Первые шаги в химию

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»

Приложение № 24 к ООП ООО
МБОУ СОШ № 3, утвержденной
Приказом МБОУ СОШ № 3 от
10.07.2023 г. № 127/1
Шевченко М. В.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Первые шаги в химию»

для обучающихся 8 классов

п. Алтынай, 2023 г.

Подписан цифровой подписью:
Шевченко М. В.
DN: C=RU, OU=директор, O=МБОУ
СОШ № 3, CN=Шевченко М. В., E=
sloghkola3@yandex.ru
Основание: Я подтверждаю этот
документ своей удостоверяющей
подписью

1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Первые шаги
в химию»
Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие
основной, сущностный вклад изучаемой программы в развитие личности обучающихся, их
способностей.
В структуре планируемых результатов выделяется следующие группы:
1. Личностные результаты представлены в соответствии с группой личностных
результатов и раскрывают и детализируют основные направленности этих результатов. Оценка
достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих
предоставление и использование исключительно не персонифицированной информации.
2. Метапредметные результаты представлены в соответствии с подгруппами
универсальных учебных действий, раскрывают и детализируют основные направленности
метапредметных результатов.
3. Предметные результаты представлены в соответствии с группами результатов курса
внеурочной деятельности, раскрывают и детализируют их.
Личностные результаты освоения курса:
активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края, страны;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи,
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека.
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
Организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач
в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
Метапредметные результаты:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных
критериев);
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования
(эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях
и контекстах;
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает
сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования,
проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений,
"мозговые штурмы" и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению
и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета
перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных
навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Первые шаги в
химию»
• предполагать, какая информация нужна;
• отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
• сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников
(словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
• выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
• устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
• выстраивать логическую цепь рассуждений;
•
представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с
применением средств ИКТ.
2. Содержание курса внеурочной деятельности «Первые шаги в химию» с указанием
форм организации и видов деятельности
1
Модуль «Химия – наука о веществах и их превращениях» - 2 часа
Химия или магия? Немного из истории химии. Алхимия. Химия вчера, сегодня, завтра.
Техника безопасности в кабинете химии.
Лабораторное оборудование. Знакомство с раздаточным оборудованием для практических
и лабораторных работ. Посуда, еѐ виды и назначение. Реактивы и их классы. Обращение с
кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Меры первой помощи при химических ожогах и
отравлениях. Выработка навыков безопасной работы.
Демонстрация. Удивительные опыты.
Лабораторная работа. Знакомство с оборудованием для практических и лабораторных
работ.
Модуль «Вещества вокруг тебя, оглянись!» – 15 часов
Вещество, физические свойства веществ. Отличие чистых веществ от смесей. Способы
разделения смесей.

Вода – многое ли мы о ней знаем? Вода и еѐ свойства. Что необычного в воде? Вода
пресная и морская. Способы очистки воды: отставание, фильтрование, обеззараживание.
Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и еѐ физиологическое
воздействие.
Питьевая сода. Свойства и применение.
Чай, состав, свойства, физиологическое действие на организм человека.
Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного. Щелочной характер
хозяйственного мыла.
Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли
опасаться жидких моющих средств.
Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия. Могут ли представлять опасность
косметические препараты? Можно ли самому изготовить духи?
Многообразие лекарственных веществ. Какие лекарства мы обычно можем встретить в
своей домашней аптечке?
Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотно закупоренной склянке.
«Зелѐнка» или раствор бриллиантового зелѐного. Перекись водорода и гидроперит.
Свойства перекиси водорода.
Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Опасность при применении
аспирина.
Крахмал, его свойства и применение. Образование крахмала в листьях растений. Глюкоза,
ее свойства и применение.
Маргарин, сливочное и растительное масло, сало. Чего мы о них не знаем ? Растительные
и животные масла.
Лабораторная работа 1. Знакомство с оборудованием для практических и лабораторных
работ.
Лабораторная работа 2. Свойства веществ. Разделение смеси красителей .
Лабораторная работа 3. Свойства воды.
Практическая работа 1. Очистка воды.
Лабораторная работа 4. Свойства уксусной кислоты.
Лабораторная работа 5. Свойства питьевой соды.
Лабораторная работа 6. Свойства чая.
Лабораторная работа 7. Свойства мыла.
Лабораторная работа 8. Сравнение моющих свойств мыла и СМС.
Лабораторная работа 9. Изготовим духи сами.
Лабораторная работа 10. Необычные свойства таких обычных зелѐнки и йода.
Лабораторная работа 11 Получение кислорода из перекиси водорода.
Лабораторная работа 12. Свойства аспирина.
Лабораторная работа 13. Свойства крахмала.
Лабораторная работа 14. Свойства глюкозы.
Лабораторная работа 15. Свойства растительного и сливочного масел.
3 Модуль «Увлекательная химия для экспериментаторов» -13 часов.
Симпатические чернила: назначение, простейшие рецепты.
Состав акварельных красок. Правила обращения с ними.
История мыльных пузырей. Физика мыльных пузырей.
Состав школьного мела.
Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах.
Лабораторная работа 16. «Секретные чернила».
Лабораторная работа 17. «Получение акварельных красок».
Лабораторная работа 18. «Мыльные опыты».
Лабораторная работа 19. «Как выбрать школьный мел».
Лабораторная работа 20. «Изготовление школьных мелков».

Лабораторная работа 21. «Определение среды раствора с помощью индикаторов».
Лабораторная работа 22. «Приготовление растительных индикаторов и определение с помощью
них рН раствора».
4 Модуль «Что мы узнали о химии?» – 4 часа
Подготовка и защита мини-проектов.
Формы организации и виды деятельности.
№
Виды
Формы организации обучающихся
п/п деятельности
1
Познавательная
Практические и лабораторные работы, экскурсии,
эксперименты, наблюдения, коллективные и
индивидуальные исследования, самостоятельная
работа, проектная деятельность
2.

Игровая

3.

Словесно-логические.

Конкурсы

Беседы, дискуссии, конференции, Лекции,
консультации
2. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Первые шаги в
химию»
№ п/п
Тема
Кол-во
часов
Химия — наука о веществах и превращениях
1
1
Лабораторное
оборудование
2
1
3
Чистые вещества и смеси
1
Вода
4
1
Очистка воды
5
1
Уксусная
кислота
6
1
Пищевая сода
7
1
Чай
8
1
Мыло
9
1
Стиральные порошки и другие моющие средства.
10
1
Косметические
средства
11
1
Аптечный йод и зеленка
12
1
Перекись
водорода
13
1
Аспирин
14
1
Крахмал
15
1
Глюкоза
16
1
Жиры и масла
17
2
Понятие
о
симпатических
чернилах
18
1
Секретные чернила
19
1
Состав
акварельных
красок
20
1
Мыльные
пузыри
21
1
Понятие о мыльных пузырях
22
1
Изучение
влияния
внешних
факторов
на
мыльные
пузыри
23
1
Обычный и необычный школьный мел
24
1
Изготовление
школьных
мелков
25
1
Изготовление школьных мелков
26
1
Понятие об индикаторах
27
1
Понятие
об
индикаторах
28
1
Изготовление растительных индикаторов
29
2
Изготовление
растительных
индикаторов
30
2
Презентация проектов
31
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».