Финансовая грамотность

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Администрации городского округа Сухой Лог
МБОУ СОШ № 3

Принято на педагогическом совете
протокол № 1 от « 30 »августа 2023 г.

Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №3
__________М. В. Шевченко
Приказ № 147/4-ОД от «31» августа 2023 г.

Шевченко М. В.

Подписан цифровой подписью: Шевченко
М. В.
DN: C=RU, OU=директор, O=МБОУ СОШ №
3, CN=Шевченко М. В., E=sloghkola3@
yandex.ru
Основание: Я подтверждаю этот документ
своей удостоверяющей подписью

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Финансовая грамотность»
для обучающихся 8 класса

Алтынай 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Примерная рабочая программа учебного курса «Финансовая
грамотность» на уровне основного общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования,
Примерной программы воспитания, а также с учетом Методических
рекомендаций Центрального банка Российской Федерации по разработке и
организации программ по основам финансовой грамотности и Единой рамки
компетенций по финансовой грамотности, одобренной межведомственной
координационной комиссией по реализации Стратегии повышения
финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг.
Финансовые компетенции школьников являются составной частью их
финансовой культуры и формируются в процессе разнообразной
деятельности. Финансовая культура как часть культуры общества и личности
включает ценности, связанные с совокупностью традиций, норм, правил,
алгоритмов, лучших практик рационального финансового поведения, навыков
и умений ответственного потребления, эффективного использования денег и
обеспечения финансовой безопасности, знаний в области финансовых
отношений, о национальной финансовой системе, действующих финансовых
институтах, финансах и финансовом планировании, финансовых
инструментах, услугах и их роли в жизни человека и общества, правах,
ответственности и обязанности потребителей финансовых услуг и
финансовых посредников. В программе делается акцент на последовательное
освоение обучающимися элементов финансовой компетентности. Они
включаются в следующие содержательные блоки: «Деньги в цифровом
обществе», «Личность и экономические отношения», «Культура
потребления», «Услуги в сфере финансов», «Риски и финансовая
безопасность». Они образуют тематический каркас учебного курса.
Примерная рабочая программа курса «Финансовая грамотность»
основана на преемственности с программой для начального общего
образования. Лежащие в ее основе положения предполагают формирование
основ финансовой культуры современных подростков с использованием
активных методов обучения.
Программа и учебно-методический комплекс по финансовой культуре
позволяют учителю реализовать образовательную технологию, в основе
которой
лежит
системно-деятельностный
подход,
возможности

информационно-коммуникационных технологий, применяемых как для
организации процесса обучения и воспитания в основной школе, так и
практико-ориентированного функционального использования знаний о
финансах в повседневной жизни.
Содержание
программы
учитывает
возрастные
особенности
обучающихся и направлено на постепенное освоение всего комплекса
метапредметных и предметных умений в контексте формирования
финансовой культуры.

ЦЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО КУРСА
«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»:
- формирование компонентов финансовой грамотности у обучающихся
подросткового возраста с опорой на прочные знания о мире финансов в
области финансового планирования, осуществления банковских операций,
роли денег в современном мире, роли государства в обеспечении финансовых
отношений, социальной защиты, налогообложения, возможностей
инвестирования, страхования, будущего пенсионного обеспечения;
- развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации в подростковом возрасте, становление ее финансовой культуры, социального
поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие
интереса к финансовым технологиям, особенностям финансового
планирования; способности к личному самоопределению, самореализации,
самоконтролю при использовании финансовых сбережений; мотивации к
высокопроизводительной,
наукоемкой
трудовой
деятельности,
ориентированной на получение доходов;
- освоение комплекса умений по обеспечению финансовой
безопасности, защите персональных данных, при использовании интернетсервисов, антикоррупционного поведения;
- развитие компетентностей функционально грамотного человека в
области финансово-экономических отношений: получать из разнообразных
источников и критически осмысливать финансовую информацию,
систематизировать, анализировать полученные данные о деньгах, банковских
услугах; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической
деятельности, необходимых для активного участия в экономической жизни
общества, семьи;
- создание условий для освоения обучающимися способов успешного
взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансовоэкономическими и другими социальными институтами для реализации
личностного потенциала в современном динамично развивающемся
российском обществе;
- формирование опыта применения полученных финансовых знаний и
умений для выстраивания отношений между людьми различных
национальностей и вероисповеданий в общегражданской и семейно-бытовой
сферах; для соотнесения своих действий и действий других людей с
нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в
обществе.
Курс
«Финансовая
грамотность»
позволяет
реализовать
межпредметные связи с учебными предметами, «Обществознание»,

