Юнармейский отряд

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»

Приложение № 24 к ООП ООО
МБОУ СОШ № 3, утвержденной
Приказом МБОУ СОШ № 3 от
10.07.2023 г. № 127/1

Шевченко М. В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
Юноармейский отряд
(основное общее образование)

п. Алтынай, 2023 год

Подписан цифровой подписью:
Шевченко М. В.
DN: C=RU, OU=директор, O=МБОУ
СОШ № 3, CN=Шевченко М. В., E=
sloghkola3@yandex.ru
Основание: Я подтверждаю этот
документ своей удостоверяющей
подписью

1.
Планируемые результаты освоения курса
Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие
основной, сущностный вклад изучаемой программы в развитие личности обучающихся, их
способностей.
В структуре планируемых результатов выделяется следующие группы:
Личностные результаты:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края,
страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям,
нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
Организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач
в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред;
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды, включают:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения,
форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость
опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том
числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать
свое развитие;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений
целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
43. Метапредметные результаты:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных
критериев);
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает
сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования,
проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений,
"мозговые штурмы" и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета
перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;

открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных
навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные (на конец освоения курса):
Обучающиеся научатся:
• использовать элементарные теоретические знания по истории техники и вооружения;
• применять основы строевой подготовки и дисциплины строя;
• отличать истинные намерения своего государства и западных держав от того, что
предлагают современные СМИ;
• владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой
информации;
• использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению мероприятий
военно-патриотической направленности.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• правильно применять и использовать приемы владения стрелковым оружием;
• владеть навыками управления строя;
• готовить и проводить военно-патриотческие мероприятия для разных целевых
аудиторий;
• участвовать в соревнованиях и смотрах-конкурсах по военно-патриотической тематике
разного уровня;
• готовить исследовательские работы по истории создания и применения вооружения и
военной технике для участия в конференциях и конкурсах.
2. Содержание курса
Формы организации внеурочной деятельности: исследовательские работы, социальнозначимые акции в социуме, экспедиции и слёты, фестивали и конкурсы.
Виды внеурочной деятельности: исследовательская, игровая, познавательная деятельность.
Раздел «Военно-историческая подготовка» содержит теоретические темы, связанные со
знакомством и изучением истории российской армии, русского оружия, русского мундира, а
также жизни и деятельности российских конструкторов оружия и военной техники. Основной
вид деятельности познавательный в форме познавательных бесед, изготовлением и
демонстрации соответствующих презентаций.
Раздел «Основы военной службы» имеет и теоретическую часть по основам военной
службы, знакомство с устройством Вооруженных Сил РФ и подготовкой будущих призывников.
Используемые формы – познавательные беседы и презентации. Значительная доля отведена
практическим занятиям по строевой подготовке, а также устройству и принципам работы
стрелкового оружия и обучению выполнения нормативов по ОМП. Обучающиеся не только
выполняют упражнения, но и обучаются правильно отдавать команды и контролировать
правильность выполнения.
Раздел «Физическая подготовка» содержит темы, связанные с подвижными играми,
кроссовой подготовкой, силовой подготовкой с использованием подручных средства, а также
изучением основ рукопашного боя. Формы занятий имеют практическую направленность, ю с
изучением и отработкой новых приемов.
Раздел «Гражданская оборона» связан с подготовкой к защите населения при
чрезвычайных ситуациях техногенного характера и последствий военных действий.
Раздел «Основы медико-санитарной подготовки» связан с изучением различных видов
травм, правилами оказания первой помощи. Включает как теоретическую, так и практическую
часть.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Кол-во
часов
1
Организационные вопросы: утверждение личного состава отряда; избрание
Тема и содержание программы

1.

командира отряда; эмблема, девиз, клятва отряда.
2.

Физическая подготовка: Провести учёт силовых качеств: подтягивание, отжимание.
Подвижные игры с бегом.

1

3.

