Русский язык

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Управление образования Администрации городского округа Сухой Лог
МБОУ СОШ №3

Принято на педагогическом совете
протокол № 1 от « 29 »августа 2024 г.

Утвержден
Приказом директоа МБОУ СОШ №3
№ 84/1-ОД от «29» августа 2024 г.

Адаптированная рабочая программа
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету
«Русский язык»
(1 - 4 классы)

п. Алтынай 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на
основе

Федеральной

адаптированной

основной

общеобразовательной

программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями),

далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом

Министерства

просвещения

России

от

24.11.2022г.

№

1026

(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их
особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей
и возможностей.
Учебный предмет «Русский язык» относится к предметной области «Язык
и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 1 классе
рассчитана на 99 часов (34 учебные недели) и составляет 3 часа в неделю.
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
определяет цель и задачи учебного предмета «Русский язык».
Цель обучения: развитие у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) устной и письменной речи, формирование
практически

значимых

орфографических

и

пунктуационных

навыков,

воспитание интереса к родному языку.
Задачи обучения:
− уточнение

и

обогащение

представлений

об

окружающей

действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово,
предложение, словосочетание);
− формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие
коммуникативно-речевых навыков;

2

− овладение различными доступными средствами устной и письменной
коммуникации для решения практико-ориентированных задач;
− коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
− формирование основ навыка полноценного чтения художественных
текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
− развитие навыков устной коммуникации;
− формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 1 классе
определяет следующие задачи:
− формирование у первоклассников речевого слуха;
− коррекция нарушений звуковой стороны речи;
− коррекция недостатков сенсомоторной сферы: зрительного восприятия,
пространственной ориентировки, мелкой моторики кистей рук;
− формирование и развитие элементарных навыков общения с учителем и
одноклассниками,

в том

числе

умения

адекватно воспринимать речь

окружающих и выполнять инструкции педагога.

3

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Содержание учебного предмета «Русский язык» в 1 классе включает в
себя добукварный и букварный периоды.
Добукварный

период. Основные

задачи

добукварного

периода:

подготовить обучающихся к овладению первоначальными навыками чтения и
письма; привить интерес к обучению; выявить особенности общего и речевого
развития каждого ребенка.
В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых
навыков,

по

развитию

слухового

и

зрительного

восприятия,

совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также
развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе ознакомления с
предметами

и

явлениями

окружающей

действительности,

организации

дидактических игр и игровых упражнений. На уроках значительное место
отводится развитию речи. Обучающиеся учатся слушать и понимать
собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске
и др.), отвечать на вопросы.
Развитие

речи

на

уроках

предусматривает

также

формирование

правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи.
Основными видами работы в этом направлении являются беседы; заучивание с
голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок; небольшие
инсценировки.
Совершенствованию произносительной стороны речи способствуют
артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба, щек и т. д. Развитие
слухового восприятия и речевого слуха в добукварный период является
основой для усвоения звуков речи. Обучающиеся учатся различать звуки
окружающей

действительности,

например,

шуршание

листьев,

голоса

животных (р-р-р, ш-ш-ш, з-з-з) и т. д. Обучающиеся практически знакомятся с
понятиями слово, часть слова (слог), звук. Они учатся составлять предложения

4

по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной
теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в
начале слова.
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в
большей степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, ее
пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. Эта работа
способствует предупреждению неточного восприятия напечатанных или
написанных слов.
Обучающиеся учатся различать геометрические фигуры по цвету,
размеру,

составлять

комбинации

из

полосок,

геометрических

фигур,

располагать их в определенной последовательности и заданном направлении
(слева направо, сверху вниз). Упражнения выполняются по предложенному
учителем образцу, по памяти, по словесной инструкции.
На уроках русского языка проводится работа по подготовке обучающихся
к

обучению

карандашом,

письму.
ручкой,

Обучающиеся
учатся

рисовать

приобретают
и

навык

раскрашивать

пользования
по

трафарету

геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ
букв, а затем элементы букв.
К концу добукварного периода обучающиеся должны уметь делить
предложения (из двух-трех слов) на слова, двусложные слова на слоги,
выделять звуки а, у, м в начале слов, владеть графическими умениями.
Букварный период. В этот период у обучающихся формируется звукобуквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом.
Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры,
предложения, короткие тексты.
Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и
отчетливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками,
дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей

5

последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы
(элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными
буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.
Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется
постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам,
ум), после этого прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания при
обучении слитному их чтению, и после них слоги со стечением согласных.
Лучшему усвоению образа буквы, соотнесения звука и буквы, составлению
слогов и слов поможет использование кукольной азбуки и других игровых
технологий.
Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур.
Большое

внимание

уделяется

чтению

по

букварю,

использованию

иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого. Основным
методом обучения чтению является чтение по следам анализа.
При обучении письму важно научить детей правильному начертанию
букв и соединению их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов, слов,
предложений

опираются

на

звуко-буквенный

анализ,

предварительную

условно-графическую запись и составление слогов, слов из букв разрезной
азбуки.
Обучение
нарушениями
которыми

русскому
предполагает

поможет

языку

обучающихся

формирование

выпускникам

с

речевых

максимально

интеллектуальными
умений,

владение

реализоваться

в

самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.
Во 2 классе звуко-буквенный анализ является основой формирования
фонетически правильного письма и письма по правилу. Обучающиеся
приобретают начальные сведения о фонетике и графике, овладевают
правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова

6

путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и
середине слова с согласными перед гласными.
В процессе практических грамматических упражнений во 2 классе
изучаются различные разряды слов - названий предметов, действий, признаков.
Понятие о предложении обучающиеся получают на конкретном речевом
материале в процессе разбора предложения по словам и составления
предложения

из

слов.

Упражняясь

в

составлении

предложений

на

предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя
предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок
слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении
выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном
порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью
вопросов.
Во 2 классе особое внимание уделяется формированию у обучающихся
навыков

связной

фонематического

устной
слуха

и

и

письменной

правильного

речи.

