Семьеведение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»

Принято на педагогическом совете
протокол № 1 от « 29 »августа 2024 г.

Утвержден
Приказом директоа МБОУ СОШ №3
№ 84/1-ОД от «29» августа 2024 г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Семьеведение»

п. Алтынай, 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Общаяхарактеристикакурса
Программа курса внеурочной деятельности «Семьеведение» (далее –
программа) для 5–11 классов составлена на основе положений и требований:
– Федеральногогосударственного образовательногостандарта основного
общего

образования

(утвержден

приказом

Министерства

просвещения

Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
– федеральнойрабочейпрограммывоспитания.
При разработке программы использовались следующие нормативные
документы:
– КонституцияРоссийскойФедерации;
– УказПрезидентаРоссийской
«Об

утверждении

Основ

Федерации от 09.11.2022г.№809

государственной

политики

по

сохранению

и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
– СемейныйкодексРоссийскойФедерации.
Актуальностькурса
Актуальность

курса

внеурочной

деятельности

«Семьеведение»

в

современных условиях обусловлена необходимостью разработки специальных
программ обучения и воспитания,
представителей

молодого

поколения

способствующих формированию у
приверженности

традиционным

российским духовно-нравственным ценностям, включая ценности крепкой
семьи,

укрепляющих

гражданское

единство

российского

общества,

направленных на решение демографических проблем в Российской Федерации.
Семья – основа любого государства. Ведущими функциями семьи являются
рождениеивоспитаниедетей,передачадуховно-нравственного,социального

и

культурного опыта новому поколению.
Традиционнаясемейнаякультурануждаетсявподдержкегосударства,втомчи
слепосредствомобразования.Образованиестановитсясредством,
2

обеспечивающим сдерживание и предотвращение негативных тенденций
распада семьи. Оно призвано решить проблему сохранения и восстановления
отечественных традиций семейного

воспитания

и передачи молодому

поколению знаний о психологических, культурных и нравственных нормах
семейной жизни.
Важность обращения школы к семейной проблематике обусловлена,
прежде всего, тем, что семья является одним из важнейших социальных
институтов, формирующих в человеке основы его гражданской идентичности.
Вместе с тем ценность семьи в сознании молодых людей зачастую
девальвируется

под

воздействием

негативного

влияния

элементов

деструктивнойидеологии.Вэтойсвязиформированиевсознанииобучающихся
ценности крепкой семьи, брака, многодетности является одной из основных
задач системы общего образования в Российской Федерации.
Созданиепрограммыкурса«Семьеведение»дляобучающихся5–11классов
продиктовано

важностьюцеленаправленнойпросветительской

и

воспитательной деятельности, которая предполагает:
– осознаниесемьиитрадиционныхсемейныхотношенийкакценности

в

жизни современного человека;
– приобщение

к

системе

традиционных

духовно-нравственных

ценностей;
– формирование

у обучающихся

культуры семейных отношений,

уважения к старшим поколениям;
– приобретение обучающимися опыта выстраивания моделей поведения
имежличностныхотношенийвсемье,соответствующихпринятымвроссийском
обществе традиционным духовно-нравственным ценностям.
Программа предусматривает организацию разнообразной деятельности
обучающихся с целью применения получаемых знаний для анализа жизненных
ситуаций и решения проблем, возникающих в сфере семейных отношений.
Приоритетноевниманиевпрограммепридаетсясовременнымнаучно-

3

педагогическим подходам, которые обеспечивают открытый диалог с учетом
возрастных особенностей обучающихся.
Новизнапредлагаемогокурсавнеурочной деятельности заключается втом,
что его содержание предполагает:
– освоение обучающимися навыков и знаний в сфере семейных
отношений, которые пригодятся им в жизни, станут важным компонентом,
влияющим на их дальнейшую жизненную траекторию;
– рассмотрение семейной проблематики не только с точки зрения
современных научных позиций, но и с точки зрения ее ценностно-смысловогои
эмоционального восприятия обучающимися, а также их индивидуального
жизненного опыта;
– развитие

практических

навыков

и

познавательных

интересов

обучающихся, связанных с их ценностными установками на создание крепкой
многодетной семьи и моделями поведения в сфере реальных семейных
отношений.
Цельизадачикурса
Цельюкурсаявляетсявведениемолодыхлюдейвтрадиционную для нашего
Отечества систему семейных ценностей и формирование просемейных
ценностно-смысловых установок: брачности, многодетности, целомудрия.
Изучениекурсанаправленонаформирование:
– четких ценностных установок на семейность и многодетность, чтобы
обучающиеся связывали свое будущее именно с семейным образом жизни;
– понимания обучающимися 5–11 классов особой значимости института
семьи для самосохранения и развития общества, сохранения исторической
памяти и преемственности поколений;
– ответственного и уважительного отношения обучающихся к старшему
поколению,кроссийскимтрадиционнымдуховно-нравственнымценностям,

4

в том числе крепкой семье, институту брака как союзу мужчины и женщины,
рождению и воспитанию детей.
Врамкахрешенияосновныхзадачпрограммыдолжнобытьобеспечено:
– ознакомление обучающихся с базовыми понятиями, раскрывающими
смыслы, ценности и нормы семейной жизни, освоение категорий и таксономии
семейных терминов;
– формирование у молодых людей основных представлений о семейной
жизни с позиции психологии, культурологии и этики;
– осознаниеобучающимисясистемыроссийскихсемейныхценностейи
принятие их для построения собственной семьи в будущем;
– содействие подросткам в решении ими личных смысложизненных
вопросов, связанных с семейными отношениями;
– обеспечениеосознанияобучающимисясвоейгражданскойисоциальной
идентичности как граждан России и продолжателей традиций рода и семьи;
– содействие направленности обучающихся на создание крепкой,
счастливой семьи, снижение и предотвращение рисков на пути к ее созданию;
– ознакомлениеобучающихсясосредствамирешениясемейныхпроблем;
– обучение

основам

психологической

и

духовно-нравственной

безопасности в сфере семейных отношений.
Местокурсавобразовательномпроцессе
Программа«Семьеведение»рассчитананареализациювтечение 34 учебных
часов в рамках внеурочной деятельности; данный курс может быть предложен
обучающимся в качестве одного из существующих по выбору.
Программаявляетсясодержательнымиметодическимориентиромдля
составления

педагогами

рабочих

программ.

