Мир информатики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»

Принято на педагогическом совете
протокол № 1 от « 30 »августа 2023 г.

Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №3
__________М. В. Шевченко
Приказ № 147/4-ОД от «31» августа 2023 г.

Шевченко М. В.

Подписан цифровой подписью:
Шевченко М. В.
DN: C=RU, OU=директор, O=МБОУ
СОШ № 3, CN=Шевченко М. В., E=
sloghkola3@yandex.ru
Основание: Я подтверждаю этот
документ своей удостоверяющей
подписью

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
Мир информатики
8-9 класс

Автор-составитель:
Андреева Татьяна Ивановна
учитель физики

п. Алтынай, 2023

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО ПРЕДМЕТА
«МИР ИНФОРМАТИКИ»
Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие
основной, сущностный вклад изучаемой программы в развитие личности обучающихся, их
способностей.
В структуре планируемых результатов выделяется следующие группы:
1. Личностные результаты представлены в соответствии с группой личностных
результатов и раскрывают и детализируют основные направленности этих результатов.
Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур,
допускающих
предоставление
и
использование
исключительно
неперсонифицированной информации.
2. Метапредметные результаты представлены в соответствии с подгруппами
универсальных учебных действий, раскрывают и детализируют основные направленности
метапредметных результатов.
3. Предметные результаты представлены в соответствии с группами результатов
учебного предмета, раскрывают и детализируют их.
Предметные результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник
получит возможность научиться».
Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится»,
ориентируют пользователя в том, достижение какого уровня освоения учебных действий с
изучаемым опорным учебным материалом ожидается от выпускника. Критериями отбора
результатов служат их значимость для решения основных задач образования на данном
уровне и необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность
их достижения большинством обучающихся. Иными словами, в этот блок включается круг
учебных задач, построенных на опорном учебном материале, овладение которыми
принципиально необходимо для успешного обучения и социализации и которые могут
быть освоены всеми обучающихся.
Оценка достижения планируемых результатов этого блока на уровне ведется с
помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, составляющих зону ближайшего
развития большинства обучающихся, - с помощью заданий повышенного уровня.
Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным
основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующий
уровень обучения.
В блоке «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые
результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений,
навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или
выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения предмета. Уровень
достижений, соответствующий планируемым результатам этого блока, могут
продемонстрировать отдельные мотивированные и способные обучающиеся. В
повседневной практике преподавания цели данного блока не отрабатываются со всеми без
исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий, так и в
силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера
на данном уровне обучения. Оценка достижения планируемых результатов ведется
преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование
исключительно неперсонифицированной информации. Соответствующая группа
результатов в тексте выделена курсивом.
Задания, ориентированные на оценку достижения планируемых результатов из
блока «Выпускник получит возможность научиться», могут включаться в материалы
итогового контроля блока «Выпускник научится». Основные цели такого включения предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высоким
(по сравнению с базовым) уровнем достижений и выявить динамику роста численности

наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий,
с помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов данного блока,
не является препятствием для перехода на следующий уровень обучения. В ряде случаев
достижение планируемых результатов этого блока целесообразно вести в ходе текущего и
промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать в виде накопленной
оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой
оценки.
Подобная структура представления планируемых результатов подчеркивает тот факт,
что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и
достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких
педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к
подготовке обучающихся.
Личностные результаты освоения учебного предмета «Информатика»:
1. Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству,
прошлому и настоящему многонационального народа России. Осознание этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к ценностям народов России и
народов мира. Чувство ответственности и долга перед Родиной.
2. Ответственное отношение к учению. Готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на
базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом
устойчивых познавательных интересов.
3. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира.
4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания.
5. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. Участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.
Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности.
6. Развитость морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, сформированность нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам. Сформированность ответственного отношения к учению, уважительного
отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание
значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на
дорогах.

8. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных
ситуациях.
9. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (эстетическое,
эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоциональноценностному освоению мира, самовыражению).
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Информатика»:
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,
коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт,
закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами
читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в
проектной деятельности. На уроках по учебному предмету «Информатика» будет
продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции.
Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов:
продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего
актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к
трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в
систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации
отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении учебного предмета «Информатика» обучающиеся усовершенствуют
приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они
смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них
информацию, в том числе:
- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать
информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое
свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной
форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц,
графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных
конспектов);
- заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения учебного предмета «Информатика» обучающиеся приобретут
опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей
воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению
мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла
на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства,
принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат
возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску
нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных
действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;

- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая
и обосновывая логическую последовательность шагов.
1.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной
задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая
логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы
для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной
задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде
технологии решения практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную
траекторию.
2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых
результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе
анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик
продукта/результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать
изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
3. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения. Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария
для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя
из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных
результатов.
4. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную
деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые
результаты
индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить
способы выхода из ситуации неуспеха;
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или
параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной
деятельности;
- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных
состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной
напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта
активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
5. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся
сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки
и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять
их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи
между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть
причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от
частных явлений к общим закономерностям;

- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при
этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой
задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать
и применять способ проверки достоверности информации;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением
формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки
зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /
наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно
осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать
вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
6. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать
данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в
соответствии с ситуацией;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих
предметную область;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического
или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный
ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется
алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,
исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной
ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
7. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать
текст (художественный и нехудожественный - учебный, научно-популярный,
информационный, текст non-fiction);
- критически оценивать содержание и форму текста.
8. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:
- определять свое отношение к природной среде;

- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых
организмов;
- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на
действие другого фактора;
- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по
защите окружающей среды;
- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели,
проектные работы.
9. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей
и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами,
словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
10. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его
речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы,
теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.
11. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые
средства;

- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера
в рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с
использованием необходимых речевых средств;
- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения
смысловых блоков своего выступления;
использовать невербальные средства или наглядные
материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно
после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
12. Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ), мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые
для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ, словарей и других
поисковых систем;
- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для
передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с
условиями коммуникации;
- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать
модель решения задачи;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Информатика»:
1) формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование
представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
2) формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация,
алгоритм, модель - и их свойствах;
3) развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной
деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм
для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях,
логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и
основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;
4) формирование умений формализации и структурирования информации, умения
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы,
схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств
обработки данных;

5) формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при
работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы
информационной этики и права.

10

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ЭЛЕКТИВНОГО ПРЕДМЕТА «МИР
ИНФОРМАТИКИ»
8 класс
Тема 1. Техника безопасности. Введение. Развитие науки и техники. Новые
информационные технологии
Лекция. Познавательная деятельность.
Требования техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности
информации при работе на компьютере. Дети получат знания о том, что такое
информационная технология и каков ее инструментарий; узнают этапы развития
информационной технологии. Навыки безопасного и целесообразного поведения при
работе с компьютерными программами и в сети Интернет, умения соблюдать нормы
информационной этики и права.
Тема 2. Технология обработки текстовой информации
Проект. Практическая работа. Познавательная деятельность. Проектная
деятельность.
Изучив эту тему, дети смогут самостоятельно подготовить к изданию школьный
журнал, газету, бюллетень и пр., красиво и грамотно оформить доклад. Получат
начальные знания основ издательской деятельности.
Тема 3. Настольная издательская система Publisher.
Публикации на все случаи жизни
Проект. Практическая работа. Познавательная деятельность. Проектная
деятельность.
Работая с настольной издательской системой Publisher, школьники быстро научатся
создавать эффектные бюллетени, брошюры, объявления и веб-страницы, даже если
раньше никогда не занимались издательским делом.
Тема 5. Технология обработки графической информации
Общее представление о цифровом представлении аудиовизуальных и других
непрерывных данных.
Кодирование цвета. Цветовые модели. Модели RGB и CMYK. Модели HSB и CMY.
Глубина кодирования. Знакомство с растровой и векторной графикой.
Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов записи.
Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением
изображений и звуковых файлов.
Тема 6. Adobe Photoshop. Растровая графика
Проект. Практическая работа. Познавательная
деятельность. Знакомство с растровой графикой.

деятельность.

Проектная

Тема 7. Corel Draw. Векторная графика
Проект. Практическая работа. Познавательная деятельность. Проектная
деятельность. Знакомство с векторной графикой.
Изучив данные темы, ребята смогут создавать рисунки в любых графических
форматах. Создавать коллажи и др.
Тема 8. Создание презентаций PowerPoint.
Проект. Практическая работа. Познавательная
деятельность.

