ДЮП

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»

Приложение № 27 к ООП ООО
МБОУ СОШ № 3, утвержденной
Приказом МБОУ СОШ № 3 от
10.07.2023 г. № 127/1

Шевченко М. В.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
ДЮП
«Беспокойные сердца»
(для обучающихся 5-9 классов)

п. Алтынай, 2023 г.

Подписан цифровой подписью:
Шевченко М. В.
DN: C=RU, OU=директор, O=МБОУ
СОШ № 3, CN=Шевченко М. В., E=
sloghkola3@yandex.ru
Основание: Я подтверждаю этот
документ своей удостоверяющей
подписью

1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Дружина юных пожарных»
Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки,
отражающие основной, сущностный вклад изучаемой программы в развитие личности
обучающихся, их способностей.
В структуре планируемых результатов выделяется следующие группы:
Личностные результаты:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края,
страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям,
нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий
поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого
же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
Организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе
на основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека
с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
Личностные
результаты,
обеспечивающие
адаптацию
обучающегося
к
изменяющимся условиям социальной и природной среды, включают:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности,
открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в
том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в
том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать свое развитие;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации;
быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
43. Метапредметные результаты:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных
критериев);
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий
обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы
и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнений, "мозговые штурмы" и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий
обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта
обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и
жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого
поведения).
Предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Дружина
юных пожарных»:
1) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения
задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при
необходимости справочных материалов;
2) развитие умений оценивать окружающие его предметы и явления с точки зрения
пожарной безопасности;
3) развитие умений предвидеть возможность возникновения пожара и
прогнозировать его последствия;
4) развитие и совершенствование навыков оказания первой помощи;
5) применение на практике методов и форм противопожарной безопасности;
6) планирование профилактической деятельности с ровесниками и младшими
школьниками;
7) использование методов получения знаний, характерных для социальных и
исторических наук: объяснение, использование статистических данных;
8) реализация своих творческих способностей при проведении профилактической
работы по ППБ: составлять сценарии, выполнять рисунки;
10) развитие умений убеждать окружающих в необходимости проведения
профилактической работы и привитие им навыков пожаробезопасного поведения;
11) осознание своей ответственности за качество выполненного проекта;
12) развитие умений презентовать свою работу, участвовать в обсуждении коллективной оценочной деятельности;
13) развитие умений проводить игры, беседы с детьми младшего возраста,
взаимодействовать с другими членами отряда ДЮП, с сотрудниками ГПС в процессе
проведения профилактической работы.
14) приобретение обучающимися знаний по технике безопасности и жизненноважным навыкам;
15) формирование интереса к регулярным занятиям спортом, повышение
спортивного мастерства; овладение двигательными умениями и навыками, улучшение
физической подготовки, повышение культурного уровня.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и
видов деятельности
Раздел 1. Введение.
Тема 1. Историческая справка о развитии пожарной охраны в России. Пожарная
охрана, её истории и традиции.
Цели и задачи юных пожарных. Обязанности и права члена кружка. История
создания пожарной охраны в России. Советская пожарная охрана и ее задачи.
Предупреждение пожаров - основное направление деятельности пожарной охраны и
добровольных пожарных организаций.
Тема 2. Герои огненного фронта.
Подвиги пожарных в Гражданской и Великой Отечественной войнах, в годы
мирного строительства. Герои огненного фронта, чей подвиг отмечен медалью "За отвагу
на пожаре" и другими правительственными наградами.
Тема 3. Будущее пожарной охраны.

Будущее пожарной охраны. Использование достижений науки и техники в деле
предупреждения и тушения пожаров.
Тема 4. Экскурсия в пожарную часть
Раздел 2. Огонь и друг, и враг человека
Тема 5. Огонь – друг человека.
Что такое огонь, какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился
управлять огнем.
Тема 6. Огонь – враг человека.
Какой вред наносит огонь, когда он вырывается из повиновения человека.
Последствия пожаров в жилых и других зданиях. Меры предосторожности в обращении с
огнем.
Тема 7. Спички – детям не игрушки!
Предупреждение опасных ситуаций. Понятие о пожарной профилактике.
Игры детей с огнем, примеры тяжелых последствий пожаров, происшедших в
результате детской шалости с огнем. Способы прекращения горения веществ и материалов.
Тема 8. Огонь. Основы горения.
Физико-химические основы горения. Треугольник огня. Источники воспламенения.
Виды строительных материалов. Виды горючих веществ.
Раздел 3. От чего происходят пожары?
Тема 9. Причины пожаров в быту. Молнии и статическое электричество.
Тема 10. Безопасное поведение в бытовых ситуациях.
Небрежность как основная причина возникновения пожаров. Печное отопление.Газ.
Выпуск стенгазеты «Осторожно, газ!».
Тема 11. Электробезопасность.
Знакомство и обсуждение инструкции по электробезопасности (обсуждение и
оформление материала). Подготовка материала для пятиминутки «Электричество –
помощник или коварный враг?».
Тема 12. Викторина «Опасности в моей квартире».
Тема 13. Практическое занятие «Где живет электричество?».
Раздел 4. Как действовать при пожаре в школе и дома.
Тема 14. Как вести себя при пожаре? Знакомство с правилами личной безопасности
при пожаре. Правила поведения при пожаре в квартире. Потенциальные опасности на
кухне, в спальной комнате и в общей комнате. Правила поведения при пожаре в
общественных зданиях. Эвакуация при пожаре. Особенности противопожарной защиты
домов повышенной этажности. Выпуск листовок «Пожар в квартире», «Пожар в подъезде».
Тема 15. Чем опасен дым. Правила поведения при пожаре на даче. Правила
поведения при лесных пожарах. Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным.
Как вызвать пожарную охрану. Что делать, если на тебе загорелась одежда.
Тема 16. Знакомство с планом эвакуации при пожаре в школе. Противопожарный
режим в школе. Противопожарные требования к территории и помещениям школы. План
эвакуации учащихся при пожаре; правила эксплуатации отопительных приборов,
электрохозяйства; противопожарный режим в кабинетах физики, химии и в
производственных мастерских. Меры предосторожности при проведении массовых
мероприятий.
Тема 17. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим.
Тема 18. Подготовка заданий и атрибутов к конкурсно – игровой программе «Не
шути с огнём!». Играя, обучаем младших школьников.
Тема 19. Проведение конкурсно-игровой программы «Не шути с огнём». Подведение
итогов.
Раздел 5. Средства пожаротушения.
Тема 20. Первичные средства тушения пожаров.
Пенные, порошковые, огнекислотные огнетушители, область их применения.
Внутренние пожарные краны, ящики с песком, бочки с водой, кошмы, щиты с набором
пожарного инвентаря.

