Индивидуальный проект

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации г. о Сухой Лог
МБОУ СОШ № 3

Принято на педагогическом совете
Протокол №14 от «05» июля 2023 г

Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №3
__________ М.В. Шевченко
Приказ №127/1 от «10» июля 2023г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Индивидуальный проект»
для обучающихся 10 класс

п. Алтынай 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
ПРОЕКТ»
Рабочая

программа

«Индивидуальный

проект»

составлена

на

основе

программы

элективного курса «Индивидуальный проект» М.В. Половковой.
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности
обучающихся (учебное исследование / учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством
учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных
предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической,
учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой и др.).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение двух лет в рамках учебного
времени, специально отведённого учебным планом, представлен в виде завершённого учебного
исследования

/

разработанного

проекта:

информационного,

творческого,

социального,

прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»:
формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися
результатов исследования индивидуального проекта, направленного на решение научной,
личностно и (или) социально значимой проблемы.
ЗАДАЧИ:
— реализация требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения
основной образовательной программы;
— формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов,
технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для
достижения практико-ориентированных результатов образования;
— повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы, а
также усвоения знаний и учебных действий.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Содержание программы сфокусировано на процессах исследования и проектирования (в
соответствии с ФГОС), содержит необходимые отсылки к другим типам деятельности. При этом

программа предполагает практические задания на освоение инструментария исследования и
проектирования в их нормативном виде и в их возможной взаимосвязи.
Тематически программа построена таким образом, чтобы дать представление о самых
необходимых аспектах, связанных с процессами исследования и проектирования, в соответствии
с существующими культурными нормами. С помощью данного курса предполагается
адаптирование этих норм для понимания и активного использования школьниками в своих
проектах и исследованиях.
Предлагаемый курс рассчитан на 68 часов. Он состоит из нескольких модулей, каждый из
которых является необходимым элементом в общей структуре курса. Логика чередования
модулей выстроена таким образом, чтобы у обучающегося была возможность изучить часть
теоретического материала самостоятельно или под руководством учителя. Другая часть модулей
специально предназначена для совместной работы в общем коммуникативном пространстве и
предполагает обсуждение собственных замыслов, идей, ходов. Третий тип модулей нацелен на
собственную поисковую, проектную, конструкторскую или иную по типу деятельность в
относительно свободном режиме. Проходя один модуль за другим, обучающийся получает
возможность сначала выдвинуть свою идею, затем проработать её, предъявить одноклассникам и
другим заинтересованным лицам, получив конструктивные критические замечания, и успешно
защитить свою работу.
Модульная структура даёт возможность её вариативного использования при прохождении
курса: в зависимости от предыдущего опыта в подобных работах могут предлагаться
индивидуальные «дорожные карты» старшеклассника или рабочих команд.
Количество часов на самостоятельную работу над проектом и исследованием можно
варьировать с учётом индивидуальной готовности обучающихся. Для самостоятельной работы
важны умения, полученные на предыдущих этапах обучения, а именно умения искать,
анализировать и оценивать необходимую для работы информацию. Помимо Интернет, следует
использовать научные и научно-популярные издания в библиотечных фондах.
Коммуникативные события, которые включены в процесс тренировки и выполнения проекта
или исследования, специально подготавливаются и сценируются. Для этого необходимо заранее
продумывать процесс коммуникации, а именно:
— что будет предметом доклада или сообщения участников события;
— каковы функции в обсуждении каждого его участника: задаёт вопросы на понимание,
высказывает сомнения, предлагает встречные варианты и т. д.;
— какой рабочий формат будет выбран: фронтальная работа с общей дискуссией,
первоначальное обсуждение в группах или парах, распределение ролей и подготовка шаблонов
обсуждения или спонтанные оценки сообщений;

