Чтение

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Управление образования Администрации городского округа Сухой Лог
МБОУ СОШ №3

Принято на педагогическом совете
протокол № 1 от « 29 »августа 2024 г.

Утвержден
Приказом директоа МБОУ СОШ №3
№ 84/1-ОД от «29» августа 2024 г.

Адаптированная рабочая программа
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету
«Чтение» (1- 4 классы)

п. Алтынай 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» составлена на
основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утверждена приказом
Министерства

просвещения

России

от

24.11.2022г

№

1026

(https://clck.ru/33NMkR ) и адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации
особых образовательных потребностей.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации

их

особых

образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Чтение» относится к предметной области «Язык
и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. В
соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Чтение» в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели и составляет 99
часов в год (3 часа в неделю).
Федеральная

адаптированная

основная

общеобразовательная

программа определяет цель и задачи учебного предмета «Чтение».
Цель обучения - учить правильному чтению слов, предложений и
текстов по слогам.
Задачи обучения:
− воспитание у обучающихся интереса к чтению;
− формирование техники чтения: правильного и выразительного
чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к
чтению целым словом;

− формирование навыков сознательного чтения: читать доступный
пониманию текст вслух, шёпотом, а затем и про себя, осмысленно
воспринимать

содержание

прочитанного,

сопереживать

героям

произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного
анализа;
− развитие у обучающихся умения общаться на уроке чтения: отвечать
на вопросы педагогического работника, спрашивать о непонятных словах,
делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста,
рисовать

к

тексту

словесные

картинки,

коллективно

обсуждать

предполагаемый ответ.
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» в 1 классе
определяет следующие задачи:
− формирование умения дифференцировать неречевые и речевые
звуки;
− формирование умения работать с языковыми единицами (буква,
слово, предложение);
− развитие умения работать с условно-графическим изображением
слова, предложения;
− формирование умения классифицировать и объединять заданные
слова по значению, исключать лишний предмет;
− развитие умения слушать вопрос, понимать его, отвечать на
поставленный вопрос;
− формирование умения пересказывать сюжет известной сказки по
данному рисунку;
− формирование умения читать по слогам слова, предложения и
короткие тексты;
− развитие умения соблюдать в устной речи интонацию конца
предложений.
2

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Содержание учебного предмета «Чтение» в 1 классе включает в себя
добукварный и букварный периоды.
Добукварный период. В этот период начинается работа по
формированию у обучающихся общеречевых навыков, по развитию
слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и
пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук.
Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями
окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых
упражнений. На уроках чтения значительное место отводится развитию
речи. Развитие речи предусматривает также формирование правильной
артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи. Основными
видами работы в этом направлении являются беседы, заучивание с голоса
учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок. Обучающиеся
практически знакомятся с понятиями слово, часть слова (слог), звук. Они
учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с
использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на
слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова. Развитие
зрительного восприятия и пространственной ориентировки в большей
степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, ее
пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами.
Букварный период.

В этот период у обучающихся формируется

звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением.
Материалом обучения являются звуки и буквы, слоговые структуры,
предложения, короткие тексты. Усвоение звука предполагает выделение
его из речи, правильное и отчетливое произношение, различение в
сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков.
Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее
3

формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение
с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является
соотнесение звука и буквы. Слияние звуков в слоги и чтение слоговых
структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау,
уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му),
требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и после
них слоги со стечением согласных. Чтение слов осуществляется по мере
изучения слоговых структур. Большое внимание уделяется чтению по
букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения
понимания читаемого. Основным методом обучения чтению является
чтение по следам анализа.
Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое
внимание

работе

эффективных

с

средств

иллюстративным
формирования

материалом

как

познавательной

одним

из

деятельности

учащихся и коррекции недостатков их развития.
На уроках чтения в 1 классе предполагается использование таких видов
наглядности, как настенная касса для букв разрезной азбуки, которая
заполняется по мере их изучения; наборное полотно; касса слогов;
слоговые таблицы; индивидуальные кассы с набором букв и слогов.
Учебный предмет «Чтение» во 2 классе играет особую роль в
развитии обучающихся с нарушениями интеллекта. Формирование навыка
чтения, с одной стороны, представляет собой важнейший результат
изучения данного предмета, с другой – значимое средство освоения других
учебных предметов. В процессе уроков чтения обучающиеся расширяют,
систематизируют и обобщают знания об окружающей действительности,
корректируется и развивается их аналитико-синтетическая деятельность,
формируются

коммуникативно-речевые

навыки,

необходимые

для

полноценной реализации диалогической и монологической форм речи.
Чтение художественных произведений различных жанров способствует
4

уточнению

нравственных

ориентиров,

формированию

основ

нравственного сознания и поведения, развитию умения эмоционально
сопереживать.
В процессе обучения целесообразно использовать следующие
методы и приемы:
− словесный метод (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
− наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
− практический метод (упражнения, практическая работа);
− репродуктивный метод (работа по алгоритму).
В 3 классе систематическое формирование выразительного чтения
начинается с перехода на чтение целыми словами. Усвоение содержания
читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом
очень важна система работы по установлению причинно-следственных
связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное
коррекционное значение. Учитель в процессе обучения чтению должен
уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним
из эффективных средств формирования познавательной деятельности
обучающихся и коррекции недостатков их развития. Большое внимание на
уроках чтения в 3 классе уделяется развитию связной устной речи.
Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным
пересказом в процессе систематической работы, направленной на
понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного
запаса, обучение правильному построению предложений, в процессе
упражнений в воспроизведении прочитанного.
В процессе обучения целесообразно использовать следующие методы и
приемы:
−

словесный метод (рассказ, объяснение, разъяснение беседа, работа с

учебником);
−

наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
5

−

практический метод (упражнения, практическая работа, пересказ,

выборочное чтение);
−

репродуктивный метод (работа по алгоритму).
В 4 классе особое внимание уделяется совершенствованию у

обучающихся сознательного, правильного и выразительного чтения.
Работа над выразительным чтением включает соблюдение пауз между
предложениями, логического ударения, необходимой интонации. Для
понимания читаемого осуществляется следующая работа: выделение
главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности
и смысла читаемого, деление текста на законченные по смыслу части по
данным заглавиям, придумывание заглавий к основным частям текста,
коллективное составление плана. Для развития устной речи используется
метод

полного

и

выборочного

пересказа,

заучивание

наизусть

стихотворений, басен.
В процессе обучения целесообразно использовать следующие
методы и приемы:
− словесный метод (рассказ, беседа, работа с учебником);
− наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций, схемы);
− практический метод (упражнения, практическая работа, пересказ по
картинному плану, выборочное чтение);
− репродуктивный метод (работа по алгоритму).