Работа

произношения,

по

развитию

обогащению

и

уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки
формирования умения высказываться в устной и письменной форме.
Проводятся
поставленные

подготовительные
вопросы,

упражнения: ответы на

подписи

под

серией

последовательно

рисунков,

работа

с

деформированным текстом и др.
Работа по совершенствованию графических умений заключается в
закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что
предупреждает появление при письме графических ошибок в списывании с
рукописного и печатного текста.
Дидактическая игра занимает oco6oe место в процессе o6yчeния,
поскольку поднимает наиболее высокий эмоциональный уровень выполнение
учебных заданий.

7

Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от
его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения.
Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает
его специфику. Все знания обучающихся, получаемые ими в основном при
выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной
адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и
речевой деятельности школьников с умственной отсталостью обусловлена
трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и
орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся
психофизических функций.
Главным принципом, организующим все программы по основным
разделам русского языка, является развитие речи обучающихся.
Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения обучающихся с
умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) затрудняют

овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в 3 классе
самое

серьезное

Звукобуквенный

внимание

анализ

уделяется

является

основой

звукобуквенному
формирования

анализу.

фонетически

правильного письма и письма по правилам. Обучающиеся овладевают
фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между
произношением

и

письмом,

которое

является

не

фонетическим,

а

фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты.
Слово. В процессе практических грамматических упражнений в 3 классе
изучаются различные разряды слов названия предметов, действий, признаков.
Предложение.

Понятие о предложении обучающиеся получают на

конкретном речевом материале в процессе разбора предложения, по словам и
составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на
предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя
предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок

8

слов в предложении, обучающиеся

должны осознать, что в предложении

выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном
порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью
вопросов.
В 3 классе школьники учатся составлять и различать предложения по
интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки,
вопросительного и восклицательного знаков.
Связная речь. В 3 классе особое внимание уделяется формированию
навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать
свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа
по

развитию

фонематического

слуха

и

правильного

произношения,

обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает
предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной
формах.
Графические навыки. У обучающихся продолжают совершенствоваться
графические навыки: закрепление написания строчных и прописных букв и их
соединений.
Обучение русскому языку в 4 классе носит практическую направленность
и тесно связано с другими учебными предметами. При подборе учебного
материала используется разноуровневый подход к учебным возможностям
обучающихся,

способствующий

наилучшей

социальной

адаптации

обучающихся в обществе.
В 4 классе овладение правописанием безударных гласных, звонких и
глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических
занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления
ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с
согласными перед гласными.

9

В процессе практических грамматических упражнений изучаются
различные разряды слов: названия предметов, действий и признаков,
родственные слова. Цель таких упражнений: обогащать словарь обучающихся
данными разрядами слов в контексте определённых тем, научить употреблять в
речи слова в различных формах в зависимости от их связи с другими словами,
составлять словосочетания и предложения.
Эта тема занимает в программе особое место, поскольку предложение
является минимальной единицей коммуникативного уровня. В процессе
выполнения практических упражнений обучающиеся знакомятся с некоторыми
признаками предложения: законченность мысли, связь слов в предложении,
порядок слов. На этом этапе выполняются разнообразные упражнения в
распространении и составлении предложений на основе действий, по
картинкам, вопросу, графическому изображению, проводится работа с
деформированным предложением. Знакомясь с порядком слов в предложении,
обучающиеся узнают и о вариативности этого порядка. В этой теме даются
также

знания

об

интонационном

разнообразии

предложений

и

их

пунктуационном оформлении.
В 4 классе особое внимание уделяется формированию у обучающихся
навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать
свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны.
Продолжается работа с деформированным текстом. Обучающиеся учатся
писать небольшое изложение под руководством учителя; делают описание
картин по коллективно составленному плану; учатся оформлять деловые
бумаги: письмо адреса на конверте.
Внимание к чёткому и аккуратному письму должно иметь место на
каждом уроке. На минутке чистописания закрепляется правильное написание
строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление
графических ошибок при списывании с рукописного и печатного текстов.

10

Содержание разделов
1 класс
№

Название раздела

п/п

Количество

Контрольные

часов

работы

1.

Добукварный (пропедевтический) период

14

0

2.

Обучение грамоте (букварный период)

85

0

99

0

Количество

Контрольные

часов

работы

Итого:

2 класс.
№

Название раздела, темы

п/п
1

Повторение

8

2

Звуки и буквы

14

3

Парные звонкие и глухие согласные

8

4

Шипящие и свистящие согласные

4

5

Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или
слога

6

6

Твердые и мягкие согласные

7

7

Мягкий знак на конце слова

5

8

Слово. Названия предметов

12

9

Большая буква в именах и фамилиях людей,
кличках животных

7

10

Названия действий

7

11

Предлоги

3

12

Слова с непроверяемыми гласными

3

13

Предложение

12

14

Повторение

6
Итого:

1

102

1

2

3 класс
11

№

Название раздела

п/п

Количество

Контрольные

часов

работы

1.

Повторение

11

2.

Звуки и буквы

39

3.

Слово. Названия предметов

34

4.

Предложение

12

5.

Повторение

6
Итого:

1

1

102

2

Количество

Контрольные

часов

работы

4 класс
№

Название раздела

п/п
1.

Повторение

8

2.

Звуки и буквы

42

3.

Слово

32

4.

Предложение

11

5.

Повторение

9

1

102

2

Итого:

1

12

III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:
 формирование первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности
на уроке;
 развитие положительного отношения к школе, к урокам русского языка.
Предметные:
Минимальный уровень:
 различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;
 читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными
картинками;
 с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию прослушанной
сказки или рассказа, опираясь на наглядные средства;
 списывать с печатного текста отдельные слоги и слова.
Достаточный уровень:
 различать звуки на слух и в собственном произношении;
 читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
 отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к
тексту;
 писать строчные и прописные буквы;
 списывать

с

печатного

и

рукописного

текстов

прочитанные

и

разобранные слова и предложения;
 писать на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых не
расходится с произношением (последние – после звукового проговаривания).

