Математическая грамотность

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации городского округа Сухой Лог
МБОУ СОШ № 3

Принято на педагогическом совете
Протокол № 1 от «29»августа 2024 г

Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №3
______ М.В. Шевченко
Приказ № 84/1-ОД от «29»августа 2024г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Математическая грамотность»
для обучающихся 8 классов

Алтынай, 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Особенностью современного образования является его ориентация на развитие личности
обучающегося, на достижение таких образовательных результатов, которые помогут
вырабатывать эффективные жизненные стратегии, принимать верные решения в различных
сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Образовательные
результаты являются ключевым индикатором качества образования, так как через призму
образовательных результатов рассматривается эффективность образовательной политики
государства.
В новых обстоятельствах процесс обучения в школе должен быть ориентирован на
развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю
жизнь», т.е на формирование функциональной грамотности обучающихся. Это важно для
будущего детей, их востребованности на рынке труда и общего успеха в жизни. Кроме того, на
формирование таких знаний нацелена современная российская система образования: среди ее
задач – выйти на высокие позиции в мировых рейтингах, проверяющих функциональную
грамотность школьников, наподобие PISA или PIRLS. Участие в таких рейтингах – показатель
того, что система образования трансформируется, отвечая на вызовы времени.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней
средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от
элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые
короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная
грамотность - уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное
функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально
необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен, прежде всего, уметь
работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты,
анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт.
Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках
каждого из школьных предметов.
Сегодня большая часть учебников учит детей решать задачи, исходя из явной
информации. Но для формирования и оценки функциональной грамотности нужен
специальный формат заданий, структура и содержание которых отличаются от традиционных
учебно-познавательных задач.
Данная программа направлена на формирование математической грамотности
обучающихся, как составной части функциональной грамотности. В связи с этим, в процессе
изучения данного курса обучающимся предлагаются не типичные учебные задачи, характерные
для традиционных систем обучения и мониторинговых исследований математической
подготовки, а близкие к реальным проблемные ситуации, представленные в некотором
контексте и разрешаемые доступными учащемуся средствами математики.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Реализация программы предполагает
использование форм работы, которые предусматривают активность и самостоятельность
обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой
работы, проектную и
исследовательскую деятельность, деловые игры, организацию социальных практик.
Цель изучения курса внеурочной деятельности:
Формирование математической грамотности обучающихся для решения жизненных задач в
различных сферах человеческой деятельности.

2

Задачи изучения курса внеурочной деятельности:
распознавать и извлекать математическую информацию в практических задачах;
формулировать проблему, представленную в контексте реального мира, в математическую
задачу;
применять математические понятия, факты, процедуры, рассуждения и инструменты для
решения математически сформулированной проблемы и получения математических выводов;
размышлять над математическим решением, результатами или выводами, интерпретировать
математические результаты их в контексте реальной проблемы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
8 класс
«Математика в повседневной жизни»
Задачи практического содержания: задачи на дебетовые карты с кэшбеком, задачи на шины,
задачи на бумагу, на участки, на печи, на квартиры.
«Геометрические задачи в заданиях ОГЭ»
Различные задачи на геометрические фигуры, вычисление площадей фигур, выбор верных
утверждений, работа с текстовой информацией: анализ, интерпретация, представление в
графическом и символьном виде
«Задачи на чертежах»
Задачи на готовых чертежах и на клетчатой бумаге.
« Математика и профессии»
Математические задачи в профессиях
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
Рабочая программа направлена на достижение учащимися
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:

следующих личностных,



Осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и
своего места в мире);



готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;



осознание ценности, самостоятельности и инициативы;



наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;



проявление интереса к способам познания;



сформированность
внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;



установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности
образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений;



осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;



активное участие в жизни семьи;
3



приобретение опыта успешного межличностного общения;



готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие
коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;



