Технологии современного производства

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации городского округа Сухой Лог
МБОУ СОШ № 3

Принято на педагогическом совете
протокол № 1 от « 29 »августа 2024 г.

Утверждено
Приказом директоа МБОУ СОШ №3
№ 84/1-ОД от «29» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Технологии современного производства»
для обучающихся 10-11 классов

1

п. Алтынай, 2024
Пояснительная записка
Актуальность и практическая значимость для обучающихся определяется
возможностью формирования основ работы с различными видами физических задач
(абстрактных, конкретных, графических и качественных), математической культуры,
состоящей в понимании того, что по своей сути технология – это искусство преобразования
одних вещей в другие.
Содержательная сторона программы базируется на учащихся 10 и 11 классов.
Основой современного машиностроения справедливо считаются наукоёмкие
технологии и инновации, возникающие на пересечении нескольких наук. В данный момент
технический прогресс совместил в себе развитие энергетики, физические и химические
достижения, высокоэффективные компьютерные технологии, программные продукты и пр.
Это сочетание позволяет разрабатывать и выпускать многокоординатные, гибкие,
многофункциональные машины и находить новые методы их производства.
Гипотеза – новые технологии используются в машиностроении, давая новые
возможности и помогая решать самые сложные задачи.
Цель: показать неограниченные возможности современной науки и техники в развитии
машиностроения, познакомиться с современными достижениями и пробудить интерес к новым
технологиям
Задачи предмета:


изучить основные направления развития новых технологий;



изучить практическое значение разработок;



показать роль новых технологий в машиностроении;



провести тестирование среди школьников с целью выявления уровня осведомленности по
данной теме.



Содержание учебного курса
10 КЛАСС
Технологии в современном мире – 11 часов
Понятие «культура», виды культуры. Материальная и духовная составляющие
культуры, их взаимосвязь. Понятия «технология» и «технологическая культура». Технология
как область знания и практическая деятельность человека. Виды промышленных технологий.
Технологии непроизводственной сферы и универсальные технологии. Технологические
уклады и их основные технические достижения. Технология как часть общечеловеческой
культуры, оказывающая влияние на развитие науки, техники, культуры и общественные
отношения. Взаимовлияние уровня развития науки, техники, технологий и рынка товаров и
2

услуг. Виды технологий. Характерные особенности технологий различных отраслей производственной и непроизводственной сферы. Природоохранные технологии.
Технологии проектирования изделий – 23 часа
Проектирование как создаю новых объектов действительности. Особенности
современного проектирования. Возросшие требования к проектированию. Техникотехнологические, социальные, экономически экологические, эргономические факторы
проектирования. Учёт требований безопасности при проектировании. Качества
проектировщика. Этапы проектирования. Формирование идей и предложений. Методы
решения творческих задач. Логические и эвристические приемы решения практических задач.
Планирование профессиональной и учебной проектной деятельности. Этапы проектной
деятельности. Системный подход в проектировании, пошаговое планирование действий.
Алгоритм проектирования методы решения творческих задач . Процесс решения-мозговой
штурм и метод обратной мозговой атаки. Метод контрольных вопросов. Синектика,
применение морфологического анализа при решении задач. Непредвиденные обстоятельства в
проектировании, действия по коррекции проекта. Алгоритмический метод решения
изобретательных задач. \защита интеллектуальной собственности. Исследовательский проект
и его защита.
11 КЛАСС
Профессиональное самоопределение и карьера - 21часа
(Подготовка к профессиональной деятельности)
Определение жизненных целей и задач. Составление плана действий по достижению
намеченных целей. Выявление интересов, способностей, профессионально важных качеств.
Обоснование выбора специальности и выбора учебного заведения. Способы изучения рынка
труда и профессий: конъюнктура рынка труда и профессий, спрос и предложения
работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации
о рынке труда и путях профессионального образования.
Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок
образовательных услуг. Центры профконсультационной помощи. Методы поиска источников
информации о рынке образовательных услуг. Пути получения образования,
профессионального и служебного роста. Виды и уровни профессионального образования и
профессиональная мобильность.
Формы самопрезентации. Содержание резюме.
Творческая проектная деятельность - 13 часов
В течение отведённого времени ученики выполняют проект по уточнению своих
профессиональных намерений «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».
Обсуждение идей и исследований. Оценка возможностей, необходимых для выполнения
проекта. Сбор и обработка необходимой информации. Планирование работы.
Практическая деятельность по выполнению проекта. Консультации по выполнению
практической части проекта. Корректировка деятельности. Оформление пакета документации.
Оценка качества выполненной работы. Подготовка к защите и защита проекта.
Творческий проект. «Мои жизненные планы и профессиональная карьера» (или
тема по свободному выбору)

3

Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные:

-

формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития

науки;
формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с уровнем
развития общества;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов.