Система оценки достижений

13

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения

обучающегося

в

овладении

социальными

(жизненными)

компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Во время обучения в 1 классе целесообразно всячески поощрять и
стимулировать работу обучающихся, используя только качественную оценку.
При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся
продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе
обучения главным результатом является появление значимых предпосылок
учебной

деятельности,

одной

из

которых

является

способность

ее

осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и
контролем

педагогического

работника,

но

и

с

определенной

долей

самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью
предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального
и дифференцированного подходов.
Усвоенные
элементарные

по

обучающимися

даже

содержанию

знания

незначительные
и

умения

по

должны

объему

и

выполнять

коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную
роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным
опытом.
Усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения
достоверности как «верные» или «неверные».
Критерий «верно» и (или) «неверно» (правильность выполнения задания)
свидетельствует о частности допущения тех или иных ошибок, возможных
14

причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления. По
критерию полноты предметные результаты могут оцениваться как полные,
частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий
оценивается с позиции наличия и (или) отсутствия помощи и ее видов: задание
выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции;
выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных
видов помощи.
Работа обучающихся поощряется и стимулируется с использованием
качественной оценки: «верно», «частично верно», «неверно»
Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые
обучающимися:
− «верно» - задание выполнено на 70 – 100 %;
− «частично верно» - задание выполнено на 30-70%;
− «неверно» - задание выполнено менее, чем 30 %.
2 класс
Личностные:
 формирование интереса к языковой и речевой деятельности;
 развитие бережного отношения к учебным принадлежностям,
раздаточному материалу, умению правильно располагать на парте учебные
принадлежности.
Предметные:
Минимальный уровень:
 различать сходные по начертанию буквы;
 списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
 анализировать слова по звуковому составу;
 различать звуки гласные и согласные, согласные - звонкие и глухие,
твердые и мягкие на слух, в произношении;

15

 различать

слова,

обозначающие

названия

предметов,

слова,

обозначающие действия предметов;
 составлять по картинкам, по заданию предложения;
 писать под диктовку буквы, слоги, слова (из 3-4 букв), написание
которых не расходится с произношением (6 слов);
 писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить
точку;
 использовать

приобретённые

знания

и

умения

в

практической

деятельности и повседневной жизни.
Достаточный уровень:
 списывать по слогам с рукописного и печатного текстов;
 анализировать слова по звуковому составу;
 различать звуки гласные и согласные, согласные - звонкие и глухие,
свистящие и шипящие, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
 писать под диктовку слова, написание которых не расходится с
произношением,

простые

по

структуре

предложения,

текст

после

предварительного анализа (10—15 слов);
 делить слова на слоги;
 писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить
точку, вопросительный знак;
 составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и
текста.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения

обучающегося

в

овладении

социальными

(жизненными)

компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;

16

 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Оценка

достижения

обучающимися

предметных результатов базируется

с

умственной

отсталостью

на принципах индивидуального и

дифференцированного подходов.
Основные

критерии

оценки

планируемых

результатов

являются

следующие: соответствие и (или) несоответствие науке и практике; полнота и
надёжность усвоения; самостоятельность применения усвоенных знаний.
При оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра
оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую
деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на
формирование у него жизненных компетенций.
При оценке устных ответов по русскому языку принимаются во
внимание:


правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об

осознанности усвоения изученного предметного материала;


полнота ответа;



умение практически применять свои знания;



последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» - ставится обучающемуся, если он показывает понимание
материала,

может

с

помощью

учителя

обосновать,

самостоятельно

сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные
ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом
соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в
подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает

17

некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения
допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся показывает знание и понимание
основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и
последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно
подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в
постоянной помощи учителя.
Примерный объем письменных текстов:


в контрольных работах – 15 - 20 слов (контрольные диктанты

должны содержать по 2—3 орфограммы на каждое правило);


в словарном диктанте – 5–8 слов.

При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими
нормами:


оценка «5» ставится за работу без ошибок;



оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками;



оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками.

В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна
пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных
ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке.
Ошибки на не пройдённые правила правописания также не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается:
а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в «лыжи»
дважды написано на конце ы). Если же подобная ошибка на это правило
встречается в другом слове, она учитывается;
б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; не
дописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное
написание одного и того же слова в предложении.

18

Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует
рассматривать индивидуально для каждого обучающегося. Специфическими
для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного
состава слов (пропуски, перестановки, добавления, не дописывание букв,
замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки
две

однотипные

специфические

ошибки

приравниваются

к

одной

орфографической ошибке.
При

оценке

грамматического

разбора

следует

руководствоваться

следующими нормами:
Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает осознанное
усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического
разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.
Оценка «4» ставится, если обучающийся в основном обнаруживает
усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя допускает
2-3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает недостаточное
понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний,
допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
Оценка «2» - не ставится.

3 класс

Личностные:
 формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности на уроках русского языка;

19

 понимание личной ответственности за свои поступки на основе
представлений об этических нормах и правилах поведения в современном
обществе.
Предметные:
Минимальный уровень:
 списывать слова с послоговым орфографическим проговариванием
с помощью учителя;
 различать гласные и согласные, ударные и безударные гласные с
помощью учителя;
 дифференцировать оппозиционные согласные звуки с помощью
учителя;
 делить слова на слоги, переносить части слова при письме с
помощью учителя;
 списывать текст целыми словами (10-20 слов); включая слова с
изученными орфограммами;
 составлять предложения, восстанавливать нарушенный порядок
слов в предложении с помощью опор и с помощью учителя;
 выделять предложения из текста;
 уметь располагать слова в алфавитном порядке с опорой на
наглядность с помощью учителя.
Достаточный уровень: записывать слова с послоговым орфографическим
проговариванием;
 различать гласные и согласные, ударные и безударные гласные;
 дифференцировать оппозиционные согласные звуки;
 делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
 списывать текст целыми словами; писать текст под диктовку (20 25 слов), включая слова с изученными орфограммами;