Нормы обеспечения первичными средствами пожаротушения некоторых зданий и
помещений, места их установки, правила содержания и порядок применения на пожаре.
Тема 21. Знаки безопасности. Знаки безопасности: предупреждающие,
предписывающие, запрещающие, указательные, примеры их применения и места их
установки.
Раздел 6. Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование.
Тема 22. Марки и назначение пожарных автомобилей. Автоцистерна, автонасос,
автомашина связи и освещения и т.д. Мотопомпы как средство подачи воды на пожар.
Пожарно-техническое вооружение, вывозимое на машинах, его назначение и порядок
применения во время пожаров. Состав боевого расчета на пожарном автомобиле.
Тема 23. Боевая одежда, снаряжение и средства защиты органов дыхания
пожарного.
Тема 24. Пожарная охрана. Краткие сведения о средствах радио- и телефонной
связи, применяемых в пожарной охране. Пункт связи части, его оборудование.
Виды приспособленной и переоборудованной сельскохозяйственной и другой
техники для целей пожаротушения.
Раздел 7. Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации
Тема 25. Основные сведения об установках пожаротушения. Установки водяного
пожаротушения, пенные, газовые, паровые, порошковые установки.
Пожарные извещатели: тепловые, дымовые, световые, ультразвуковые. Понятия о
приемных станциях. Назначение охранно-пожарной сигнализации.
Раздел 8. Оказание первой помощи
Тема 26. Оказание первой помощи пострадавшим. Понятие о травмах. Вывихи и
растяжения связок, закрытые и открытые травмы. Кровотечение. Характеристика
кровотечений, временная остановка кровотечений. Правила наложения повязок. Переломы
костей. Виды переломов, первая медицинская помощь при переломах. Транспортировка
пострадавших. Термические поражения. Виды ожогов, ПП при ожогах. Электротравмы.
Раздел 9. Ответственность за нарушения правил пожарной безопасности.
Профилактика пожаров.
Тема 27. Профилактика пожаров. Как оформить памятку по правилам пожарной
безопасности. Как оформить стенгазету. Как оформить тревожную информацию.
Раздел 10. Итоговое занятие.
Тема 28. Итоговое занятие. Оформление информационного листка по
пожаробезопасному поведению.
Формы организации внеурочной деятельности:
• Беседы, диалоги, игры, квесты
• Обсуждение, практикум, решение кейсов,
• Экскурсии
• Кружки, секции.
• Викторины, конкурсы, олимпиады, турниры, соревнования.
• Акции, проекты.
• Праздники, фестивали
• Встречи с интересными людьми.
Виды внеурочной деятельности:
• Игровая деятельность
• Познавательная деятельность
• Интеллектуальная деятельность
• Профориентационная деятельность

3. Тематическое планирование
№
п/п

Тема
5 класс
Цели и задачи юных пожарных. Обязанности и права члена кружка.

Количество
часов
1

1.
Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных
2. пожарных организаций.

4

3. Огонь и друг, и враг человека.
4. От чего происходят пожары?
5. Как действовать при пожаре в школе и дома.
Итоговое занятие
Итого
6 класс
Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных
1.
пожарных организаций.
2. Противопожарный режим в школе
3. Первичные средства тушения пожаров. Знаки безопасности.
4. Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование
Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации
5.

10
8
10
1
34

6. Итоговое занятие

1
34

Итого

3
6
8
8
8

7 класс
Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных
пожарных организаций.
2. Противопожарный режим в школе

3

3. Профилактика пожаров

6

4. Первичные средства тушения пожаров

5

5. Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации

5

6. Оказание первой помощи пострадавшим.

8

7. Итоговое занятие

1

1.

Итого

6

34
8 класс

Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных
1. пожарных организаций.
2.
3.
4.
5.
6.

Противопожарный режим в школе
Профилактика пожаров
Противопожарное оборудование
Оказание первой помощи пострадавшим.
Итоговое занятие

3
6
6
7
8
1

Итого

34
9 класс

Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных
1. пожарных организаций.

3

2. Противопожарный режим в школе
3. Профилактика пожаров
Оказание первой пострадавшим с ожогами и отравлением угарным газом.
4.

5
5
8

Ответственность за нарушения правил пожарной безопасности.
4. Профилактика пожаров.

11

5. Итоговое занятие

2
34

Итого


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».