Предложенные

элементы

содержанияивидыдеятельностиобучающихсядолжныбытьконкретизированы

с

учетом возрастных особенностей и запросов обучающихся. Расширение
содержанияивидовдеятельностисвязаносвозможностьювыборапедагогом

5

различныхвариантовучебно-методическогообеспечениякурса,атакже

с

существующими условиями школьной информационно-образовательной среды.
Освоение программы курса может быть организовано образовательной
организацией во внеурочное время в следующих вариантах:
– длямладшихподростков(5–7классы);
– длястаршихподростков(8–11классы).
Всодержаниикурсакурсивомвыделеныпозиции,которыецелесообразно
изучать только в 8–11 классах. Включение этих элементов в содержание
программы курса внеурочной деятельности не ведет к нарушению его
содержательного единства и ориентирует педагогов на необходимость
учитывать особенности его преподавания в 8–11 классах.
Программапредусматриваетвыделениепроблем,которыемогутстатькак
предметомдискуссии,такиосновойдляпроектнойдеятельностиобучающихся.
Темы проектов выбираются учителем с учетом региональной специфики.
Содержательные элементы программы позволяют организовать на их основе
практическуюипоисково-исследовательскуюдеятельность,результатыкоторой
могут быть использованы при реализации обучающимися индивидуальных
проектов.
Особенностьпрограммывнеурочнойдеятельностисостоитвтом,чтовней

в

краткой обобщенной форме представлены все основные аспекты семейной
проблематики (исторические, социокультурные, правовые, экономические,
психологические,нравственные),позволяющиеобучающимсяознакомиться

с

основами семьеведения.

6

ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯКУРСАВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»
Реализация программы курса внеурочной деятельности «Семьеведение»
направлена

на

обеспечение

достижения

обучающимися

личностных,

метапредметных и предметных образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ:
1) гражданскоевоспитание:
– готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное
участие в жизни семьи;
– пониманиеролисемьикаксоциальногоинститутавжизничеловека;
– обретениеположительногообразасемьи,родительства(отцовстваи
материнства), освоение традиционных семейных ценностей России;
– готовность выстраивать бесконфликтные отношения в родительской
семье, классе, школьном коллективе;
– пониманиеролисемьикаксоциальногоинститутавжизничеловека;
2) патриотическоевоспитание:
– осознаниероссийскойидентичностивполикультурном

и

многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России,
ценностное отношение к достижениям своей Родины ‒ России, семейных
традиций народов России;
3) духовно-нравственноевоспитание:
– ориентациянаморальныеценностиинормывситуацияхнравственного
выборавсемейныхотношениях,готовностьоцениватьсвоеповедение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиции традиционных духовнонравственных ценностей, а также правовых норм;
7

– способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивациик
созданию крепкой, гармоничной семьи;
4) эстетическоевоспитание:
– восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов,
понимание ценности отечественного и мирового искусства, этнических
культурных традиций и народного творчества;
5) физическоевоспитание,формированиекультурыздоровьяи
эмоционального благополучия:
– осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему
здоровью и установка на здоровый образ жизни;
– соблюдение правил безопасности, в том числе безопасного поведенияв
интернет-среде;
6) трудовоевоспитание:
– установканаактивное
семьи)

технологической

инициировать,

участиеврешениипрактическихзадач(врамках
и

планировать

социальной
и

направленности,

самостоятельно

выполнять

способность
такого

рода

деятельность, уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
7) ценностинаучногопознания:
– овладение языковой и читательской культурой как средством познания
мира с учетом семейных традиций народов России;
8) адаптацииобучающегосякизменяющимсяусловиямсоциальнойи
природной среды:
– освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью;
– умение оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые
решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия,
формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации.
8

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательныеуниверсальныеучебныедействия
Базовыелогическиедействия:
– выявлять и характеризовать существенные признаки социальных
явлений и процессов;
– выявлятьдефицитинформации,данных,необходимыхдлярешения
поставленной задачи;
– делать выводы с использованием

дедуктивных и индуктивных

умозаключений, умозаключений по аналогии.
Базовыеисследовательскиедействия:
– проводить

по

самостоятельно

составленному

плану

небольшое

исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
– оцениватьнаприменимостьидостоверностьинформацию,полученную

в

ходе исследования;
– самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, исследования;
– прогнозироватьвозможноедальнейшееразвитиепроцессов,событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения
об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работасинформацией:
– применятьразличныеметоды,инструментыизапросыприпоиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи
и заданных критериев;
– выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
– самостоятельно

выбирать

оптимальную

форму

представления

информации;
– эффективнозапоминатьисистематизироватьинформацию.
9

Коммуникативныеуниверсальныеучебныедействия:
– восприниматьиформулироватьсуждения,выражатьэмоциив
соответствии с целями и условиями общения;
– выражатьсебя(своюточкузрения)вустныхиписьменныхтекстах;
– распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков;
– знатьираспознаватьпредпосылкиконфликтныхситуаций

и

смягчать

конфликты, вести переговоры;
– пониматьнамерениядругих,проявлятьуважительноеотношениек
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
– в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемойтемыивысказыватьидеи,нацеленныенарешениезадачи