— кто является регулятором дискуссии — педагог, ведущий (регулирующий) этот курс, или
привлечённый специалист, владеющий способностью выстраивать содержательное обсуждение,
процессом проблематизации и способами выхода в позитивное продолжение работы.
Большое значение для реализации программы имеют лица в статусе эксперта. Для
старшеклассников,

занимающихся

проектами

и

исследованиями,

чрезвычайно

важна

интеллектуально насыщенная среда, в которой их работа могла бы быть проанализирована с
разных точек зрения.
Регулярное сопровождение процесса работы над проектом или исследованием ведёт
ответственный за это педагог. В дополнение обязательно нужны публичные слушания, во время
которых проявляются и проверяются многие метапредметные и личностные результаты обучения
в школе, достигнутые к моменту её окончания.
В качестве экспертов могут выступать учителя школы, выпускники школы — студенты вузов,
представители власти, бизнеса, государственных структур, так или иначе связанных с тематикой
и проблематикой работ старшеклассников. При этом важно понимать, что необходимо
предварительное согласование с экспертами их позиции и функций. С одной стороны, эксперт
должен честно указывать на слабые или ошибочные подходы в рассуждениях ученика, а с другой
— непременно обозначать пути возможных решений, рекомендовать источники необходимой
информации, дополнительные методики, с тем чтобы у автора идеи не опустились руки и не
пропало желание продолжить работу.
Программа является метапредметной, поскольку предполагает освоение ряда понятий,
способов действия и организаторских навыков, стоящих «над» предметными способами работы
ученика. К ним относятся постановка проблем, перевод проблем в задачи, схематизация и
использование знаков и символов, организация рефлексии, сценирование события.
Основные идеи курса:
— единство материального мира;
— внутри- и межпредметная интеграция;
— взаимосвязь науки и практики;
— взаимосвязь человека и окружающей среды.
Учебно-методическое обеспечение курса включает в себя учебное пособие для учащихся и
программу элективного курса. Учебное пособие для учащихся обеспечивает содержательную
часть курса. Содержание пособия разбито на параграфы, включает дидактический материал
(вопросы, упражнения, задачи, домашний эксперимент), практические работы.
Формами

контроля

над

усвоением

материала

служат

отчёты

по

работам,

самостоятельные творческие работы, тесты, итоговые учебно - исследовательские проекты.
Итоговое занятие проходит в виде научно-практической конференции или круглого стола, где
заслушиваются доклады учащихся по выбранной теме исследования, которые могут быть
представлены в форме реферата или отчёта по исследовательской работе.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом «Индивидуальный проект» изучается в 10 классе. Общее
количество времени на год обучения составляет 34 часов; из них в10 классе - 34 часа (34 учебных
недели / 1 час в неделю).
Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»
10 КЛАСС
Модуль 1. Культура исследования и проектирования (11 ч)
Знакомство с современными научными представлениями о нормах проектной и
исследовательской деятельности, а также анализ уже реализованных проектов.
Раздел 1.1. Что такое проект. Основные понятия, применяемые в области проектирования:
проект;

технологические,

социальные,

экономические,

волонтёрские,

организационные,

смешанные проекты.
Раздел 1.2. Анализирование проекта. Самостоятельная работа обучающихся (индивидуально
и в группах) на основе найденного материала из открытых источников и содержания школьных
предметов, изученных ранее (истории, биологии, физики, химии).
Раздел 1.3. Выдвижение идеи проекта. Процесс проектирования и его отличие от других
профессиональных занятий.
Раздел 1.4. «Сто двадцать лет на службе стране». Проект П. А. Столыпина. Рассмотрение
примера масштабного проекта от первоначальной идеи с системой аргументации до полной его
реализации.
Раздел 1.5. Техническое проектирование и конструирование. Разбор понятий: проектноконструкторская деятельность, конструирование, техническое проектирование.
Раздел 1.6. Социальное проектирование как возможность улучшить социальную сферу и
закрепить определённую систему ценностей в сознании учащихся.
Раздел 1.7. Волонтёрские проекты и сообщества. Виды волонтёрских проектов:
социокультурные, информационно-консультативные, экологические.
Раздел 1.8. Анализ проекта сверстника. Знакомство и обсуждение социального проекта
«Дети одного Солнца», разработанного и реализованного старшеклассником.
Раздел 1.9. Анализ проекта сверстника. Обсуждение возможностей IT-технологий для
решения практических задач в разных сферах деятельности человека.