6

III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:

 положительное отношение к школе, к урокам чтения;
 интерес к языковой и речевой деятельности;
 первоначальные

навыки

сотрудничества

со

взрослыми

и

сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на
уроке;
 умение проговаривать вслух последовательность производимых
действий, опираясь на вопросы учителя;
 умение совместно с учителем оценивать результат своих действий и
действий одноклассников;
 умение

слушать

указания

и

инструкции

учителя,

решая

познавательную задачу;
 умение понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить
ответ в устной форме;
 умение слушать собеседника и понимать его.
Предметные:
Минимальный уровень:
− различать звуки окружающей действительности;
− различать звуки на слух и в собственном произношении, знать
буквы;
− находить лишний предмет по форме, цвету, величине;
− выделять звуки [а], [о], [у]в начале слов с опорой на иллюстрацию и
схему;
− иметь

практические

представления

о

таких

понятиях,

как

«предложение», «слово»;
− читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными
картинками;
7

− с

помощью

учителя

отвечать

на

вопросы

по

содержанию

прослушанной сказки или рассказа, опираясь на наглядные средства.
Достаточный уровень:
− различать звуки окружающей действительности, называть их,
соотносить с предметами;
− исключать лишний предмет по цвету, форме, величине;
− иметь

практические

представления

о

таких

понятиях,

как

«предложение», «слово», «слог», «звук»;
− делить предложения из двух-трёх слов на слова, с опорой на схему;
− делить двусложные слова на слоги, с опорой на схему;
− выделять звуки [а], [о], [у], [м], [с], [н]в начале слов с опорой на
иллюстрацию и схему;
− различать звуки на слух и в собственном произношении;
− составлять предложения с опорой на иллюстративный материал и
вопросы учителя;
− читать по слогам отдельные слова, предложения и короткие тексты;
− отвечать на вопросы по содержанию прочитанного по вопросам и по
иллюстрациям к тексту.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.

8

Во время обучения в 1 классе целесообразно всячески поощрять и
стимулировать работу обучающихся, используя только качественную
оценку. При этом не является принципиально важным, насколько
обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета.
На этом этапе обучения главным результатом является появление
значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является
способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным
руководством

и

контролем

педагогического

работника,

но

и

с

определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и
одноклассниками.
В

целом,

оценка

достижения

обучающимися

с

умственной

отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах
индивидуального и дифференцированного подходов.
Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и
элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять
коррекционно-развивающую

функцию,

поскольку

они

играют

определенную роль в становлении личности обучающегося и овладении
им социальным опытом.
Усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки
зрения достоверности как «верные» или «неверные».
Критерий «верно» и (или) «неверно» (правильность выполнения
задания) свидетельствует о частности допущения тех или иных ошибок,
возможных причинах их появления, способах их предупреждения или
преодоления. По критерию полноты предметные результаты могут
оцениваться как полные, частично полные и неполные. Самостоятельность
выполнения заданий оценивается с позиции наличия и (или) отсутствия
помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно;
выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец;
задание не выполнено при оказании различных видов помощи.
9

Результат продвижения обучающихся 1 класса в развитии определяется на
основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня
формирования учебных навыков, речи.
Работа обучающихся поощряется и стимулируется с использованием
качественной оценки: «верно», «частично верно», «неверно»
Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые
обучающимися:
− «верно» - задание выполнено на 70 – 100 %;
− «частично верно» - задание выполнено на 30-70%;
− «неверно» - задание выполнено менее, чем 30 %.
2 класс
Личностные:
 элементарные представления о дисциплинированном и воспитанном
поведении на уроке и вне его;
 представления о смысле учения в школе;
 способность проявлять заботу и внимание к окружающим людям и
животным;
 способность вступать в коммуникацию;
 элементарные представления о дружбе и товариществе; трудолюбии
и лени и некоторые др.;
 элементарные представления о нравственно-этических ценностях
(помощь другому человеку; выражение сочувствия; благодарности;
выполнение общепринятых правил и т.д.).
Предметные:
Минимальный уровень:
− воспринимать на слух небольшие по объему и несложные по
содержанию тексты;
10

− отвечать на вопросы по фактическому содержанию прочитанного
текста;
− устанавливать несложные смысловые отношения с опорой на
вопросы и/или иллюстрацию;
− читать по слогам короткие тексты;
− соотносить прочитанный текст или отрывок из него с иллюстрацией;
− читать наизусть 2-3 небольших по объему стихотворения.

11

Достаточный уровень:
− отвечать на вопросы по фактическому содержанию прослушанного и
прочитанного текста;
− устанавливать несложные смысловые связи, в том числе причинноследственные, с опорой на вопросы и/или иллюстрации;
− читать плавно по слогам небольшие по объему тексты с переходом
на плавное чтение целым словом двухсложных слов, простых по
семантике и структуре;
− пересказывать тексты по вопросам, картинному плану;
− выразительно читать наизусть 3-5 стихотворений.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Оценка достижений обучающимися

предметных

результатов

базируется на принципах индивидуального и дифференцированного
подходов. Во втором полугодии 2 класса текущий контроль по предмету
«Чтение» осуществляется в форме устных ответов индивидуально или
фронтально.
При оценке устных ответов принимается во внимание:
− чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко,
выборочно);
− выразительное чтение наизусть или с листа на материале изучаемых
программных произведений;
12

− умение ориентироваться в тексте;
− знание литературных произведений.
Оценка «5» - ставится обучающемуся, если он: читает целыми
словами правильно, с 1 – 2 самостоятельно исправленными ошибками;
читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз,
логических ударений; отвечает на вопросы и передаёт содержание
прочитанного полно, правильно, последовательно; твёрдо знает наизусть
текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» -

ставится обучающемуся, если он читает целыми

словами, некоторые трудные слова – по слогам; допускает 1 – 2 ошибки
при чтении, соблюдение смысловых пауз, логических ударений, допускает
неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но
исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;
допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки;
читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» - ставится обучающемуся, если он читает, в основном,
целыми словами, трудные слова – по слогам; допускает 3-4 ошибки при
чтении, соблюдении смысловых и синтаксических пауз, логических
ударений; отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного
с помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвёрдое
усвоение текста.
Оценка «2» - не ставится.
3 класс
Личностные:
 проявление эмоционального отклика на произведения литературы;
 способность давать элементарную нравственную оценку своим и
чужим поступкам;
13

 способность

поддерживать

коммуникацию

со

взрослыми

и

сверстниками;
 способность обращаться за помощью;
 владение разнообразными средствами коммуникации;
 элементарные представления о смысле некоторых нравственных
понятий (правда, ложь, добро, трудолюбие и др.), отражённых в
литературных произведениях;
 уважительное и бережное отношение к людям труда и их
деятельности.
Предметные:
Минимальный уровень:
 правильно читать текст по слогам с постепенным переходом к
правильному чтению целым словом двух- и трёхсложных слов;
 отвечать на вопросы по фактическому содержанию прочитанного
текста;
 определять главных действующих лиц прочитанного произведения;
 соотносить иллюстрацию с отрывком определённого прочитанного и
разобранного текста;
 пересказывать текст или его часть с опорой на картинный план или
вопросы;
 определять особенности интонации, соответствующей характеру и
поступкам героев (после предварительного разбора);
 выразительно читать наизусть 3-5 стихотворений.
Достаточный уровень:
 правильно читать вслух целыми словами;
 выразительно читать наизусть 5-7 стихотворений;
 давать элементарную оценку поступкам героев и событий;