в

соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
 освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной
ответственности за свои поступки в мире;
 готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других;
 осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей,
планировать свое развитие.
Личностные результаты, связанные с формированием экологической
культуры:
 умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
 умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов ,возможных глобальных
последствий;
 ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды;
 повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание
своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной среде.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают
способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия,
составляющие умение учиться:
— овладение универсальными учебными познавательными действиями;
— овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
— овладение универсальными регулятивными действиями
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1)базовые логические действия
2)базовые исследовательские действия
3)работа с информацией
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
4

1) выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
2)ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
3) самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
4) составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
5) делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
1) владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
2) давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
3) учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
4) объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
5) вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
6) оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
1) различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
2) выявлять и анализировать причины эмоций;
3)ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
4) регулировать способ выражения эмоций;
4)принятие себя и других:
1) осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
2) признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
3) принимать себя и других, не осуждая;
4) открытость себе и другим;
5) осознавать невозможность контролировать все вокруг
Предметные результаты:
Использовать в практических (жизненных) ситуациях следующие предметные
математические умения и навыки:
 сравнивать и упорядочивать натуральные числа, целые числа, обыкновенные и
десятичные дроби, рациональные и иррациональные числа; выполнять, сочетая
устные и письменные приемы, арифметические действия с рациональными числами;
выполнять проверку, прикидку результата вычислений; округлять числа; вычислять
значения числовых выражений; использовать калькулятор;
 решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости величин
(скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость), связанные с
отношением, пропорциональностью величин, процентами (налоги, задачи из
области управления личными и семейными финансами),решать основные
задачи на дроби и проценты, используя арифметический и алгебраический способы,
перебор всех возможных вариантов, способ «проб и ошибок»; пользоваться
основными единицами измерения: цены, массы; расстояния, времени, скорости;
5









выражать одни единицы величины через другие; интерпретировать результаты
решения задач с учетом ограничений, связанных со свойствами рассматриваемых
объектов;
извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице,
линейной, столбчатой и круговой диаграммах, интерпретировать представленные
данные, использовать данные при решении задач; представлять информацию с
помощью таблиц, линейной и столбчатой диаграмм, инфографики; оперировать
статистическими характеристиками: среднее арифметическое, медиана, наибольшее
и наименьшее значения, размах числового набора;
пользоваться геометрическими понятиями: отрезок, угол, многоугольник,
окружность, круг; распознавать параллелепипед, куб, пирамиду, конус, цилиндр,
использовать терминологию: вершина, ребро, грань, основание, развертка;
приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных
плоских и пространственных фигур, примеры параллельных и перпендикулярных
прямых в пространстве, на модели куба, примеры равных и симметричных фигур;
пользоваться геометрическими понятиями: равенство фигур, симметрия, подобие;
использовать свойства изученных фигур для их распознавания, построения; применять признаки равенства треугольников, теорему о сумме углов треугольника,
теорему Пифагора, тригонометрические соотношения для вычисления длин,
расстояний, площадей;
находить длины отрезков и расстояния непосредственным измерением с помощью
линейки; находить измерения параллелепипеда, куба; вычислять периметр
многоугольника, периметр и площадь фигур, составленных из прямоугольников;
находить длину окружности, плошадь круга; вычислять объем куба,
параллелепипеда по заданным измерениям; решать несложные задачи на измерение
геометрическихвеличин в практических ситуациях; пользоваться основными
метрическими единицами измерения длины, площади, объема; выражать одни единицы
величины через другие;
решать задачи из реальной жизни, связанные с числовыми последовательностями,
использовать свойства последовательностей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количес
тво
часов

1

«Математика в повседневной жизни»

18 час

2
3

«Геометрические задачи в заданиях ОГЭ»
«Задачи на чертежах»

6 час
6 час

4
« Математика и профессии»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

4 час

Электронные(ц
ифровые)
образовательн
ые ресурсы
https://resh.edu.ru
/
http://fipi.ru
http://fipi.ru
https://resh.edu.ru
/
http://fipi.ru

