Читательская грамотность

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Управление образования Администрации городского округа Сухой Лог
МБОУ СОШ № 3

Принято на педагогическом совете
протокол № 1 от « 30 »августа 2023 г.

Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №3
__________М. В. Шевченко
Приказ № 147/4-ОД от «31»
августа 2023 г.

Шевченко М. В.

Подписан цифровой подписью:
Шевченко М. В.
DN: C=RU, OU=директор, O=МБОУ
СОШ № 3, CN=Шевченко М. В., E=
sloghkola3@yandex.ru
Основание: Я подтверждаю этот
документ своей удостоверяющей
подписью

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебного предмета «Читательская грамотность»
для обучающихся 5-7 классов

Алтынай 2023 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Читательская грамотность» составлена на основе:
- Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
- ФГОС основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования";
- Федеральной рабочей программы воспитания;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержден Постановлением
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека и Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189;
- «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» : сборник эталонных заданий
: учебное пособие / под ред. Г.С. Ковалевой, Л.А. Рябининой. – Москва; «Просвещение»;
- Образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ
ГРАМОТНОСТЬ»
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования читательская грамотность рассматривается как один из планируемых
результатов обучения. Требования ФГОС к читательской грамотности отражены в
обобщенных планируемых результатах освоения учебных программ по всем учебным
предметам.
В результате изучения всех без исключения предметов обучающиеся основной
школы приобретают навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск
информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать,
сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и
преобразовывать ее.
Обучающиеся научатся дополнять готовые информационные объекты (таблицы,
схемы, тексты) и создавать свои собственные (сообщения, сочинения, графические
работы). Овладеют навыками представления информации в наглядной форме (в виде
таблиц, схем). Смогут использовать информацию для установления причинно следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в учебных и
практических ситуациях. Обучающиеся получат возможность научиться строить
умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации,
а также приобрести опыт критического отношения к получаемой информации,
сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Программа
разработана с учетом рекомендаций примерной программы
воспитания.
Согласно Федеральной программе воспитания у современного школьника должны
быть сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы,
сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты Эти ценности находят свое
отражение в содержании занятий по основным направлениям функциональной
грамотности, вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовнонравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного
познания, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального
благополучия Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания –

полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их
позитивной социализации.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ
ГРАМОТНОСТЬ»
Формировать читательскую компетентность школьника, осознание себя как
грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как
средства самообразования.
Способствовать
мотивации школьников к чтению
через формирование
интереса к книге, работе с текстом.
Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счёт
обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения.
Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения,
как поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация
информации; оценка информации.
Поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные
формы социального и учебно-исследовательского проектирования с использованием
потенциала текстов разных жанров.
Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью
своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем.
Создавать предпосылки для формирования полноценного читательского
сообщества школьников, учителей, родителей и социальных партнеров, готовых к
принятию чтения как личностно-значимой ценности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведенных на изучение читательской грамотности, составляет
714 часов: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе –17 часов (0,5 часа в неделю), в
7 классе – 34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс
Введение. Обсуждение понятий «функциональная грамотность», «составляющие
функциональной грамотности».
Путешествуем и познаем мир (Путешествие по России)
Приемы поиска и извлечения информации разного вида (текстовой, графической) по
заданной теме из различных источников. Приемы выделения главной и
второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте.
Работаем
над проектом (Школьная жизнь)
Приемы работы с множественным текстом по выявлению явной и скрытой информации,
представленной в разных частях текста. Приемы выявления визуальной информации,
представленной на карте, и приемы сопоставления информации, выявленной в тексте, с
информацией, содержащейся в графическом объекте (географическая карта, фотография).
Хотим участвовать в конкурсе (Школьная жизнь)
Приемы работы с множественным текстом, представленным на сайте. Приемы поиска
информации, представленной вербально и визуально, расположенной в разных частях
множественного текста.
По страницам биографий (Великие люди нашей страны)