14

 читать текст по ролям с использованием некоторых средств устной
выразительности (после предварительного разбора).
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
В 3 классе текущий контроль по предмету «Чтение» осуществляется
в форме устных ответов индивидуально или фронтально. При оценке
устных ответов принимается во внимание:
− чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко,
выборочно);
− выразительное чтение наизусть или с листа;
− умение ориентироваться в тексте;
− знание литературных произведений.
Оценка «5» - ставится обучающемуся, если он читает целыми
словами правильно, с 1 – 2 самостоятельно исправленными ошибками;
читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз,
логических ударений; отвечает на вопросы и передаёт содержание
прочитанного полно, правильно, последовательно; твёрдо знает наизусть
текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» - ставится обучающемуся, если он читает целыми
словами, некоторые трудные слова – по слогам; допускает 1 – 2 ошибки
при чтении, соблюдение смысловых пауз, логических ударений, допускает
15

неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но
исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;
допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки;
читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» - ставится обучающемуся, если он читает, в основном,
целыми словами, трудные слова – по слогам; допускает 3-4 ошибки при
чтении, соблюдении смысловых и синтаксических пауз, логических
ударений; отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного
с помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвёрдое
усвоение текста.
Оценка «2» - не ставится.
4 класс
Личностные:
 эмоциональное восприятие художественного текста;
 эмоциональное отношение к поступкам героев прочитанных текстов;
 первоначальные представления о нравственном смысле некоторых
понятий (доброта, сострадание, уважение к старшим и некоторые другие),
отражённых в литературных произведениях;
 чувство любви к Родине и малой Родине;
 ориентация

в

нравственном

содержании

поступков

героев

прочитанных произведений (с помощью учителя).
Предметные:
Минимальный уровень:
− осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми
словами;
− пересказывать содержание прочитанного текста по вопросам;
− выделять из текста предложения на заданную тему;
16

− участвовать в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему;
− участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и
событий;
− выразительно читать наизусть 5-7 коротких стихотворений.
Достаточный уровень:
− читать текст после предварительного анализа вслух целыми словами
(сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением
пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
− отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту;
− определять основную мысль текста после предварительного его
анализа;
− читать текст про себя с выполнением заданий учителя;
− определять главных действующих лиц произведения;
− давать элементарную оценку их поступков;
− читать диалоги по ролям с использованием некоторых средств
устной выразительности (после предварительного разбора);
− пересказывать текст по частям с опорой на вопросы учителя,
картинный план или иллюстрацию;
− выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего,
оценку продвижения обучающегося в овладении социальными
(жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных
единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
17

В 4 классе текущий контроль по предмету «Чтение» осуществляется
в форме устных ответов индивидуально или фронтально.
При оценке устных ответов принимается во внимание:
− чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко,
выборочно);
− выразительное чтение наизусть или с листа на материале изучаемых
программных произведений;
− умение ориентироваться в тексте;
− знание литературных произведений.
Оценка «5»

- ставится обучающемуся, если он: читает целыми

словами правильно, с 1 – 2 самостоятельно исправленными ошибками;
читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз,
логических ударений; отвечает на вопросы и передаёт содержание
прочитанного полно, правильно, последовательно; твёрдо знает наизусть
текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» - ставится обучающемуся, если он читает целыми
словами, некоторые трудные слова – по слогам; допускает 1 – 2 ошибки
при чтении, соблюдение смысловых пауз, логических ударений, допускает
неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но
исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;
допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки;
читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» - ставится обучающемуся, если он читает, в основном,
целыми словами, трудные слова – по слогам; допускает 3-4 ошибки при
чтении, соблюдении смысловых и синтаксических пауз, логических
ударений; отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного
с помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвёрдое
усвоение текста.
Оценка «2» - не ставится.
18

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Название раздела, темы

Количество

Контрольные

часов

работы

1

Добукварный период

14

-

2

Букварный период

85

-

99

-

Количество

Контрольные

часов

работы

Итого:
2 класс.
№
п/п

Название раздела, темы

1

Осень пришла - в школу пора!

20

2

Почитаем-поиграем

10

3

В гостях у сказки

14

4

Животные рядом с нами

15

5

Ой, ты зимушка - зима!

16

6

Что такое хорошо и что такое плохо

17

7

Весна идет!

19

8

Чудесное рядом

13

9

Лето красное

12
Итого:

136

3 класс
№
п/п

Название раздела, темы

Количество

Контрольные

часов

работы

1.

Здравствуй, школа!

9

2.

Осень наступила.

12

3.

Учимся трудиться.

13

4.

Ребятам о зверятах.

15

5.

Чудесный мир сказок.

10
19

6.

Зимушка, зима.

20

7.

«Так нельзя, а так можно».

12

8.

Весна в окно стучится.

19

9.

Весёлые истории.

7

10.

Родина любимая.

8

11.

Здравствуй, лето!

11
Итого:

136

4 класс
№
п/п

Название раздела, темы

Количество

Контрольные

часов

работы

1.

Школьная жизнь

12

2.

Время листьям опадать

17

3.

Делу – время, потехе – час

7

4.

В мире животных

13

5.

Жизнь дана на добрые дела

8

6.

Зима наступила

23

7.

Весёлые истории

8

8.

Полюбуйся, весна наступает

14

9.

В мире волшебной сказки

10

10.

Родная земля

13

11.

Лето пришло

11
Итого:

136

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№
п/п
1

Тема урока
Выявление представлений
детей о 1 сентября —

Количество часов

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

1

20

2

3

4

5

6

7

празднике школы.
Составление рассказа по
вопросам учителя с опорой
на иллюстрацию и
жизненный опыт
Различение неречевых
звуков окружающей
действительности.
Воспроизведение сказки
«Курочка Ряба» с
использованием элементов
драматизации
Различение неречевых
звуков окружающей
действительности.
Воспроизведение сказки
«Колобок» с использованием
элементов драматизации
Выявление представлений
детей о цвете предметов
окружающей
действительности.
Продолжение работы над
различением звуков
окружающей
действительности
Знакомство с понятием
«слово» и его условнографическим изображением.
Выявление представлений
детей о форме предмета.
Распознавание форм
конкретных предметов.
Закрепление понятия
«слово»
Подбор слов к картинке на
сюжет сказки «Три медведя»
и их условно- графическая
фиксация с последующим
«чтением». Закрепление
понятия «форма предмета».
Закрепление понятия
«слово»
Подбор слов к картинке на
сюжет сказки «Репка» и их
условно-графическая
фиксация с последующим
«чтением».