деятельность.

Проектная

11

Данная тема знакомит с технологией создания различного рода презентаций,
рекламы, «живых» объявлений и пр.
Тема 9. Создание баз данных в среде Access.
Проект. Практическая работа. Познавательная деятельность. Проектная
деятельность
Цель данной темы научить пользоваться инструментарием работы в базе данных,
который позволит школьникам создавать сложные мультимедийные продукты.
Тема 4. Творческая работа. Выпуск газеты, создание визитки, оформление
доклада и т.д.
Проект. Практическая работа. Познавательная деятельность. Проектная
деятельность
Тема 10. Мультимедийные проекты.
Проект.
Практическая
работа.
Творческая
деятельность.
Проектноисследовательская деятельность.
Здесь каждый может в полную силу проявить свою творческую индивидуальность,
интеллект, художественный вкус, знания, полученные в результате изучения курса «Мир
информатики».
Тема 11. Подготовка к выставке работ курса «Мир информатики».
Художественная деятельность. Творческая деятельность. Презентация работ.
Исправление недочетов.
Тема 12. Презентация работ.
Художественная деятельность. Творческая деятельность. Выставка. Конкурс.
Презентация работ.
9 класс
Тема 1. Введение в курс. Техника безопасности.
Лекция. Познавательная деятельность.
Требования техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности
информации при работе на компьютере. Навыки безопасного и целесообразного
поведения при работе с компьютерными программами и в сети Интернет, умения
соблюдать нормы информационной этики и права.
Работа с цифровыми данными
Тема 2. Сбор данных. Обработка данных.
Знакомство с Excel .Окно программы Excel Лист, книга в программе Excel.
Ячейки. Перемещение от одной ячейки к другой.
Тема 3. Построение диаграмм. Построение графиков
Диаграмма. Создание диаграммы. Вставка диаграммы для представления и
сравнения данных. Линейная диаграмма. Круговая диаграмма. Построение графиков.
Действие сложение с помощью программы Excel. Решение примеров на сложение
многозначных чисел. Вычитание, умножение, деление с помощью программы Excel.

12

Инструменты и методы организации проектной и групповой работы в
цифровой среде
Тема 4. Электронные цифровые платформы для совместного ведения проектов.
Инструменты для работы с фигурами. Дизайн. Создание рисунка из нескольких
фигур на одном слайде. Упорядочивание фигур. Создание рисунка из нескольких фигур
на одном слайде, группировка фигур, раскрашивание фигур. Формат. Дизайн. Работа с
клипами. Создание слайдов с клипами. Картинки, фотографии и звуки, расположенные по
темам или ключевым словам. Работа с диаграммами, графиками. Работа с текстом.
Надпись как фигура WordArt. Формат.
Тема 5. Распределение задач. Планирование работ
Проект. Практическая работа. Познавательная деятельность. Проектная
деятельность.
Тема 6. Применение цифровых инструментов на начальных этапах жизненного
цикла проекта
Проект. Практическая работа. Познавательная деятельность. Проектная
деятельность.
Разработка приложений
Тема 7. Прототипирование приложений. Интерфейс пользователя
Проект. Практическая работа. Познавательная деятельность. Проектная
деятельность.
Тема 8. Внутренняя логика. Публикация приложений
Проект. Практическая работа. Познавательная деятельность. Проектная
деятельность. Логические операции следования (импликация) и равносильности
(эквивалентность). Свойства логических операций. Законы алгебры логики.
Использование таблиц истинности для доказательства законов алгебры логики.
Логические элементы. Схемы логических элементов и их физическая (электронная)
реализация. Знакомство с логическими основами компьютера.
Тема 9. Подготовка к презентации проекта. Презентация проекта
Титульный лист. Создание слайда. Дизайн. Оформление заголовка, подзаголовка.
Выбор картинки. Выбор эффекта.
Алгоритмизация и программирование
Тема 10. Ввод / вывод
Проект. Практическая работа. Познавательная деятельность. Проектная
деятельность.
Тема 11. Линейные программы. Знакомство с арифметикой.
Основные сведения об алгоритмах. Алгоритмические структуры. Запись алгоритмов на
языке программирования Паскаль. Анализ программ с помощью трассировочных таблиц.
Функциональный подход к анализу программ. Структурированные типы данных.
Массивы. Структурное программирование. Рекурсивные алгоритмы.
Тема 12. Ветвления. Условные конструкции. Цикл с предусловием
Цикл с параметром.
Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования.
Примеры записи команд ветвления и повторения и других конструкций в различных
алгоритмических языках.
Проект. Практическая работа. Познавательная деятельность. Проектная
деятельность.
Тема 13. Вещественные числа. Целочисленные алгоритмы. Строки. Цифровое
представление данных
Вещественные числа. Целочисленные алгоритмы. Строки. Цифровое представление
данных. Проект. Практическая работа. Познавательная деятельность.
13

