МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Администрации городского округа Сухой Лог МБОУ СОШ № 3 Принято на педагогическом совете Протокол № 1 от «29»августа 2024 г Утверждаю Директор МБОУ СОШ №3 ______ М.В. Шевченко Приказ № 84/1-ОД от «29»августа 2024г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Математическая грамотность» для обучающихся 8 классов Алтынай, 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Особенностью современного образования является его ориентация на развитие личности обучающегося, на достижение таких образовательных результатов, которые помогут вырабатывать эффективные жизненные стратегии, принимать верные решения в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Образовательные результаты являются ключевым индикатором качества образования, так как через призму образовательных результатов рассматривается эффективность образовательной политики государства. В новых обстоятельствах процесс обучения в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь», т.е на формирование функциональной грамотности обучающихся. Это важно для будущего детей, их востребованности на рынке труда и общего успеха в жизни. Кроме того, на формирование таких знаний нацелена современная российская система образования: среди ее задач – выйти на высокие позиции в мировых рейтингах, проверяющих функциональную грамотность школьников, наподобие PISA или PIRLS. Участие в таких рейтингах – показатель того, что система образования трансформируется, отвечая на вызовы времени. Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность - уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен, прежде всего, уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов. Сегодня большая часть учебников учит детей решать задачи, исходя из явной информации. Но для формирования и оценки функциональной грамотности нужен специальный формат заданий, структура и содержание которых отличаются от традиционных учебно-познавательных задач. Данная программа направлена на формирование математической грамотности обучающихся, как составной части функциональной грамотности. В связи с этим, в процессе изучения данного курса обучающимся предлагаются не типичные учебные задачи, характерные для традиционных систем обучения и мониторинговых исследований математической подготовки, а близкие к реальным проблемные ситуации, представленные в некотором контексте и разрешаемые доступными учащемуся средствами математики. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Реализация программы предполагает использование форм работы, которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность, деловые игры, организацию социальных практик. Цель изучения курса внеурочной деятельности: Формирование математической грамотности обучающихся для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности. 2 Задачи изучения курса внеурочной деятельности: распознавать и извлекать математическую информацию в практических задачах; формулировать проблему, представленную в контексте реального мира, в математическую задачу; применять математические понятия, факты, процедуры, рассуждения и инструменты для решения математически сформулированной проблемы и получения математических выводов; размышлять над математическим решением, результатами или выводами, интерпретировать математические результаты их в контексте реальной проблемы. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 8 класс «Математика в повседневной жизни» Задачи практического содержания: задачи на дебетовые карты с кэшбеком, задачи на шины, задачи на бумагу, на участки, на печи, на квартиры. «Геометрические задачи в заданиях ОГЭ» Различные задачи на геометрические фигуры, вычисление площадей фигур, выбор верных утверждений, работа с текстовой информацией: анализ, интерпретация, представление в графическом и символьном виде «Задачи на чертежах» Задачи на готовых чертежах и на клетчатой бумаге. « Математика и профессии» Математические задачи в профессиях ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА Рабочая программа направлена на достижение учащимися метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: следующих личностных, Осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места в мире); готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; осознание ценности, самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству; проявление интереса к способам познания; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом; установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей; активное участие в жизни семьи; 3 приобретение опыта успешного межличностного общения; готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах; в соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной ответственности за свои поступки в мире; готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие. Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры: умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов ,возможных глобальных последствий; ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной среде. Метапредметные результаты Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться: — овладение универсальными учебными познавательными действиями; — овладение универсальными учебными коммуникативными действиями; — овладение универсальными регулятивными действиями Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1)базовые логические действия 2)базовые исследовательские действия 3)работа с информацией Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: 4 1) выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; 2)ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); 3) самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; 4) составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; 5) делать выбор и брать ответственность за решение; 2) самоконтроль: 1) владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; 2) давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; 3) учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; 4) объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; 5) вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; 6) оценивать соответствие результата цели и условиям; 3) эмоциональный интеллект: 1) различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; 2) выявлять и анализировать причины эмоций; 3)ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; 4) регулировать способ выражения эмоций; 4)принятие себя и других: 1) осознанно относиться к другому человеку, его мнению; 2) признавать свое право на ошибку и такое же право другого; 3) принимать себя и других, не осуждая; 4) открытость себе и другим; 5) осознавать невозможность контролировать все вокруг Предметные результаты: Использовать в практических (жизненных) ситуациях следующие предметные математические умения и навыки: сравнивать и упорядочивать