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

21

8

9

10

11

12

13

14

15
16
17

18
19

20

«Чтение» условнографической записи слов,
сходных по звучанию
Подбор слов и предложений
по теме «Домашние
животные и их детёныши с
последующим кодированием
и «чтением»
Деление слова на слоги,
«чтение» и условнографическое изображение
слов
Выделение в слове
начального звука [а],
фиксация его условнографическим изображением
в схеме слова
Выделение в слове
начального звука [у],
фиксация его условнографическим изображением
в схеме слова
Выделение в слове
начального звука [м],
фиксация его условно
Графическим изображением
в схеме слова
Выделение в слове
начального звука [с],
фиксация его условнографическим изображением
в схеме слова
Составление по сказке
«Заячья избушка»
предложений из двух-трёх
слов, их условнографическая запись
Звук и буква А а
Звук и буква У у
Чтение
звукоподражательных
слогов ау, уа
Звук и буква М м
Составление и чтение
обратных (закрытых) слогов
с буквой М (ам, ум)
Составление и чтение
обратных (закрытых ам, ум)

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1
1
1

-

1
1

-

1

22

21
22

23
24

25
26

27
28
29
30

31
32

33

34
35
36
37
38

39

и прямых (открытых ма, му)
слогов
Звук и буква О о
Составление и чтение
обратных и прямых слогов с
буквами А а, У у, М м, О о
Звук и буква Х х
Составление и чтение
обратных и прямых слогов с
буквами А а, У у, М м, Оо, Х
х. Закрепление пройденного
материала
Звук и буква Сс
Чтение и сравнительный
звукобуквенный анализ
прямых и обратных слогов.
Закрепление пройденного
материала
Чтение слогов и слов с
изученными буквами
Чтение слогов и слов с
изученными буквами
Звук и буква Н н
Дифференциация звуков М и
Н.
Чтение слогов, слов и
предложений с изученными
буквами
Звук и буква Ы ы
Чтение слогов, слов и
предложений с изученными
буквами. Закрепление
пройденного материала
Чтение слогов и слов с
изученными буквами
Чтение слогов и слов с
изученными буквами
Звук и буква Л л
Составление и чтение слогов
с буквой Л
Звук и буква В в
Чтение слогов и слов с
буквой В
Чтение слогов, слов и
предложений с изученными
буквами. Закрепление
пройденного материала

1
1

-

1
1

-

1
1

-

1

-

1

-

1
1

-

1
1

-

1

-

1

-

1
1

-

1
1

-

1

-

23

40
41
42
43

44
45

46

47
48

49
50
51

52
53
54
55
56
57
58
59
60

Чтение слогов и слов с
изученными буквами
Звук и буква Ии
Чтение слов с буквой И
Дифференциация звуков [ы]
и [и] Чтение слогов, слов и
предложений с изученными
буквами
Чтение слогов и слов с
изученными буквами
Звук и буква Ш ш
Составление, чтение слогов,
слов, предложений с буквой
ш.
Закрепление пройденного
материала
Дифференциация звуков [с]
и [ш]
Практические упражнения в
чтении слов со слогом ши
Чтение слогов, слов и
предложений с изученными
буквами. Закрепление
пройденного материала
Звук и буква П п
Чтение слогов, слов и
предложений с изученными
буквами. Закрепление
пройденного материала
Чтение слогов и слов с
изученными буквами.
Звук и буква Т т
Чтение слов с буквой т
Чтение слогов, слов и
предложений с изученными
буквами. Закрепление
пройденного материала
Звук и буква К к
Чтение слогов, слов и
предложений с изученными
буквами. Закрепление
пройденного материала
Звук и буква З з
Чтение слогов, слов и
предложений с изученными
буквами
Дифференциация звуков [з]

1

-

1
1
1

-

1

-

1
1

-

1

-

1

-

1

-

1
1

-

1

-

1
1
1

-

1
1

-

1
1

-

1

24

61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77

78

79

и [с]. Чтение слогов, слов и
предложений с изученными
буквами
Звук и буква Р р
Дифференциация звуков [р]
и [л]. Чтение слогов, слов и
предложений с изученными
буквами
Звук и буква Й й
Дифференциация звуков [и]
и [й]. Чтение слогов, слов и
предложений с изученными
буквами
Звук и буква Ж ж
Дифференциация звуков [ж]
и [ш]. Чтение слогов, слов и
предложений с изученными
буквами
Звук и буква Б б
Дифференциация звуков [б]
и [п]. Чтение слогов, слов и
предложений с изученными
буквами
Звук и буква Д д
Дифференциация звуков [д]
и [т]. Чтение слогов, слов и
предложений с изученными
буквами
Звук и буква Г г
Дифференциация звуков [г]
и [к]. Чтение слогов, слов и
предложений с изученными
буквами
Буква Ь
Чтение слов с буквой Ь
Буква Ее
Закрепление пройденного
материала. Чтение
изученных слоговых
структур
Буква Я я
Закрепление пройденного
материала. Чтение
изученных слоговых
структур. Дифференциация
букв А и Я
Буква Ю ю

1
1

-

1
1

-

1
1

-

1
1

-

1
1

-

1
1

-

1
1
1
1

-

1
1

-

1

25

80
81
82
83

84

85

86

87

88

89
90
91

92

93
94
95
96
97
98

Закрепление пройденного
материала. Чтение
изученных слоговых
структур
Чтение слов с буквой Ё ё
Чтение текста «Кто у кого»
Звук и буква Ч ч
Закрепление пройденного
материала. Чтение
изученных слоговых
структур. Практические
упражнения в чтении слов с
ЧА и ЧУ
Звук и буква Ф ф
Закрепление пройденного
материала. Чтение
изученных слоговых
структур. Дифференциация
слогов и слов с В и Ф
Звук и буква Ц ц
Закрепление пройденного
материала. Чтение
изученных слоговых
структур. Дифференциация
слогов и слов с Ц и С
Звук и буква Э э
Закрепление пройденного
материала. Чтение
изученных слоговых
структур
Звук и буква Щ щ
Закрепление пройденного
материала. Чтение
изученных слоговых
структур. Практические
упражнения в чтении слов с
ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ
Буква Ъ
Чтение и дифференциация
слов с Ь и Ъ
Чтение слов с
разделительным Ь.
Чтение слов, предложений с
изученными буквами
Чтение слов, предложений с
изученными буквами
Закрепление пройденного

1

-

1
1
1
1

-

1
1

-

1
1

-

1
1

-

1
1

-

1
1

-

1

-

1

-

1

-

1

26

материала.
Закрепление пройденного
99
материала.
100 Чтение текстов
101 Чтение текстов
Закрепление пройденного
102
материала. Чтение текстов
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

1

-

1
1
1

-

102

2 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Тема урока
Стихотворение «Кончилось
лето»
«Игра в слова»
По В.Голявкину. Рассказ
«Все куда-нибудь идут»
Рассказ «Первый урок»
Рассказ «Мы рисуем»
Я.Аким. Стихотворение
«Грибной лес»
«Игра в слова»
По В.Дурову.
Сказка «Слон Бэби»
Б.Заходер. Стихотворение
«Птичья школа»
По Н.Сладкову. Рассказ
«Осенние подарки»
Рассказ «В парке»
«Отгадай загадку»
М.Ивенсен. Стихотворение
«Падают, падают листья»
По В. Корабельникову.
Рассказ «Осенний лес»
По К. Ушинскому. Рассказ
«Всякой вещи свое место»
«Игра в слова»
Д. Летнева. Стихотворение
«Хозяин в доме»
По В.Голявкину. Рассказ
«Зачем дети ходят в школу?»
Стихотворение «Игра в
слова»
По А.Тумбасову. Рассказ