«История», Математика», «География».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом курс «Финансовая грамотность»
изучается в 8 классе. Общее количество времени на полугодие составляет 17
часов. Общая недельная нагрузка составляет 1 час.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Банковские услуги
Банк и его функции. Виды счетов. Рассчетно-кассовые операции. Валюта и
операции с ней. Банковский вклад. Депозиты. Система страхования вкладов.
Операции с драгоценными металлами. Кредит. Виды кредитов.
Потребительский кредит. Автокредитование. Ипотека. Поручительство.
Рефинансирование. Виды банковских карт. Овердрафт. Комиссии банков.
Цифровой банкинг. Мобильные приложения банков.
Раздел 2. Услуги небанковских организаций
Отличия займа от кредита. Микрозаем в микрофинансовых организациях,
потребительских кооперативах, ломбардах. Кредитная история и рейтинг.
Виды кооперативов. Коллекторы. Паевые инвестиционные фонды.
Управляющие компании. Инвестиционные фонды. Личное банкротство.
Защита от кредиторов.
Раздел 3. Страховые услуги
Природа страхования. Участники рынка страхования. Виды страхования.
Страхование имущества. Страхование ответственности. Автострахование.
Страхование рисков. Страхование бизнеса. Страховой договор.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Гражданское воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном
и многоконфессиональном обществе; представление о способах
противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное
участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной
деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотическое воспитание:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов
России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа; уважение к символам России, государственным
праздникам; историческому, природному наследию и памятникам, традициям
разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального
и общественного пространства.
Эстетическое воспитание:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства,
этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к
самовыражению в разных видах искусства.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью
и установка на здоровый образ жизни <...>; осознание последствий и
неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и
иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение
правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернетсреде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и не осуждая других;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека.
Трудовое воспитание:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, образовательной организации, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности
обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого; <…> уважение к
труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом
личных и общественных интересов и потребностей.
Экологическое воспитание:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук
для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и
оценка возможных последствия своих действий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.

Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка
на
осмысление
опыта,
наблюдений,
поступков
и
стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося
к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды;
способность
обучающихся
взаимодействовать
в
условиях
неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределенности, открытость
опыту и знаниям других, повышать уровень своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей;
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции
из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования
новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать
дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным
признакам, выполнять операции в соответствии с определением и
простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами,
использовать понятие и его свойства при решении задач (далее - оперировать
понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую
среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;

способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса,
корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и
оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в
отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и
процессов; устанавливать существенный признак классификации социальных
фактов, основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого
анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;

проводить по самостоятельно составленному плану <…> небольшое
исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования <…>;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, <…> исследования, владеть инструментами
оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной
задачи и заданных критериев;
выбирать,
анализировать,
систематизировать
и
интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и
ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно.
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными
действиями
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и
письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций
и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять
результаты выполненного исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчета перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений в группе);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения),корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых
знаний обизучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• Осваивать и применять знания о видах страхования; осваивать и
применять знания об управлении финансовыми рисками; природе
страхования; об ответственности за нарушение прав участника
страховой сделки; банках и их функциях; микрозаймах; небанковских
организациях;