20

 составлять предложения, восстанавливать нарушенный порядок
слов в предложении;
 выделять предложения из текста, восстанавливать нарушенный
порядок слов в предложении;
 уметь располагать слова в алфавитном порядке.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения

обучающегося

в

овладении

социальными

(жизненными)

компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Оценка

достижения

обучающимися

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) предметных результатов базируется на
принципах индивидуального и дифференцированного подходов.
Основные

критерии

оценки

планируемых

результатов

являются

следующие: соответствие и (или) несоответствие науке и практике; полнота и
надёжность усвоения; самостоятельность применения усвоенных знаний.
При оценке итоговых предметных результатов обучающихся следует из
всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы их учебную и
практическую деятельность, оказывали бы положительное влияние на
формирование жизненных компетенций.
При

оценке

устных

ответов

обучающихся

по

русскому

языку

принимаются во внимание:
 правильность

ответа

по

содержанию,

свидетельствующая

об

осознанности усвоения изученного материала;

21

 полнота ответа;
 умение практически применять свои знания;
 последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» - ставится обучающемуся, если он обнаруживает понимание
материала,

может

с

помощью

учителя

обосновать,

самостоятельно

сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные
ошибки, которые сам исправляет.
Оценка

«4»

соответствующий

ставится,

если

обучающийся

дает

ответ,

в

целом

требованиям оценки «5», но допускает неточности в

подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает
некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения
допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание
основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и
последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно
подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в
постоянной помощи учителя.
Примерный объем письменных текстов:
 в контрольных работах – 25 - 30 слов (контрольные диктанты должны
содержать по 2—3 орфограммы на каждое правило);
 в словарном диктанте – 8 - 10 слов.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими
нормами:
 оценка «5» ставится за работу без ошибок;
 оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками;
 оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками.
В

письменных

работах

обучающихся

не

учитываются

одно-два

исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или

22

двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной
орфографической ошибке. Ошибки на не пройдённые правила правописания
также не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается:
а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в «лыжи»
дважды написано на конце ы). Если же подобная ошибка на это правило
встречается в другом слове, она учитывается;
б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; не
дописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное
написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует
рассматривать индивидуально для каждого обучающегося. Специфическими
для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного
состава слов (пропуски, перестановки, добавления, не дописывание букв,
замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки
две

однотипные

специфические

ошибки

приравниваются

к

одной

орфографической ошибке.
При

оценке

грамматического

разбора

следует

руководствоваться

следующими нормами:
Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает осознанное
усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического
разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.
Оценка «4» ставится, если обучающийся в основном обнаруживает
усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя допускает
2-3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает недостаточное
понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний,
допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.

23

Оценка «2» - не ставится.

4 класс

Личностные:
 осознание себя как гражданина России; формирование
чувства гордости за свою Родину, русский язык
 осознание языка как основного средства человеческого общения,
понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
 установка на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому

труду,

работе

на

результат,

бережному

отношению

к

материальным и духовным ценностям на уроках русского языка.
Предметные:
Минимальный уровень:
 различать гласные и согласные звуки и буквы; ударные и безударные
гласные звуки; оппозиционные согласные по звонкости-глухости, твердостимягкости;
 делить слова на слоги для переноса;
 списывать по слогам и целыми словами с рукописного и печатного
текстов с орфографическим проговариванием;
 записывать под диктовку слова и короткие предложения (2 - 4 слова) с
изученными орфограммами;
 обозначать мягкость и твердость согласных звуков на письме гласными
буквами и буквой "ь" (после предварительной отработки);
 дифференцировать

и

подбирать

слова,

обозначающие

предметы,

действия, признаки;

24

 составлять предложения, восстанавливая в них нарушенный порядок слов
с ориентацией на серию сюжетных картинок;
 выделять из текста предложения на заданную тему;
 участвовать в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
 различать звуки и буквы;
 уметь дать характеристику гласных и согласных звуков с опорой на
образец и опорную схему;
 списывать

рукописного

и

печатного

текста

целыми

словами

с

орфографическим проговариванием;
 записывать под диктовку текст, включающий слова с изученными
орфограммами (30 - 35 слов);
 дифференцировать и подбирать слова различных категорий по вопросу и
грамматическому значению (название предметов, действий и признаков
предметов);
 составлять и распространять предложение, устанавливать связи между
словами с помощью учителя, уметь ставить знаки препинания в конце
предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
 делить текст на предложения;
 выделять тему текста (о чем идет речь), выбирать один заголовка из
нескольких, подходящий по смыслу;
 самостоятельная записывать 3 - 4 предложения из составленного текста
после его анализа.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения

обучающегося

в

овладении

социальными

(жизненными)

компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

25

 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Оценка

достижения

обучающимися

предметных результатов базируется

с

умственной

отсталостью

на принципах индивидуального и

дифференцированного подходов.
Основные

критерии

оценки

планируемых

результатов

являются

следующие: соответствие и (или) несоответствие науке и практике; полнота и
надёжность усвоения; самостоятельность применения усвоенных знаний.
При оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра
оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую
деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на
формирование жизненных компетенций.
При оценке устных ответов по русскому языку принимаются во
внимание:
 правильность

ответа

по

содержанию,

свидетельствующая

об

осознанности усвоения изученного материала;
 полнота ответа;
 умение практически применять свои знания;
 последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» - ставится обучающемуся, если он обнаруживает понимание
материала,

может

с

помощью

учителя

обосновать,

самостоятельно

сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные
ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом
соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в
подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает

26

некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения
допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и
понимание основных положений данной темы, но излагает материал
недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи;
затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с
помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Примерный объем письменных текстов:
 в контрольных работах – 35 - 40 слов (контрольные диктанты должны
содержать по 2—3 орфограммы на каждое правило);
 в словарном диктанте – 5 - 8 слов.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими
нормами:
 оценка «5» ставится за работу без ошибок;
 оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками;
 оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками.
В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна
пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных
ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке.
Ошибки на не пройдённые правила правописания также не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается:
а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в «лыжи»
дважды написано на конце ы). Если же подобная ошибка на это правило
встречается в другом слове, она учитывается;
б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; не
дописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное
написание одного и того же слова в предложении.