натуральные числа, целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, рациональные и иррациональные числа; выполнять, сочетая устные и письменные приемы, арифметические действия с рациональными числами; выполнять проверку, прикидку результата вычислений; округлять числа; вычислять значения числовых выражений; использовать калькулятор; решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости величин (скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость), связанные с отношением, пропорциональностью величин, процентами (налоги, задачи из области управления личными и семейными финансами),решать основные задачи на дроби и проценты, используя арифметический и алгебраический способы, перебор всех возможных вариантов, способ «проб и ошибок»; пользоваться основными единицами измерения: цены, массы; расстояния, времени, скорости; 5 выражать одни единицы величины через другие; интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных со свойствами рассматриваемых объектов; извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, линейной, столбчатой и круговой диаграммах, интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении задач; представлять информацию с помощью таблиц, линейной и столбчатой диаграмм, инфографики; оперировать статистическими характеристиками: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах числового набора; пользоваться геометрическими понятиями: отрезок, угол, многоугольник, окружность, круг; распознавать параллелепипед, куб, пирамиду, конус, цилиндр, использовать терминологию: вершина, ребро, грань, основание, развертка; приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных плоских и пространственных фигур, примеры параллельных и перпендикулярных прямых в пространстве, на модели куба, примеры равных и симметричных фигур; пользоваться геометрическими понятиями: равенство фигур, симметрия, подобие; использовать свойства изученных фигур для их распознавания, построения; применять признаки равенства треугольников, теорему о сумме углов треугольника, теорему Пифагора, тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей; находить длины отрезков и расстояния непосредственным измерением с помощью линейки; находить измерения параллелепипеда, куба; вычислять периметр многоугольника, периметр и площадь фигур, составленных из прямоугольников; находить длину окружности, плошадь круга; вычислять объем куба, параллелепипеда по заданным измерениям; решать несложные задачи на измерение геометрическихвеличин в практических ситуациях; пользоваться основными метрическими единицами измерения длины, площади, объема; выражать одни единицы величины через другие; решать задачи из реальной жизни, связанные с числовыми последовательностями, использовать свойства последовательностей. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количес тво часов 1 «Математика в повседневной жизни» 18 час 2 3 «Геометрические задачи в заданиях ОГЭ» «Задачи на чертежах» 6 час 6 час 4 « Математика и профессии» ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 4 час Электронные(ц ифровые) образовательн ые ресурсы https://resh.edu.ru / http://fipi.ru http://fipi.ru https://resh.edu.ru / http://fipi.ru 34 час ПОУРО 6 ЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 класс № Тема урока Электронные Контрол Практиче (цифровые) образовательные ьные ские Кол-во ресурсы работы работы часов 1.«Математика в повседневной жизни» (18 ч) 1 https://resh.edu.ru/ 1 https://resh.edu.ru/ 3 Дебетовая карта с кэшбеком Дебетовая карта с кэшбеком Задачи на участок 1 https://resh.edu.ru/ 4 Задачи на участок 1 https://resh.edu.ru/ 5 Задача про «Шины» 1 http://fipi.ru 6 Задача про «Шины» 1 http://fipi.ru 7 8 9 10 11 Покупка досок 1 https://resh.edu.ru/ Покупка досок 1 https://resh.edu.ru/ Абонемент в бассейн 1 https://resh.edu.ru/ Абонемент в бассейн 1 https://resh.edu.ru/ Акция в интернет1 http://fipi.ru магазине Акция в интернет1 http://fipi.ru магазине Задачи на печи 1 http://fipi.ru Задачи на печи 1 http://fipi.ru Задачи на бумагу 1 http://fipi.ru Задачи на бумагу 1 http://fipi.ru Задачи на квартиры 1 http://fipi.ru Задачи на квартиры 1 http://fipi.ru 2.«Геометрические задачи в заданиях ОГЭ» (6ч) Геометрические фигуры 1 https://resh.edu.ru/ Геометрические фигуры 1 https://resh.edu.ru/ Верные и неверные 1 https://resh.edu.ru/ утверждения Верные и неверные 1 https://resh.edu.ru/ утверждения Работа с текстовой 1 https://resh.edu.ru/ информацией: анализ, интерпретация, представление в 1 2 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 7 24 графическом и символьном виде Работа с текстовой информацией: анализ, интерпретация, представление в графическом и символьном виде 1 https://resh.edu.ru/ 4. «Задачи на чертежах» (6 ч.) 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Задачи на готовых 1 чертежах Задачи на готовых 1 чертежах Геометрия на клетчатой 1 бумаге Геометрия на клетчатой 1 бумаге Геометрия на клетчатой 1 бумаге Геометрия на клетчатой 1 бумаге 5. «Математика и профессии» (4 ч) Математические задачи 1 в профессиях Математические задачи 1 в профессиях Математические задачи 1 в профессиях Математические задачи 1 в профессиях https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ http://fipi.ru http://fipi.ru http://fipi.ru http://fipi.ru УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Башарин, Г.П. Элементы финансовой математики. – М.: Математика (приложение к газете «Первое сентября»). - №27. – 1995. Вигдорчик, Е., Нежданова, Т. Элементарная математика в экономике и бизнесе. – М., 1997. Рослова Л.О., Краснянская К.А., Рыдзе О.А., Квитко Е.С. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 Ч 1,2, выпуск 2 Ч.1,2, Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2-х ч.; под ред. Г.С. Ковалёвой, Л.О.Рословой.— М.; СПб.: Просвещение, 2020 — (Функциональная грамотность. Учимся для жизни). «Функциональная грамотность. Учимся для жизни»: сборник эталонных заданий : учебное пособие / под ред. Г.С. Ковалевой, Л.А. Рябининой. – Москва; «Просвещение»; МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 8 Банк заданий. Математическая грамотность // Официальный сайт ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». Концепция направления «математическая грамотность» исследования PISA-2023 // Официальный сайт ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования». Математическая грамотность: сб. эталонных заданий. Вып. 1. Ч. 1: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / под ред. Г.С. Ковалевой, Л.О. Рословой. – Москва: СанктПетербург: Просвещение, 2023. – 80 с. Математическая грамотность: сб. эталонных заданий. Вып. 1. Ч. 2: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / под ред. Г.С. Ковалевой, Л.О. Рословой. – Москва: СанктПетербург: Просвещение, 2022. – 140 с. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ http://fipi.ru https://resh.edu.ru/ 9