Приемы анализа информации учебно-научного текста (биография), представленной в виде
таблицы. Приемы комментирования текста, включающего визуальный объект
(фотографию).
Мир моего города (Человек и технический прогресс)
Приемы извлечения информации из различных источников (художественный и
публицистический тексты, заметки с сайта), включающих визуальный объект.
Осмысление извлеченной информации и оперирование ею.
6 класс
Введение. Обсуждение понятий «функциональная грамотность», «составляющие
функциональной грамотности.
Нас ждет путешествие (Путешествие по родной земле)
Понятия «факт», «мнение»: работа со словарной статьей. Приемы различения фактов и
мнений в множественном тексте.
Открываем тайны планеты (Изучение планеты)
Языковые маркеры предъявления фактов и мнений в тексте: работа со словарной статьей.
Приемы различения фактов и мнений в множественном тексте.
Открываем мир науки (Человек и природа)
Приемы распознавания фактов и мнений в тексте-интервью, в тексте-рекламе на сайте.
Приемы распознавания фактов и мнений в тексте-интервью, в тексте-рекламе на сайте.
По страницам биографий (Великие люди нашей страны)
Приемы распознавания фактов и мнений в тексте-аннотации фильма, в тексте-интервью.
Приемы распознавания фактов и мнений в тексте-аннотации фильма, в тексте-интервью.
Наши поступки (межличностные взаимодействия)
Приемы распознавания фактов и мнений в художественном тексте.
Фактические ошибки как художественный прием автора.
7 класс
Я и моя жизнь
Смысл жизни.Смысл жизни. Авторский замысел и читательские установки.
Смысл жизни. Использование информации из текста для решения практической задачи.
Человек и книга
Справочное бюро. Особенности чтения и понимания электронных текстов. Использование
информации из текста для решения практической задачи. Как выглядит слон.
Использование информации из текста для решения практической задачи.
Выбор товаров и услуг
Проблемы повседневности. Чтение и понимание несплошных текстов. Использование
информации из текста для решения практической задачи.
Человек и технический прогресс
Будущее. Работа со смешанными текстами. Пресс-конференция. Погружение. Новости
будущего века.
Взаимоотношения
Планета людей. Работа со множественными текстами. Дискуссия. Тихая дискотека. Работа
с публицистическим текстом. Интегрированное занятие.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных
результатов. Они формируются во всех направлениях функциональной грамотности, при
этом определенные направления создают наиболее благоприятные возможности для
достижения конкретных образовательных результатов.
Личностные результаты
•
осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих
задач и своего места в мире);
•
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
•
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
•
готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
•
осознание ценности самостоятельности и инициативы;
•
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
•
проявление интереса к способам познания;
•
стремление к самоизменению;
•
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
•
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
•
установка на активное участие в решении практических задач, осознание
важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений;
•
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
•
активное участие в жизни семьи;
•
приобретение опыта успешного межличностного общения;
•
готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в
коллективных учебно-исследовательских,
•
проектных и других творческих работах;
•
проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой
деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу;
•
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
•
освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание
личной ответственности за свои поступки в мире;
•
готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня
своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других;

•
осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать
свое развитие.
Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры:
•
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
•
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
•
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;
•
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
•
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред;
•
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и
отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные
действия, составляющие умение учиться:
— овладение универсальными учебными познавательными действиями;
— овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
— овладение универсальными регулятивными действиями.
•
Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в
нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных
предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в
целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные,
коммуникативные, регулятивные);
•
способность их использовать в учебной, познавательной и социальной
практике;
•
готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и
сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
•
способность организовать и реализовать собственную познавательную
деятельность;
•
способность к совместной деятельности;
•
овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание
информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом
назначения информации и ее целевой аудитории.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
•
владеть базовыми логическими операциями:
- сопоставления и сравнения,

- группировки, систематизации и классификации,
- анализа, синтеза, обобщения,
- выделения главного;
•
владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знакосимволических средств;
•
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
•
устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
•
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
•
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
•
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
•
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
•
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
•
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно
выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
•
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
•
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и
данное;
•
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
•
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
•
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в
ходе исследования (эксперимента);
•
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
•
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
•
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
•
выбирать,
анализировать,
систематизировать
и
интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
•
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и
ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

•
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и
их комбинациями;
•
оценивать надежность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
•
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий
обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
•
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с целями и условиями общения;
•
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
•
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
•
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
•
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
•
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
•
публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта
(эксперимента, исследования, проекта);
•
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации
и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
•
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
•
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
•
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
•
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения,
обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
•
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
•
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

•
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий
обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта
обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
•
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
•
ориентироваться
в
различных
подходах
принятия
решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
•
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
•
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об
изучаемом объекте;
•
делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
•
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
•
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
•
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
•
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации;
•
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
•
оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
•
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
•
выявлять и анализировать причины эмоций;
•
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
•
регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
•
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
•
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
•
принимать себя и других, не осуждая;
•
открытость себе и другим;
•
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и
жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого
поведения).