Раздел 1.10. Исследование как элемент проекта и как тип деятельности. Основные элементы
и понятия, применяемые в исследовательской деятельности: исследование, цель, задача, объект,
предмет, метод и субъект исследования.
Модуль 2. Самоопределение (8 ч)
Самостоятельная работа обучающихся с ключевыми элементами проекта.
Раздел 2.1. Проекты и технологии: выбор сферы деятельности.
Раздел 2.2. Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом.
Раздел 2.3. Формируем отношение к проблемам.
Раздел 2.4. Знакомимся с проектными движениями.
Раздел

2.5.

Первичное

самоопределение.

Обоснование

актуальности

темы

для

проекта/исследования.
Модуль 3. Замысел проекта (8 ч)
Раздел 3.1. Понятия «проблема» и «позиция» в работе над проектом.
Раздел 3.2. Выдвижение и формулировка цели проекта.
Раздел 3.3. Целеполагание, постановка задач и прогнозирование результатов проекта.
Раздел 3.4. Роль акции в реализации проектов.
Раздел 3.5. Ресурсы и бюджет проекта.
Раздел 3.6. Поиск недостающей информации, её обработка и анализ.
Модуль 4. Условия реализации проекта (4 ч)
Анализ необходимых условий реализации проектов и знакомство с понятиями разных
предметных дисциплин.
Раздел 4.1. Планирование действий. Освоение понятий: планирование, прогнозирование,
спонсор, инвестор, благотворитель.
Раздел 4.2. Источники финансирования проекта. Освоение понятий: кредитование, бизнесплан, венчурные фонды и компании, бизнес - ангелы, долговые и долевые ценные бумаги,
дивиденды, фондовый рынок, краудфандинг.
Раздел 4.3.Презентация и защита индивидуального проекта.
Раздел 4.4. Презентация и защита индивидуального проекта.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»
Основные результаты обучения в рамках учебного предмета должны отразить:
•

сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности,
критического мышления;

•

способность

к

инновационной,

аналитической,

творческой,

интеллектуальной

деятельности;
•

сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного

применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных
задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или
предметных областей;
•

способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования,
планирования работы, отбора и

интерпретации необходимой информации,

структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных
данных, презентации результатов.
Планируемые личностные результаты включают:
•

гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего
закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства,
осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности;

•

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;

•

сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

•

толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность
противостоять

идеологии

экстремизма,

национализма,

ксенофобии,

дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам
и другим негативным социальным явлениям;
•

навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и
других видах деятельности;

•

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

•

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

•

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;

•

принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,

потребности

в

физическом

оздоровительной

самосовершенствовании, занятиях

деятельностью,

неприятие

вредных

привычек:

спортивнокурения,

употребления алкоголя, наркотиков;
•

бережное,

ответственное

и

компетентное

отношение

к

физическому

и

психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
•

осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных

планов;

отношение

к

профессиональной

деятельности

как

возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
•

ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.