• определять и аргументировать необходимость получения кредитов;
отличия займа от кредита;
• характеризовать поручительство; рефинансирование; комиссии
банков;мобильные приложения банков;
• устанавливать и объяснять взаимосвязи между банковским вкладом и
системой страхования вкладов; инфляцией и платежеспособностью
населения; микрозаймами в микрофинансовых организациях,
потребительских кооперативах, ломбардах;
• приводить примеры условий депозитов; банковских услуг; банковских
операций, в том числе валютных операций;
• использовать полученные знания о государственных услугах в
электронном виде; по подготовке к пенсии;
• решать задачи на проценты по кредитам, микрозаймам; проявлять
интерес к существующим в цифровой среде инструментам,
помогающим осуществлять вычисления, связанные с вкладами и
кредитами;
• овладеть смысловым чтением финансовых документов, в том числе
договоров банковского вклада, кредитного договора; выделять
основную информацию в договоре по заимствованию средств (размер и
периодичность платежей, общую сумму возврата, полную стоимость
кредита и др.);
• искать и извлекать информацию о паевых инвестиционных фондах;
защите при работе с цифровыми устройствами; определять отличия
мошеннических предложений от подлинных инвестиционных
продуктов;
• искать и извлекать информацию о цифровом банкинге;
• анализировать, обобщать, систематизировать информацию по
кредитнойистории, видах банковских карт и их функциях;
• принимать грамотные решения относительно целесообразности
обращения за займом и/или кредитом; обращаться за консультацией по
займам (в том числе кредитам) и сберегательным продуктам в
надежные, информированные источники до принятия финансовых
решений;
• приобретать опыт совместной деятельности в учебных группах при
решении
финансовых
задач, осуществлении
проектной
и
исследовательской
деятельности,
при
взаимодействии
с
представителями разных этнических групп.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п

Раздел, тема урока

1.
1.1

Банковские услуги (9 ч.)
Банки

1.2

Банковские операции

1.3

Депозиты и вклады

Содержание программы

Содержание финансовой
компетентности

Банки и их функции. Виды банковских
лицензий
Виды платежных средств. Виды счетов.
Расчетный счет. Накопительный счет.
Сберегательный
счет.
Банковские
реквизиты. Расчетно-кассовые операции.
Банковская
ячейка.
Операции
с
драгоценными металлами. Тарифы и
комиссии
Депозит. Банковский вклад. Виды и
условия депозитов. Процентная ставка.
Простые и сложные проценты. Система
страхования вкладов. Риски вкладов и
депозитов

Осуществлять выбор вида вклада,
наиболее подходящего для конкретного
случая;
сравнивать
условия
по
разным
банковским продуктам (по срокам, по
доходности, по валюте, по условиям
пополнения и снятия);
проверять и анализировать выписки с
банковского счета;
сравнивать целевые и нецелевые
кредиты;
приоритезировать цели получения и
использования заёмных средств.

№ п/п
1.4

1.5

1.6

1.7

2.
2.1

Раздел, тема урока
Кредитование

Содержание программы

Кредит.
Основные
принципы
кредитования. Виды и условия кредитов.
Номинальная ставка кредита. Полная
стоимость кредита. График платежей.
Аннуитетный и дифференцированный
платеж.
Платежеспособность.
Обеспечение
кредита:
залог
и
поручительство. Рефинансирование
Банковские карты
Платежная карта. Типы банковских карт.
Электронная банковская карта. Коды
безопасности
валюты.
Валютный
курс.
Обмен валюты и банковские Обмен
Обменный курс. Признаки подлинности
ячейки
банкнот. Обмен испорченных банкнот
Банки и цифровая среда
Дистанционное
банковское
обслуживание.
Мобильный
банкинг.
Онлайн-банкинг: операции в мобильном
приложении и в личном интернеткабинете
Небанковские организации и их услуги (11 ч.)
Потребитель
и
заемные Заём. Отличия займа от кредита.
средства
Потребление, основанное на кредите. Риск
закредитованности.
Ответственность потребителя за
просрочку по кредиту и возможные
ограничения

Содержание финансовой
компетентности
Избегать
типичных
ошибок
при
принятии решения об использовании
заёмных средств (в том числе при оценке
своей
способности
своевременно осуществлять платежи по
займам);
выделять основную информацию в
договоре по заимствованию средств
(размер и периодичность платежей,
общую
сумму
возврата,
полную
стоимость кредита и др.);
оценить наличие финансовой выгоды от
досрочного погашения кредита;
оценивать
возможность
и
необходимость личного страхования при
получении кредита.

