Школа добрых дел

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»

Приложение № 16 к ООП НОО
МБОУ СОШ № 3,
утвержденной Приказом
МБОУ СОШ № 3 от 10.07.2023
г. № 127/1

Шевченко М. В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Школа добрых дел»
НАПРАВЛЕНИЕ «КОММУНИКАТИВНОЕ»
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

п. Алтынай, 2023 г.

Подписан цифровой
подписью: Шевченко М. В.
DN: C=RU, OU=директор, O=
МБОУ СОШ № 3, CN=
Шевченко М. В., E=sloghkola3@
yandex.ru
Основание: Я являюсь
автором этого документа

Оглавление
1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности……………………………………………………………………………………………. 3
2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
4
3. Тематическое планирование…………………………………………………………………………. 6

2

1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание программы внеурочной деятельности для 1 класса «Школа добрых дел»
составлено с учетом рабочей программы воспитания МБОУ СОШ № 3 и направлено на развитие
у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в
продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё
свободное время.
Раздел № 1 Правила поведения в школе
- Мы пришли на урок. Представление об учебной деятельности. Функции ученика и
учителя в учебной деятельности. Основные правила поведения ученика на уроке. Зачем нужны
перемены? Основные правила поведения ученика на перемене. Чтение стихотворения по теме Я.
Аким «Идут гурьбою школьники…», М. Танич «Урок поведения». Анализ фотовыставки «Наш
класс на перемене». Правила поведения в гардеробе. Основные правила поведения ученика в
гардеробе. Мы в школьной столовой. Правила поведения за столом. Анализ поведения за столом
героев сказки А. Толстого «Золотой ключик». Анализ поведения за столом героев сказки А.
Милна «Вини- Пух и все-все». Экскурсия в библиотеку. Роль книги в жизни человека. Правила
поведения в библиотеке. Игра «Угадай героев книг». Стихотворение «Как мы жили бы без
книг?»
Раздел № 2 О добром отношении к людям
Что такое «добро и зло». Добро и зло в сказках. Главное в сказках – победа добра над
злом. Выставка рисунков «Добро». Добрые и недобрые дела. Добрые и злые поступки, их
последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Стихотворение Л.Николаенко
«Доброта», Н.Добронравова « Чтобы стало в этом мире завтра…», « Дарите радость людям»,
«Если добрый ты». Товарищи и друзья.
Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу. Праздник-игра «Если с другом вышел в путь».
Как завоевывать друзей. Правила общения с товарищами и друзьями. Понятие «настоящий
друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Стихотворение «Дружный класс». Кластер «Правила
крепкой дружбы». О вежливых словах и их применении. Содержание понятий «вежливость» и
«этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. Основные правила вежливости в
общении. Игра «Вежливо - невежливо». Правила знакомства, представления и обращения.
Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Правила приветствия и
прощания. Понятие о форме вежливого приветствия и прощания. Значение вежливых слов и
правильное употребление слов в речи. Разыгрывание ролевой ситуации. Художественное слово.
Словесные игры. Правила извинения и просьбы. Знакомство с правилами извинения и просьбы.
Игра «Можно – нельзя». Правила благодарности и отказа. Употребление слов благодарности и
отказа в зависимости от ситуации. Художественное слово. Разыгрывание ролевой ситуации.
Чтение и анализ стихотворений «Не выучил» А. Шибаев, «Подарите крокодила» Э. Мошковская.
Этическая игра-беседа «Да здравствует вежливость!». Отношение к старшим. Отношение к
учителю. Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и
уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.
Этикет в общении с учителем.
Отношение к малышам. Доброе, терпимое отношение к младшим. Помощь и забота по
отношению к младшим. Тест «О вежливом отношении к людям».
Раздел № 3 Как стать трудолюбивым
Маленькое дело лучше большого безделья. Понятия «труд», «дело», «безделье», «лень».
Значение труда в жизни людей. Труд и лень в сказках. Инсценирование и анализ сказки « Сказка
про лентяя Ваню». Делу – время, потехе – час. Труд – полезная деятельность, безделье – предмет
осуждения. Пословицы о труде, их анализ. Умение рационально распределять время для труда и
отдыха. Как быть прилежным и старательным. Пути и способы преодоления лени, неумения
трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). Практические задания
«О добром отношении к людям». Учение – это тоже труд. Учение как основной труд и
обязанность школьника. Прилежание и старательность в учении и труде. Наш труд в классе.
Соблюдение чистоты и порядка в классе. Дежурство. Мой труд каждый день дома. Помощь
3