Предметные результаты освоения программы основного общего образования
представлены с учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в
ходе внеурочной деятельности обучающихся по формированию и оценке функциональной
грамотности.
Занятия по читательской грамотности вносят вклад в достижение следующих
предметных результатов по предметной области «Русский язык и литература».
По учебному предмету «Русский язык»:
•
понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официальноделовых, публицистических, художественных текстов различных функциональносмысловых типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной
мысли текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них;
подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания
текста;
•
овладение умениями информационной переработки прослушанного или
прочитанного текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой
информации в тексте;
•
представление содержания прослушанного или прочитанного учебнонаучного текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента;
•
извлечение информации из различных источников, ее осмысление и
оперирование ею;
•
анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых
высказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи;
•
определение
лексического
значения
слова
разными
способами
(установление значения слова по контексту).
По учебному предмету «Литература»:
•
овладение умениями смыслового анализа художественной литературы,
умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное;
•
умение анализировать произведение в единстве формы и содержания;
определять тематику и проблематику произведения; выявлять позицию героя,
повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности
произведения и воплощенные в нем реалии; выявлять особенности языка
художественного произведения;
•
овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально
изученных художественных произведений (в том числе с использованием методов
смыслового чтения, позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл
текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и
удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать
чтение слушателями, и методов эстетического анализа).

Тематическое планирование 5 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество
часов
Всего

Путешествуем и познаем мир
(Путешествие по России)
Работаем над проектом
2
(Школьная жизнь)
Хотим участвовать в конкурсе
3
(Школьная жизнь)
По страницам биографий
4
(Великие люди нашей страны)
Мир моего города (Человек
5
и технический прогресс)
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1

6

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
http://skiv.instrao.ru/
https://media.prosv.ru/func/

7

http://skiv.instrao.ru/

5

http://skiv.instrao.ru/

8

http://skiv.instrao.ru/
https://media.prosv.ru/func/

8

http://skiv.instrao.ru/

34

Тематическое планирование 6 класс
№
п/п

Нас ждет путешествие
(Путешествие
по родной земле)
Открываем тайны планеты
(Изучение
планеты)
Открываем мир науки (Человек
и природа)
По страницам биографий (Великие
люди нашей страны)

1

2
3
4
5

Наименование разделов и тем
программы

Наши поступки (межличностные
взаимодействия)
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Количество
часов
Всего

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

4

http://skiv.instrao.ru/
https://media.prosv.ru/func/

3

http://skiv.instrao.ru/

3

http://skiv.instrao.ru/

3

http://skiv.instrao.ru/
https://media.prosv.ru/func/

4

http://skiv.instrao.ru/
https://media.prosv.ru/func/

17

Тематическое планирование 7 класс
№
п/п
1

Наименование разделов и тем
программы
Я и моя жизнь

Количество
часов
Всего
6

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
http://skiv.instrao.ru/

2
3
4
5

Человек и книга
Выбор товаров и услуг
Человек и технический прогресс
Взаимоотношения
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

7
5
7
9
34

http://skiv.instrao.ru/
http://skiv.instrao.ru/
http://skiv.instrao.ru/
http://skiv.instrao.ru/

Поурочное планирование
5 класс
№
п/п

Тема урока

Количество
часов
Всего

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

1

Введение. Обсуждение понятий
«функциональная грамотность»,
«составляющие функциональной
грамотности»

1

2

Путешествуем и познаем мир
(Путешествие по России)

1

3

Приемы поиска и извлечения
информации разного вида (текстовой,
графической) по заданной теме из
различных источников

1

https://media.prosv.r
u/func/

4

Приемы поиска и извлечения
информации разного вида (текстовой,
графической) по заданной теме из
различных источников

1

http://skiv.instrao.ru/

5

Приемы выделения главной
и
второстепенной информации, явной
и скрытой информации в тексте

1

http://skiv.instrao.ru/

6

Приемы выделения главной
и
второстепенной информации, явной
и скрытой информации в тексте

1

https://media.prosv.ru/
func/

7

Работаем над проектом (Школьная
жизнь)

1

http://skiv.instrao.ru/

8

Приемы работы с множественным
текстом по выявлению явной и скрытой
информации, представленной в разных
частях текста.