27

Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует
рассматривать индивидуально для каждого обучающегося. Специфическими
для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного
состава слов (пропуски, перестановки, добавления, не дописывание букв,
замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки
две

однотипные

специфические

ошибки

приравниваются

к

одной

орфографической ошибке.
При

оценке

грамматического

разбора

следует

руководствоваться

следующими нормами:
Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает осознанное
усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического
разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.
Оценка «4» ставится, если обучающийся в основном обнаруживает
усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя допускает
2-3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает недостаточное
понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний,
допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
Оценка «2» - не ставится.

Поурочное планирование
1 класс
№
п/п
1
2

Тема урока
Выявление знаний и умений
обучающихся
Работа с цветными
полосками.

Количество часов

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

1

-

1

-

28

3

4

5

6
7
8

9
10

11
12
13
14

15
16
17
18
19
20

21
22

Обводка по шаблону фигур
(яблоко, груша)
Обведение фигур по
трафарету овощи (огурец,
помидор).
Штриховка
Обведение круглых фигур по
трафарету: мяч, яблоко,
помидор.
Штриховка
Различение
распространенных цветов:
черный, синий, зеленый,
белый.
Штриховка
Обведение по шаблону
геометрических фигур
Знакомство с тетрадью.
Рабочая строка
Рисование контуров
знакомых предметов.
Рабочая строка. Письмо
коротких прямых,
наклонных линий, точки
Письмо прямых линий
коротких и удлинённых
Письмо короткой прямой
линии с закруглением внизу,
вверху
Письмо овала
Письмо удлинённой прямой
линии с петлёй внизу
Письмо удлинённой прямой
линии с петлёй вверху
Письмо удлинённой
наклонной линии с
закруглением внизу, вправо
и влево
Письмо строчной и
заглавной буквы Аа
Письмо строчной буквы у
Заглавная буква У
Письмо строчной буквы м
Заглавная буква М
Письмо слогов и слов с
изученными буквами (ам,
ум, ма, му, ма-ма)
Письмо строчной буквы о
Заглавная буква О

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1
1

-

1

-

1

-

1

-

1
1
1
1
1

-

1
1

-

29

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54

Строчная и заглавная буква
Х
Письмо слогов с буквой X
Строчная и заглавная буква
Сс
Письмо слогов и слов с
буквой С
Письмо слогов и слов с
изученными буквами
Письмо слогов и слов с
изученными буквами
Строчная буква н
Заглавная буква Н
Письмо буквы ы
Письмо слов с буквой ы
Письмо слогов и слов с
изученными буквами
Письмо слогов и слов с
изученными буквами
Письмо строчной буквы л
Письмо заглавной буквы Л.
Письмо слов с буквой Л
Строчная буква в
Заглавная буква В
Письмо слогов и слов с
буквой Вв
Письмо слогов и слов с
изученными буквами
Строчная буква и
Заглавная буква И
Письмо слогов и слов с
изученными буквами
Письмо слогов и слов с
изученными буквами
Письмо строчной буквы ш
Письмо заглавной буквы Ш
Письмо слогов и слов с
буквами Ш – С
Написание слов с
сочетанием ШИ
Письмо слогов и слов с
изученными буквами
Строчная буква п
Заглавная буква П
Письмо слогов и слов с
изученными буквами
Строчная буква т
Заглавная буква Т

1

-

1
1

-

1

-

1

-

1

-

1
1
1
1
1

-

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

30

55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78

79

80
81
82

83

Письмо слогов и слов с
изученными буквами
Строчная буква к
Заглавная буква К
Строчная буква з
Заглавная буква З
Письмо слогов и слов с
изученными буквами
Строчная буква р
Заглавная буква Р
Буква Йй строчная и
заглавная
Письмо слов с буквой Йй
Строчная и заглавная буквы
Жж
Написание сочетаний ЖИ ШИ
Строчная буква б
Заглавная буква Б
Строчная буква д
Заглавная буква Д
Строчная буква г
Заглавная буква Г
Буква мягкий знак –
показатель мягкости
Слова с мягким знаком на
конце слова
Строчная буква е
Заглавная буква Е
Письмо строчной и
заглавной буквы Яя.
Написание слогов с буквой я
Написание слов и
предложений с буквой Я
Письмо строчной и
заглавной буквы Юю.
Написание слогов с буквой
ю
Написание слов и
предложений с буквой Ю
Письмо строчной и
заглавной буквы Ёё
Написание предложений.
Списывание с печатного
текста
Строчная буква ч. Сочетание
ча, чу. Написание слов с
буквой ч

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1

1

31

Заглавная буква Ч
Письмо строчной буквы ф
Письмо заглавной буквы Ф
Письмо строчной буквы ц.
87
Написание слов с буквой ц
88
Заглавная буква Ц
Строчная и заглавная буква
89
Ээ
90
Написание слов с буквой Ээ
Строчная и заглавная буква
91
Щщ
Написание сочетаний ЧА92
ЩА, ЧУ-ЩУ
Буква ъ. Написание слов с
93
буквой ъ
94
Написание слов с буквой ъ
Написание слов с
95
разделительными ь и ъ
Письмо слогов и слов с
96
изученными буквами
Письмо слогов и слов под
97
диктовку
98
Списывание предложений
99
Списывание текста
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
84
85
86

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
99

2 класс
№
п/п
1
2

3
4

5
6
7

8

Тема урока
Звуки и буквы. Выделение
звука и буквы в слове
Слово.
Предмет и слово,
называющее предмет
Предмет и слово,
называющее предмет
Предложение.
Правило записи
предложения
Предложение и его схема
Распространение
предложений
Проверочная работа по теме:
«Слово. Предложение».
Списывание текста
Составление предложений с