и

поддержание благожелательности общения;
– сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
– публично

представлять

результаты

выполненного

исследования,

проекта;
– самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Регулятивныеуниверсальныеучебныедействия
Самоорганизация:
– выявлятьпроблемыдлярешениявжизненныхиучебныхситуациях;
– ориентироваться

в

различных

подходах

принятия

решений

(индивидуальное, принятие решений в группе);
– составлятьпландействий(планреализациинамеченногоалгоритма
решения);
– делатьвыборибратьответственностьзарешение.
10

Самоконтроль,эмоциональныйинтеллект:
– владетьспособамисамоконтроля,самомотивацииирефлексии;
– даватьадекватнуюоценкуситуацииипредлагатьпланееизменения;
– учитыватьконтекстипредвидетьтрудности,которыемогутвозникнуть
при решении

учебной задачи,

адаптировать решение

к меняющимся

обстоятельствам;
– объяснять

причины

достижения

(недостижения)

результатов

деятельности,даватьоценкуприобретенномуопыту,уметьнаходитьпозитивное в
произошедшей ситуации;
– вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
– оцениватьсоответствиерезультатацелииусловиям;
– ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
– регулироватьспособвыраженияэмоций.
Совместнаядеятельность:
– понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
– принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
– уметьобобщатьмнениянесколькихлюдей;
– планировать организацию совместной работы, определять своюроль(с
учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределятьзадачимеждучленамикоманды,

участвоватьв

групповыхформах

работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

11

– выполнятьсвоючастьработы,достигатькачественногорезультатапо
своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
– оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
– сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
командывдостижениерезультатов,разделятьсферуответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчета перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ:
– освоение и применение системы знаний: о семье, месте и роли каждого
члена

семьи,

важности

семьи

как

базового

социального

института;

социокультурной сущности семьи и ее роли в современном обществе;
содержанииизначениисоциальныхнорм,регулирующихсемейныеотношения,
включая правовые нормы;
– осознаниезначимостикрепкойсемьи,бракакакценности в современном
обществе; умение характеризовать семейные отношения как традиционную
российскую духовно-нравственную ценность; осознание значимости семейных
традиций в истории народов России;
– формированиепониманияролисемьивосвоениинормморали

и

нравственности, гуманизма, милосердия, справедливости, взаимопомощи,
коллективизма, преемственности истории нашей Родины;
– умениехарактеризоватьособенностисемейныхотношений

с

использованием источников разных типов (текстами, иллюстрациями, аудио- и
видеоматериалами);
– умение использовать полученные знания: для устного и письменного
описания традиций семьи, роли каждого члена семьи; для описания традиций
своей семьи, для написания ее родословной;
– умение использовать цифровые технологии для создания родословной,
поиска и моделирования дома, создания финансового плана семьи и др.;
12

– умение аргументировать роль здорового образа жизни для каждого
члена семьи;
– умениевыстраиватьбесконфликтноеобщениесродственниками,в

том

числе со старшими членами семьи;
– умение осмысливатьличныйсоциальныйопытжизнив семье,общения с
родителями, с бабушками и дедушками, братьями и сестрами, дальними
родственниками;
– умениерешатьврамкахизученногоматериалапознавательные

и

практические задачи;
– овладение приемами поиска и извлечения социальной информации
(текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций
средств массовой информации (СМИ) с соблюдением правил информационной
безопасности при работе в Интернете;
– умениеанализировать,обобщать,систематизировать,конкретизировать и
критически

оценивать

социальную

информацию

из

адаптированных

источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить
еессобственнымизнаниямиоморальномиправовомрегулированииповедения
человека в семье, личным социальным опытом, используя обществоведческие
знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
– умениеоцениватьсобственныепоступкииповедениедругихлюдейсточкиз
ренияихсоответствияморальным,правовымиинымвидамсоциальных
норм,включаявопросы,связанныесличнымиисемейнымифинансами, в том числе
при планировании семейного бюджета.

13

СОДЕРЖАНИЕКУРСАВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»

РАЗДЕЛ1.«ЧЕЛОВЕК,СЕМЬЯ, ОБЩЕСТВО…»
Какидлячегосоздается семья?
Семья в различные исторические эпохи – от древности до настоящего
времени: мотивы создания семьи и вступления в брак. Семья и духовнонравственные ценности.
Выбор спутника жизни. Особенности брачно-семейных отношений.
Изменениеролеймужчины,женщиныидетейвсемье1.Семьяибрак в современном
обществе.
Семьякакценностьдляребенка
Крепкаясемья,основаннаяналюбви,какосновадляформирования у ребенка
чувства

безопасности

и

ощущения

счастья.

Важность

для

ребенка

материальной и психологической поддержки со стороны родителей. Семья как
среда

формирования

личности

ребенка,

его

духовно-нравственного

становления, интеллектуального роста, профессионального и социального
самоопределения.
Семьякаксреда,ориентированнаянасозданиеуникальныхусловий
саморазвития

и

личностной

самореализации

детей

и

для

родителей.

Эмоциональное взаимопонимание между родителями и детьми.
Семьяиеерольвобществе
Семьякакпервичнаяячейкаобщества,ееважностьвсамосохранениии
развитии общества. Семья и ее основные функции. Репродуктивная функция
семьи и ее значениев решении демографических проблем современной России.
Расширенная(многопоколенная)семьякакисторическийфеномен.

В содержании курса курсивом выделены позиции, которые целесообразно изучать тольков
8–9 классах.
1

14

Социализирующая функция семьииважностьповышения ее воспитательной роли
в современном обществе.
РАЗДЕЛ2.«МОИРОДСТВЕННИКИ–ПОХОЖИЕИРАЗНЫЕ»
Историясемьи
Родословнаямоейсемьи.Семейное(родовое)генеалогическоедревои правила
его реконструкции (описания).
Важностьсохраненияисторическойпамятиопоколенияхрода

(семьи).

