. Составные
цвета
Рисование картины.
Акварель
Лепка игрушек. Кубики
Снеговик. Лепка
Рисунок. «Снеговики во
дворе». Гуашь
Рисование веточки ели с
новогодними шарами
Панорама «В лесу зимой»
Панорама «В лесу зимой»
Аппликация «Медведь»
Аппликация «Медведь»
Знакомство с Дымковской
игрушкой.
Элементы узора. Рисование
Дымковской игрушки
Знакомство с Дымковской
игрушкой.
Элементы узора.
Рисование Дымковской
игрушки
Рисование птиц. Гуашь
Аппликация «Домик для
птиц»
Рисунок «Ваза»

1

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
-

1
1
1
1

-

1
1
1
1

-

1
1
1

-

1

-

1
1
1

-

1

-

1
1
1
1
1

-

1

-

1

-

1
1

-

1

-

21

Цветы в работах известных
художников
29
Открытка к 1 и 9 Мая
30
Открытка к 1 и 9 Мая
31
Рисование весенней веточки
32
Аппликация «Весенние
цветы»
33
Нарисуй свою картину
34
Нарисуй свою картину
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
28

1

-

1
1
1
1

-

1
1

-

34

3 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

13
14
15

Тема урока

Количество часов

Рисование осенних листьев
Рисование узора в полосе из
веточек с листочками
Рисование предметов
различной формы
(фрукты и овощи)
Рисование предметов
различной формы
(фрукты и овощи)
Аппликация «Бабочка»
Аппликация «Бабочка»
Составление симметричного
узора
Рисование акварельными
красками.
Главные и составные цвета
Рисование акварельными
красками.
Главные и составные цвета

1
1

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
-

1

-

1

-

1
1
1

-

1

-

1

-

Рисование акварельными
красками по сырой бумаге
Одежда ярких и нежных
цветов. Рисование
Рисование акварельной
краской, начиная с
цветового пятна
Лошадки из Каргополя.
Лепка
Лошадки из Каргополя.
Лепка
Лошадки из Каргополя
рисование

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

22

Лепка домашних животных
(кошка, собака)
17
Лепка домашних животных
(кошка, собака)
18
Деревья зимой в лесу.
Рисование цветной и черной
гуашью
19
Деревья зимой в лесу.
Рисование цветной и черной
гуашью
20
Зимние игры детей.
Лепка из пластилина
21
Рисование снеговика
22
Элементы косовской
росписи. Рисование
23
Элементы косовской
росписи. Рисование
24
Сосуды: ваза,кувшин,
тарелка.
Рисование. Украшение
сосудов орнаментом
(узором)
25
Сосуды: ваза, кувшин,
тарелка.
Рисование. Украшение
сосудов орнаментом
(узором)
26
«Сказочная птица».
Рисование
27
Сказочная птица. Рисование.
Украшение узором рамки
для рисунка
28
Встречай птиц — вешай
скворечники! Рисунок
29
Закладка для книги.
Рисование
30
Закладка для книги.
Рисование
31
Украшение посуды
орнаментом.
Аппликация
32
Украшение посуды
орнаментом.
Аппликация
33
Эпизод из сказки «Колобок»
34
Помечтаем о лете, о походах
в лес за грибами. «Летом за
грибами!»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
16

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1
1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1
1

-

34

23

ПО ПРОГРАММЕ

4 класс
№
п/п
1
2
3
4
5

6

7

8
9
10

11
12
13

14
15
16

Тема урока

Количество часов

«Дети собирают грибы».
Аппликация
Рисование симметричных
форм
«Листья осенью». Рисование
Аппликация «Листья
березы»
Сосуды: ваза, кувшин,
тарелка. Рисование.
Украшение сосудов
орнаментом (узором)
Сосуды: ваза, кувшин,
тарелка. Рисование.
Украшение сосудов
орнаментом (узором)
Что изображают художники?
Как они изображают?
Что они видят, чем
любуются?
Беседа о художниках и их
картинах
Знакомство с пейзажем.
Рисование картины
Знакомство с пейзажем.
Рисование картины
Что изображают художники?
Как они изображают?
Что они видят, чем
любуются?
Беседа о художниках и их
картинах
Рисование постановочного
натюрморта
Рисование постановочного
натюрморта
Что изображают художники?
Как художник работает над
портретом человека? Беседа
о художниках и их картинах
Автопортрет. Лепка.
Автопортрет. Лепка
Автопортрет. Рисование

1

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
-

1

-

1
1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1
1
1

24

Автопортрет. Рисование
Рисование новогодней
открытки
19
Рисование новогодней
открытки
20
Художники о тех, кто
защищает Родину. Щит и
меч
21
Нарисуй шлем, щит, копье.
Или самого богатыря.
22
Доброе и злое в сказках.
Показ в рисунках
23
Беседа о художниках и их
картинах. Художники,
которые рисуют море
24
Рисование «Море»
25
Школьные соревнования в
беге. Лепка
26
Беседа. Народное искусство.
Гжель
27
Беседа. Народное искусство.
Гжель
28
Украшать изображение
росписью. Роспись вазы
29
Украшать изображение
росписью. Роспись вазы
30
Беседа улицы города. Люди
на улице города
31
Беседа улицы города. Люди
на улице города
32
Беседа. Цвета, краски лета.
Цветы лета
33
Беседа. Цвета, краски лета.
Цветы лета. Рисование
картины о лете
34
Рисование венка из цветов и
колосьев
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
17
18

1
1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1
1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

34

25

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Список литературы для учащихся
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Абрамова, М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по
изобразительному искусству: 1-4 кл. /М.А. Абрамова. - Москва: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 2002. - 128 с.

2. Алексеев, О.Л. Восприятие младшими школьниками с нарушенным
интеллектом цветового контраста в предметах, отражение его в
изобразительной, предметно-практической деятельности и речи/ О.Л. Алексеев,
Т.В. Нестерова // Дефектология. - 2009. - №2. - С. 12-18.
3. Белкин, Е.Л. Теоретические предпосылки создания эффективных методик
обучения / Е.Л. Белкин // Начальная школа. - 2001. - №4. - С. 11-20.
4. Зеленина, Е.Л. Играем, познаем, рисуем: книга для учителей и родителей
/Л.Е. Зеленина. - Москва: Просвещение, 1996. - 96 с.
5. Москалькова С.Н. Коррекционное обучение изобразительным умениям и
навыкам младших школьников с нарушением интеллекта/ С.Н. Москалькова,
Т.Н. Нестерова // Педагогическое образование в России. - 2009.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
1.Бесплатное поурочное планирование, сценарии, разработки уроков,
внеклассные мероприятия и др. http://www.uroki.net
2.Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов http://schoolcollection.edu.ru/
3. Энциклопедии, энциклопедические словари и
справочники http://www.rubricon.com/

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».