1

http://skiv.instrao.ru/

9

Приемы работы с множественным
текстом по выявлению явной и скрытой
информации, представленной в разных
частях текста.

1

http://skiv.instrao.ru/

10

Приемы работы с множественным
текстом по выявлению явной и скрытой
информации, представленной в разных
частях текста.

https://fg.resh.edu.ru/

http://skiv.instrao.ru/

http://skiv.instrao.ru/
1

11

Приемы выявления визуальной
информации, представленной на карте,
и приемы сопоставления информации,
выявленной в тексте, с информацией,
содержащейся в графическом объекте
(географическая карта, фотография)

1

http://skiv.instrao.ru/

12

Приемы выявления визуальной
информации, представленной на карте,
и приемы сопоставления информации,
выявленной в тексте, с информацией,
содержащейся в графическом объекте
(географическая карта, фотография)

1

http://skiv.instrao.ru/

13

Приемы выявления визуальной
информации, представленной на карте,
и приемы сопоставления информации,
выявленной в тексте, с информацией,
содержащейся в графическом объекте
(географическая карта, фотография)

1

http://skiv.instrao.ru/

14

Хотим участвовать в конкурсе
(Школьная жизнь)

1

http://skiv.instrao.ru/

15

Приемы работы с множественным
текстом, представленным на сайте

1

http://skiv.instrao.ru/

16

Приемы работы с множественным
текстом, представленным на сайте

1

http://skiv.instrao.ru/

17

Приемы поиска информации,
представленной вербально и визуально,
расположенной в разных частях
множественного текста

1

http://skiv.instrao.ru/

18

Приемы поиска информации,
представленной вербально и визуально,
расположенной в разных частях
множественного текста

1

http://skiv.instrao.ru

19

По страницам биографий (Великие
люди нашей страны)

1

https://media.prosv.ru/
func/

20

Приемы анализа информации учебнонаучного текста (биография),
представленной в виде таблицы

1

https://media.prosv.ru/
func/

21

Приемы анализа информации учебнонаучного текста (биография),
представленной в виде таблицы

1

https://media.prosv.ru/
func/

22

Приемы анализа информации учебнонаучного текста (биография),
представленной в виде таблицы

23

Приемы анализа информации учебнонаучного текста (биография),
представленной в виде таблицы

24

Приемы
комментирования
включающего
визуальный
(фотографию)

текста,
объект

25

Приемы
комментирования
включающего
визуальный
(фотографию)

текста,
объект

26

Приемы
комментирования
включающего
визуальный
(фотографию)

текста,
объект

27

Мир моего города (Человек
и технический прогресс)

28

29

30

31
32
33
34

Приемы извлечения информации из
различных источников
(художественный и публицистический
тексты, заметки с сайта), включающих
визуальный объект
Приемы извлечения информации из
различных источников
(художественный и публицистический
тексты, заметки с сайта), включающих
визуальный объект
Приемы извлечения информации из
различных источников
(художественный и публицистический
тексты, заметки с сайта), включающих
визуальный объект
Осмысление извлеченной
информации и оперирование ею
Осмысление извлеченной информации
и оперирование ею
Осмысление извлеченной информации
и оперирование ею
Итоговое занятие

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

https://media.prosv.ru/
func/

1

https://media.prosv.ru/
func/

1

https://media.prosv.ru/
func/

1

https://media.prosv.ru/
func/

1

https://media.prosv.ru/
func/
http://skiv.instrao.ru/

1
http://skiv.instrao.ru/
1

http://skiv.instrao.ru/
1

http://skiv.instrao.ru/
1

1
1
1
1
34

http://skiv.instrao.ru/
http://skiv.instrao.ru/
http://skiv.instrao.ru/
http://skiv.instrao.ru/

6 класс
№
п/п

Тема урока

Количество
часов
Всего

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

1

Введение. Обсуждение понятий
«функциональная грамотность»,
«составляющие функциональной
грамотности

1

https://fg.resh.edu.ru/

2

Нас ждет путешествие (Путешествие по
родной земле)

1

http://skiv.instrao.ru/

3

Понятия «факт», «мнение»: работа со
словарной статьей

1

http://skiv.instrao.ru/

4

Приемы различения фактов и мнений в
множественном тексте

1

http://skiv.instrao.ru/

5

Открываем тайны планеты (Изучение
планеты)

1

http://skiv.instrao.ru/

6

Языковые маркеры предъявления
фактов и мнений в тексте: работа со
словарной статьей