Военно-историческая подготовка: «Войсковые звания», «Государственные
награды РФ»;
Основы медико-санитарной подготовки: Понятие о ранах и их осложнениях.
Основы военной службы. Одиночная строевая подготовка: строевая стойка,
повороты на месте, движение строевым шагом, обозначение шага на месте,
начало движения и остановка.

1

4.
5.

6.
7.
8.
9.

10.
11.
12.

Физическая подготовка: комплекс силовой подготовки. Подвижные игры.
Военно-историческая подготовка: «Воинские сигналы управления строем».
Основы медико-санитарной подготовки: Виды кровотечений и их характеристика.

Основы военной службы: подготовка юнармейцев к конкурсу «Смотр строя
и песни»
Одиночная строевая подготовка: строевая стойка, повороты на месте,
движение строевым шагом, обозначение шага на месте, начало движения и
остановка.
Гражданская оборона: Задачи медицинской службы гражданской обороны.
Физическая подготовка: комплекс силовой подготовки. Совершенствование техники
метания. Спортивная игра.
Основы военной службы. Знакомство с материальной частью автомата
Калашникова.

1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1

16.

Военно-историческая подготовка: «Государственные награды РФ»
Основы медико-санитарной подготовки: Причины ожогов и их степень
тяжести, понятие об ожоговой болезни.
«Юнармейская песня»
Выбор песни, патриотического характера. История создания
выбранной песни, её исполнителя.

17.

Физическая подготовка: Общая физическая подготовка, толкание набивных мячей.
Подвижная игра.

1

18.

Основы военной службы: Разборка и сборка АК. Строевая подготовка.
Движение строем, поворот в движении.
Гражданская оборона: работа в очагах химического поражения и очагах
сильнодействующих ядовитых веществ.

1

20.

Основы медико-санитарной подготовки: Шок. Причины возникновения шока.
Признаки и степень тяжести травматического шока. Правила оказания первой
медицинской помощи

1

21.

Основы военной службы: Разборка и сборка АК. Строевая подготовка.
Строй. Управление строем. Повороты на месте. Движение строевым и
походным шагом. Повороты в движении.

1

22.

Физическая подготовка: Преодоление полосы препятствий. Совершенствование
метаний и силовых качеств. Игра.
Военно-историческая подготовка: Военнослужащий – защитник Отечества

1

14.
15.

19.

23.
24.

Ратная история России и советского Союза, история их вооруженных сил.
Гражданская оборона: Физические и токсикологические свойства основных
аварийно химически опасных веществ (АХОВ - хлор, аммиак), правила
поведения на заражённой местности. Средства индивидуальной защиты
населения.

1

1

1
1

25.

Основы военной службы: Приемы и правила стрельбы из автомата. Разборка и
сборка АК. Строевая подготовка. Выход из строя и подход к начальнику, возврат в
строй.

1

26.

Основы медико-санитарной подготовки: Первая медицинская помощь при ранениях и
кровотечениях.
Физическая подготовка: Провести тестирование по подтягиванию и отжиманию.
Подвижные игры.
Основы военной службы: Бивуак. Установка палатки. Правила и техника разведения
костра.

1

Основы медико-санитарной подготовки Остановка всех видов кровотечений. Правила
наложения давящей повязки, жгута, жгута-закрутки
Физическая подготовка: Провести тестирование в беге на 1500 метров. ОФП.
Основы медико-санитарной подготовки. Перевязочный материал. Основные виды
травм: ушибы, растяжения связок и первая помощь при них; закрытые и открытые
переломы костей, их признаки. Первая помощь при переломах.
Основы военной службы: исполнение песни в строю. Комплекс силовой подготовки.
Физическая подготовка: спортивные игры.

1

27.
28.

29.
30.
31.

32.
33.
34.

всего

Итоговые занятия:
Решение тестов «Погоны военнослужащих», «Корабельные звания». «Первая
медицинская помощь при ранениях и кровотечениях», «Первая медицинская
помощь при переломах верхних и нижних конечностей».

1
1

1
1

1
1
1

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».