Количество часов

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

1

-

1
1

-

1
1
1

-

1
1

-

1

-

1

-

1
1
1

-

1

-

1

-

1
1

-

1

-

1

-

1

27

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

31
32
33

34
35
36
37
38
39
40

«Серый вечер».
Обобщение по разделу
«Осень пришла - в школу
пора»
По А.Шибаеву. Рассказ
«Одна буква»
А.Усачев. Стихотворение
«Слоги»
Стихотворение «Игра в
слова»
По С.Иванову. Сказка
«Дразнилка»
По А.Шибаеву. Рассказ
«Одна буква»
А.Усачев. Стихотворение
«Слоги»
Стихотворение «Игра в
слова»
По С.Иванову. Сказка
«Дразнилка»
Стихотворение «Доскажи
словечко»
Сказка «Кто квакает, кто
крякает, а кто каркает».
Обобщение по разделу
«Почитаем-поиграем»
Русская народная сказка
«Лиса и волк»
Русская народная сказка
«Гуси и лиса»
Русская народная сказка
«Лиса и козел»
По Л.Толстому. Сказка
«Мышка вышла гулять»
Стихотворение «Отгадай
загадку»
Литовская сказка «Волк и
баран»
По С.Прокофьевой. Сказка
«Сказка о том, как зайцы
испугали серого волка»
Литовская сказка «Рак и
ворона»
Казахская сказка «Заяц и
черепаха»
Мордовская сказка
«Благодарный медведь»

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

28

41
42
43

44

45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59

60
61
62

Стихотворение «Игра в
слова»
Якутская сказка «Как белка
и заяц друг друга не узнали»
Армянская сказка «Волк и
ягненок»
Русская народная сказка
«Умей обождать!»
Обобщение по разделу
«В гостях у сказки»
Индийская сказка «Умная
собака»
Чтение стихотворений про
животных
По Э.Шиму. Рассказ «Я
домой пришла!»
Русская народная присказка
«Лошадка»
По Е.Чарушину. Рассказ
«Кролики»
В.Лифшиц. Стихотворение
«Баран»
Чтение стихотворений про
птиц
По Б.Житкову. Рассказ
«Храбрый утенок»
По Э.Шиму. Рассказ «Всё
умеют сами»
М.Бородицкая.
Стихотворение «Котенок»
Стихотворение «Игра в
слова»
По В.Сутееву. Сказка «Три
котенка»
По К. Ушинскому. Рассказ
«Петушок с семьей»
Сказка «Упрямые козлята»
В. Лифшиц. Стихотворение
«Пёс».
Обобщение по разделу
«Животные рядом с нами»
Я.Аким. Стихотворение
«Первый снег»
По Э.Киселевой. Сказка
«Большой Снег»
По Н.Калининой. Рассказ
«Снежный колобок»

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1
1

-

1

-

1

-

1

-

29

63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74

75

76
77
78
79
80
81
82
83

По С. Вангели. Сказка
«Снеговик – новосел»
По Е. Шведеру. Рассказ
«Воробышкин домик»
Г.Ладонщиков.
Стихотворение «Зимние
картинки»
Е.Самойлова. Рассказ
«Миша и Шура»
Ш.Галиев. Стихотворение
«Купили снег»
По Г.Юдину. Рассказ
«Буратиний нос»
И.Токмакова. Стихотворение
«Живи, елочка!»
По В.Сутееву. Рассказ «Про
ёлки»
По В.Голявкину. Рассказ
«Коньки купили не
напрасно»
По М. Пляцковскому. Сказка
«Ромашки в январе»
Русская народная сказка
«Мороз и Заяц»
Литовская народная песенка
«Вьюга»
По Г. Скребицкому. Рассказ
«На лесной полянке».
Обобщение по разделу «Ой
ты, зимушка-зима!»
По А. Митту. Рассказ «Коля
заболел»
Д.Летнева. Стихотворение
«Подружки рассорились»
По В.Голявкину. Рассказ
«Вязальщик»
Г. Ладонщиков.
Стихотворение «Самокат»
По Э. Киселевой. Рассказ
«Скамейка, прыгуныгвоздики и Алик»
По Е.Пермяку. Рассказ
«Торопливый ножик»
По В. Сухомлинскому
Рассказ «Вьюга»
По И. Бутмину. Рассказ
«Трус»

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

30

84
85
86
87
88
89
90
91

92

93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105

По В. Голявкину. Рассказ
«Как я под партой сидел»
Б. Заходер. Стихотворение
«Петя мечтает»
По В. Витка. Рассказ «Мёд в
кармане»
По В. Донниковой. Рассказ
«Канавка»
Узбекская сказка «Назло
Солнцу»
А.Барто. Стихотворение
«Мостки»
По М. Дружининой. Рассказ
«Песенка обо всем»
Л.Квитко. Стихотворение
«Лемеле хозяйничает»
По И.Туричину. Рассказ
«Неряха». Обобщение по
разделу «Что такое хорошо и
что такое плохо
Я.Аким. Стихотворение
«Март»
По Ю.Ковалю. Рассказ
«Невидимка»
В. Берестов. Стихотворение
«Праздник мам»
По В. Драгунскому. Рассказ
«Подарок к празднику»
Бурятская сказка «Снег и
заяц»
Г.Ладонщиков.
Стихотворение «Помощники
весны»
По М.Пришвину. Рассказ
«Лягушонок»
Г.Ладонщиков.
Стихотворение «Весна»
По Е.Чарушину.
Рассказ «Барсук»
С.Маршак.
Стихотворение «Весенняя
песенка»
По И.Соколову-Микитову.
Рассказ «На краю леса»
По В. Голявкину. Рассказ
«Подходящая вещь»
М.Пляцковский.

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

31

106
107
108
109
110

111

112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124

125

Стихотворение «Деньки
стоят погожие…»
По С.Козлову. Сказка
«Ручей и камень»
Русская народная сказка
«Как птицы лису проучили»
По Т.Шарыгиной. Сказка
«Вкусный урок»
С.Косенко. Стихотворение
«Почему скворец веселый?»
Э.Шим. Рассказ «Храбрый
птенец»
По М.Быкову. Рассказ «Кому
пригодилась старая Митина
шапка».
Обобщение по разделу
«Весна идёт!»
По Г.Цыферову. Сказка
«Лосёнок»
О.Дриз. Стихотворение
«Игра»
Г.Цыферов. Сказка
«Удивление первое»
По Г. Снегиреву. Рассказ
«Осьминожек»
По С.Козлову. Рассказ
«Друзья»
По С.Козлову. Сказка
«Необыкновенная весна»
Э.Мошковская.
Стихотворение «Не
понимаю»
По Г. Скребицкому. Рассказ
«Кот Иваныч»
По М.Пришвину. Рассказ
«Золотой луг»
По В.Бианки. Рассказ
«Неродной сын»
Ю.Кушак. Стихотворение
«Подарок»
Я.Тайц. Рассказ «Всё здесь»
По В.Бианки. Рассказ
«Небесный слон».
Обобщение по разделу
«Чудесное рядом»
Стихотворение «Лето
красное»