Способы передачи информации о связи поколений и родственных отношениях:
семейные архивы, фотоальбомы, мемуары. Примерная модель поиска и
обработки информации по истории семьи (рода).
Преданияитрадициимоейсемьи.Ценностисемьи,передающиеся

из

поколения в поколение. Семейная память и семейная гордость. Семейные
традиции и их разнообразие: семейный совет, воскресные обеды, семейные
спектакли, семейные путешествия, семейное чтение и т. п. Достойные примеры
для подражания и сохранения семейных традиций. Известные многодетные
семьи.
Родители
Особая роль и ответственность родителей в современной семье. Роль
мужчины в семье. Отцовство. Роль женщины в семье. Материнство. Любовь,
взаимное принятие и поддержка как базовые ценности взаимоотношений
супруговмеждусобой,атакжеродителейидетей.Образсемьи в художественных
произведениях второй половины ХХ – начала XXI века (мультипликация, кино,
литература и др.).
Особенностивыстраиваниявзаимоотношениймеждуродителямиидетьми
взависимостиотих

возрастаиизмененийвсоциальномстатусе.Уважительное

взаимодействие родителей и детей.

15

Братьяисестры
Конструктивноевзаимодействиедетейсбратьями,сестрами.Общениес
братьями и сестрами в семье – необходимый опыт для создания в будущем
собственной

семьи.

Отношения

братьев

и

сестер

в

художественных

произведениях (мультипликация, кино, литература).
Проблема

психологического

неприятия

и

конкуренции

между

разновозрастными и сводными детьми в семье и пути ее преодоления.
Чемценныотношениявнуковсбабушкамиидедушками?
Бабушки и дедушки в семье. Доверительное, эмоционально теплое
общение внуков с бабушками и дедушками.
Уважительное

отношение

к

старшим

членам

семьи.

Чувство

благодарности старшим. Почитание старших в семье. Забота опожилыхчленах
семьи, помощь по дому.
Межпоколенное общение как способ передачи и усвоения накопленного
старшимипоколениямижизненногоопытаидуховно-нравственныхценностей.
Моиблизкиеидальниеродственники
Многообразие родственных отношений. Важность поддержания добрыхи
уважительных родственных отношений для сохранения межпоколенных связей
и семейных традиций.
РАЗДЕЛ3.«ОСЕМЕЙНОМУЮТЕИНЕ ТОЛЬКО…»
Чтомыназываемсвоим «домом»?
Местопроживаниясемьииважностьеговосприятиядлясупруговидетей

как

своего «дома». Дом – это место защищенности, уюта и эмоциональной теплоты.
Особенности и способы обустройства семейного хозяйства в больших и малых
городах, в пригородах и сельской местности.
Ведениедомашнегохозяйства
Основные

составляющие

домашнего

(семейного)

хозяйства.

Хозяйственно-экономическаяфункциясемьи.Типичныепроблемы

16

обустройства домашнего хозяйства у семей с детьми и способы их решения.
Плюсыиминусысовместногопроживаниямолодойсемьисдетьмивместе

со

своими родителями или родственниками.
Семейныйбюджет
Важностьпланированияиучета

семейныхдоходовирасходов.Семейный

бюджетифинансовая«подушкабезопасности».Равноправиемужаижены
решении

финансовых

вопросов,

открытость

семейных

финансов

в
как

современные культурные нормы. Основные статьи семейного бюджета.
Возможности использования семьями услуг финансовых организаций – вклады,
кредиты, инвестиции.
Способы экономии семейного бюджета и статьи, на которых не следует
экономить. Карманные деньги детей. Основные приоритеты детских расходови
способы рационального расходования детьми денежных средств. Детские
накопления и цели их использования.
Семейныйбыт
Красота, комфорт и уют в доме. Важность совместных усилий родителей
и детей в решении проблем определения оптимального бюджета, выбора стиля
оформления, материалов, технических решений и другого для обустройства
дома. Проект обустройства дома – от идеи до воплощения.
Важность достижения договоренностей в распределении ролей между
родителями и детьми для поддержания чистоты и порядка в доме. Традиции
обустройства дома в разных регионах России.
РАЗДЕЛ4.«ВАЖНЕЙВСЕГО–ПОГОДАВДОМЕ…»
Каксоздатьблагоприятнуюсемейнуюатмосферу?
Здоровая семейная атмосфера как залог устойчивости внутрисемейных
отношений. Доминирующие положительные эмоции, тон общения, настроение,
взаимное доверие и открытость, взаимопомощь и поддержка как важные
составляющиесупружескихидетско-родительскихотношений.Важность
17

благоприятногосемейногопсихологическогоклиматадляразвитияребенкав семье
и эмоционального состояния супругов. Многодетность как важный компонент
благоприятной семейной атмосферы.
Начем держится семья?
Нравственные основы взаимоотношений в семье: любовь, верность,
взаимная поддержка, честность. Мужественность и женственность. Умение
слушать и слышать друг друга, допущение разных взглядов членов семьи на
одну и ту же бытовую ситуацию, умения уступать и прощать недостатки друг
другу,навыкиоказаниядругдругузнаковвнимания

какфакторы,

укрепляющие

семью.Недопустимостьэгоистического,высокомерного,равнодушного

и

неуважительного отношения к членам своей семьи.
Какизбегатьконфликтоввсемье?
Общение супругов друг с другом, а также родителей с детьми, старших
детейсмладшимипоповодувозникающихразногласийкакважнейшееправило
гармоничной семейной жизни. Важность рефлексии каждым членом семьи
своего поведения и манеры общения. Варианты психологической рефлексии
подростком своего поведения в семье и отношения к родственникам.
Умения прощать и просить прощения как важные составляющие
счастливой семейной жизни. Компромиссы в отношениях между супругами,
между родителями и детьми. Пути выхода из возникшего конфликта.
Рост самостоятельности ребенка как норма для взрослеющей личности
и важность правильного отношения родителей к этой тенденции. Умение
родителей договариваться с детьмикак основа гармоничныхвзаимоотношений.
Важность

уважения

родителями

выбора

ребенка.