Планируемые
регулятивных,

метапредметные

познавательных,

результаты

коммуникативных

традиционно
универсальных

включают
учебных

группу
действий,

определенных ФГОС.
Регулятивные универсальные учебные действия:
•

самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;

•

оценивать

возможные

последствия

достижения

поставленной

цели

в

деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;
•

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;

•

оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;

•

выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

•

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;

•

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные универсальные учебные действия:
•

искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;

•

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия винформационных источниках;

•

использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;

•

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможностей для широкого переноса средств испособов действия;

•

менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия
•

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать
партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;

•

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;

•

развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;

•

распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты

В результате обучения по программе элективного курса предполагается формирование
умений:
•

формулировать цели и задачи проектной и учебно-исследовательской деятельности;

•

планировать деятельность по реализации проектной и учебно-исследовательской
деятельности;

•

реализовать запланированные действия для достижения поставленных цели и задач;

•

оформлять информационные материалы на электронных и бумажных носителях с
целью презентации результатов работы надпроектом, учебным исследованием;

•

осуществлять рефлексию деятельности, соотнося ее с поставленными целью, задачами
и конечным результатом;

•

использовать технологию учебного проектирования

•

презентации результатов проекта, учебного исследования;

•

осуществлять осознанный выбор направлений продуктивной деятельности.

Обучающийся (10 класс):
•

планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект,
используя

оборудование,

модели,

методы

и

приёмы,

адекватные

исследуемой проблеме;
•

выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

•

распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены
путём научного исследования; отбирать адекватные методы исследования,
формулировать вытекающие из исследования выводы;

•

использовать такие методы и приёмы, как наблюдение, постановка
проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент,моделирование,

•

использование

математических

моделей,

теоретическое

обоснование,

установление границ применимости модели/теории;
•

использовать некоторые методы получения знаний, характерные для
социальных и исторических наук: постановка проблемы, опрос, описание,
сравнительное

историческое

описание,

объяснение,

использование

статистических данных, интерпретация фактов;
•

ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые
средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

•

отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к
суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать ихоснования;

•

видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок,
моральных суждений при получении, распространении и применении
научного знания.

Обучающийся (10 класс) получит возможность научиться:
•

самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование,
учебный и социальный проекты;

•

использовать догадку, озарение, интуицию;

•

использовать некоторые методы получения знаний, характерные для
социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск
исторических образцов;

•

использовать

некоторые

приёмы

художественного

познания

мира:

целостное отображение мира, образность, художественный вымысел,
органическое единство
•

общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;

•

целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности,
осваивать новые языковые средства;

•

осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за
качество выполненного проекта.

Воспитательный потенциал:
При выполнении заданий у обучающихся формируются следующие умения:
•

выслушивать мнение своих одноклассников, потребность в сотрудничестве и
уважении друг к другу;

•

социализация обучающихся;

•

формируется эстетическое и культурное развитие.

№
п/п

1
2
3
4

5

6
7
8

10
11

Тема занятия

Что такое проект и почему реализация проекта —
это сложно, но интересно. Какие бывают проекты.
Почему экологические проекты становятся особенно
актуальными?
Проектная идея как образ будущего. Проекты,
которые изменили страну: проект П. А. Столыпина
Техническое проектирование и конструирование
как
типы
деятельности.
Социальное
проектирование.
Волонтёрские
проекты
и
сообщества
Анализируем проекты сверстников: социальный
проект,
возможности
IT-технологий
для
междисциплинарных проектов
Исследование как элемент проекта и как тип
деятельности
Проекты
и
технологии:
выбираем
сферы
деятельности. Создаём элементы образа будущего
Формируем отношение к проблемам: препятствие
или побуждение к действию? Знакомимся с
проектными движениями
Первичное
самоопределение.
Обоснование
актуальности темы для проекта или исследования
Понятие
«проблема»
и
«позиция»
при
осуществлении проектирования
Целеполагание
и
постановка
задач.
Прогнозирование результатов проекта

Кол-во
часов

Тематическое планирование

1
1
1
1

1

1
1
1

1
1
1

Роль акции в реализации проектов. Ресурсы и
бюджет проекта
Поиск недостающей информации, её обработка и
анализ
Передовой опыт переработки отходов. Проект
«Чистая страна»
Как
использовать
зарубежный
опыт.
Альтернативные источники энергии
Технологии переработки и утилизации мусора: как
выбрать оптимальную
Аналитический
обзор
проектных
и
исследовательских работ школьников в области
экологии. Сделаем свой регион чистым
Планирование действий — шаг за шагом по пути к
реализации проекта. Источники финансирования
проекта