Количество часов

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

1

-

1

-

1

-

1

-

1
1

-

1

-

1

-

32

9
10
11

12

13

14

15
16
17
18
19
20
21
22

23
24
25
26
27
28
29

данным словом
Гласные и согласные.
Гласные звуки и буквы
Гласные и согласные.
Согласные звуки и буквы
Различение слов, сходных по
звуковому составу.
Слова, которые различаются
одним звуком
Различение слов, сходных по
звуковому составу.
Слова, которые различаются
количеством звуков
Различение слов, сходных по
звуковому составу.
Слова, которые различаются
последовательностью звуков
Проверочная работа по теме:
«Звуки и буквы».
Списывание текста
Ударение в словах. Знак
ударения
Выделение ударного
гласного в слове
Деление слов на слоги
Гласные в образовании
слогов
Деление слов со звуками [и –
й] на слоги
Перенос слов по слогам
Перенос слов по слогам
Проверочная работа по теме:
«Слог».
Картинный словарный
диктант
Различие парных согласных
Б-П
Различие парных согласных
В-Ф
Различие парных согласных
Г-К
Различие парных согласных
Д-Т
Различие парных согласных
Ж-Ш
Различие парных согласных
З-С
Различение звонких и глухих
согласных

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1
1

-

1

-

1
1
1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

33

30

31
32
33

34

35
36
37
38
39

40

41
42
43
44
45
46

47

48
49
50

Проверочная работа по теме:
«Парные звонкие и глухие
согласные».
Списывание текста
Шипящие согласные
Свистящие согласные
Различение шипящих и
свистящих согласных
Проверочная работа по теме:
«Шипящие и свистящие
согласные».
Выборочный диктант
Буква Е в начале слова или
слога
Буква Ё в начале слова или
слога
Буква Ю в начале слова или
слога
Буква Я в начале слова или
слога
Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в
начале слова или слога
Проверочная работа по теме:
«Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в
начале слова или слога».
Картинный словарный
диктант
Гласные Ы-И после твердых
и мягких согласных
Гласные О-Ё после твердых
и мягких согласных
Гласные У-Ю после твердых
и мягких согласных
Гласные А-Я после твердых
и мягких согласных
Гласная Е после мягких
согласных
Различие твердых и мягких
согласных
Проверочная работа по теме:
«Различие твердых и мягких
согласных».
Списывание текста
Буква Ь для обозначения
мягкости согласных на конце
слова
Письмо слов с мягкими
согласными на конце
Различение твердых и

1

-

1
1
1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

34

51

52
53
54
55
56
57

58
59
60
61
62
63

64

65
66
67
68
69
70

мягких согласных на конце
слова
Различение слов с твердыми
и мягкими согласными на
конце слова
Проверочная работа по теме:
«Мягкий знак Ь на конце
слова».
Выборочный диктант
Предмет и его название
Названия предметов,
отвечающие на вопрос
«Что?»
Название частей предмета
Различение сходных
предметов и их названий
Обобщающее слово для
группы однородных
предметов
Названия предметов,
отвечающие на вопрос
«Кто?»
Обобщающее слово к группе
однородных предметов
Обобщающее слово к группе
однородных предметов
Слова, отвечающие на
вопросы «Кто?» и «Что?»
Слова, отвечающие на
вопросы «Кто?» и «Что?»
Слова, обозначающие один и
несколько предметов
Проверочная работа по теме
«Слово. Названия
предметов»
Выборочное списывание
Большая буква в именах
людей
Большая буква в именах и
фамилиях людей
Большая буква в именах и
фамилиях людей
Большая буква в кличках
животных
Большая буква в кличках
животных.
Письмо по памяти
Большая буква в именах и
фамилиях людей, кличках

1

-

1

-

1
1

-

1
1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

35

71

72

73
74
75
76
77

78

79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92

животных
«Большая буква в именах и
фамилиях людей, кличках
животных».
Выборочное письмо
Действие и его название.
Названия действий,
отвечающие на вопрос «Что
делает?»
Названия действий,
отвечающие на вопрос «Что
делают?»
Подбор названий действий к
названиям предметов
Подбор названий действий к
названиям предметов
Различение названия
действий по вопросам
Различение названий
предметов и названий
действий по вопросам
«Различение названий
предметов и названий
действий по вопросам».
Выборочный диктант.
Списывание текста
Предлог как отдельное слово
Употребление предлогов в
предложении
Употребление предлогов в
предложении
Выделение «трудной»
гласной в словах
Выделение «трудной»
гласной в словах
Написание гласных в словахродственниках
Выделение предложения из
текста
Правила записи
предложения
Правила записи
предложения
Предложение и его схема
Предложение и его схема
Различение набора слов и
предложения
Порядок слов в предложении
Завершение начатого

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1
1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1
1
1

-

1
1

-

36

предложения
Составление предложений
93
по предметной картинке
Составление предложений
94
по сюжетной картинке
Предложения-вопросы и
95
предложения-ответы
Итоговая контрольная
96
работа. Диктант.
Списывание текста
97
Звонкие и глухие согласные
98
Твердые и мягкие согласные
99
Мягкий знак на конце слова
100 Названия предметов
101 Названия действий
102 Предложение
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

1

-

1

-

1

-

1

-

1
1
1
1
1
1

-

102

3 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Тема урока
Предложение. Выделение
предложения из текста
Предложение и его схема
Предложение и его схема
Предложения-вопросы и
предложения-ответы
Предложения-вопросы и
предложения-ответы
Завершение начатого
предложения
Различение набора слов и
предложения
Порядок слов в предложении
Порядок слов в предложении
Предложение. Закрепление
знаний
Контрольная работа по теме:
«Предложение»
Знакомство с алфавитом
Звуки гласные и согласные
Гласные звуки и буквы.
Ударение в словах
Гласные ударные и