Конструктивная

поддержкасостороныродителейвситуациипоискаребенкомвариантарешенияжиз
ненной проблемы.
Чтопомогаетсемьеобъединиться?
Совместнаядосуговаядеятельностькакважныйфактор

сплочения

семьи.Разнообразиеформсовместныхсемейныхдел(уборкаиремонт
18

квартиры/дома; работа на приусадебном участке и пр.), оказывающих
позитивноеи(или)негативноевоспитательноеиэмоциональноевлияние на детей.
Важность семейных праздников для эмоционально-психологического
сближения взрослых и детей. Игры как важный элемент семейного досуга.
Распространенные виды семейных игр, их плюсы и минусы. Проектирование
семейногопраздничногомероприятия(деньрождения,окончаниеучебногогода,
спортивные достижения детей и др.).
Рольсемейныхпрогулок,туристическихпоходовипутешествийвсплочениис
емьииличностномразвитииеечленов.Проектированиесемейного
выездногомероприятия.Определениенаиболееинтересныхмаршрутов

для

семейных турпоходов и путешествий (на примере своего региона).
Здоровыйобразжизнивсемье
Здоровье членов семьи и его роль в полноценной семейной жизни.
Здоровый образ жизни и его ключевые составляющие: здоровое питание,
здоровый сон, гигиена, физическая активность. Современный стиль питания,
пищевые привычки взрослых и детей (фастфуд, полуфабрикаты, еда на ходу,
заказготовойедынадомидр.)исвязанныеснимипроблемыфизическогои
психического здоровья. Варианты домашнего меню как примеры здорового
питания.
Режим здорового сна для взрослых и детей. Личная гигиена и ее влияние
на образ жизни семьи. Способы преодоления вредных привычек в семье.
Важность физической активности для здоровья человека и способы ее
поддержания в семье. Здоровьесберегающие мероприятия (зарядка, прогулки,
подвижные игры и т. п.) и технологии (фитнес-браслеты, интернет-приложения
и др.), способствующие укреплению здоровья взрослых и детей. Примеры
участиячленовсемьивоздоровительныхмероприятияхиакцияхРоссиии

региона

(ГТО, «Здоровье для всей семьи»).

19

РАЗДЕЛ5.«СОВРЕМЕННАЯСЕМЬЯИПРАВО»
Вступлениевбрак
Порядок регистрации брака в Российской Федерации. Брачный возраст.
ПорядокиусловиязаключениябракавсовременнойРоссии.Брачный договор.
Поддержкагосударствомсемейсдетьми
Мерысоциальнойподдержкисемейсдетьми.Социальныегарантиидля
семей.

Материнский

капитал

и

ипотека

для

молодых семей.

Меры

государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации.
Звание «Мать-героиня».
Деятельность социальных служб (организаций) по поддержке семьи:
консультационная, материальная, юридическая, медицинская, психологопедагогическая.Семейныепсихологииспециалистывсфереобразования

по

работе с семьей.
Праваиобязанностиродителейидетей
Личные права и обязанности супругов, равенство супругов в семье.
Имущественные права и обязанности супругов, совместная собственность,
движимое и недвижимое имущество семьи, наследство и наследники,
дарениеидругиесделкиссемейнымимуществом.Праваиобязанностиродителей в
отношении родных детей и детей, взятых под опеку.
Опекунствоиусыновление(удочерение)какспособывключениявсемейные
отношения детей, оставшихся без родителей.
Права и обязанности ребенка в семье. Права несовершеннолетних детей
навладение,пользованиеираспоряжениеимуществом,финансовую

и

предпринимательскую деятельность. Обязанности совершеннолетних детей(с
18 лет) по отношению к своим

родителям

и родственникам.

Роль

Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.

20

ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№

Наименование

Количество

п/п

разделовитемкурса

часов

Программноесодержание

Форма работы / характеристика
деятельности обучающихся

внеурочной
деятельности
Раздел1.«Человек,семья,общество…»
1.1

Как и для чего

1

создаетсясемья?

1.2

Семьякакценность
для ребенка

1

Семьявразличныеисторическиеэпохи– от

Беседанаосновепрезентации«Семья в

древности до современности: мотивы

различные исторические эпохи».

создания семьи и вступления в брак.

Анализ репродукций картин известных

Семья и духовно-нравственные ценности.

художников,посвященныхсемьевразные

Выбор спутника жизни. Особенности

исторические эпохи.

брачно-семейных отношений. Изменение

Созданиеплаката«Современнаясемья».

ролеймужчины,женщиныидетейвсемье.

Дискуссиянатему«Выборспутника

Семьяибраквсовременномобществе

жизни»

Крепкаясемья,основаннаяналюбви,

Беседаисозданиесхемы«Значениесемьи в

как основа для формирования у ребенка

жизни человека».

чувствабезопасностииощущениясчастья.

Анализпредложенныхситуаций,

Важность для ребенка материальной

показывающихвлияниесемьинажизнь

и психологической поддержки

подростка

состороныродителей.Семьякаксреда
формированияличностиребенка,его
21

духовно-нравственного становления,
интеллектуального роста,
профессионального и социального
самоопределения
1

Семья как среда, ориентированная

Сопоставление иллюстраций, отражающих

на создание уникальных условий

психологические отношения родителей

для саморазвития и личностной

и подростка (взаимное доверие/недоверие;

самореализации детей и родителей.