1

https://media.prosv.ru
/func/

7

Приемы различения фактов и мнений в
множественном тексте

1

http://skiv.instrao.ru/

8

Открываем мир науки (Человек и
природа)

1

http://skiv.instrao.ru/

9

Приемы распознавания фактов и
мнений в тексте-интервью, в текстерекламе на сайте

1

http://skiv.instrao.ru/

10

Приемы распознавания фактов и
мнений в тексте-интервью, в текстерекламе на сайте

1

http://skiv.instrao.ru/

11

По страницам биографий (Великие
люди нашей страны)

1

https://media.prosv.ru
/func/

12

Приемы распознавания фактов и
мнений в тексте-аннотации фильма, в
тексте-интервью

1

http://skiv.instrao.ru/

13

Приемы распознавания фактов и
мнений в тексте-аннотации фильма, в

1

https://media.prosv.ru
/func/

тексте-интервью
14

Наши поступки (межличностные
взаимодействия)

1

http://skiv.instrao.ru/

15

Приемы распознавания фактов и
мнений в художественном тексте

1

http://skiv.instrao.ru/

16

Фактические ошибки как
художественный прием автора

1

https://media.prosv.ru
/func/

17

Итоговое занятие

1

http://skiv.instrao.ru/

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

17

7 класс
№
п/п

Тема урока

Количество
часов
Всего

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

1

Вводный урок.

1

2

Я и моя жизнь

1

http://skiv.instrao.ru/

3

Смысл жизни

1

http://skiv.instrao.ru/

4

Смысл жизни. Авторский замысел и
читательские установки.

1

http://skiv.instrao.ru/

5

Смысл жизни. Использование
информации из текста для решения
практической задачи.

1

http://skiv.instrao.ru/

6

Повторение материала.

1

7

Человек и книга

1

http://skiv.instrao.ru/

8

Справочное бюро

1

http://skiv.instrao.ru/

9

Справочное бюро. Особенности чтения
и понимания электронных текстов

1

http://skiv.instrao.ru/

10

Справочное бюро. Использование
информации из текста для решения
практической задачи.

1

http://skiv.instrao.ru/

11

Как выглядит слон.

1

http://skiv.instrao.ru/

12

Как выглядит слон. Использование
информации из текста для решения

1

http://skiv.instrao.ru/

практической задачи.
13

Повторение материала.

1

14

Выбор товаров и услуг.

1

http://skiv.instrao.ru/

15

Проблемы повседневности

1

http://skiv.instrao.ru/

16

Проблемы повседневности. Чтение и
понимание несплошных текстов

1

http://skiv.instrao.ru/

17

Проблемы повседневности.
Использование информации из текста
для решения практической задачи.

1

http://skiv.instrao.ru/

18

Повторение материала.

1

19

Человек и технический прогресс.

1

http://skiv.instrao.ru/

20

Будущее

1

http://skiv.instrao.ru/

21

Будущее. Работа со смешанными
текстами.

1

http://skiv.instrao.ru/

22

Будущее. Пресс-конференция.

1

http://skiv.instrao.ru/

23

Погружение

1

http://skiv.instrao.ru/

24

Новости будущего века

1

http://skiv.instrao.ru/

25

Повторение материала.

1

26

Взаимоотношения

1

http://skiv.instrao.ru/

27

Планета людей

1

http://skiv.instrao.ru/

28

Планета людей. Работа со
множественными текстами

1

http://skiv.instrao.ru/

29

Планета людей. Дискуссия.

1

http://skiv.instrao.ru/

30

Тихая дискотека. Работа с
публицистическим текстом.

1

http://skiv.instrao.ru/

31

Тихая дискотека. Интегрированное
занятие.

1

http://skiv.instrao.ru/

32

Повторение материала.

1

33

Урок-обобщение. Самооценка
результативности на занятиях.

1

http://skiv.instrao.ru/

34

Итоговое занятие.

1

http://skiv.instrao.ru/

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО

34

ПРОГРАММЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
«Функциональная грамотность. Учимся для жизни» : сборник эталонных заданий :
учебное пособие / под ред. Г.С. Ковалевой, Л.А. Рябининой. – Москва; «Просвещение»
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
«Функциональная грамотность. Учимся для жизни» : сборник эталонных заданий :
учебное пособие / под ред. Г.С. Ковалевой, Л.А. Рябининой. – Москва; «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Материалы из пособий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни»
РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/
ФГБНУ ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru/
«Просвещение» https://media.prosv.ru/func/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».