Количество часов

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

1

-

1
1
1

-

1

-

1

-

1

-

1
1
1

-

1

-

1
1
1

-

1

-

37

16

17
18
19
20
21
22

23
24

25

26

27

28
29
30
31
32

33

34
35
36
37
38

безударные. Выделение
ударной гласной в слове
Гласные ударные и
безударные. Выделение
ударной гласной в слове
Порядок слов в предложении
Деление слов на слоги
Деление слов на слоги
Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в
начале слова или слога
Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в
начале слова или слога
Входная контрольная работа
(диктант с грамматическим
заданием)
Перенос части слова при
письме
Согласные звуки и буквы.
Твёрдые и мягкие согласные.
Различение твёрдых и
мягких согласных перед
гласными
Различение твёрдых и
мягких согласных перед
гласными
Обозначение мягкости
согласных на письме
буквами И, Е, Ё, Ю, Я
Обозначение мягкости
согласных на письме
буквами И, Е, Ё, Ю, Я
Буква мягкий знак (ь) на
конце слова
Буква мягкий знак (ь) в
середине слова
Различение твёрдых и
мягких согласных
Различение твёрдых и
мягких согласных
Гласные после шипящих
согласных Ш, Щ, Ж, Ч.
Написание ЖИ-ШИ в словах
Написание ЖИ-ШИ в словах
Написание ЧА-ЩА в словах
Написание ЧА-ЩА в словах
Написание ЧУ-ЩУ в словах
Написание ЧУ-ЩУ в словах
Написание ЖИ-ШИ, ЧАЩА, ЧУ-ЩУ в словах.

1

-

1
1
1
1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1
1
1
1
1
1

-

38

39
40
41
42
43
44

45

46

47

48
49
50

51

52
53
54

55

56

57

Составление пар звонких и
глухих согласных
Составление пар звонких и
глухих согласных
Различение Б – П, В – Ф
Различение Д – Т, Г – К
Различение Ж – Ш, З – С
Наблюдение за звонкими и
глухими согласными на
конце слова
Правописание звонких и
глухих согласных на конце
слова
Проверка написания звонких
и глухих согласных на конце
слова
Проверка написания звонких
и глухих согласных на конце
слова
Картинный диктант по теме:
«Парные звонкие и глухие
согласные звуки»
Правила правописания в
словах. Закрепление знаний
Правила правописания в
словах. Закрепление знаний
Названия предметов.
Различение названий
предметов по вопросам
«Кто?», «Что?»
Обобщающее название для
группы однородных
предметов
Выделение названий
предметов из предложения
Большая буква в именах,
отчествах, фамилиях людей
и в кличках животных
Списывание по теме:
«Большая буква в именах,
фамилиях и отчествах
людей, кличках животных»
Название действий.
Различение названий
действий по вопросам «Что
делает?», «Что делают?»
Различение названий
действий по вопросам «Что
делает?», «Что делают?»

1

-

1

-

1
1
1
1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

39

58

59

60

61
62
63
64

65

66

67

68
69
70

71

72
73

Различение названий
действий по вопросам «Что
делал?», «Что делала? Что
сделал? Что сделала?»
Различение названий
действий по вопросам: «Что
делал?», «Что делала? Что
делали?»
Различение названий
действий по вопросам «Что
делал?», «Что делала? Что
делали?»
Различение названий
действий по вопросам «Что
сделает? Что сделают?»
Постановка вопросов к
названиям действий
Постановка вопросов к
названиям действий
Подбор названий действий к
названиям предметов по
вопросам
Контрольная работа по теме
«Подбор названий действий
к названиям предметов по
вопросам»
Название признаков.
Определение признака
предмета по вопросам:
«Какой? какая? какое?
какие?»
Определение признака
предмета по вопросам
«Какой? какая? какое?
какие?»
Различение предметов по их
признакам
Различение предметов по их
признакам
Постановка вопросов к
названиям признаков
предмета
Постановка вопросов к
названиям признаков
предмета
Выделение названий
признаков предмета из
предложения
Выделение названий

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

40

74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101

признаков предмета из
предложения. Контрольное
списывание по теме
Название предметов,
действий и признаков
Название предметов,
действий и признаков
Предлоги. Предлоги В, НА,
С, У, ИЗ
Предлоги. Предлоги В, НА,
С, У, ИЗ
Предлоги К, ПО со словами
Предлог ОТ со словами
Предлоги НАД, ПОД со
словами
Предлог О со словами
Предлоги К, ПО, НАД, ПОД,
ОТ, О со словами
Предлоги К, ПО, НАД, ПОД,
ОТ, О со словами
Проверочная работа по теме:
«Предлоги»
Выделение предложения из
текста
Выделение предложения из
текста
Предложение законченное и
незаконченное
Предложение законченное и
незаконченное
Распространение
предложений
Распространение
предложений
Слова в предложении
Порядок слов в предложении
Порядок слов в предложении
Составление предложений
Составление предложений
Промежуточная контрольная
работа (диктант и
грамматическое задание)
Слово. Правила
правописания в слове
Название предметов и
признаков
Названия действий
Названия действий
Предложение

1

-

1

-

1

-

1

-

1
1
1

-

1
1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1
1
1
1
1
1

-

1

-

1

-

1
1
1

41

102 Предложение
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

1

-

102

4 класс
№
п/п
1
2
3
4

5
6

7
8
9
10

11

12

13

14
15

Тема урока
Предложение. Выделение
его из текста
Предложение законченное и
незаконченное
Завершение начатого
предложения
Предложение и его схема.
Распространение
предложений
Порядок слов в предложении
Выделение в предложении
названий предметов,
действий и признаков
Составление предложений
по сюжетной картинке
Составление предложений
по предметной картинке
Алфавит. Расположение слов
по алфавиту
Гласные и согласные звуки.
Гласные звуки и буквы.
Соотнесение количества
гласных звуков и слогов в
слове
Ударные и безударные
гласные. Различение
ударных и безударных
гласных
Правописание безударных
гласных. Одинаковое
написание гласных в
ударной и безударной
позиции
Одинаковое написание
гласных в ударной и
безударной позиции
Проверка безударной
гласной в слове
Проверка безударной
гласной в слове