рациональная оценка/недооценка;

Эмоциональное взаимопонимание между

поддержка и сочувствие/равнодушие;

родителямиидетьми,сочувствиеипринятие

адекватные требования/неадекватные

ребенка в семье

требования) для создания правил
выстраивания отношений между детьми
иродителями.
Начало создания коллективной электронной
энциклопедии «Семья – наша ценность»

1.3

Семьяиеероль в
обществе

1

Семьякакпервичнаяячейкаобщества,

Беседа «Семья и ее основные функции».

ее важность в самосохранении и развитии

Анализ примеров семей по страницам

общества. Семья и ее основные функции.

художественной литературы, кинематографа

Репродуктивная функция семьи и ее
значение в решении демографических
проблемсовременной России.Расширенная
(многопоколенная)семьякакисторический

22

феномен.Социализирующаяфункциясемьи
и важность повышения ее воспитательной
роли в современном обществе
Итогопоразделу

4

Раздел2.«Моиродственники–похожиеиразные»
2.1

Историясемьи

1

1

1

Родословная моей семьи. Семейное

Составлениеродословных

(родовое)генеалогическоедревоиправила

наосновепредложенныхучителем

егореконструкции(описания)

и/или обучающимися макетов

Важность сохранения исторической

Беседа на основе презентации «Способы

памятио поколениях рода (семьи).

сохраненияисторическойпамятиосемье».

Способы передачи информации о связи

Составление схемы «Как в моей семье

поколений

сохраняется память о поколениях».

и родственных отношениях: семейные

Знакомствосэлектроннымиресурсами,

архивы, фотоальбомы, мемуары.

позволяющими искать и обрабатывать

Примернаямодельпоискаиобработки

информацию об истории своей семьи,

информации по истории семьи (рода)

иразработкаалгоритмадействий

Преданияитрадициимоейсемьи.Ценности

Проектная деятельность «Предания

семьи, передающиеся из поколения

и традиции моей семьи».

в поколение. Семейная память и семейная

Практикум«Семейныетрадиции»

гордость. Семейные традиции и их
разнообразие: семейный совет, воскресные
обеды,семейныеспектакли,семейные
23

путешествия,семейноечтениеит.п.
Достойные примеры для подражанияи
сохранения семейных традиций.
Известныемногодетныесемьи
2.2

Родители

1

Особаярольиответственностьродителей в

Обсуждение отрывков из художественной

современной семье. Роль мужчины

литературы, кинофильмов,

всемье.Отцовство.Рольженщинывсемье.

мультипликационныхфильмов

Материнство. Любовь, взаимное принятие

огармоничныхотношенияхвсемье.

и поддержка как базовые ценности

Созданиеоблакасловнатему«Ценности

взаимоотношений супругов между собой,а

семьи»

также родителей и детей. Образ семьи
в художественных произведениях второй
половины ХХ – начала XXI века
(мультипликация,кино,литератураидр.)
1

Особенностивыстраивания

Анализкейсовнатему«Стиливоспитания».

взаимоотношений между родителями

Игра«Продолжипредложение»:«Еслибыя

идетьмивзависимостиотихвозраста и

оказался на месте своих родителей, то...»

изменений в социальном статусе.
Уважительноевзаимодействиеродителей
и детей
2.3

Братьяи сестры

1

Конструктивноевзаимодействиедетей

Обсуждениетемы«Взаимоотношения

сбратьями,сестрами.Общениесбратьями

сбратьями,сестрами»вгруппах:«Хорошо

24

и сестрами в семье – необходимый опыт

либытьединственнымребенкомвсемье»,

длясозданиявбудущемсобственнойсемьи.

«Насвсемьедвое/трое»,«Уменямного

Отношениябратьевисестер

братьев и сестер».

вхудожественныхпроизведениях

Составление правил конструктивного

(мультипликация,кино,литература).

взаимодействиясбратьямиисестрами.

Проблемапсихологическогонеприятия

Обсуждениекейсовоконструктивном

иконкуренциимеждуразновозрастными

взаимодействиидетейсбратьямиисестрами

исводнымидетьмивсемьеипутиее
преодоления
2.4

Чемценныотношения

Бабушкиидедушкивсемье.Доверительное,

Анализиллюстрацийнатему

внуков с бабушками

эмоционально теплое общение внуков

«Межпоколенноеобщение».

идедушками?

сбабушкамиидедушками.Уважительное

Анализ ситуаций, отражающих

отношение к старшим членам семьи.

конструктивное взаимодействие внуков

Чувство благодарности старшим. Почитание

сбабушкамиидедушками,длявыработки

старших в семье. Забота о пожилых членах

бесконфликтной стратегии поведения.

семьи, помощь по дому. Межпоколенное

Практикум«Уважениекстаршимипомощь в

общение как способ передачи и усвоения

семье»

1

накопленного старшими поколениями
жизненногоопытаидуховно-нравственных
ценностей. Черты семейного поведения,
присущие бабушкам и дедушкам,
ибесконфликтныестратегииихвосприятия.

25

Доверительноеобщениевнуков
сбабушкамии дедушками
2.5

Многообразиеродственныхотношений.

Игра «Самое главное качество моего

и дальние

Важностьподдержаниядобрых

родственника» на основе родословной.

родственники

и уважительных родственных отношений

Продолжение разработки коллективной

для сохранения межпоколенных связей

электроннойэнциклопедии«Семья–наша

исемейныхтрадиций

ценность»

Место проживания семьи и важность его

Составлениеоблакаслов«Дом»наоснове

восприятиядлясупруговидетейкаксвоего

ассоциаций.

«дома».Дом–этоместозащищенности, уюта

Конкурс рисунков/синквейнов «Мой дом»

и эмоциональной теплоты.