1

1

32

Сторонники
и
команда
проекта.
Модели
управления проектами
Переход от замысла к реализации проекта. Пр. р. №
1 «Анализ проектного замысла «Завод по
переработке пластика»
Пр. р. № 2 «Анализ проектного замысла
«Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных
замыслов
Пр. р. № 3 «Анализ проектов сверстников: туризм и
краеведение»
Позиция эксперта
Критерии анализа и оценивания проектной работы
Оцениваем
проекты
сверстников:
проект
инженерного профиля
Оценка начального этапа исследования
Технология как мост от идеи к продукту. Видим за
проектом инфраструктуру
Опросы
как
эффективный
инструмент
проектирования
Возможности социальных сетей. Сетевые формы
проектов.
Использование видеороликов в продвижении
проектов
Оформление
и
предъявление
результатов
проектной и исследовательской деятельности
Презентация и защита индивидуального проекта

33

Презентация и защита индивидуального проекта

1

34

Итоговый урок

1

12
13
14
15
16
17

18

19
20

21

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

1
1
1
1
1

1

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Индивидуальный проект. 10-11 класс. Учебное пособие/ М.В. Половкова, А.В.
Носов, Т.В. Половкова и др. – М.: Просвещение, 2022. –160с
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.

Индивидуальный проект. 10-11 класс. Учебное пособие/ М.В. Половкова,

А.В. Носов, Т.В. Половкова и др. – М.: Просвещение, 2022. -160с.
2.

Комарова И. В. Технология проектно-исследовательской деятельности

школьников в условиях ФГОС / И. В. Комарова. — СПб.: КАРО,2015. - 128 с.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Проект «Старость в радость» (https://starikam.org/).
2. Просветительский проект «Арзамас» (https://arzamas.academy).
3. Проект «Экологическая тропа» (https://komiinform.ru/news/164370/).
4.

Сайт

организации

«Добровольцы

России»

(https://добровольцыроссии.рф/

organizations/55619/info).
5. Волонтёрский педагогический отряд (http://www.ruy.ru/organization/activities/).
6. Проект Smart-теплицы (http://mgk.olimpiada.ru/work/12513/request/20370).
7. IT-проекты со школьниками (https://habr.com/post/329758).
8. Объект и предмет исследования — в чём разница? (https://nauchniestati.ru/blog/
obekt-i-predmet-issledovaniya/).
9.

Всероссийский

конкурс

научно-технологических

проектов

(https://konkurs.sochisirius.ru/custom/about).
10. Большой энциклопедический словарь (http://slovari.299.ru).
11. Понятие «цель» (http://vslovare.info/slovo/filosofskiij-slovar/tzel/47217).
12.

Лучшие

стартапы

и

инвестиционные

проекты

в

Интернете

(https://startupnetwork.ru/startups/).
13. Переработка пластиковых бутылок (http://promtu.ru/mini-zavodyi/mini-pererabotkaplastika).
14. Робот, который ищет мусор (https://deti.mail.ru/news/12letnyaya-devoch-kapostroila-robota-kotoryy/).

15.

Кто

такой

эксперт

и

каким

он

должен

быть

(http://www.liveexpert.ru/forum/view/1257990).
16.

Как

спорить

с

помощью

метода

Сократа

(https://mensby.com/career/psychology/9209-how-to-argue-with-socrates-method).
17. Проведение опросов (http://anketolog.ru).
18. Федеральная служба государственной статистики (http://www.gks.ru/).
19. Как создать анкету и провести опрос (www.testograf.ru).
20. Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ (ред. от 01.05.2018) «О
благотворительной

деятельности

и

добровольчестве

(http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-11081995-n-135-fz-o/).

Библиотека ЦОК https://educont.ru/profile

(волонтёрстве)»

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».