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1
1

-

1

-

32

По И.Соколову-Микитову.
Рассказ «Светляки»
По И.Соколову-Микитову.
127
Рассказ «Светляки»
По Г.Цыферову. Сказка
128
«Петушок и солнышко»
По Г.Цыферову. Сказка
129
«Петушок и солнышко»
И. Гамазкова.
130 Стихотворение «Прошлым
летом»
С. Махотин. Стихотворение
131
«Поход»
По Е. Пермяку. Рассказ
132
«Раки»
По Е. Пермяку. Рассказ
133
«Раки»
В. Викторов. Стихотворение
134
«В гости к лету»
И. Мазнин. Стихотворение
135
«Отчего так много света?»
Обобщающий урок по
136
разделу «Лето красное»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
126

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

136

33

3 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12

13
14
15
16

17
18
19

Тема урока
М. Садовский.
Стихотворение «Сентябрь»
По В. Воскобойникову.
Рассказ «Веселая улица»
В. Берестов. Стихотворение
«Первое сентября»
По В. Драгунскому. Рассказ
«Завтра в школу»
По Э. Шиму. Рассказ
«Пятерки»
В. Берестов. Стихотворение
«Котенок хочет в школу»
В. Бирюков. Сказка «Кто
лучшим будет»
По В. Хомченко. Рассказ
«Обида»
А. Аксенова. Рассказ «Наша
учительница».Обобщение по
разделу
«Здравствуй, школа!»
О. Высотская.
Стихотворение «Осень»
По Ю. Ковалю. Рассказ
«Последний лист»
А. Толстой. Стихотворение
«Осень. Обсыпается весь
наш бедный сад…»
По Н. Сладкову. Рассказ
«Сентябрь на дворе»
В. Степанов. Стихотворение
«Воробей»
По А. Баркову. Рассказ
«Лето на веревочке»
Е. Благинина.
Стихотворение «Улетают,
улетели…».
По Э. Шиму. Смешинка
«Ворона и синица»
По Л. Воронковой. Рассказ
«За кормом для птиц»
Г. Ладонщиков.
Стихотворение «В октябре»
По Н. Сладкову. Рассказ

Количество часов

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

34

20
21

22
23
24
25
26
27
28

29
30
31
32

33

34

35

36
37

«Страшный невидимка»
А. Плещеев. Стихотворение
«Осень наступила»
По Н. Абрамцевой. Сказка
«Сказка об осеннем ветре».
Н. Майданик. «Доскажи
словечко» (Осенние
загадки).
Обобщение по разделу
«Осень наступила…»
Ю. Тувим. Стихотворение
«Все для всех»
По Д. Габе. Рассказ «Работа»
В. Орлов. Стихотворение
«Мои помощники»
По А. Потаповой. Рассказ
«Бабушка и внучка»
Б. Заходер. Стихотворение
«Повара»
По М. Дружининой. Рассказ
«Сюрприз»
О. Высотская.
Стихотворение
«Маргаритка»
По В. Хомченко. Рассказ
«Пуговица»
Г. Ладонщиков.
Стихотворение «Портниха»
В. Осеева. Рассказ
«Пуговица»
По В. Голявкину. Рассказ
«Как я помогал маме мыть
пол»
По С. Баруздину. Рассказ
«Как Алешке учиться
надоело»
Дж. Родари. Стихотворение
«Чем пахнут ремесла».
Обобщение по разделу
«Учимся трудиться»
По Е. Чарушину. Рассказ
«Лисята»
По Н. Сладкову. Смешинка
«Лисица и еж». Е.
Тараховская.
Стихотворение «Заяц»
По М. Пришвину. Рассказ

1

-

1

-

1

-

1
1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

35

38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59

«Еж»
По А. Баркову. Рассказ
«Материнская забота»
По Г. Снегиреву. Рассказ
«Белек»
В. Приходько.
Стихотворение «Пин и
Гвин»
По Б. Житкову. Рассказ
«Галка»
По В. Гаранжину. Рассказ
«Куриный воспитанник»
По М. Тарловскому. Сказка
«Добрый волк»
По Н. Носову. Рассказ
«Живая шляпа»
По Л. Вершинину. Сказка
«Смешинка»
По Н. Павловой. Сказка
«Котята»
В. Берестов. Стихотворение
«Кошкин щенок»
По М. Пляцковскому. Сказка
«Сердитый дог Буль»
Обобщающий урок по
разделу «Ребятам о
зверятах»
Русская народная сказка
«Лиса и журавль»
Русская народная сказка
«Храбрый баран»
Русская народная сказка
«Лиса и тетерев»
Украинская народная сказка
«Овечка и волк»
Башкирская народная сказка
«Медведь и пчелы»
Таджикская народная сказка
«Тигр и лиса»
Французская народная
сказка «Лиса и куропатка»
Абхазская народная сказка
«Куцый хвост»
Удмуртская народная сказка
«Глупый котенок»
Обобщающий урок по
разделу «Чудесный мир

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

36

60
61
62
63
64

65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78

79

сказок»
Русская народная песня «Ой
ты, зимушка-зима!»
По В. Бианки. Сказка «Заяц,
Косач, Медведь и Дед
Мороз»
М. Садовский.
Стихотворение «Декабрь»
По Л. Воронковой. Рассказ
«Как елку наряжали»
С. Попов. Стихотворение «В
новогоднюю
ночь»
По А. Усачеву. Сказка «Как
Дед Мороз сделал себе
помощников»
По А. Потаповой. Рассказ
«Такой вот герой»
С. Есенин. Стихотворение
«Зима»
С. Суворова. Стихотворение
«Подарок»
По В. Голявкину. Рассказ «У
Ники новые лыжи»
И. Шевчук. Стихотворение
«С прогулки»
По М. Быковой. Рассказ
«Неудачная находка»
И. Суриков. Стихотворение
«Детство»
По Е. Чарушину. Рассказ
«Что за зверь?»
По Э. Шиму. Сказка «Не
стучать – все спят!»
В. Степанов. Стихотворение
«Зайка»
По Н. Сладкову. Рассказ
«Еловая каша»
З. Александрова.
Стихотворение «Снежок»
По С. Баруздину.
Рассказ «Коллективная
печка»
В. Аникин. «Доскажи
словечко» (зимние загадки).
Обобщающий урок по
разделу

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

37

80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101

«Зимушка-зима»
По А. Ягафаровой. Сказка
«Снегирь и Синичка»
По В. Хомченко. Рассказ
«Птица-синица»
Г. Ладонщиков.
Стихотворение «Дельный
совет»
По Л. Толстому. Рассказ
«Косточка»
По С. Георгиеву. Рассказ
«Праздничный стол»
В. Берестов. Стихотворение
«За игрой»
С. Баруздин. Стихотворение
«Бревно»
А. Седугин. Рассказ «Как
Артемка котенка спас»
По В. Осеевой. Рассказ
«Подвиг»
И. Демьянов. Смешинка
«Девочка-копуша»
По В. Бирюкову. Сказка
«Лесные доктора»
Обобщающий урок по
разделу «Так нельзя, а так
можно»
Ф. Тютчев. Стихотворение
«Зима недаром злится»
По В. Бирюкову. Сказка
«Весенняя песня»
Украинская народная песня
«Веснянка»
По Э. Шиму. Сказка
«Сосулька»
Русская народная песня
«Выгляни, солнышко»
С. Вербова. Рассказ «Мамин
портрет»
П. Синявский.
Стихотворение
«Разноцветный подарок»
А. Седугин. Рассказ «Тихотихо»
Р. Сеф. Стихотворение
«Лицом к весне»
С. Вербова. Стихотворение