Количество часов

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

1

-

1

-

1

-

1

-

1
1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

42

16
17

18

19

20

21

22
23
24
25
26

27
28
29
30

31

32

33

Проверка безударной
гласной в слове
Проверяемые и
непроверяемые безударные
гласные
Проверяемые и
непроверяемые безударные
гласные
Входная контрольная работа
(диктант с грамматическим
заданием)
Твёрдые и мягкие согласные.
Различение твердых и
мягких согласных перед
гласными
Обозначение мягкости
согласных на письме
буквами И, Е, Ё, Ю, Я
Буква мягкий знак Ь на
конце и в середине слова
Буква мягкий знак Ь на
конце и в середине слова
Различение твердых и
мягких согласных
«Различение твердых и
мягких согласных»
Написание ЖИ-ШИ, ЧАЩА, ЧУ-ЩУ в словах.
Активизация словаря по
теме
Написание ЖИ-ШИ, ЧАЩА, ЧУ-ЩУ в словах
Написание ЖИ-ШИ, ЧАЩА, ЧУ-ЩУ в словах
Различение правил
правописания в словах
Проверочная работа по теме:
«Различение правил
правописания в словах»
Разделительный мягкий знак
перед гласными И, Е, Ё, Ю,
Я. Знакомство с
разделительным мягким
знаком
Перенос слов с
разделительным мягким
знаком и без него
Правило правописания слов
с разделительным мягким

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

43

34

35

36

37
38

39

40

41

42

43

44

45
46
47
48
49
50

знаком
Правило правописания слов
с разделительным мягким
знаком
Различение сходных по
буквам слов с
разделительным мягким
знаком и без него
Мягкий знак для
обозначения мягких
согласных и разделительный
мягкий знак
Разделительный мягкий
знак. Закрепление знаний
«Разделительный мягкий
знак перед гласными и, е, ё,
ю, я»
Звонкие и глухие согласные.
Различение звонких и глухих
согласных в словах
Правописание звонких и
глухих согласных на конце
слова. Наблюдение за
парными согласными на
конце слова
Правописание звонких и
глухих согласных на конце
слова
Проверка написания звонких
и глухих согласных на конце
слова
Проверка написания звонких
и глухих согласных на конце
слова
Различение правил проверки
парных согласных и
безударных гласных
Различение правил проверки
парных согласных и
безударных гласных
Правила правописания в
слове. Закрепление знаний
Правила правописания в
слове. Закрепление знаний
Правила правописания в
слове. Закрепление знаний
Правила правописания в
слове. Закрепление знаний
Картинный диктант по теме:

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

44

51

52

53

54

55

56
57

58

59
60
61
62

63

64

65

66

«Правописание звонких и
глухих согласных на конце
слова»
Названия предметов,
действий и признаков
Названия предметов.
Различение названий
предметов по вопросам:
«Кто?», «Что?»
Различение названий
предметов по вопросам
«Кого?», «Чего?»
Различение названий
предметов по вопросам
«Кому?», «Чему?»
Различение названий
предметов по вопросам
«Кем?», «Чем?»
Различение названий
предметов по вопросам «О
ком?», «О чем?»
Выделение названий
предметов в предложении
Имена собственные.
Большая буква в именах,
отчествах, фамилиях людей
и кличках животных
Большая буква в названиях
городов, сёл, деревень, улиц
Большая буква в названиях
городов, сёл, деревень, улиц
Названия предметов.
Закрепление знаний
«Названия предметов»
Названия признаков.
Определение признаков
предмета по вопросам
«Какой? какая? какое?
какие?»
Постановка вопросов к
названиям признаков
предмета
Постановка вопросов к
названиям признаков
предмета
Различение признаков,
обозначающих цвет, форму,
величину, материал, вкус
предмета

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1
1

-

1

-

1

-

1

-

45

67
68
69
70

71

72

73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91

Подбор слов, обозначающих
ряд признаков одного
предмета
Определение предмета по
его признакам
Различение названий
предметов, действий,
признаков
Постановка вопросов к
словам в предложении
Распространение
предложений словами,
обозначающими признаки
предмета
Распространение
предложений словами,
обозначающими предметы и
признаки предмета, по
вопросам
Контрольное списывание по
теме: «Названия признаков»
Предлоги. Предлоги ПО, К,
ОТ, НАД, ПОД, О, В, НА со
словами
Предлог ИЗ со словами
Предлог ЗА со словами
Предлог БЕЗ со словами
Предлог ДО со словами
Предлог ПРО со словами
Предлоги. Закрепление
знаний
Предлоги.
Закрепление знаний.
«Предлоги»
Выделение предложения из
текста
Деление текста на
предложения
Завершение начатого
предложения
Порядок слов в предложении
Порядок слов в предложении
Связь слов в предложении
Связь слов в предложении
Предложения разные по
интонации. Вопросительные
предложения
Восклицательные
предложения

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1
1
1
1
1
1

-

1

-

1
1

-

1

-

1

-

1
1
1
1
1

-

1

-

46

Разные по интонации
предложения
Промежуточная контрольная
93
работа (диктант и
грамматическое задание)
Правописание гласных и
94
согласных в слове
Правописание гласных и
95
согласных в слове
Правописание гласных и
96
согласных в слове
Название предметов,
97
действий, признаков
Название предметов,
98
действий, признаков
Название предметов,
99
действий, признаков
100 Предложение
101 Предложение
102 Предложение
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
92

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1
1
1

-

102

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Список литературы для учащихся








МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Аксёнова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Обучение грамоте: метод.
рекомендации для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.
основные общеобразоват. программы – М.: Просвещение, 201 г.
Аксенова А.К. - Методика обучения русскому языку в специальной
(коррекционной) школе, - М.: Гуманитарн. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009;
Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского
языка в 1-4 классах. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1991г.;
Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994г.;
Волина В.В. Занимательное азбуковедение.- М.: Просвещение, 1994г.;
Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах.
Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1988;

47



Якубовская Э.В. Русский язык. Методические рекомендации. 1-4 классы:
учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализ. адапт.
основные общеобразоват. программы, - М.: Просвещение, 2017г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

48


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».