или «Дом моей мечты»

Мои близкие

Итогопоразделу

1

8

Раздел3.«Осемейномуютеинетолько…»
3.1

Чтомыназываем

1

своим «домом»?

Особенностииспособыобустройства
семейного хозяйства в больших и малых
городах,впригородахисельскойместности
3.2

Ведениедомашнего
хозяйства

1

Основныесоставляющиедомашнего

Беседа на основе презентации «Семейное

(семейного) хозяйства. Хозяйственно-

хозяйствовразныеисторическиепериоды

экономическая функция семьи.

развития России».

Типичные проблемы обустройства

Разработка правил рачительного ведения

домашнегохозяйстваусемейсдетьми

домашнего хозяйства

испособыихрешения.Плюсыиминусы

26

совместногопроживаниямолодойсемьи
сдетьмивместесосвоимиродителями или
родственниками
3.3

Семейныйбюджет

1

Важность планирования и учета семейных

Анализ схемы «Семейный бюджет».

доходов и расходов. Семейный бюджет

Решение практических задач, направленных

и финансовая «подушка безопасности».

на планирование и учет семейных доходов

Равноправие мужа и жены в решении

и расходов

финансовых вопросов, открытость семейных
финансов как современные культурные
нормы. Основные статьи семейного
бюджета. Возможности использования
семьямиуслугфинансовыхорганизаций–
вклады,кредиты,инвестиции
1

Способыэкономиисемейногобюджета

Решение практических задач, направленных

истатьи,накоторыхнеследуетэкономить.

на выявление рациональных способов

Карманные деньги детей. Основные

расходования карманных денег

приоритеты детских расходов и способы
рационального расходования детьми
денежных средств. Детские накопления
ицелиихиспользования
3.4

Семейныйбыт

1

Красота,комфортиуютвдоме.Важность

Игра«Красотаикомфортвдоме»наоснове

совместных усилий родителей и детей

предложенных карточек (иллюстрации,

врешениипроблемопределения

предметы интерьера).
27

оптимального бюджета, выбора стиля

Составлениеоблакасловпотеме«Уют в

оформления, материалов, технических

доме»

решенийидругогодляобустройствадома.
Проектобустройствадома–отидеи
довоплощения
1

Важностьдостижениядоговоренностей

Обсуждение презентации «Традиции

враспределенииролеймеждуродителями и

обустройства дома (семейного хозяйства)в

детьми для поддержания чистоты

разных регионах России».

ипорядкавдоме.Традицииобустройства дома

Проектнаядеятельностьпотеме«Мойвклад в

в разных регионах России

чистоту и порядок в доме».
Продолжение разработки коллективной
электроннойэнциклопедии«Семья–наша
ценность»

Итогопоразделу

6

Раздел4.«Важнейвсего–погодавдоме…»
4.1

Как создать

Здоровая семейная атмосфера как залог

Обсуждение пословиц, отрывков

благоприятную

устойчивости внутрисемейных отношений.

из художественных произведений,

семейнуюатмосферу?

Доминирующие положительные эмоции,

видеосюжетовосемейнойатмосфере.

тон общения, настроение, взаимное довериеи

Обсуждение модели благоприятной

открытость, взаимопомощь и поддержка

психологическойатмосферыв семье.

какважныесоставляющиесупружеских

Проектная деятельность в рамках

идетско-родительскихотношений. Важность

темы«Многодетностькакважный

1

28

благоприятного семейного психологического

компонент благоприятной семейной

климата для развития ребенка в семье

атмосферы»

иэмоциональногосостояниясупругов.
Многодетностькакважный компонент
благоприятной семейной атмосферы
4.2

Начемдержится

1

семья?

Нравственныеосновывзаимоотношений

Беседапотеме«Нравственныеосновы

в семье: любовь, верность, взаимная

взаимоотношений в семье».

поддержка, честность. Мужественностьи

Анализучебныхкейсовоконструктивном

женственность. Умение слушать

взаимодействии членов семьи.

ислышатьдругдруга,допущениеразных

Беседаомужественности и

взглядов членов семьи на одну и ту же

женственности

бытовую ситуацию, умения уступать
ипрощатьнедостаткидругдругу,навыки
оказаниядругдругузнаковвниманиякак
факторы, укрепляющие семью.
Недопустимость эгоистического,
высокомерного, равнодушного
инеуважительногоотношениякчленам
своей семьи. Конструктивное
взаимодействиечленовсемьи
4.3

Какизбегать
конфликтоввсемье?

1

Общениесупруговдругсдругом,атакже

Обсуждениетемыобщениявсемье

родителейсдетьми,старшихдетей

наосновепрезентации.

29

с младшими по поводу возникающих

Заполнение таблицы «Мое поведениев

разногласий как важнейшееправило

семье»

гармоничной семейной жизни.
Важностьрефлексиикаждымчленомсемьи
своего поведения и манеры общения.
Варианты психологической рефлексии
подростком своего поведения в семье
иотношениякродственникам
1

Умения прощать и просить прощения как

Решение учебных кейсов, направленных

важныесоставляющие счастливой семейной

на поиск компромисса при зарождении

жизни. Компромиссы в отношениях между

конфликта в семье

супругами, между родителями и детьми.
Путивыходаизвозникшегоконфликта
1

Рост самостоятельности ребенка

Анализ кейсов, показывающих

какнормадлявзрослеющейличности и

конструктивную поддержку со стороны

важность правильного отношения

родителейвситуациипоискаподростком

родителейкэтойтенденции.Умение

«правильного» варианта решения жизненной

родителей договариваться сдетьми как

проблемы.

основа гармоничных взаимоотношений.

Обсуждениеполученныхрезультатов

Важностьуваженияродителямивыбора
ребенка. Конструктивная поддержка
состороныродителейвситуациипоиска

30

ребенкомвариантарешенияжизненной
проблемы
4.4

Чтопомогаетсемье

1

объединиться?