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

38

102
103
104
105
106
107
108
109

110

111
112
113
114
115
116

117

118
119
120
121

«Ледоход»
По Р. Фархади. Рассказ «Сон
медвежонка»
Г. Ладонщиков.
Стихотворение «Медведь
проснулся»
По В. Бианки. Рассказ «Заяц
на дереве»
С. Погореловский.
«Стихотворение Нашигости»
По Г. Скребицкому. Рассказ
«Скворушка»
И. Белоусов. Стихотворение
«Весенняя гостья»
По К. Ушинскому .Рассказ
«Пчелки на разведках».
По А. Баркову. Рассказ
«Тюльпаны»
Е. Савельева. «Доскажи
словечко» (Весенние
загадки). Обобщающий урок
по разделу «Весна в окно
стучится»
Р. Фархади. Стихотворение
«Перепутаница»
По Г. Остеру. Сказка «Эхо»
А. Шибаев. Стихотворение
«Кто кем становится»
А. Усачев. Стихотворение
«Волшебный барабан»
М. Пляцковский. Сказка
«Шишки»
По Ю. Степанову. Сказка
«Портрет»
М. Бородицкая.
Стихотворение «Булочная
песенка».
Обобщающий урок по
разделу «Весёлые истории»
Г. Ладонщиков.
Стихотворение «Скворец на
чужбине»
По К. Ушинскому. Рассказ
«Наше Отечество»
По Т. Кудрявцевой. «Флаг
России»
М. Ильин. Рассказ «Главный

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1
1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

39

город страны»
В. Степанов. Стихотворение
122
«Песня»
А. Усачев. Стихотворение
123
«День Победы»
По С. Баруздину. Рассказ
124
«Страшный клад»
По С. Алексееву. Рассказ
«Тульские пряники».
125
Обобщающий урок по
разделу «Родина любимая»
А. Усачев. Стихотворение
126
«Что такое лето?»
По Л. Воронковой. Рассказ
127
«Что сказала бы мама?»
По Л. Воронковой. Рассказ
128
«Что сказала бы мама?»
М. Дружинина.
129
Стихотворение «Земляника»
По В. Хомченко. Рассказ
130
«Куда исчез гриб?»
По В. Хомченко. Рассказ
131
«Куда исчез гриб?»
По В. Бианки. Рассказ «Еж132
спаситель»
Р. Фархади. Стихотворение
133
«Жарко»
По Э. Шиму. Рассказ
134
«Верное время»
По Э. Шиму. Рассказ
135
«Верное время»
Доскажи словечко. Летние
загадки. Обобщающий урок
136
по разделу «Здравствуй,
лето!»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

136

40

4 класс
№
п/п
1
2
3

4
5
6
7

8
9
10
11
12

13
14
15

16
17

18
19

Тема урока
По Н. Носову. Рассказ
«Снова в школу»
Э. Мошковская. Рассказ
«Жил-был Учитель»
М. Пляцковский.
Стихотворение «Чему учат в
школе» (в сокращении)
По Ю. Ермолаеву. Рассказ
«Поздравление»
По Е. Шварцу. Рассказ «Как
Маруся дежурила»
По Е. Ильиной. Рассказ
«Шум и Шумок»
В. Орлов. Стихотворение
«Почему сороконожки
опоздали на урок»
По Л. Каминскому. Рассказ
«Три желания Вити»
В. Берестов. Стихотворение
«Читалочка»
По М. Бартеневу. Рассказ
«Зарубите на носу»
Загадки про школьные
принадлежности
Обобщающий урок по
разделу «Школьная жизнь».
Внеклассное чтение.
Стихи и рассказы о школе.
Н. Антонова. Стихотворение
«Жёлтой краской кто-то…»
По Н. Абрамцевой. Сказка
«Осенняя сказка»
Е. Благинина.
Стихотворение «Подарки
осени»
По Л. Воронковой. Рассказ
«Лесные подарки»
А. Твардовский.
Стихотворение «Лес
осенью»
По В. Путилиной. Рассказ «В
осеннем лесу»
Н. Некрасов. Стихотворение

Количество часов

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

41

20
21
22
23
24

25

26
27
28
29

30
31
32
33

34
35

36

37
38
39

«Славная осень»
По Ю.Шиму. Сказка
«Отчего Осень грустна»
К. Бальмонт. Стихотворение
«Осень»
По Ю. Ковалю. Рассказ «Три
сойки»
По Н. Сладкову. Сказка
«Холодная зимовка»
А. Плещеев. Стихотворение
«Скучная картина!»
(отрывок)
По О. Иваненко. Сказка
«Сказка про маленького
жучка»
По К. Ушинскому. Сказка
«Пчёлы и мухи»
По Г. Граубину. Рассказ
«Время листьям опадать…»
Осенние загадки
Обобщающий урок по
разделу «Время листьям
опадать».
Внеклассное чтение.
Стихи русских поэтов про
осень
Русская потешка «Пекла
кошка пирожки…»
Чешская потешка «Сенокос»
По Л. Пантелееву. Рассказ
«Карусели»
По Н. Носову. Рассказ
«Прятки»
Считалки
По М. Булатову. Рассказ
«Жмурки»
Обобщающий урок по
разделу «Делу- время,
потехе – час».
Внеклассное чтение.
Пословицы и поговорки о
труде
По К. Ушинскому. Рассказ
«Бодливая корова»
По В. Бирюкову. Сказка
«Упрямый котёнок»
По В. Гаранжину. Рассказ

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1
1

-

1

-

1
1

-

1

-

1
1

-

1

-

1

-

1

-

1

42

40
41
42
43
44
45
46
47
48
49

50
51
52
53
54
55
56

57

58
59

«Пушок»
По Е. Чарушину. Рассказ
«Томка»
По Б. Житкову. Рассказ
«Охотник и собаки»
По Л. Матвеевой. Рассказ
«Чук заболел»
Г. Снегирёв. Рассказ
«Хитрый бурундук»
По А. Баркову. Рассказ
«Барсучья кладовая»
По А. Дорохову. Рассказ
«Гостья»
Г. Корольков. Рассказ
«Игрушки лисят»
По Ю. Дмитриеву. Рассказ
«Лиса»
Загадки про животных
Обобщающий урок по
разделу «В мире животных».
Рассказы Е. Чарушина про
животных
Г. Ладонщиков.
Стихотворение «Мишамастер»
По Е. Пермяку. Рассказ
«Пичугин мост»
В. Хомченко. Рассказ
«Михаськин сад»
По С. Баруздину. Рассказ
«Когда люди радуются»
По Ю. Ермолаеву. Рассказ
«Про каникулы и полезные
дела»
Е. Благинина.
Стихотворение «Котёнок»
В. Голявкин. Рассказ
«Птичка»
Обобщающий урок по
разделу «Жизнь дана на
добрые дела».
Рассказы и стихи про добрые
дела
По Л. Воронковой. Рассказ
«Снег идёт»
А. Слащёв. Сказка
«Снегурочка». Часть 1

