Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» Приложение № 24 к ООП ООО МБОУ СОШ № 3, утвержденной Приказом МБОУ СОШ № 3 от 10.07.2023 г. № 127/1 Шевченко М. В. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности Юноармейский отряд (основное общее образование) п. Алтынай, 2023 год Подписан цифровой подписью: Шевченко М. В. DN: C=RU, OU=директор, O=МБОУ СОШ № 3, CN=Шевченко М. В., E= sloghkola3@yandex.ru Основание: Я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью 1. Планируемые результаты освоения курса Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие основной, сущностный вклад изучаемой программы в развитие личности обучающихся, их способностей. В структуре планируемых результатов выделяется следующие группы: Личностные результаты: Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней). Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, Организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей. Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды, включают: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других; способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха. 43. Метапредметные результаты: Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев); 2) базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; 3) работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1) общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; 2) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, "мозговые штурмы" и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой. Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение; 2) самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям; 3) эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций; 4) принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать все вокруг. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения). Предметные (на конец освоения курса): Обучающиеся научатся: • использовать элементарные теоретические знания по истории техники и вооружения; • применять основы строевой подготовки и дисциплины строя; • отличать истинные намерения своего государства и западных держав от того, что предлагают современные СМИ; • владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой информации; • использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению мероприятий военно-патриотической направленности. Обучающиеся получат возможность научиться: • правильно применять и использовать приемы владения стрелковым оружием; • владеть навыками управления строя; • готовить и проводить военно-патриотческие мероприятия для разных целевых аудиторий; • участвовать в соревнованиях и смотрах-конкурсах по военно-патриотической тематике разного уровня; • готовить исследовательские работы по истории создания и применения вооружения и военной технике для участия в конференциях и конкурсах. 2. Содержание курса Формы организации внеурочной деятельности: исследовательские работы, социальнозначимые акции в социуме, экспедиции и слёты, фестивали и конкурсы. Виды внеурочной деятельности: исследовательская, игровая, познавательная деятельность. Раздел «Военно-историческая подготовка» содержит теоретические темы, связанные со знакомством и изучением истории российской армии, русского оружия, русского мундира, а также жизни и деятельности российских конструкторов оружия и военной техники. Основной вид деятельности познавательный в форме познавательных бесед, изготовлением и демонстрации соответствующих презентаций. Раздел «Основы военной службы» имеет и теоретическую часть по основам военной службы, знакомство с устройством Вооруженных Сил РФ и подготовкой будущих призывников. Используемые формы – познавательные беседы и презентации. Значительная доля отведена практическим занятиям по строевой подготовке, а также устройству и принципам работы стрелкового оружия и обучению выполнения нормативов по ОМП. Обучающиеся не только выполняют упражнения, но и обучаются правильно отдавать команды и контролировать правильность выполнения. Раздел «Физическая подготовка» содержит темы, связанные с подвижными играми, кроссовой подготовкой, силовой подготовкой с использованием подручных средства, а также изучением основ рукопашного боя. Формы занятий имеют практическую направленность, ю с изучением и отработкой новых приемов. Раздел «Гражданская оборона» связан с подготовкой к защите населения при чрезвычайных ситуациях техногенного характера и последствий военных действий. Раздел «Основы медико-санитарной подготовки» связан с изучением различных видов травм, правилами оказания первой помощи. Включает как теоретическую, так и практическую часть. 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Кол-во часов 1 Организационные вопросы: утверждение личного состава отряда; избрание Тема и содержание программы 1. командира отряда; эмблема, девиз, клятва отряда. 2. Физическая подготовка: Провести учёт силовых качеств: подтягивание, отжимание. Подвижные игры с бегом. 1 3. Военно-историческая подготовка: «Войсковые звания», «Государственные награды РФ»; Основы медико-санитарной подготовки: Понятие о ранах и их осложнениях. Основы военной службы. Одиночная строевая подготовка: строевая стойка, повороты на месте, движение строевым шагом, обозначение шага на месте, начало движения и остановка. 1 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Физическая подготовка: комплекс силовой подготовки. Подвижные игры. Военно-историческая подготовка: «Воинские сигналы управления строем». Основы медико-санитарной подготовки: Виды кровотечений и их характеристика. Основы военной службы: подготовка юнармейцев к конкурсу «Смотр строя и песни» Одиночная строевая подготовка: строевая стойка, повороты на месте, движение строевым шагом, обозначение шага на месте, начало движения и остановка. Гражданская оборона: Задачи медицинской службы гражданской обороны. Физическая подготовка: комплекс силовой подготовки. Совершенствование техники метания. Спортивная игра. Основы военной службы. Знакомство с материальной частью автомата Калашникова. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16. Военно-историческая подготовка: «Государственные награды РФ» Основы медико-санитарной подготовки: Причины ожогов и их степень тяжести, понятие об ожоговой болезни. «Юнармейская песня» Выбор песни, патриотического характера. История создания выбранной песни, её исполнителя. 17. Физическая подготовка: Общая физическая подготовка, толкание набивных мячей. Подвижная игра. 1 18. Основы военной службы: Разборка и сборка АК. Строевая подготовка. Движение строем, поворот в движении. Гражданская оборона: работа в очагах химического поражения и очагах сильнодействующих ядовитых веществ. 1 20. Основы медико-санитарной подготовки: Шок. Причины возникновения шока. Признаки и степень тяжести травматического шока. Правила оказания первой медицинской помощи 1 21. Основы военной службы: Разборка и сборка АК. Строевая подготовка. Строй. Управление строем. Повороты на месте. Движение строевым и походным шагом. Повороты в движении. 1 22. Физическая подготовка: Преодоление полосы препятствий. Совершенствование метаний и силовых качеств. Игра. Военно-историческая подготовка: Военнослужащий – защитник Отечества 1 14. 15. 19. 23. 24. Ратная история России и советского Союза, история их вооруженных сил. Гражданская оборона: Физические и токсикологические свойства основных аварийно химически опасных веществ (АХОВ - хлор, аммиак), правила поведения на заражённой местности. Средства индивидуальной защиты населения. 1 1 1 1 25. Основы военной службы: Приемы и правила стрельбы из автомата. Разборка и сборка АК. Строевая подготовка. Выход из строя и подход к начальнику, возврат в строй. 1 26. Основы медико-санитарной подготовки: Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях. Физическая подготовка: Провести тестирование по подтягиванию и отжиманию. Подвижные игры. Основы военной службы: Бивуак. Установка палатки. Правила и техника разведения костра. 1 Основы медико-санитарной подготовки Остановка всех видов кровотечений. Правила наложения давящей повязки, жгута, жгута-закрутки Физическая подготовка: Провести тестирование в беге на 1500 метров. ОФП. Основы медико-санитарной подготовки. Перевязочный материал. Основные виды травм: ушибы, растяжения связок и первая помощь при них; закрытые и открытые переломы костей, их признаки. Первая помощь при переломах. Основы военной службы: исполнение песни в строю. Комплекс силовой подготовки. Физическая подготовка: спортивные игры. 1 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. всего Итоговые занятия: Решение тестов «Погоны военнослужащих», «Корабельные звания». «Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях», «Первая медицинская помощь при переломах верхних и нижних конечностей». 1 1 1 1 1 1 1 34