-

Метапредметные:
- самостоятельно определять цели деятельности и составлять планыдеятельности;
самостоятельно
осуществлять,
контролировать
и
корректировать
деятельность;
- использовать все возможные ресурсы для достижения поставленныхцелей и реализации
планов деятельности;
- выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- применять навыки
познавательной,
учебно-исследовательской и
проектной
деятельности в повседневной жизни;
- использовать средства
информационных и
коммуникационных технологий в
решении прикладных задач.
Предметные:

-

конструировать и программировать робототехнические системы;
использовать различные материалы в 3D-печати;
обслуживать, настраивать и запускать 3D-принтер;
создавать прототипы и готовую продукцию;
осуществлять обработку деталей на станках;
выполнять наладку отдельных узлов и механизмов в процессе работы;
осуществлять техническое обслуживание
станков
с
числовым программным
управлением;
подготавливать чертёж детали для операции программирования;
составлять простые управляющие программы для токарных и фрезерныхстанков с ЧПУ.

4

Календарно-тематический план 10 класс
№ пп
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
13
14

15

16
17
18
19
20
21
22
23
24

Количество часов
Раздел темы
Технологии в современном мире -11 часов.
Технология и техносфера.
1
Технология как часть общечеловеческой культуры
Виды технологий. Технологии электроэнергетики
2
Технологии индустриального производства
1
Технологии производства сельскохозяйственной
2
продукции
Технологии агропромышленного Производства (АПК)
1
Технологии легкой промышленности и пищевых
1
производств
Природоохранные технологии
1
Проектно исследовательская деятельность
Перспективные направления развития современных
1
технологий
Новые принципы организации современного производства
1
–инновационная деятельность
Технологии проектирования изделий -23 часа
Проектно исследовательская деятельность
Особенности современного проектирования
Информационный проект
Алгоритм проектирования
Методы решения творческих задач Логические и
эвристические методы решения задач.
Творческая работа «Создание товарного знака нового
продукта или предприятия»
Процесс решения творческих задач.
Мозговой штурм - эффективный метод решения
творческих задач.
Метод обратной мозговой атаки
Метод контрольных вопросов поиска решений творческих
задач
Синектика
Применение морфологического анализа при решении
задач.
Метод фокальных объектов
Алгоритмические методы решения изобретательных задач
Защита интеллектуальной собственности
Мысленное построение нового изделия
Исследовательский проект
Подведение итогов – 1 час
Итого

2
1
3
1
2

1

1
1
1
1
1
1
1
1
5
34

5

Календарно-тематический план 11 класс
№ пп

Раздел темы

Количество
часов
теория

Профессиональное самоопределение и карьера - 21 часа
Понятие профессиональной деятельности.
Структура и организация производства .Сферы, отрасли,
предметы труда и процесс профессиональной деятельности
Нормирование труда
Оплата труда
Культура труда
Научная организация труда
Практическая работа
Профессиональное становление личности.
Этапы становления.
Профессиональная карьера
Сферы профессиональной
деятельности. Рынок труда и профессий. Трудоустройство.
Виды профессионального образования
Профессиональный рост
Самопрезентация
Творческая проектная деятельность -13 часов
Проектная деятельность
Выполнение проекта «Мои жизненные планы и
профессиональная карьера» (проект по выбору)
Исследовательский этап выполнения проекта
Технологический этап выполнения проекта
Оформление проекта
Анализ проектной деятельности
Презентация результатов проектной деятельности
Защита проектов

1
2
3
4
5
6
7

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Итого

-

1
2
2
2
1
2
2

5
2
1
1
1
2
3
2
2
1
2
34 часа

Перечень используемого оборудования:
Комплекс 3D моделирования;
Фрезерно-гравировальный станок;
Комплект механической обработки заготовок из различных
материалов;
Набор комплектов робототехники;
Интерактивный стол-кульман.

Перечень оборудования может быть расширен и дополнен образовательной
организацией.
6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».