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1
1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

43

60
61
62
63
64
65
66
67
68
69

70

71
72
73
74
75
76
77
78
79
80

А. Слащёв. Сказка
«Снегурочка». Часть 2
И. Суриков. Стихотворение
«Зима» (отрывок)
С. Марша. Стихотворение
«Декабрь» (отрывок)
По В. Сутееву. Сказка
«Ёлка». Часть 1
По В. Сутееву. Сказка
«Ёлка». Часть 2
По Л. Клавдиной. Рассказ
«Вечер под рождество»
Р.Тимершин. Стихотворение
«Где лежало «спасибо»?
По Н. Носову. Рассказ «На
горке». Часть 1
По Н. Носову. Рассказ «На
горке». Часть 2
Русская народная сказка
«Лисичка-сестричка и волк».
Часть 1
Русская народная сказка
«Лисичка-сестричка и волк».
Часть 2
А. Бродский. Сказка «Как
Солнце с Морозом
поссорились»
П. Головкин. Рассказ
«Зимняя сказка»
Г.Скребицкий. Рассказ
«Митины друзья». Часть 1
Г.Скребицкий. Рассказ
«Митины друзья». Часть 2
В. Бирюков. Стихотворение
«Снежная шапка»
По А. Тумбасову. Рассказ «В
шубах и шапках»
Н. Некрасов. Стихотворение
«Не ветер бушует над
бором...»
По В. Бианки. Рассказ
«Находчивый медведь»
По А. Спирину. Рассказ
«Зимние приметы»
Зимние загадки.
Обобщающий урок по
разделу «Зима наступила».

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

44

81

82
83
84
85

86

87

88

89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99

Внеклассное чтение.
Стихи про зимнюю природу
По Н. Носову. Сказка «Как
Винтик и Шпунтик сделали
пылесос». Часть 1
По Н. Носову. Сказка «Как
Винтик и Шпунтик сделали
пылесос». Часть 1
Г. Остер. Сказка «Одни
неприятности»
М. Пляцковский. Сказка
«Однажды утром»
В. Бирюков. Сказка «Почему
комары кусаются?»
С. Маршак. «Вот какой
рассеянный!» (отрывок).
Внеклассное чтение. Стихи
для детей С. Маршака
По О. Кургузову. Рассказ
«Две лишние коробки»
Г Чичинадзе. Стихотворение
«Отвечайте, правда ли?».
Обобщающий урок по
разделу «Весёлые истории»
В. Алфёров. Стихотворение
«Март»
По М. Фроловой. Рассказ
«Восьмое марта». Часть 1
По М. Фроловой. Рассказ
«Восьмое марта». Часть 2
Е. Благинина.
Стихотворение «Бабушказабота»
По А.Соколовскому. Рассказ
«Бабушкина вешалка»
По В. Бианки. Рассказ
«Последняя льдина»
А. Плещеев. Стихотворение
«Весна»
По А. Баркову. Рассказ
«Скворцы прилетели»
По Э. Шиму. Сказка «Всему
свой срок»
И. Никитин.Стихотворение
«Полюбуйся, весна
наступает...»
По Ю. Ковалю.Рассказ

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

45

100
101

102

103
104

105

106

107
108
109
110
111

112

113
114
115
116
117

«Весенний вечер»
По Ю. Дмитриеву.Рассказ
«Опасная красавица»
Весенние загадки
Обобщающий урок по
разделу «Полюбуйся, весна
наступает…».
Внеклассное чтение. Стихи
русских поэтов о весне
Русская народная сказка
«Хаврошечка». Часть 1
Русская народная сказка
«Хаврошечка». Часть 2
Русская народная сказка
«Сказка о серебряном
блюдечке и наливном
яблочке». Часть 1
Русская народная сказка
«Сказка о серебряном
блюдечке и наливном
яблочке». Часть 2
А. Пушкин. Стихотворение
«У лукоморья дуб
зелёный...»
По Ш. Перро. Сказка
«Подарки феи». Часть 1
По Ш. Перро. Сказка
«Подарки феи». Часть 2
Братья Гримм. Сказка
«Горшочек каши»
По В. Порудоминскому.
Рассказ «Наши сказки»
Обобщающий урок по
разделу «В мире волшебной
сказки».
Внеклассное чтение.
Русские народные сказки
М. Ильин. Рассказ «Царьколокол»
С. Васильева. Рассказ
«Город на Неве»
Д. Павлычко. Стихотворение
«Где всего прекрасней на
земле?»
С. Вербова. Рассказ
«Сочинение на тему»
С. Вербова. Рассказ

1

-

1
1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

46

118
119
120
121
122
123
124

125

126
127
128

129
130
131
132

133
134
135
136

«Сочинение на тему»
По Л. Кассилю. Рассказ
«Какое это слово?»
По Л. Кассилю. Рассказ
«Какое это слово?»
По Б. Никольскому. Рассказ
«Главное Дело»
По Б. Никольскому. Рассказ
«Главное Дело»
А. Усачёв. Стихотворение
«Защита»
По Л. Кассилю. Рассказ
«Никто не знает, но помнят
все»
Т. Белозёров. Стихотворение
«День Победы»
Обобщающий урок по
разделу
«Родная земля».
Внеклассное чтение.
Стихи и рассказы о войне
С. Козлов.
Сказка «Ливень»
Г. Граубин.
Стихотворение «Тучка»
Н. Павлова.
Сказка «Хитрый одуванчик».
Часть 1
Н. Павлова.
Сказка «Хитрый одуванчик».
Часть 2
Е. Благинина.
Стихотворение «Одуванчик»
По А. Дорохову.
Рассказ «Встреча со змеёй»
А. Бродский.
Стихотворение «Летний
снег»
В. Голявкин.
Рассказ «После зимы будет
лето»
О. Тарнопольская
Стихотворение «Хозяюшка»
По А.Спирину.
Рассказ «Летние приметы»
Обобщающий урок по
разделу «Лето пришло».

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

47

Внеклассное чтение.
Стихи русских поэтов о лете
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

136

48

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
УЧЕНИКА
Список литературы для учащихся
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Воронкова В.В. «Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах
вспомогательной школы»-М.: Просвещение, 1988.
2. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение» - М.: Просвещение,
1990.
3. Обучение чтению в специальных коррекционных классах. 1 класс./
авт.-сост. Рудченко Л.И.-Волгоград: Учитель, 2007.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
1.Бесплатное поурочное планирование, сценарии, разработки уроков,
внеклассные мероприятия и др. http://www.uroki.net
2.Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов http://schoolcollection.edu.ru/
3. Энциклопедии, энциклопедические словари и
справочники http://www.rubricon.com/

49


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».