Совместная досуговая деятельность как

Составление перечня совместных семейных

важный фактор сплочения семьи.

дел на основе личного опыта и анализа

Разнообразие форм совместных семейных

информации, предложенной учителем

дел (уборка и ремонт квартиры/дома;

(ввидеиллюстраций,видеосюжетов)

работа на приусадебном участке и пр.),
оказывающихпозитивное
и (или) негативное
воспитательноеиэмоциональноевли
1

яниенадетей
Важностьсемейныхпраздников

Конкурспроектов«Моялюбимаясемейная

для эмоционально-психологического

игра».

сближениявзрослыхидетей.Игрыкак важный

Обсуждение результатов проектов.

элемент семейного досуга.

Составление алгоритма проектирования

Распространенные виды семейных игр,

семейного праздника

их плюсы и минусы. Проектирование
семейного праздничного мероприятия
(деньрождения,окончаниеучебногогода,
спортивныедостижениядетейидр.)
1

Роль семейных прогулок, туристических

Обсуждениеинтересныхмаршрутов

походовипутешествийвсплочениисемьи

длясемьина основеинтерактивной карты.

иличностномразвитииеечленов.

Проект «Семейное путешествие/турпоход»
31

Проектирование семейного выездного
мероприятия. Определение наиболее
интересных маршрутов для семейных
турпоходовипутешествий(напримере
своегорегиона)
4.5

Здоровыйобразжизни

1

в семье

Здоровьечленовсемьииегороль в

Обсуждение важности здорового образа

полноценной семейной жизни.

жизни на основе презентации учителя

Здоровыйобразжизнииегоключевые

иличногосоциальногоопыта.

составляющие: здоровое питание,

Составлениедомашнегоменю

здоровыйсон,гигиена,физическая
активность.
Современныйстильпитания,
пищевыепривычкивзрослыхидетей
(фастфуд,полуфабрикаты,еданаходу, заказ
готовой еды на дом и др.)
исвязанныеснимпроблемыфизического и
психического здоровья. Варианты
домашнегоменюкакпримерыздорового
питания
1

Режимздоровогоснадлявзрослых

Обсуждение возможностей участия членов

идетей.Личнаягигиенаиеевлияние на

семьи в оздоровительных мероприятиях

образ жизни семьи. Способы

натерриторииРоссиинаосновепрезентации.

32

преодолениявредныхпривычеквсемье.

Обменмнениямипотеме«Здоровьевмоей

Важность физической активности

семье».

дляздоровьячеловека и способы ее

Продолжение разработки коллективной

поддержания в семье.

электроннойэнциклопедии«Семья–наша

Здоровьесберегающие мероприятия

ценность»

(зарядка, прогулки, подвижные
игрыит.п.)итехнологии(фитнес-браслеты,
интернет-приложения и др.),
способствующие укреплению здоровья
взрослых и детей. Примеры участия членов
семьи в оздоровительных мероприятиях
иакцияхРоссииирегиона(ГТО,«Здоровье
длявсейсемьи»)
Итогопоразделу

10

Раздел5.«Современнаясемьяиправо»
5.1

5.2

Вступлениевбрак

ПорядокрегистрациибракавРоссийской

Работа с фрагментами Конституции

Федерации. Брачный возраст. Порядок

РоссийскойФедерациииСемейногокодекса

иусловиязаключениябракавсовременной

Российской Федерации.

России.Брачныйдоговор

Обсуждениеважностивступлениявбрак

Мерысоциальнойподдержкисемей

Обсуждение понятий «социальная

государством семей

сдетьми.Социальныегарантиидлясемей.

поддержка», «социальные гарантии»,

с детьми

Материнский капитал и ипотека

«финансовыеорганизации»,

Поддержка

1

1

33

для молодых семей. Меры государственной

«материнскийкапитал».

поддержкимногодетныхсемейвРоссийской

Решениепрактическихзадачдляпонимания

Федерации. Звание «Мать-героиня»

возможностейиспользованиясемьямиуслуг
финансовыхорганизаций

1

Деятельность социальных служб

Обсуждение деятельности социальных

(организаций) по поддержке семьи:

служб по поддержке семьи на основе

консультационная, материальная,

презентации.

юридическая, медицинская, психолого-

Знакомствошкольниковсэлектронными

педагогическая. Семейные психологи

ресурсами социальных служб

испециалистывсфереобразования
поработессемьей
5.3

Праваиобязанности
родителей и детей

1

Личныеправаиобязанностисупругов,

Работасфрагментамиправовыхисточников.

равенство супругов в семье.

Игра «Права и обязанности родителей»

Имущественные права и обязанности
супругов, совместная собственность,
движимое и недвижимое имущество семьи,
наследствоинаследники,дарениеидругие
сделки с семейным имуществом.
Праваиобязанностиродителей
вотношенииродныхдетейидетей,взятых под
опеку.

34

Опекунствоиусыновление(удочерение)как
способы включения в семейные отношения
детей, оставшихся без родителей
1

Праваиобязанностиребенкавсемье.Права

Работасфрагментамиправовыхисточников.

несовершеннолетних детей на владение,

Игра «Права и обязанности детей»

пользование и распоряжение имуществом,
финансовую и предпринимательскую
деятельность
1

Обязанностисовершеннолетнихдетей

Работасфрагментамиправовыхисточников.

(с18лет)поотношениюксвоимродителям и

АнализсайтаУполномоченного

родственникам. Роль Уполномоченного при

при Президенте Российской Федерации

Президенте Российской Федерации

по правам ребенка.

поправамребенка

Завершениесозданияколлективной
электроннойэнциклопедии«Семья–наша
ценность»

Итогопоразделу

6

ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВО

34

ЧАСОВПОПРОГРАММЕ

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».