Тема 14. Системы счисления.
Основание системы счисления. Алфавит (множество цифр) системы счисления.
Количество цифр, используемых в системе счисления с заданным основанием. Краткая и
развернутая формы записи чисел в позиционных системах счисления.
Двоичная система счисления, запись целых чисел в пределах от 0 до 1024. Перевод
натуральных чисел из десятичной системы счисления в двоичную и из двоичной в
десятичную.
Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод натуральных чисел
из десятичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно.
Перевод натуральных чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и
шестнадцатеричную и обратно.
Арифметические действия в системах счисления.
Тема 15. Кодирование текстовой, звуковой информации. Кодирование графики и
видео
Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки. Алфавит
текстов на русском языке.
Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом
алфавите; кодовая таблица, декодирование.
Единицы измерения длины двоичных текстов: бит, байт, Килобайт, Мегабайт.
Количество информации, содержащееся в сообщении.
Кодирование цвета. Цветовые модели. Модели RGB и CMYK. Модели HSB и CMY.
Глубина кодирования. Знакомство с растровой и векторной графикой.
Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов записи.
Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением
изображений и звуковых файлов.
Цифровое общество
Тема 16. Информационная безопасность. Социальные сети.
Информационное общество. Информационное право. Техногенные и экономические
угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое обеспечение информационной
безопасности.
Тема 17. Карьера в ИТ. Сквозные цифровые технологии и их влияние на
общество.
Основы построения компьютерных сетей. Как устроен Интернет. Службы
Интернета. Интернет как глобальная информационная система. Замена ручного труда
технологиями. Спрос и самые популярные должности в сфере информационных
технологий.

14

Тематическое планирование учебного материала.
8 класс
№ урока

Тема урока

1
1

2

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Техника безопасности. Введение. Развитие науки и
техники. Новые информационные технологии.
Создание презентаций PowerPoint.
Объекты в приложении PowerPoint. Запуск и настройка
приложения PowerPoint.
Создание фона, текста. Вставка рисунков.
Настройка анимации текста, рисунков
Запуск и наладка презентации.
Добавление эффектов мультимедиа (звука, видеоклипа).
Настройка анимации аудио- и видеоклипа.
Создание презентации, состоящей из нескольких слайдов.
Работа с сортировщиком слайдов. Создание управляющих
кнопок.
Создание презентации (пособия) к уроку информатики
или по др. предмету
Мультимедийные проекты.
Представление о мультимедийных продуктах.
Создание мультимедийного проекта. Выбор темы,
постановка проблемы, анализ объекта.
Разработка сценария и синтез модели. Технология и
форма представления информации.
Работа с проектом.
Представление проекта.

К-во
часов
4
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

15

9 класс
№ урока

Тема урока

1
1
2
3
4

2

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Введение в курс. Техника безопасности.
Сбор данных. Обработка данных.
Построение диаграмм. Построение графиков
Электронные цифровые платформы для совместного
ведения проектов.
Распределение задач. Планирование работ
Применение цифровых инструментов на начальных
этапах жизненного цикла проекта
Прототипирование приложений. Интерфейс пользователя
Внутренняя логика. Публикация приложений
Подготовка к презентации проекта. Презентация проекта
Ввод / вывод
Линейные программы. Знакомство с арифметикой.
Ветвления. Условные конструкции. Цикл с предусловием.
Цикл с параметром.
Вещественные числа. Целочисленные алгоритмы. Строки.
Цифровое представление данных
Системы счисления.
Кодирование текстовой, звуковой информации.
Кодирование графики и видео
Информационная безопасность. Социальные сети.
Карьера в ИТ. Сквозные цифровые технологии и их
влияние на общество.

К-во
часов
4
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».