Знать о возможностях снижения рисков,
связанных
со
сберегательными
продуктами;
знать о возможностях снижения рисков,
связанных с заемными средствами.

№ п/п
2.2

2.3
2.4

2.5

3.
3.1

Содержание финансовой
компетентности
Некредитные
финансовые Микрофинансовые организации и их Знать о существовании рисков,
организации
и
их деятельность:
микрофинансовая связанных
с
использованием
особенности
компания, микрокредитная компания. сберегательных продуктов и займов
Микрозаём. Потребительское общество. (кредитов) в валюте.
Виды кооперативов и их деятельность.
Ломбарды и их деятельность
Кредитная история
Кредитная
история
и
рейтинг.
Коллекторы
Организации
на
рынке Рынок ценных бумаг. Профессиональные
ценных бумаг
участники рынка ценных бумаг и их
деятельность. Паевые инвестиционные
фонды. Негосударственные пенсионные
фонды. Инвестиционные советники
Защита от кредиторов
Личное
банкротство.
Кредитные
каникулы.
Реструктуризация
задолженности
Страховые услуги (6 ч.)
Природа страхования. Возникновение и Понимать, в чем смысл страхования, и
Страхование и его виды
развития рынка страховых услуг. какие риски с помощью страхования
Добровольное
и
обязательное можно снизить;
страхование.
Виды
страхования: понимать
отличия
добровольного
от
страхования
страхование имущества, страхование страхования
обязательного.
ответственности, личное страхование,
страхование
предпринимательских
рисков. Период охлаждения
Раздел, тема урока

Содержание программы

№ п/п
3.2

3.3

3.4

Раздел, тема урока
Риски и личное страхование

Содержание программы

Страхование
жизни
и
здоровья.
Инвестиционное страхование жизни.
Накопительное
страхование
жизни.
Добровольное пенсионное страхование.
Решение о страховании риска. Выбор
страховой компании
Участники
рынка Страховщик. Договор страхования и
страхования и потребители страховой полис. Правила страхования.
страховых услуг
Страхователь. Застрахованное лицо.
Выгодоприобретатель. Страховой агент.
Страховой брокер. Срок страхования.
Срок действия договора.
Банкротство
страховщика.
Выбор
оптимальных
условий
страхования.
Подготовка документов
Страхование бизнеса
Природа бизнес-рисков. Страхование
имущества
и
ответственности
предпринимателя.
Страхование
предпринимательских рисков

4.

Практикум, проектная деятельность

5.

Итоговое повторение

Содержание финансовой
компетентности
Знать различные виды страховых
продуктов (в том числе страхование
имущества, здоровья, жизни);
уметь определять страховой продукт,
который требуется в той или иной
жизненной ситуации;
различать обязательное и добровольное
страхование при выборе страхового
продукта
сравнивать
страховые
продукты
разных
страховых
компаний
и
выбирать
страховой
продукт,
подходящий для конкретного случая;
быть
мотивированным
на
использование страховых продуктов в
различных сферах жизни;
критически оценивать необходимость
использования страховых продуктов в
конкретных жизненных ситуациях;
относиться к страховым продуктам как
ценным и значимым, способствующим
финансовой
стабильности
и
финансовому благополучию.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема

Количество
часов
Введение
1
Банки. Банковские операции
1
Депозиты и вклады
1
Кредитование
1
Банковские карты
1
Обмен валюты и банковские ячейки
1
Банки и цифровая среда
1
Потребитель и заемные средства
1
Некредитные финансовые организации и их особенности
1
Кредитная история
1
Организации на рынке ценных бумаг
1
Защита от кредиторов
1
Страхование и его виды
1
Риски и личное страхование
1
Участники рынка страхования и потребители страховых
1
услуг
Страхование бизнеса
1
Повторительно-обобщающий урок по курсу «Финансовая
1
грамотность»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Финансовая грамотность: учебник для обучающихся 8-9 классов / И.В.
Липсиц, О.И. Рязанова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018. – 352 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».