родителям. Соблюдение порядка в своей комнате, на своем рабочем месте. Познавательная игра
- беседа «Учитесь быть трудолюбивыми». Учусь всё делать сам. Соблюдение режима дня,
умение организовать свой труд дома.
Раздел № 4 Правила опрятности и аккуратности
Культура внешнего вида. Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по
внешнему виду. Одежда будничная и праздничная. Оценка внешнего вида человека, критерии
такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Да здравствует мыло душистое! Правила личной гигиены. Конкурс о предметах туалета в
виде загадок, пословиц, стихов. Обсуждение рисунков. Каждой вещи своё место. Бережное
отношение к своей одежде. Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные
вещи). Каждой вещи своё место. Соблюдение порядка на своем рабочем месте, содержание в
чистоте книг и тетрадей. Аккуратность – уважение человека к себе. Аккуратность, опрятность,
бережливость – уважение человека к себе. Соблюдать правила опрятности и знать их значение
для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Практические
задания «Правила опрятности и аккуратности».
Раздел №5 Школьный этикет.
Правила поведения на улице, в транспорте. Правила поведения в общественных местах.
Правила поведения в общественном транспорте. Разыгрывание ситуации «Мы в автобусе».
Правила поведения в лесу, на лугу, на речке. Правила поведения в лесу, на лугу, на речке.
В магазин за покупками. Правила поведения в общественных местах – в магазине. Игра
«Опиши предмет» Моделирование ситуации «Покупатель - продавец». Словесная игра «Назови
одним словом». К нам гости пришли! Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение
гостей. Импровизация «Игра в гостей». Анализ ситуации « Ко мне пришли гости».
Коррекционная игра «Я и другие».
Чему мы научились в «Школе добрых дел»? Моральные нормы и правила поведения.
Итоговое занятие. Игры. Тест на знание правил поведения в общественных местах.
Формы организации и виды деятельности внеурочной деятельности «Занимательная
математика»
№
Виды деятельности
Формы организации обучающихся.
п/п
1
Познавательная
Беседы,
экскурсии,
просмотр
и
обсуждение
видеоматериала, встречи с людьми различных
профессий
3.
Игровая
Игры, викторины
4.
Социальное творчество
коллективные творческие дела Социальные акции,
творческие и социальные проекты
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В процессе реализации программы «Школа добрых дел» предусматривается разработка и
реализация социальных проектов школьников, которые строятся на совокупности
таких ценностных ориентиров, как:
- ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и
материальном мире в целом как величайшей ценности;
- ценность человека – осознание ответственности за себя, своего душевного,
физического и социально-нравственного здоровья;
- ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни
общества, как одного из основополагающих элементов культуры;
- ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через
признание постулатов нравственной жизни, сострадание и милосердие, стремление помочь
ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви;
2.

4

- ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества,
разума, понимания сущности бытия, мироздания;
- ценность природы - бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания
человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и
приумножение её богатства;
- ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и
образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных,
этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность
российского общества;
- ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни
человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области;
- ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание
чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим
людям;
- ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества;
желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение
культурным наследием предшествующих поколений.
- ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса
которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностными результатами освоения курса является:
• ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие;
• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками,
старшими детьми и взрослыми;
• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно
значимой деятельности;
• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее
привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической,
общественно полезной деятельности.
Метапредметные результаты:
- приобретение школьником социальных знаний,
- понимание социальной реальности и повседневной жизни;
- приобретение навыков групповой работы;
- получение опыта разработки социальных проектов и организации коллективной
творческой деятельности;
- поиск, нахождение и обработка информации о принятых в обществе нормах поведения и
общения; о толерантности к другим людям; о взаимопомощи и т.п.;
- способность регулировать собственную деятельность;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и
сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе,
т.д.);
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);
- совершенствование в умениях слышать себя и других;
- приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыт
исследовательской и поисковой деятельности; опыт публичного выступления; опыт
самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
В процессе оценки достижения планируемых результатов используются такие методы, как
наблюдение, анализа результатов деятельности, проекты, творческие работы, самоанализ и
самооценка.
Результаты внеурочной деятельности отслеживаются в портфолио учащихся.
Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:
• самостоятельность работы;
5

• осмысленность действий;
• разнообразие освоенных задач.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
-опыту публичного выступления;
-опыту самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№
Тема
Правила поведения в школе 5 ч
1
Мы пришли на урок
2
Зачем нужны перемены?
3
Правила поведения в гардеробе
4
Мы в школьной столовой
5
Экскурсия в библиотеку
О добром отношении к людям 11 ч
6
Что такое «добро и зло».
7
Добрые и недобрые дела
8
Товарищи и друзья
9
Как завоевывать друзей
10 О вежливых словах и их применении
11 Правила знакомства, представления и обращения
12 Правила приветствия и прощания
13 Правила извинения и просьбы
14 Правила благодарности и отказа
15 Отношение к старшим. Отношение к учителю
16 Отношение к малышам
Как стать трудолюбивым 7 ч
17 Маленькое дело лучше большого безделья
18 Делу – время, потехе – час
19 Как быть прилежным и старательным
20 Учение – это тоже труд
21 Наш труд в классе
22 Мой труд каждый день дома
23 Учусь всё делать сам
Правила опрятности и аккуратности 5 ч
24 Культура внешнего вида
25 Да здравствует мыло душистое!
26 Каждой вещи своё место
27 Каждой вещи своё место
28 Аккуратность – уважение человека к себе
Школьный этикет 5 ч
29 Правила поведения на улице, в транспорте
30 Правила поведения в лесу, на лугу, на речке
31 В магазин за покупками

Часы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6

32
33

К нам гости пришли!
Чему мы научились в «Школе добрых дел»?

1
1

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
https://apkpro.ru
https://edsoo.ru/Vneurochnaya_deyatelnost.htm
https://edsoo.ru/
https://nsportal.ru
https://infourok.ru
https://multiurok.ru/files/programma-po-vneurochnoi-deiatelnosti-shkola-dob-1.html

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».