34 час
ПОУРО
6

ЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс

№

Тема урока

Электронные
Контрол Практиче (цифровые)
образовательные
ьные
ские
Кол-во
ресурсы
работы
работы
часов
1.«Математика в повседневной жизни» (18 ч)
1

https://resh.edu.ru/

1

https://resh.edu.ru/

3

Дебетовая карта с
кэшбеком
Дебетовая карта с
кэшбеком
Задачи на участок

1

https://resh.edu.ru/

4

Задачи на участок

1

https://resh.edu.ru/

5

Задача про «Шины»

1

http://fipi.ru

6

Задача про «Шины»

1

http://fipi.ru

7
8
9
10
11

Покупка досок
1
https://resh.edu.ru/
Покупка досок
1
https://resh.edu.ru/
Абонемент в бассейн
1
https://resh.edu.ru/
Абонемент в бассейн
1
https://resh.edu.ru/
Акция в интернет1
http://fipi.ru
магазине
Акция в интернет1
http://fipi.ru
магазине
Задачи на печи
1
http://fipi.ru
Задачи на печи
1
http://fipi.ru
Задачи на бумагу
1
http://fipi.ru
Задачи на бумагу
1
http://fipi.ru
Задачи на квартиры
1
http://fipi.ru
Задачи на квартиры
1
http://fipi.ru
2.«Геометрические задачи в заданиях ОГЭ» (6ч)
Геометрические фигуры
1
https://resh.edu.ru/
Геометрические фигуры
1
https://resh.edu.ru/
Верные и неверные
1
https://resh.edu.ru/
утверждения
Верные и неверные
1
https://resh.edu.ru/
утверждения
Работа с текстовой
1
https://resh.edu.ru/
информацией: анализ,
интерпретация,
представление в

1
2

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

7

24

графическом и
символьном виде
Работа с текстовой
информацией: анализ,
интерпретация,
представление в
графическом и
символьном виде

1

https://resh.edu.ru/

4. «Задачи на чертежах» (6 ч.)
25
26
27
28
29
30

31
32
33
34

Задачи на готовых
1
чертежах
Задачи на готовых
1
чертежах
Геометрия на клетчатой
1
бумаге
Геометрия на клетчатой
1
бумаге
Геометрия на клетчатой
1
бумаге
Геометрия на клетчатой
1
бумаге
5. «Математика и профессии» (4 ч)
Математические задачи
1
в профессиях
Математические задачи
1
в профессиях
Математические задачи
1
в профессиях
Математические задачи
1
в профессиях

https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

http://fipi.ru
http://fipi.ru
http://fipi.ru
http://fipi.ru

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
 Башарин, Г.П. Элементы финансовой математики. – М.: Математика (приложение к
газете «Первое сентября»). - №27. – 1995.
 Вигдорчик, Е., Нежданова, Т. Элементарная математика в экономике и бизнесе. – М.,
1997.
 Рослова Л.О., Краснянская К.А., Рыдзе О.А., Квитко Е.С. Математическая грамотность.
Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 Ч 1,2, выпуск 2 Ч.1,2, Учебное пособие для
общеобразовательных организаций. В 2-х ч.; под ред. Г.С. Ковалёвой, Л.О.Рословой.—
М.; СПб.: Просвещение, 2020 — (Функциональная грамотность. Учимся для жизни).
 «Функциональная грамотность. Учимся для жизни»: сборник эталонных заданий :
учебное пособие / под ред. Г.С. Ковалевой, Л.А. Рябининой. – Москва; «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
8



Банк заданий. Математическая грамотность // Официальный сайт ФГБНУ «Институт
стратегии развития образования РАО».
 Концепция направления «математическая грамотность» исследования PISA-2023 //
Официальный сайт ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования».
 Математическая грамотность: сб. эталонных заданий. Вып. 1. Ч. 1: учеб. пособие для
общеобразоват. организаций / под ред. Г.С. Ковалевой, Л.О. Рословой. – Москва: СанктПетербург: Просвещение, 2023. – 80 с.
 Математическая грамотность: сб. эталонных заданий. Вып. 1. Ч. 2: учеб. пособие для
общеобразоват. организаций / под ред. Г.С. Ковалевой, Л.О. Рословой. – Москва: СанктПетербург: Просвещение, 2022. – 140 с.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

 http://fipi.ru
 https://resh.edu.ru/

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».